СЕКРЕТЫ СОЗДАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ по предмету ИНФОРМАТИКА ДЛЯ 9 КЛАССА
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "СЕКРЕТЫ СОЗДАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ" ,по предмету ИНФОРМАТИКА ,ДЛЯ 9 КЛАССА на 2013-2014 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_informatika.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОУ-ООШ с. Чкалово
РАССМОТРЕНО на заседании МО, протокол от ____ _____________ 2013 г. № ____ Руководитель МО _____________ Дунина Н.П. подпись | СОГЛАСОВАНО Зам. Директора _______________ Круковская Т.Б. подпись _____________ 2013г. № ____ | УТВЕРЖДЕНО Директор школы МОУ-ООШ _________________ Абдулина Г.Е. подпись Введено приказом № _______ от _____ _____________ 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
СЕКРЕТЫ СОЗДАНИЯ ПОЛЕЗНЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ
по предмету ИНФОРМАТИКА
ДЛЯ 9 КЛАССА
Учитель : Мосолова Н.И.
2013-2014 уч.год
Пояснительная записка
Информатику можно рассматривать как науку об информации, ее роли в жизни человека; как ремесло, освоение которого в наше время просто необходимо и как искусство, заключающееся в процессе создания полезных компьютерных программ.
На уроках информационных технологий в основной школе учащиеся осваивают приемы работы с офисными приложениями и, перейдя в 10 класс, впервые знакомятся с принципами объектно-ориентированного программирования в рамках базового курса информатики (по программе Н.Д. Угриновича). К сожалению, описываемые в учебнике [1] примеры задач скорее иллюстрируют особенности реализации языка программирования, чем значение умения программировать. В условиях ограниченности приобретенных знаний, учащиеся не пытаются искать им практическое применение и интерес к предмету падает.
Элективный курс для предпрофильной подготовки «Секреты создания полезных компьютерных программ» посвящен знакомству с искусством создания полезных Windows-приложений (тестов, обучающих программ, программ моделирующих различные физические явления). Он позволит учащимся 9-х классов гимназии или лицея, ориентирующимся на выбор информационно-технологического профиля, познакомиться со спецификой видов деятельности, которые будут для них ведущими.
Цели и задачи предлагаемого курса
- создать условия для формирования и развития у обучающихся интереса к изучению информатики и информационных технологий;
- расширить спектр посильных учащимся задач из различных областей знаний, решаемых с помощью компьютера;
- дать представление о принципах устройства и технологии разработки «настоящих» Windows-приложений;
- познакомить со спецификой профессии программиста.
В курсе заложена возможность дифференцированного обучения. Если одному учащемуся достаточно создать программу аналогичную разобранной, другому предлагаются дополнительные задания, вносящие усовершенствования в итоговый программный продукт.
При организации занятий предпочтительней использовать групповые формы работы. В этом случае, школьники, имеющие затруднения в реализации программного кода, смогут проявить себя как сценаристы или как дизайнеры-оформители на этапе создания интерфейса будущего приложения.
Курс построен по модульному принципу. Каждый модуль содержит теоретический блок и практические задания с указаниями учителя. Модули представляют собой цепочку постепенно усложняющихся задач для решения, которых учащимся требуется освоить все новые и новые приемы программирования. Все этапы изготовления программного приложения тщательно разбираются учителем совместно с детьми. Изучение каждого модуля завершается разработкой полностью законченной программы. В большинстве случаев при решении очередной практической задачи используется программный код предыдущего упражнения, таким образом, экономится время урока.
На изучение курса отводится 12 часов.
