Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.
методическая разработка по математике на тему

Лось Любовь Александровна

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД  на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_rabota.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево муниципального района

Ставропольский Самарской области

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД  на уроках математики.

Работа учителя математики

Лось Любовь Александровны

2016 г.

Содержание.

1.Введение…………………………………………………………………………....3

2. Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД  на уроках математики.

     2.1 Проблемное обучение ……………………………………………… …...... .5

     2.2 Метод проектов ………………….. …………………………..………..........7

     2.3 Проблемные ситуации применяемые на уроках математики....................11

     2.4 Организация проектной работы с учащимися  на уроках математики.....13

3. Заключение ………………………………………………………………….......16

4. Литература…………………………………………………………………….....18


1. Введение.

   Новые методы обучения, основанные на самостоятельных, активных, формах приобретения знаний и работы с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной в основном на коллективное восприятие информации. Ни для кого не секрет, что в ходе образовательного процесса мы сталкиваемся с проблемой вовлечения в деятельность учащихся. Особого внимания требуют к себе «проблемные» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это  могут быть вопросы дисциплины, материального обеспечения ребёнка, заинтересованности в получении знаний и ряд других. Метод проектов, проблемные уроки позволяют нам преодолевать некоторые из них. Организация работы на уроке с использованием метода проектов требует в первую очередь умения учащегося владеть технологиями работы с различными источниками, материалами и программами. В ходе работы я стала замечать:

  • низкий уровень мотивации;
  • снижение или отсутствие интереса к предмету;
  • несоответствие уровня обученности школьников их реальным возможностям;
  • высокий уровень тревожности учащихся;
  • быструю утомляемость, перегрузку учащихся, ухудшение их здоровья.

   Существуют ли методы обучения снижающие тревожность, быструю утомляемость,..?

Проблема. Проанализировать применение  проблемного метода и метода проектов в обучении математики как современные методы обучения и формирования УУД.

Актуальность.  Введение новых Федеральных Государственных  Образовательных Стандартов  изменили цели образования,  учебные программы. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать ученик. Целостные ли знания приобретает ученик? Всё это требует  иной организации учебного процесса, обновления методов и форм организации обучения, построения учебной деятельности с использованием современных педагогических технологий. Таковыми являются метод проектов и метод проблемного обучения.  Они позволяют  предоставить  условия  для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развития интереса к предмету через  активное обучение. 

Цель работы:

Обобщить опыт работы по использованию метода проектов и проблемного метода в процессе формирования учебных навыков в обучении математики.

Задачи:

  • Изучить метод проблемного обучения и метод проектов
  • Систематизировать проблемные ситуации, применяемые на практике.
  • Проанализировать опыт работы по использованию методов
  • Наметить план дальнейшей работы.

    В данной работе я  представляю свой опыт работы  по преподаванию математики и формированию УУД. Так как я являюсь ещё и преподавателем технологии и ИЗО, руководителем дополнительного образования следовательно имею возможность проследить межпредметные и метапредметные связи.

2.1 Проблемное обучение. 

      «Своеобразие проблемного обучения  в том, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности»

  И. Я. Лернер и  М. Н. Скаткин

        При использовании данного метода опираюсь на основные положения М. И. Махмутова.

Главные цели проблемного обучения:

•        развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

•        получение прочных знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем

•        воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Методы проблемного обучения:

•        Проблемное изложение

•        Эвристическая беседа

•         Исследовательский

Десять  способов  создания проблемной ситуации по М.И. Махмутову

•        Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

•        Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой.

•        Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.  

•        Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

•        Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

•        Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.

•        Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

•        Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке учебной проблемы.

•        Организация межпредметных связей.

•         Варьирование задачи, перефразирование вопроса

2.2 Метод проектов.

Метод проектов возник в США во второй половине 19 в.. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). Основные положения его теории: - истинным и ценным является только то, что дает практический результат; - ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом); - усвоение знаний — это стихийный, неуправляемый процесс; - ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности обучения Д. Дьюи считал: - проблематизацию учебного материала; - познавательную активность ребенка; - связь обучения с жизненным опытом ребенка; - организацию обучения как деятельности (игровой, трудовой). Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира. Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей — американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по «методу проектов». Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП(б) метод проектов был осуждён, поскольку «он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся». До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Его реализация на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится  из авторитетного источника информации становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Проектный метод ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен.

Метод проектов заключается в том, что мы учим ребёнка этапам достижения цели.

Шаблон технологической карты проекта:

Предмет:

Класс:

Тип проекта:

Тема 

 

Проблема

Цель темы

 зачем я собираюсь делать этот проект.

Задачи

Что для этого следует сделать

   Основное содержание темы, термины и понятия

 

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

 

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 

 

 

Метапредметные связи

I этап Проблема

Цель – определение темы,

 цели. Выбор группы

 учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивирует учащихся.

Объясняет цель проекта.

Собирают информацию.

Обсуждают задание

II этап Проектирование

Цель – анализ проблемы.

 Определение источников

 информации.

 Распределение ролей.

 Выбор критериев оценки.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Помощь в анализе

 и синтезе.

