Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс Семакин
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс Семакин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информатика и ИКТ 9 класс Семаин | 557 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089; авторской программы «Информатика и ИКТ» для основной школы И. Г. Семакина, Л.А. Залоговой и др., изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / Составитель М.Н. Бородин. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007» и учебного плана МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» на 2012-2013 учебный год.
Изучение информатики и ИКТ в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Приоритетными задачами в курсе информатики за 9 класс выступают изучение информационных процессов и информационных технологий. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
В связи с переходом на ПСПО содержание авторской программы Семакина И.Г. в рабочей программе адаптировано к условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе.
Резерв учебного времени использован для увеличения количества часов по темам: «Введение в предмет»(1ч), «Информационное моделирование»(1ч), «Программное управление работой компьютера»(1ч) и повторение за курс 9 класса (2ч).
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанных на 10-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Программой предусмотрено:
Количество контрольных работ Количество практических работ
I полугодие | II полугодие | Год |
3 | 3 | 6 |
I полугодие | II полугодие | Год |
16 | 15 | 31 |
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Название | ФИО автора | Издательство | Год издания |
Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса – 2-е изд. | Семакин И.Г. и др | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2007 |
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: 8—11 классы: т.т. 1, 2 | Семакин И.Г. и др | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2008 |
Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие | Семакин И.Г. и др | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2008 |
Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию 9 класса
В результате изучения курса информатики и ИКТ обучающийся должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 9 классе
№ П/П | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Плановые сроки прохождения | Примечание | |
план | факт | ||||
Введение в предмет | 1 | ||||
Введение. Инструкция по ОТ, ТБ и правилам поведения в КВТ. | 1 | 03.09 | стр. 6-7 Техника безопасности и санитарные нормы работы на ПК | ||
Передача информации в компьютерных сетях | 10 | ||||
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства | 1 | 04.09 | § 1 | ||
Аппаратное и программное обеспечение сети. Скорость передачи данных. Практическая работа №1: «Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами» | 1 | 10.09 | § 3 | ||
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Практическая работа №2: «Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами» | 1 | 11.09 | § 2 | ||
Практическая работа №3: «Работа с архиваторами» | 1 | 17.09 | |||
Интернет. WWW – Всемирная паутина. | 1 | 18.09 | § 4 | ||
Поисковые системы Интернет. Практическая работа №4: «Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). | 1 | 24.09 | § 5 | ||
Практическая работа №5: Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов)» | 1 | 25.09 | |||
Практическая работа №6: «Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов» | 1 | 01.10 | стр. 32-33 | ||
Архивирование и разархивирование файлов | 1 | 02.10 | |||
Контрольная работа №1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях» | 1 | 08.10 | |||
Информационное моделирование | 6 | ||||
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. | 1 | 09.10 | § 6 | ||
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. | 1 | 15.10 | § 7 | ||
Табличная организация информации. | 1 | 16.10 | § 8 | ||
Области применения компьютерного информационного моделирования. | 1 | 22.10 | § 9 | ||
Практическая работа №7: «Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей» | 1 | 23.10 | стр. 56-57 | ||
Контрольная работа №2 по теме «Информационное моделирование» | 1 | 05.11 | |||
Хранение и обработка информации в базах данных | 12 | ||||
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. | 1 | 06.11 | § 10 | ||
Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Практическая работа №8: «Работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки» | 1 | 12.11 | § 11 | ||
Проектирование и создание однотабличной БД. | 1 | 13.11 | § 12 | ||
Практическая работа №9: «Формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска» | 1 | 19.11 | |||
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. | 1 | 20.11 | § 13 | ||
Практическая работа №10 «Сортировка таблицы по одному и нескольким ключам» | 1 | 26.11 | § 13 | ||
Логические операции. | 1 | 27.11 | § 14 | ||
Практическая работа №11: «Создание однотабличной базы данных: ввод, удаление и добавление записей» | 1 | 03.12 | § 14 | ||
Поиск, удаление и сортировка записей. | 1 | 04.12 | § 15 стр. 87-88 | ||
Поиск, удаление и сортировка записей | 1 | 10.12 | § 15 стр. 89-90 | ||
Практическая работа №12: «Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете)» | 1 | 11.12 | |||
Контрольная работа №3 по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | 1 | 17.12 | |||
Табличные вычисления на компьютере | 10 | ||||
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. | 1 | 18.12 | § 16-17 | ||
Табличные расчеты и электронные таблицы. | 1 | 24.12 | § 18 | ||
Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Практическая работа №13: «Работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных» | 1 | 25.12 | § 19 | ||
Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Практическая работа №13: «Работа с готовой электронной таблицей: изменение формул» | 1 | 14.01 | § 20-22 | ||
Практическая работа №14: «Создание электронной таблицы для решения расчетной задачи» | 1 | 15.01 | § 20-22 | ||
Практическая работа №15: «Решение задач с использованием условной и логических функций » | 1 | 21.01 | § 20-22 | ||
Методы работы с электронными таблицами. Практическая работа №16: «Манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк)» | 1 | 22.01 | |||
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Практическая работа №17: «Использование встроенных графических средств» | 1 | 28.01 | § 21 | ||
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практическая работа №18: «Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы» | 1 | 29.01 | § 23-24 стр. 126-127 | ||
Контрольная работа №4 по теме «Табличные вычисления на компьютере» | 1 | 04.02 | |||
Управление и алгоритмы | 10 | ||||
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. | 1 | 05.02 | § 25-26 | ||
Понятие алгоритма и его свойства. | 1 | 11.02 | § 27 | ||
Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Структурная методика алгоритмизации. Практическая работа №19: «Работа с учебным исполнителем алгоритмов» | 1 | 12.02 | § 28 | ||
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. | 1 | 18.02 | |||
Практическая работа №20: «Составление линейных алгоритмов управления исполнителем» | 1 | 19.02 | |||
Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практическая работа №21: «Использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм)» | 1 | 25.02 | § 29 стр. 174-175 | ||
Практическая работа №22: «Составление циклических алгоритмов управления исполнителем» | 1 | 26.02 | § 30 | ||
Практическая работа №23: «Составление ветвящихся алгоритмов управления исполнителем» | 1 | 04.03 | § 31 | ||
Практическая работа №24: «Составление алгоритмов со сложной структурой» | 1 | 05.03 | |||
Контрольная работа №5 по теме «Управление и алгоритмы | 1 | 11.03 | |||
Программное управление работой компьютера | 13 | ||||
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Представление данных в программе. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. | 1 | 12.03 | § 32-33 | ||
Структура программы на языке Паскаль. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода. Практическая работа №25-26: «Знакомство с системой программирования на языке Паскаль» | 1 | 18.03 | § 34-35 | ||
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практическая работа №27: «Ввод, трансляция и исполнение данной программы» | 1 | 19.03 | § 35 | ||
Практическая работа №28: «Разработка и исполнение линейных программ» | 1 | 01.04 | |||
Правила записи основных операторов: ветвление. | 1 | 02.04 | § 36 | ||
Практическая работа №29: «Разработка и исполнение ветвящихся программ» | 1 | 08.04 | § 37 | ||
Практическая работа №29: «Разработка и исполнение ветвящихся программ» | 1 | 09.04 | § 38 | ||
Правила записи основных операторов: цикл. | 1 | 15.04 | § 39 | ||
Практическая работа №30: «Разработка и исполнение циклических программ» | 1 | 16.04 | § 40 | ||
Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. | 1 | 22.04 | § 41 | ||
Практическая работа №31: «Программирование обработки массивов» | 1 | 23.04 | § 42 | ||
Практическая работа №31: «Программирование обработки массивов» | 1 | 29.04 | § 43 | ||
Контрольная работа по теме «Программное управление работой компьютера» | 1 | 30.04 | стр. 236-237 | ||
Информационные технологии и общество | 4 | ||||
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | 1 | 06.05 | § 44-45 | ||
История ЭВМ и ИКТ. | 1 | 07.05 | |||
Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. | 1 | 13.05 | |||
Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере | 1 | 14.05 | § 48-49 (стр. 284-285) | ||
Повторение материала за курс 9 класса | 1 | 20.05 | |||
Итоговое занятие | 1 | 21.05 |
Содержание программы
Модуль 1. Введение в предмет. Компьютерные сети и их типы. 11ч (4+7)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, базы данных и пр. Интернет. WWW - "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практикум на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа в Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Обучающиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др;
- что такое Internet; какие возможности предоставляет пользователю “Всемирная паутина” — WWW;
Обучающиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц и поиск информации в Internet с помощью броузеров и поисковых программ;
- работать с одной из программ-архиваторов.
Информационное моделирование 5ч (4+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Обучающиеся должны знать:
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
Обучающиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично-организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
Хранение и обработка информации в базах данных 12ч (6+6)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приёмы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например картой города Саратова в Интернете).
Обучающиеся должны знать:
- что такое база данных, СУБД, информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
Обучающиеся должны уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
Табличные вычисления на компьютере 10ч (5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчётной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Обучающиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора.
Обучающиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Управление и алгоритмы 10ч (4+6)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Обучающиеся должны знать:
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Обучающиеся должны уметь:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Программное управление работой компьютера 16ч (7+9)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Язык программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задач с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Обучающиеся должны знать:
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования;
- что такое трансляция;
- назначение систем программирования;
- правила оформления программы на Паскале;
- правила представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с готовой программой на языке Паскаль;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
Модуль 7. Информационные технологии и общество 4ч (4+0)
Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной среде.
Обучающиеся должны знать:
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- историю способов записи чисел (систем счисления);
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема безопасности информации;
- какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
Обучающиеся должны уметь:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Изучение базового курса ориентировано на использование обучающимися учебника [1], задачника-практикума [2]. Учебник построен по двухуровневому принципу: материал, соответствующий минимальному содержанию базового курса, излагается в первой части книги. Часть вторая содержит дополнительный материал, расширяющий содержание разделов первой части учебника и может использоваться при изучении курса по углубленному варианту.
Задачник-практикум дает обширный материал для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся задания, как для теоретического выполнения, так и для практической работы на компьютере. Больное число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание практической работы по времени и по уровню сложности.
Учебное пособие [3] является приложением к учебнику. В нем содержится конспективное изложение разделов базового курса в схематической форме. Это своеобразные опорные конспекты, которые удобно использовать как при объяснении нового материала, так и при повторении, обобщении уже изученного.
Проблемы методики преподавания базового курса, организации занятий, контроля знаний учащихся рассматриваются в пособии для учителя [4]. Кроме того, пособие содержит дидактический материал, позволяющий организовать изучение базового курса путем использования модульно-рейтинговой технологии.
Формы и средства контроля
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или контрольной работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
Учебно-методическое обеспечение
Для обучающихся
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Базовый курс 9 . — М.: БИНОМ, Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Информатика и ИКТ. Подготовка к ГИА-2011. Вступительные испытания/ под ред.Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011
Для учителя
- А.Х. Шелепаева – Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы – М.:ВАКО, 2005
- Информатика и ИКТ. Подготовка к ГИА-2011. Вступительные испытания/ под ред.Ф.Ф.Лысенко, Л.Н.Евич – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011
- И.А.Иванова – 9 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2007
- Информатика 9 класс. Проектная деятельность/ автор-сост.М.Г.Гилярова. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010
- А.Ф.Чернов, А.А.Чернов – Информатика: Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию –Волгоград: Учитель, 2007
- Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях, 2-11 классы/ автор Гераськина И.Ю., Тур С.Н. - М.: Планета, 2011
- Задачник-практикум по информатике. Учебное пособие для средней школы. Под ред. И.Семакина, Е.Хеннера. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007.
- Емельянов Е.В. Лабораторный практикум по информатике
- Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/
Приложение
Контрольная работа № 1 по информатике и ИКТ в 9 классе по теме «Передача информации в компьютерных сетях» (урок №11). Вариант – 1.
1. Модем — это ..., согласующее работу ... и телефонной сети. Вместо многоточий вставить соответствующие слова:
A) устройство, программы;
B) программа, компьютера;
C) программное обеспечение, компьютера;
D) устройство, дисковода;
E) устройство, компьютера.
2. Браузеры (например, Internet Explorer) являются
A) серверами Интернета;
B) почтовыми программами;
C) средством создания Web-страниц;
D) средством просмотра Web-страниц;
E) средством ускорения работы коммуникационной сети.
3. Чтобы соединить два компьютера по телефонным линиям, необходимо иметь:
A) модем на одном из компьютеров;
B) модем и специальное программное обеспечение на одном из компьютеров;
C) по модему на каждом компьютере;
D) по модему на каждом компьютере и специальное программное обеспечение;
E) по два модема на каждом компьютере (настроенных, соответственно, на прием и передачу) и специальное программное обеспечение.
4. Организация, обеспечивающая доступ к информационным ресурсам Интернета — это:
A) провайдер; B) Web-сервер; C) браузер; D) Студия Web-дизайна; Е) Web-узел.
5. Rambler.ru является:
A) Web-сайтом;
B) браузером;
C) программой, обеспечивающей доступ в Интернет;
D) поисковым сервером;
E) редактором HTML-документов.
6. Среди утверждений:
(1) Выделенным сервером локальной сети называют компьютер, магнитный диск которого доступен пользователям других компьютеров.
(2) Работу компьютера в сети через телефонный канал связи обеспечивает сетевая карта.
(3) Локальные и глобальные сети различаются по географическому принципу (по удаленности)
верными являются только:
A) 1; 2; 3; B) 1; 2; С) нет верных утверждений; D) 1; 3; Е) 2.
