Проблемные технологии обучения
статья по информатике и икт по теме
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая форма организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации. При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Этапы технологии проблемного обучения:
- Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение учащихся и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью урока.
- Поиск решения проблемы:
- - через диалог;
- - выдвижение гипотез.
- Проверка гипотез, начиная с ложной.
- Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.
- Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).
- Проведение контрольных и проверочных работ с включение заданий проблемного характера:
- поставь проблемный вопрос;
- выдвини гипотезу;
- докажи.
Наиболее оптимальной является следующая структура проблемного урока:
- Проблемная ситуация.
- Формулировка проблемы.
- Выдвижение гипотез.
- Доказательство или опровержение гипотез.
- Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ).
Рассмотрим каждый этап проблемного урока.
I. Проблемная ситуация.
Условия создания проблемной ситуации.
Возникают, например при изучении темы «Выигрышная стратегия в игре», «Решение логических задач» или при составлении различных программ.
Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания, умения, навыки.
Выделяют 2 типа проблемных ситуаций:
С удивлением (разные мнения по поводу выполнения одного и того же
задания).
С затруднением (практическое задание на новый материал, с которым
ребята не могут справиться).
Способы создания проблемной ситуации.
При организации практической работы учащихся. Это могут быть задачи по программированию на Бейсике и Паскале, при создании проекта в ЛогоМирах.
При побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению, например, во время «логических минуток» на уроках информатике в начальных классах, при изучении темы «Предметы с необычным составом и действиями», а также при решении различных задач по программированию. При исследовательских заданиях, создании проектов, написании рефератов.
Приемы создания проблемной ситуации.
1. Непреднамеренный приём - ошибка ученика.
2. Преднамеренный приём. Ставится проблемный вопрос «Можно ли...?». Если следует ложное умозаключение, учитель говорит: «Я считаю, что …, а вы как думаете?». Далее используются аналогии, например, найди «лишнее» в данном ряду. Используются противоречивые сведения. Например, «Выбери правильный ответ в тесте: «Понятность алгоритма обозначает то, что он должен быть записан с помощью ... а) Команд, понятных создателю алгоритма, б) Команд из системы команд исполнителя, в) Команд, понятных пользователю алгоритма, г) операторов языков программирования».
Вопросы для осознания противоречия:
- Что удивило вас? Что интересного заметили? Какие факты налило?
- Сколько же разных мнений в классе? Что вы сначала думали?
- Что вы предполагали? Что получилось на самом деле?
II. Формулировка учебной проблемы.
Проблема может быть озвучена на примере темы урока (например, «Системы счисления»). Ставится вопрос «Почему записи 111 и III означают разные числа?», ответом на который и будет новое знание.
Лучший вариант постановки проблемы, если ее озвучивают сами ученики. Но если они не могут осознать противоречие и сформулировать проблему, то учитель может использовать два вида диалога:
Побуждающий (побуждает к осознанию противоречия и формулирования проблемы («Вы удивлены? Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?»).
Подводящие (Посильные для ученика вопросы и задания, которые, шаг за шагом, приводят его к осознанию проблемы («Вспомни», «Сравни», «Проанализируй»).
III. Выдвижение гипотезы
Учитель «направляет» учащихся с помощью наводящих суждений:
- Давайте предположим...
- В какой последовательности будете решать проблему...
- Выскажите свою точку зрения
- Какие есть догадки, предположения.
Если ученики не выдвинули своих гипотез, то учитель предлагает свои (среди них сознательно могут быть ошибочные).
IV. Доказательство или опровержение гипотез.
Приемы:
- Наблюдение и анализ.
- Сравнение, выделение общих признаков.
- Отбор методом исключения («Это не подходит, так как...»).
- Сочетание наблюдения и опыта.
Для выдвижения гипотез, их доказательств и опровержения у учащихся должны быть сформированы такие практические навыки, как:
- умение ставить цель;
- находить и формулировать противоречия;
- выдвигать и обосновывать гипотезы;
- спорить, рассуждать, сравнивать свое мнение с высказываниями других;
- составлять план решения или выполнения задания;
- проверять и оценивать свои действия.
V. Проверка правильности решений.
Приёмы проверки:
- Сравнение с формулировкой правила в учебнике, готовым планом действий.
- Формулировка вывода с использованием таблиц, схем, алгоритмов и памяток.
- Выполнение практических заданий по данной теме.
Примеры использования проблемных технологий на уроках информатики.
Конспект урока
«Решение логических задач»
Цели:
- Способствовать развитию логического мышления
- Способствовать развитию внимания
- Научиться анализировать исходные данные задачи
Используемые образовательные технологии: игровая, групповая, проблемная, здоровьесберегающая, ИКТ, дифференцированного обучения.