Формируют задачи.

Уточняют информацию

III этап Поиск информации

Цель – сбор и уточнение

 информации.

 Обсуждение альтернатив.

 Выбор оптимального

варианта.

Уточнение планов

 деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Наблюдает.

    Консультирует. Предлагает

дополнительные

 источники

информации

Работа с информацией.

 Проводят синтез и

 анализ идей.

 Выполняют исследование.

IV Этап Продукт

Цель – работа над

 проектом. Оформление

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Консультирует

Выполняют исследование

и работают над проектом

V этап Презентация

Цель – коллективная

защита проекта.

Объяснение

полученных результатов

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оценивает

 результаты работы.

Защищают проект.

Участвуют в коллективной оценке результатов

Работа над проектом позволяет проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, пользоваться которым смогут другие ( «шпаргалку», фильм, литературное или художественное произведение…).
Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для  5–6-х классов хорошим опытом является работа над учебным проектом. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов.
Персональный проект — это самостоятельная работа,  на длительный срок. Это могут быть не только учебные, но и социальные проекты. У ученика может появиться несколько консультантов (супервизоров) помимо руководителя проекта. Консультанты могут являться не работниками школы. Взрослые помогают правильно оформить проектную документацию, ответить на вопросы, быть первым слушателем презентации проекта. При этом обращает внимание на критерии оценивания проекта (
Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения; полнота использованной информации, разнообразие ее источников; творческий и аналитический подход к работе; оформление работы; рефлексия; самостоятельность;..) С критериями учащиеся знакомятся заранее. Проектную деятельность даёт не только знания, но и жизненный опыт.

2.3 Организация проблемного метода обучения на уроках математики.

Целью внедрения проблемного обучения стало формирование достаточно полных, глубоких и прочных знаний по изучаемому предмету, что позволяет:

-        Повысить качество знаний учащихся

-        Повысить мотивацию учащихся

-        Научить учащихся выделять главное, рассуждать, доказывать, находить рациональные пути решения;

-        развивать межпредметные и метапредметные связи.

Для выполнения задачи я сделала анализ уроков и выбрала задачи  проблемного характера. Рассмотрела их тематику и получила следующие результаты:

На уроках я использую следующие проблемные задания:

 Проблемная ситуация сопоставления и обобщения

Изучение темы "Сокращение дробей " (6 класс)

Задача.

Представлены 4 прямоугольника со сторонами 2см и 4см . Верно  ли что  дроби 1/2 , 2/4 , 4/8 , 8/16 ,3/8 равны?

 Проблемная ситуация через практическое задание.

Задача. «Для покраски пола в  классе с размерами 4м, 6м и 3 м купили 6 кг краски. Достаточно ли будет краски, если на ней написано: площадь покрытия  100г/кв.м.?»   

 Задача. Как вы полагаете сможем ли мы построить чертёж изделия с размерами 90 см *45 см в тетради?

Проблемная ситуация через решение задач на внимание и сравнение

Тема  «Транспортир» (5 класс):

Задача.

Сумма внутренних углов треугольника 180 градусов. Возможно ли, что кто либо из учащийся получит за измерение углов треугольника оценку "пять"?

Ваня        ∟А=90°, ∟B=55°, ∟С=45°;

Петя        ∟А=80°, ∟B=30°, ∟С=45°;

Люся         ∟А=50°, ∟B=60°, ∟С=70°.

Задача. Два угла треугольника равны 127º и 63º. Найти величину третьего угла.

Проблемная ситуация через составление условия в виде таблицы

Задача. Из города до турбазы  автомобиль ехал со скоростью 80 км/ч при этом он затратил на путь 3 часа. Обратный путь автомобиль проехал  со скоростью на 20  км/ч меньше.  Сколько времени длился обратный путь?

S км

V км/ч

t ч

Город-турбаза

80

3

Турбаза-город

На 20 км/ч меньше

?

Все пустые клетки наводят нас на пути решения задачи. Аналогично для задач на покупки, задачи, решаемые уравнениями,…

 Проблемная ситуация через умышленно ошибку или несколько ошибок.

Тема «Линейные уравнения с одной переменной» (6 класс)                                          

 Мною предлагается решение уравнения:

  (2х + 7) × 3 + 6 = 21

  6х + 21 + 6 = 14

  6х =2 1 – 21 + 6

  6х = 6

  х = 1

      Справедливо ли утверждение, что 1 – корень уравнения. Проверка: 33=21.  

Проблемная ситуация   противоречия нового материала старому, уже известному.

Задача. Вес груза составил 2000 фунтов. Может ли машина грузоподъёмностью 5 тонн перевести данный груз?

Задача. Выполнить вычисления:   1/7+ 4/7=;   4/9- 2/9=  ;   5/9- 4/7=  ;

Проблемная ситуация с участием детей.

Приглашаю к доске двух учеников и предлагаю им «обыграть»задачу.

Задача. Из пункта А выехали два автомобиля со скоростью 80  и 90 км/ ч соответственно, Находились ли через 2 часа автомобили на расстоянии 20 км друг от друга?