7. Заданы имя почтового сервера (alfa-centavra), находящегося в России, и имя почтового ящика (Alex). Определить электронный адрес:
A) alfa-centavra@Alex.ru;
B) alfa-centavra@Alex.Russia;
C) alfa-centavra.Alex@ru;
D) Alex.alfa-centavra@ru;
Вариант – 2.
1. Почтовый ящик абонента электронной почты — это:
A) часть оперативной памяти на сервере;
B) часть внешней памяти на сервере;
C) часть ОП на рабочей станции;
D) часть внешней памяти на рабочей станции;
E) номер телефона, с которым связан модем.
2. Что необходимо для подключения домашнего компьютера к глобальной сети Интернет?
(1) сетевая плата; (2) сетевой адаптер; (3) модем; (4) телефон; (5) сетевое программное обеспечение?
A) 3, 4, 5; B) 1, 3, 4; С) 2, 3, 4, 5; D) 1, 4, 5; Е) 2, 3, 5.
3. Протокол связи — это:
A) список абонентов компьютерной сети;
B) программа, приводящая полученное сообщение к стандартной форме;
C) соглашение о единой форме представления и способа пересылки сообщений;
D) список обнаруженных ошибок в передаче сообщений;
E) маршрут пересылки сообщений.
4. По каналу связи за 1/3 часа было передано 3000 Кбайт информации. Определить скорость передачи информации.
A) 1000 Кбайт/мин; B) 1000 байт/мин; C) 2,5 Кбайт/с; D) 2,5 байт/мин; Е) 5 Кбайт/с.
5. Адресом электронной почты в сети Интернет может быть:
A) www.psu.ru; B) 2:5020/23.77; C) victor@; D) xizOI23@DDOHRZ21.uk; Е) nT@@gpu.nisk.ni.
6. Для просмотра World Wide Web требуется:
А) знание IP-адресов;
В) текстовый редактор;
C) URL (универсальный указатель ресурсов);
D) специальная программа с графическим интерфейсом — браузер;
E) только подключение к Интернету.
7. Взаимодействие браузера с Web-сервером производится по протоколу:
A) TCP; В) HTTP; С) FTP; D) РОРЗ; Е) IP.
Контрольная работа № 2 по информатике и ИКТ в 9 классе по теме «Информационное моделирование» (урок №17).
Вариант – 1.
1. Какое из приведенных ниже определений понятия «модель» наиболее точное?
a) Модель некоторого объекта - это другой объект (реальный, знаковый или воображаемый), отличный от исходного, он обладает существенными для целей моделирования свойствами и в рамках этих целей полностью заменяет исходный объект.
b) Модель – это упрощенное подобие реального объекта, отражающее некоторые свойства объекта, существенные для достижения цели моделирования.
c) Модель – это некое вспомогательное средство, которое в определенной ситуации заменяет другой объект.
2. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка.
Если материальная модель объекта - это его физическое подобие, то информационная модель объекта - это его ...
a) описание;
b) точное воспроизведение;
c) схематичное представление;
d) преобразование.
3. Какое из утверждений верно?
a) Информационные модели одного и того же объекта, пусть даже предназначенные для разных целей, должны быть во многом сходны.
b) Информационные модели одного и того же объекта, предназначенные для разных целей, могут быть совершенно разными.
4. Может ли передаваться информация от человека к человеку и от поколения к поколению без использования моделей?
a) Нет, без моделей никогда не обойтись.
b) Да, иногда, например, генетическая информация.
c) Да, чаще всего знания передаются без использования каких-либо моделей.
5. Верно ли, что моделирование представляет собой деятельность человека по созданию модели?
а) Нет. b) Да.
6. Какие из утверждений являются верными?
a) Математическая формула является информационной моделью.
b) График движения поезда - табличная статическая модель.
c) Турнирная таблица чемпионата по футболу – вербальная модель.
7. Формализация – это … .
8. Что отражают матрицы?
Вариант – 2.
1. Верно ли, что моделирование - всегда целенаправленная деятельность?
а) Нет. b)Да.
2. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.
Компьютерная модель - это ... модель, выполненная с помощью компьютерных технологий.
a) информационная (математическая);
b) схематичная;
с) электронная.
3. Могут ли у разных объектов быть одинаковыми модели?
a) Нет.
b) Да, но только для конструктивных (искусственных, созданных людьми) объектов.
c) Да.
4. Построение любой модели начинается ...
a) с выделения свойств и признаков объекта-оригинала;
b) с определения цели моделирования;
c) с выбора вида будущей модели?
5. Вставьте в предложение наиболее точный термин из предложенного ниже списка.
Если натурная модель объекта - это его ......, то информационная модель объекта - это его описание.
a) физическое подобие;
b) точное воспроизведение;
c) схематичное представление;
d) преобразование.
6. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенного ниже списка.
Информационная модель - это целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя ... этого объекта.
а) информация;
b) законы функционирования;
с) свойства.
7. На какие два типа делятся табличные модели?
8. Что отражают двоичные матрицы?
Контрольная работа № 3 по темам «Хранение и обработка информации в базах данных»(урок №29) в 9 классе. Вариант – 1.
1. Базы данных — это:
A) информационные структуры, хранящиеся во внешней памяти;
B) программные средства, позволяющие организовывать информацию в виде таблиц;
C) программные средства, обрабатывающие табличные данные;
D) программные средства, осуществляющие поиск информации.
2. В коробке меньше 9, но больше 3 шаров. Сколько шаров может быть в коробке?
А) 3; В) 9; С) 2; D) 5; Е) 10.
3. Какие атрибуты (признаки) объекта должны быть отражены в информационной модели, описывающей хобби ваших одноклассников, если эта модель позволяет получить ответы на следующие вопросы:
- Каков возраст всех детей, увлекающихся компьютером?
- Каковы имена девочек, увлекающихся пением?
- Каковы фамилии мальчиков, увлекающихся хоккеем?
A) имя, пол, хобби;
B) фамилия, пол, хоккей, пение, возраст;
C) имя, пол, хобби, возраст;
D) имя, возраст, хобби;
E) фамилия, имя, пол, возраст, хобби?
4. Реляционная база данных задана таблицей:
Ф.И.О | Пол | Возраст | Клуб | Спорт | |
1 | Панько Л.П. | жен | 22 | Спартак | футбол |
2 | Арбузов А.А. | муж | 20 | Динамо | лыжи |
3 | Жиганова П.Н. | жен | 19 | Ротор | футбол |
4 | Иванов О.Г. | муж | 21 | Звезда | лыжи |
5 | Седова О.Л. | жен | 18 | Спартак | биатлон |
6 | Багаева СИ. | жен | 23 | Звезда | лыжи |
Какие записи будут выбраны по условию: Спорт= "лыжи" И Пол= "жен" ИЛИ Возраст<20?
A) 2, 3, 4, 5, 6; B) 3, 5, 6; C) 1, 3, 5, 6; D) 2, 3, 5, 6; Е) таких записей нет.
5.Реляционная БД задана таблицей:
Название | Категория | Кинотеатр | Начало сеанса | |
1 | Буратино | х/ф | Рубин | 14 |
2 | Кортик | х/ф | Искра | 12 |
3 | Винни-Пух | м/ф | Экран | 9 |
4 | Дюймовочка | м/ф | Россия | 10 |
5 | Буратино | х/ф | Искра | 14 |
6 | Ну, погоди | м/ф | Экран | 14 |
7 | Два капитана | х/ф | Россия | 16 |
Выбрать первичный ключ для таблицы (допуская, что в кинотеатре один зал):
A) Название+Кинотеатр;
B) Кинотеатр+Начало сеанса;
C) Название+Начало сеанса;
D) Кинотеатр;
E) Начало сеанса.
6. Структура реляционной базы данных изменяется при:
A) удалении любой записи;
B) удалении любого поля;
C) изменении любой записи;
D) добавлении записи;
E) удалении всех записей.
7. Реляционная база данных задана таблицей. Записи в таблице пронумерованы.
Код дистанции | Код соревнований | Дата | Время спортсмена (с) | |
1 | 101 | Д02 | 11.12.2004 | 56,6 |
2 | 104 | Д01 | 12.10.2005 | 37 |
3 | 102 | Д02 | 11.12.2005 | 56,1 |
4 | 103 | Д05 | 11.12.2005 | 242,8 |
5 | 101 | Д04 | 13.01.2005 | 181,1 |
6 | 102 | Д01 | 12.10.2005 | 35,45 |
Сформулировать условие поиска, дающее сведения о спортсменах, принимавших участие в соревнованиях на дистанциях с кодами Д01 и Д03 не позднее 10.12.2004.
A) Код_дистанции="Д01" и Код_дистанции= "Д03" и Дата соревнования>10.12.2004
B) (Код_дистанции="Д01" или Код_дистанции= "Д03") и Дата_соревнования>10.12.2004
C) Код_дистанции="Д01" и (Код_дистанции= "Д03" или Дата_соревнования<=10.12.2004)
D) Код_дистанции="Д01" и Код_дистанции= "Д03" и Дата_соревнования<=10.12.2004
E) (Код_дистанции="Д01" или Код_дистанции= "Д03") и Дата_соревнования<=10.12.2004
8. Дана однотабличная база данных «Автомобилисты»:
Владелец | Модель | Номер | Дата регистрации | |
1 | Левченко Н. | Волга | И537ИГ-59 | 15.08.2001 |
2 | Сидоров А. | Жигули | Ф131ФП-59 | 14.02.2000 |
3 | Горохов И. | Форд | Б171БП-59 | 27.10.2000 |
4 | Федоров К. | Волга | И138ИП-59 | 20.05.2001 |
5 | Сидоров А. | Жигули | И321ИП-59 | 27.10.2000 |
Отсортировать таблицу в порядке возрастания по двум полям: Модель+Номер.