Ход урока
- Организационный момент – 2 минуты.
- Разминка – 5 секунд на раздумье. 15 вопросов. Проблемная технология. (3 минуты).
- Работа в парах. Выполните следующие задания: (6 минут)
- Напишите в течение трёх минут слова, имеющие отношение к школе.
- Составьте со словом ключ столько предложений, сколько это слово имеет значений. Игровая, групповая технологии.
- Теоретический материал. Как решать логические задачи табличным способом. Объяснительно-иллюстративный метод обучения с применением информационно-компьютерной, игровой и проблемной технологии. Показ презентации. 7 минут
- Физкультминутка - 3 минуты
- Выполнение практических заданий. Разноуровневые задания – дифференцированное обучение, проблемная технология. 16 минут.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание. 3 минуты.
Конспект открытого урока
«Выигрышная стратегия»
Цели:
- Познакомиться с выигрышной стратегией в игре
- Научиться применять её в конкретных задачах
- Способствовать развитию логического мышления
- Способствовать воспитанию внимательности и аккуратности при работе за ПК
Используемые образовательные технологии: репродуктивная, проблемная, игровая, здоровьесберегающая, групповая, ИКТ.
Ход урока
- Организационный момент – 2 минуты.
- Повторение пройденного (репродуктивный метод обучения). 3 минуты.
- Объяснение нового материала. Учитель предлагает классу поиграть в следующую игру. На доске изображён ряд бусинок. Можно закрашивать одну или две бусинки. Выигрывает тот, кто закрасит последнюю бусинку. Учитель выбирает второй ход и выигрывает. Проводится несколько раундов игры и задаётся вопрос: «Почему учитель при данных условиях всегда выигрывает»? Ученики предлагают свои варианты ответов и так находится решение задачи. (проблемная и игровая технологии). 4 минуты.
- Задача «Закрась бусинки, число которых кратно 4 ». Обсуждение с классом выигрышной стратегии для этого случая. Игра. 5 минут
- Задача «Закрась произвольное число бусинок». Обсуждение выигрышной стратегии и игра в парах (групповая и игровая технологии). 5 минут.
- Задача «Закрась яблоки на яблонях». Решаем самостоятельно в парах (групповая и игровая технологии). 5 минут.
- Физкультминутка – 3 минуты.
- Выполнение практического задания. Задача Баше, игра с компьютером. Информационно-компьютерная, игровая и проблемная технологии. 10 минут.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. 3 минуты.
Конспект урока
«Поиск элементов массива, удовлетворяющих некоторым условиям»
9 класс, I триместр
Цели:
- Научиться составлять простые и сложные условия для поиска элементов массива
- Научиться анализировать исходные данные задачи поиска элементов массива
- Способствовать развитию логического мышления
- Способствовать воспитанию внимательности и аккуратности при работе за ПК
Используемые технологии: дифференцированного обучения, проблемная, ИКТ, здоровьесберегающая, фронтального опроса.
Ход урока
- Организационный момент – 2 минуты.
- Проверка домашнего задания. Двое учеников решают задачи у доски. Остальные предлагают свои варианты решения. (Репродуктивный метод обучения). 5 минут.
- Актуализация знаний . Фронтальный опрос. 4 минуты.
- Что такое массив?
- Как описать одномерный массив?
- Как обратится к некоторому элементу массива?
- Что общее между всеми элементами массива? Что у каждого своё?
- Как заполнить массив?
- Как вывести его на экран?
- Теоретическая основа урока. Показ презентации. (Объяснительно-иллюстративный метод обучения, информационно-компьютерная технология). После объяснения вопросы:
- Как вывести на экран чётные элементы?
- Как вывести элементы, стоящие на чётных местах?
- Как вывести чётные элементы, стоящие на чётных местах? (Проблемный метод обучения). 10 минут.
- Физкультминутка - 3 минуты.
- Выполнение практического задания. Разноуровневые задачи. (Дифференцированный метод обучения, информационно-компьютерная технология). 18 минут.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание. 3 минуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемно-диалогического обучения в обучении иностранным языкам.
В последние годы активно стали разрабатываться новые подходы к обучению школьников. Одним из таких подходов является технология проблемно-диалогического обучения....
Инновационный продукт «Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности»
Инновационный продукт...
Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения , она позволяет заменить урок объяснения нового материала ...
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности
В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...
Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.
Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики....
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»
Цель урока:ü актуализировать и упорядочить знания о значении воды для жизни на Земле.Задачи урока:Образовательные:ü познакомить учащегося со значением воды для живых организмов, обратить внимание на п...
Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала
Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...