Графика в Pascal
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

Ятис Владимир Викторович

Знакомство с тем, как можно создавать на экране компьютера эффект движения объектов, научитесь рассчитывать изменение координат движущихся объектов и строить графики простых функций. 
• Какие размеры имеет экран в графическом режиме ЯП Паскаль? 
• Где находится точка начала координат? 
• Как изменяются координаты х и у в Паскале? 
• Какого типа должны быть координаты объектов? 
• Какие стандартные функции позволяют перевести действительное числа в целые? 
• Какие команды рисования объектов вы знаете? 
• Как установить графический режим? 
2. Алгоритм программирования движения объекта. 
3. Примеры программ с движущимися по горизонтали и диагонали шариками. 
4. Организация движения по окружности. Пример программы. 
5. Построение графика функции. Пример программы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafika_pascal.rar2.09 МБ
Файл grafiki_funktsii.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Вариант

  1. Вариант

  1. Вариант



Предварительный просмотр:

 

clBlack – черный
clPurple – фиолетовый
clWhite – белый
clMaroon – темно-красный
clRed – красный
clNavy – темно-синий
clGreen – зеленый
clBrown – коричневый
clBlue – синий
clSkyBlue – голубой
clYellow – желтый
clCream – кремовый

  

clAqua – бирюзовый
clOlive – оливковый
clFuchsia – сиреневый
clTeal – сине-зеленый
clGray – темно-серый
clLime – ярко-зеленый
clMoneyGreen – цвет зеленых денег
clLtGray – светло-серый
clDkGray – темно-серый
clMedGray – серый
clSilver – серебряный

3)              Построение графика функции.

На экране современного компьютера можно получить не только последовательности букв, цифр и других символов, но и разнообразные рисунки, схемы и т.д. Для этого в языке Программирования включаются специальные средства - графические процедуры. Количество пикселей (светящихся точек ) на экране  зависит от типа графического адаптера и для распространённого адаптера VGA составляет 1024x768.

Так как же осуществляется построение графиков функций?

Допустим требуется построить график функции у= х2-3 на отрезке [-3,3]. Кроме кривой, изображающей график этой функции, на экране должны быть высвечены координатные оси Ох и Оу.  Договоримся располагать начало системы координат Оху в середине экрана (т.е. в точке, определённой парой чисел 160, 100). Необходимо условиться ещё и о количестве точек экрана, соответствующих единице измерения в системе координат Оху, т.е. о масштабном множителе. Пусть его значение равно 10. В этом случае положение точки графика с координатами (х,у) на экране определяется парой значений 160+10*х, 100-10*у. Напишем программу построения графика:

program parabola;

uses graphabc;

     var i:integer;

         x,y:real;

begin

  line(0,240,620,240);  

  line(300,0,300,900);  

   for i:=-150 to 150 do

   begin

  x:=0.03*i;  

  y:=x*x-3

setpixel(round(300+20*x),round(240-20*y),clRed);  textout(10,10,'y=x*x-3');

  end;

end.

 

При выполнении этой программы на экране вначале высвечивается горизонтальный и вертикальный отрезки, проходящие через середину экрана. На каждом из них отмечается точка, соответствующая единице в системе координат Оху. Затем в цикле с параметром I выполняется построение графика функции у= х2-3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, за счёт выбора в качестве приращения аргумента величины, обратной масштабному множителю, а именно числа 0,03, можно увеличить приращение аргумента. График может строиться быстрее, но тогда, между точками графика будут заметны просветы.

 

 

 

 

 

 

III Физминутка

IV Практическая работа на ПК

Задания для практической работы

Построить кривую по заданному параметрическому представлению, предварительно выбрав расположение координатных осей и масштаб на них, исследовать области определения, представить программу в виде отдельного проекта.

 

Окружность радиуса r с центром в начале координат:

x = r cos t

y= r sin t

t Є [ 0 , 2 p [

а с т р о и д у

х =  b cos 3 t  

y = b sin 3 t  

t Є  [ 0 , 2 p [

Улитку Паскаля

  х =  а cos 2 t + b cos t

  y = а cos t sin t  +b sin t

a > 0 ,   b > 0 , t Є [ 0 , 2 p [

Pассмотреть следующие случаи , когда b ³ 2 a , a > b

 

 b > 2 a ,        a < b < 2 a,           a > b           a=b

э п и ц и к л о и д у

х = ( а + в ) cos t – a cos ( ( a + b ) t / a )

y = ( а + в ) sin t – a sin ( ( a + b ) t / a )

a > 0 , b > 0

Pассмотреть следующие случаи:

 

  1)  если b / a есть целое положительное число , t Є [ 0 , 2 p [

  2)  если b / a  = p / q  , где p и q - положительные  целые b

 

         b / a = 3                                      b / a = 3 / 2                                      

к а р д и о и д у

х =  а cos t (  1 + cos t )

y = а sin t  (  1 + cos t )

 

a > 0 ,  t Є  [ 0 , 2p  [

 

V Итоги урока

1) Закрепление изученного материала - Демонстрация выполненных проектов учащихся.

2) Оценка работы класса и учащихся, отличившихся на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы графики в Pascal

Конспект по теме "Основы графики в языке Паскаль", в нем разобраны основные теоретические вопросы (названия процедур и функций, которые используются при решении графических задач в среде программирова...

Урок по информатике для 9-х классов на тему: «Графика в Pascal ABCNET. Практическая работа. Программирование рисунка «Светофор»

Цель данного урока – дать представление о графике в языках программирования, научить писать простейшие программы для построения рисунка в Паскале. Приводятся основные графические операторы Pascal ABCN...

Самостоятельная работа по информатике для 9-х классов. Графика в Pascal ABC. Программирование рисунка «Цветок».

Цель данного урока – проверить знания, полученные о графике в языках программирования, проверить умение писать простейшие программы для построения рисунка в Паскале. Сформулировано задание по написани...

Основы графики в Pascal

Основы графики в Pascal...

Графика в Pascal ABC и Qbasic

Презентация сравнивает графический модуль двух языков программирования Pascal ABC и Qbasic. Может использоваться на первом занятии программирования графики....

Графика в PASCAL ABC

Основы работы в графическом модуле Pascal ABC. Наглядные материалы и практические задания с решением...

Графика в PASCAL ABC

презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) на тему "Графический редатор"...