A) 1; 4; 2; 5; 3; ; B) 3; 4; 5; 1; 2; С) 4; 1; 5; 2; 3 D) 3; 5; 2; 4; 1; Е) 2; 1; 5; 4; 3.
9. Полем реляционной БД является:
А) строка таблицы; В) корень дерева; С) дерево; D) столбец таблицы; Е) ветви дерева.
10. Что может служить источником данных при построении запроса (в СУБД Access): (1) таблица, (2) запрос, (3) форма, (4) отчет?
А) 1, 2; В) только 1; С) только 2; D) 3; Е) 4.
Вариант – 2.
1.В реляционной БД информация организована в виде:
A) сети;
B) иерархической структуры;
C) файла;
D) дерева;
E) связанных прямоугольных таблиц.
2. БД содержит информацию об учениках школы: фамилия, класс, балл за тест, балл за практическое задание, общее количество баллов. Какого типа должно быть поле «Общее количество баллов»?
A) текстовое; С) числовое; Е) любого типа.
B) логическое; D) «дата/время»;
3. Реляционная база данных задана таблицей:
Ф.И.О | Пол | Возраст | Клуб | Спорт | |
1 | Панько Л.П. | жен | 22 | Спартак | футбол |
2 | Арбузов А.А. | муж | 20 | Динамо | лыжи |
3 | Жиганова П.Н. | жен | 19 | Ротор | футбол |
4 | Иванов О.Г. | муж | 21 | Звезда | лыжи |
5 | Седова О.Л. | жен | 18 | Спартак | биатлон |
6 | Багаева СИ. | жен | 23 | Звезда | лыжи |
Какие записи будут выбраны по условию: (Клуб= "Спартак" И Клуб= "Ротор") И НЕ (Пол="жен")
A) 3, 5; D) 2, 4;
B) 1, 3, 5; Е) таких записей нет.
C) 2, 3, 4, 5;
4. БД содержит информацию о собаках из клуба собаководства: кличка, порода, дата рождения, пол, количество медалей. Какого типа должны быть поля?
A) текстовое, текстовое, числовое, текстовое, числовое;
B) текстовое, текстовое, дата/время, текстовое, числовое;
C) текстовое, текстовое, дата/время, логическое, числовое;
D) текстовое, текстовое, числовое, логическое, числовое;
E) текстовое, текстовое, дата/время, логическое, текстовое.
5. Реляционная БД задана таблицей:
Название | Категория | Кинотеатр | Начало сеанса | |
1 | Буратино | х/ф | Рубин | 14 |
2 | Кортик | х/ф | Искра | 12 |
3 | Винни-Пух | м/ф | Экран | 9 |
4 | Дюймовочка | м/ф | Россия | 10 |
5 | Буратино | х/ф | Искра | 14 |
6 | Ну, погоди | м/ф | Экран | 14 |
7 | Два капитана | х/ф | Россия | 16 |
В каком порядке будут идти записи, если их отсортировать по двум ключам: Название+Кинотеатр в порядке возрастания?
A) 1, 5, 3, 4, 7, 2, 6; D) 6, 2, 7, 4, 3, 1, 5;
B) 5, 1, 3, 7, 4, 2, 6; Е) 2, 5, 4, 7, 1, 3, 6.
C) 6, 2, 4, 7, 3, 1, 5;
6. Какие характеристики объекта «Склад» должны быть отражены в структуре реляционной базы данных, если необходимо получить следующую информацию:
- - наименование и количество товара с истекшим сроком хранения (дата окончания срока хранения превысила текущую дату);
- - наименование товара с ценой менее 70 руб.;
- - наименование всех товаров на общую сумму более 2 000 руб.?
Построенная модель не должна содержать избыточную информацию.
A) наименование, количество, цена, дата окончания срока хранения, общая сумма;
B) наименование, количество, цена, дата окончания срока хранения, текущая дата, общая сумма;
C) наименование, количество, цена, дата окончания срока хранения;
D) наименование, количество, цена, дата окончания срока хранения, текущая дата;
E) наименование, количество, цена, текущая дата, общая сумма.