Учебно-тематический план
Модуль / № урока | Наименование модулей и тем | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |||
лекции | лаб. раб. | сам. раб. | |||||
1 | Машинная графика и анимация | 4 | |||||
1 | Основные понятия объектно-ориентированного программирования: объект, класс, экземпляр класса, свойство, метод, событие, инкапсуляция, наследование и полиморфизм. Знакомство с интерфейсом Visual Basic. | 1 | 1 | тестирование | |||
2 | Графические методы Visual Basic. | 1 | 1 |
| |||
3 | Ветвления в программе. Анимация внедренных объектов. | 1 | 1 | ||||
4 | Циклы в программе. Анимация движения. | 1 | 1 | контрольная работа | |||
2 | Формы представления данных | 2 | |||||
5 | Использование свойств объектов Кнопка опций и Флажок для организации выбора в программе. Создание простейшего теста. Знакомство с файловым вводом/выводом. | 1 | 1 | ||||
6 | Переменные величины и их типы. Массивы данных, массивы объектов. | 1 | 0,5 | 0,25 | 0,25 | Собеседование с учащимися | |
3 | Дополнительные средства проектирования приложений | 2 | |||||
7 | Разработка приложения «Графический редактор». Организация диалога с пользователем. Работа с таймером. Приложение «Мишень». | 1 | 1 | ||||
8 | Разработка меню программы. Использование подключаемых компонент для вызова стандартных диалоговых окон Палитра, Открыть/Сохранить. | 1 | 1 | Зачет по результатам самостоятельной работы | |||
4 | Разработка проекта | 1 | |||||
9 | Самостоятельная разработка учащимися тестирующей или обучающей программы. | 1 | 1 | Защита проектов |
Содержание программы
Модуль 1. Машинная графика и анимация
Первый модуль является в большей степени вводным. Он посвящен машинной графике и анимации. Здесь отрабатываются необходимые приемы программирования линейных разветвляющихся и циклических конструкций в алгоритмах. Учащиеся знакомятся с практической стороной понятий класс, объект, экземпляр класса, событие, свойство и метод. Учителю следует с особым вниманием отнестись к процессу формирования у обучающихся нового понятийного аппарата. С этой целью проводится первое занятие – лекционное. А затем на каждом следующем уроке отводится время на актуализацию новых понятий – блиц-опросы, кроссворды, ребусы и т.д.
Модуль 2. Формы представления данных
Во втором модуле вводятся понятия общая процедура, переменная, тип переменной, массив переменных, массив объектов; на примере создания тестирующей программы рассматриваются возможности использования файлов для хранения массивов данных, изучаются особенности работы объектов различных классов, методы организации диалога с пользователем.
Модуль 3. Дополнительные средства проектирования приложений
Третий модуль знакомит учащихся с дополнительными средствами проектирования приложений: созданием меню, использованием подключаемых компонент для организации стандартных диалогов Открыть/Сохранить, внедрением в создаваемое приложение средств мультимедиа.
Модуль 4. Разработка проекта
В четвертом модуле – самостоятельная работа учащихся над созданием собственных тестирующих или обучающих программ. В качестве итога по завершению работы над проектами рекомендуется провести зачет в форме защиты проектов.
Литература для учащихся
- Волченков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000
- Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001-2005
- Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2001-2004.
Методическая литература
- Волченков Н.Г. Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000
- Глушаков С.В., и др. Программирование в среде Windows: Учебный курс. – Харьков: Фолио; М.:ООО «Издательство АСТ», 2000
- Маргулев А.И. Программирование на языке Visual Basic 5 //Информатика. Вып. 1-3 – 1999. – №23, 28, 31
- Паньгина Н.Н. и др. Первое знакомство с Visual Basic //Компьютерные инструменты в образовании, 2001.–№1, 3
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001-2005
- Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2001-2004
- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии»: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ, 2001-2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
полезные компьютерные программы
полезные компьютерные программы для начинающего музыканта:MagicScore,Cakewalk Sonar, Музыкальный конструктор,Band-in-box...
Секреты создания школьной газеты
Как создавать школьную газету. На что обращать внимание, Миссия издания....
Информация для родителей. Полезные компьютерные программы.
Иногда человек, работающий за компьютером (не только ребенок, играющий в компьютерные игры, но и взрослый) так увлекается, что не замечает стремительно уходящего времени. А результат - переутомлени...
Контрольно-измерительный материал по предмету "Физика-9класс"
ким 9 класс по физике...
АОП по предмету Чтение 9класс
АОП по предмету Чтение для 9 класса для детей с умеренной умственной отсталостью составлена по программе Баряевой....
Видео мастер класс по созданию интерактивной компьютерной игры "Найди по силуэту" PowerPoint
Здравствуйте коллеги и гости моей страницы!.В этом видеоуроке я покажу как создать интерактивную игру "Угадай по силуэту" для детей в программе PowerPoint с использованием функции триггер. И...
Информационно-техническая профилизация учащихся путем создания лаборатории компьютерных технологий
На сегодняшний день актуальна задача подготовки специалистов, способных работать в условиях быстрого роста информационных технологий и массовых коммуникаций, дать качественные знания учащимся об инфор...