2.4 Организация проектной работы с учащимися  на уроках математики.

Метод проектов связан с практической деятельностью, создаёт личностную мотивацию школьника в решении  проблемы. Способ решения проблемы имеет практический характер.

 Примеры краткосрочных проектов на уроке:

1. Разрезать квадрат или прямоугольник с известными сторонами; из частей составить другую фигуру; найти её площадь, периметр.

2. По рисунку, схеме, уравнению составлять текстовые задачи.

3. Составление памятки-опоры для одноклассника по определенной теме.

 4. Стихотворное изложение понятий, теорем.

5. Моделирование многогранников и геометрических тел.

6. Развертки тел.

7. Сумма и разность дробей с разными знаменателями

8. Орнамент - отпечаток души народа. Мордовская вышивка.

9. Математика на клетчатой бумаге.

10. Паркет.

Сначала работаем  группами над краткосрочными  учебными проектами.    Решаем рассматриваемую проблему, т.е. пополняем свои знания. Я – координатор познавательной, исследовательской деятельности учеников. При выполнении проекта важен процесс, его составляющие. Развиваем личностные, познавательные, коммуникативные  способности учащихся.

При организации проектной деятельности стараюсь включить в проекты задания прикладной направленности в связи с плохим оснащением наглядностью кабинета и в последние годы увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а у них развито предметно-образное мышление. Таким образом, выполненные наглядные пособия, раздаточный материал даёт возможность проекту стать социально-значимым. Это я считаю очень важно в воспитательных целях и для тех, кто делал и тем, кому делали.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение  учебным действиям. В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а самообучение происходит за счет эксплуатации памяти.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  • Личностными результатами является формирование следующих умений:
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
  • Межпредметные связи на занятиях по математике:
  • с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
  • с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
  • С уроками  изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите проектов.

В нашей памяти остаётся след от наших действий глубоко и надолго. Расскажу на примере проекта «Орнамент-отпечаток души народа» 5 класс..  Предварительно  с ребятами выясняем понятие орнамента. Получаем, что орнамент подразумевает повторение. В каких фигурах нам удобно повторять рисунок?  В равных. Приходим в тому что лучше всего в квадратах, прямоугольниках. Разбиваем двойной лист клетчатой бумаги на квадраты с нечетным количеством клеток или чётным. Таким образом, поделились на 2 группы. Между квадратами нужен пробел или нет?  Делаем квадраты на расстоянии друг от друга. Какие отрезки можно построить в квадрате? Отрезки сторон и диагонали. Возьмем за правило и построим орнамент в первом квадрате.  Дети, повторяют орнамент во всех квадратах при этом рисуют отрезки, которые являются сторонами или диагоналями квадрата. Заполняют всё поле листа и выделяют равные (одинаковые) элементы цветом. Здесь происходит развитие и интеллекта и личностных качеств и коммуникативных. Ни одна работа не похожа друг на друга. Но если есть азиатские корни, то прослеживаются в орнаменте узбекские мотивы. Коренные  жители села мордва, у них рисунок с ромбами связывается. После приносят кучу работ выполненных  дома. Нравится дело когда оно спорится.

3.  Заключение.

   Метод проблемного обучения и метод проектов перекликаются так  в проекте мы также сталкиваемся с проблемой и ищем методы её решения. Это является частью метода проектов, а проблемное обучение начальной его ступенькой. Таким образом вводя проблемное обучение я подготавливаю почву для старших классов в работе над проектами.  В ходе работы над проектами мы видим как дети самостоятельно или с помощью взрослых справляются с поставленными задачами и можем регулировать дальнейшую работу, выступать в роли координатора или соучастника проекта.  Даже не самый «сильный» ученик должен получить радость результата работы.

Результатом моего опыта можно считать:

  • - рост мотивации к изучению предмета;  
  • - рост качества знаний учащихся
  • - методическая разработка уроков.

      Я работаю с обычными деткам,а на протяжении десяти лет  ещё обучаю детей с ограниченными возможностями здоровья, но с сохранённым интеллектом. Метод проблемного обучения помогает в усвоении знаний, а вот до самостоятельного проекта мне не удалось вырасти с такими детками.

     Я планирую далее совершенствоваться в методическом аспекте.

4.  Литература.

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие – М.: Народное образование, 1998 г.
  2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1977
  3. Рекомендации Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004 // Школьный психолог. 2004. № 30. Мильграм Л.И., Кондаков А.М. и др.       
  4. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 117-120
  5. Международный Бакалавриат и российская школа. Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений. — М., 1997.
    здоровья школьников». М., 20046
  6. Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению
    7.                
    Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / 7. 7

 8.         Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Оценка без стресса: новый старый подход // Здоровье детей. 2003. № 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в учебном процессе на уроках математики

1.Актуальность опыта.2.Научность.3.Результативность.4.Новизна опыта.5.Технологичность.6.Основные задачи.7.Получение результатов, анализ....

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается метод проектной методики как одной из современных технологий обучения музыке в общеобразовательном учреждении....

Презентация "Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии формирования УУД на уроках математики"

Презентация"Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии формирования УУД на уроках математики"...