7. Дана однотабличная база данных «Автомобилисты»:
Владелец | Модель | Номер | Дата регистрации | |
1 | Левченко Н. | Волга | И537ИГь59 | 15.08.2001 |
2 | Сидоров А. | Жигули | Ф131ФП-59 | 14.02.2000 |
3 | Горохов И. | Форд | Б171БП-59 | 27.10.2000 |
4 | Федоров К. | Волга | И138ИП-59 | 20.05.2001 |
5 | Сидоров А. | Жигули | И321ИП-59 | 27.10.2000 |
Какие записи будут удовлетворять условию отбора: Дата регистрации>13.02.2000 и Дата регистрации<28.10.2000
A) 4; B) 2; 3; 5; С) 1; 4; D) 1; Е) таких записей нет.
8. Сформулировать условие отбора, позволяющее получить номера Волг и Жигулей, зарегистрированных ранее 01.01.2001:
A) Модель="Волга" или Модель="Жигули" и Дата регистрации>01.01.2001
B) Модель="Волга" или Модель="Жигули" или Дата регистрации>01.01.2001
C) Модель= "Волга" и Модель="Жигули" и Дата регистрации<01.01.2001
D) (Модель="Волга" или Модель="Жигули") и Дата регистрации<01.01.2001
E) Модель="Волга" и Модель="Жигули" или Дата регистрации<01.01.2001
9. Одним из основных типов информационных структур является:
А) логическая; В) база данных; С) строковая; D) дерево; Е) числовая.
10. Дано логическое выражение НЕ (а И b), где а и b – логические величины. При выполнении какого из следующих высказываний данное выражение будет ложным?
А) a и b имеют значение ИСТИНА;
В) a и b имеют значение ЛОЖЬ;
С) a имеет значение ИСТИНА, b имеет значение ЛОЖЬ;
D) a имеет значение ЛОЖЬ, b имеет значение ИСТИНА;
Е) ни a, ни b не имеют значение ИСТИНА.
Контрольная работа №4 по теме «Табличные вычисления на компьютере» (урок №39).
Вариант – 1.
1.Сколько ячеек входит в диапазон A5:D8?
А) 2; В) 5; С) 8; D) 16; Е) 13.
2. Адрес ячейки электронной таблицы — это:
A) имя, состоящее из любой последовательности символов;
B) имя, состоящее из имени столбца и номера строки;
C) адрес байта оперативной памяти, отведенного под ячейку;
D) адрес машинного слова оперативной памяти, отведенного под ячейку;
E) имя, состоящее из номера столбца и номера строки.
3. ЭТ записано арифметическое выражение 2/3^2-(13-6)/(2*4). Выбрать математическую запись, соответствующую этому выражению.
4. Дан фрагмент ЭТ:
А | В | С | D | |
1 | 1 | 8 | 5 | 9 |
2 | 9 | 5 | 3 | 4 |
3 | 0 | 0 | 9 | 5 |
4 | 3 | 24 | 3 | 6 |
Определить, какое из утверждений истинно для этого фрагмента таблицы:
A) в ячейку D4 введена формула (А1+В2+С3)/3;
B) в ячейку D1 введена формула СУММ(А2:ВЗ);
C) в ячейку D2 введена формула СУММ(В3:С4)/СУММ(А3:С3);
D) в ячейку D3 введена формула С3*С4-(С1-С2)/5;
E) в ячейку А4 введена формула СУММ(А1:С2)-1.
5, 6. Дан фрагмент ЭТ:
А | В | С | D | Е | |
1 | 1 | 2 | |||
2 | 3 | 9 | 3 | 24 | |
3 | 0,5 | ||||
4 | |||||
5 | 4 |
и два выражения X и У. В столбце Р следующей таблицы приведена информация о выражениях X и У. Выбирать ответ следует, исходя из результата сравнения значений выражений X и У:
A) значение X больше значения У;
B) значение X меньше значения У;
C) значения X и У равны;
D) сравнение недопустимо.
№ вопроса | X | Y | Р |
5 | СЗ | D3 | В ячейку С3 занесено выражение =C1*D2/A1, а в ячейку D3 — выражение =C1/A1*D2 |
6 | СЗ | D3 | В ячейку С3 занесено выражение =CУMM(A1:D2), а в ячейку D3 — выражение =CУMM(A2:D2) |
7. Дан фрагмент ЭТ в режиме отображения формул:
А | В | |
1 | 1 | 5 |
2 | =А1 + 1 | =2*В1 |
3 |
Какие формулы будут отображены в ячейках A3 и В3, если в ячейку A3 скопирована ячейка В2, а в ячейку В3 — ячейка А2?
A) А3=А2+1, В3=2*В2; D) А3=2*В1, В3=А1+1;
B) А3=2*А2, В3=В2+1; Е) А3=2*В2, В3=А2+1;
C) А3=2*А1, В3=В1+1.
8. Укажите верно записанную формулу для ЭТ:
А) =2А*8; В) =B+Y8/5; С) =Н7+СУММ(В8:С9); D) =D3:3; Е) =8В3+9.
Вариант – 2.
1.Диапазон ячеек электронной таблицы — это:
A) множество ячеек, образующих область произвольной формы;
B) множество заполненных ячеек электронной таблицы;
C) множество пустых ячеек электронной таблицы,
D) множество ячеек, образующих область прямоугольной формы;
E) множество ячеек, образующих область квадратной формы.
2. Арифметическое выражение может быть записано в электронной таблице в следующем виде:
A) (4^5+3/6*7)/2/14*23/8; B) 4^(5+3)/6*7/2/14*23/8; C) 4^(5+3)/6*7/2*8/14*23; D) 4^(5+3)/6*7/2*8/14/23;
E) 4^((5+3)/6)*7/2*8/(14*23).
3. Числовая константа 12,3Е+4 может быть записана в виде:
A) 1230; B) 123; С) 123000; D) 12,3000; Е) 0,00123.
4. Дан фрагмент ЭТ в режиме отображения формул:
А | В | |
1 | 10 | =А1+А2 |
2 | 20 | |
3 | 30 | |
4 | 40 |
Чему будут равны значения в ячейках В2 и В3 (после выхода из режима отображения формул), если в них скопировать содержимое ячейки В1?
A) 30 и 30; B) 50 и 70; C) 30 и 50; D) 50 и 30; Е) будет выдано сообщение об ошибке
5, 6. Дан фрагмент ЭТ:
А | В | С | D | Е | |
1 | 1 | 2 | |||
2 | 3 | 9 | 3 | 24 | |
3 | 0,5 | ||||
4 | |||||
5 | 4 |
и два выражения X и У. В столбце Р следующей таблицы приведена информация о выражениях X и У. Выбирать ответ следует, исходя из результата сравнения значений выражений X и У:
A) значение X больше значения У;
B) значение X меньше значения У;
C) значения X и У равны;
D) сравнение недопустимо.
№ вопроса | X | Y | Р |
5 | Е1 | 3 | В ячейку Е1 занесено выражение =СУММ(А1:А3)/5*0,3 |
6 | Е2 | ЕЗ | В ячейку Е2 занесено выражение =А2*В2/С2, а в ячейку Е3 — выражение =А2/С2*В2 |
7. Для какой из приведенных ниже таблиц может быть построена следующая круговая диаграмма?
А)
А | |
1 | 100 |
2 | =А1*0,2 |
3 | =А1*0,15 |
4 | =А1*0,4 |
В)
А | |
1 | 25 |
2 | =А1*0,8 |
3 | =А1*0,6 |
4 | =А1*1,6 |
С) | |
А | |
1 | 25 |
2 | =А1*0,2 |
3 | =А1*0,15 |
4 | =А1*0,4 |
D)
А | |
1 | 100 |
2 | =А1*0,8 |
3 | =А2*0,6 |
4 | =А3*1,6 |
E) | |
А | |
1 | 25 |
2 | =А1*0,2 |
3 | =А2*0,15 |
4 | =А3*0,4 |
8. Какой из указанных диапазонов ячеек не существует?
A) BZ10000:LA9999; B) GC8000:GC8001; C) JA1000:JC2000; D) А12000:В15000; E) HD100:IA200.
Контрольная работа № 5 по теме «Управление и алгоритмы» (урок №49).
Вариант – 1.
- В системах управления по линии прямой связи передаются:
А) команды управления;
В) информация о состоянии объекта;
С) информация о состоянии управляющей системы;
D) команды управления и информация об объекте управления;
Е) команды управления и информация об управляющей системе.
2. Алгоритмом называют...
A) определенную последовательность команд;
B) понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату;
C) совокупность действий;
D) перечисление этапов действий для выполнения конкретной задачи;
E) программное описание последовательности действий.
3. Понятность алгоритма обозначает то, что он должен быть записан с помощью:
A) команд, понятных создателю алгоритма;
B) команд из системы команд исполнителя;
C) команд, понятных пользователю алгоритма;
D) команд, понятных для компьютера;
E) операторов языков программирования.
4. Алгоритмы, которые решают некоторую подзадачу главной задачи и, как правило, выполняются многократно, называются:
A) циклическими; D) основными;
B) вспомогательными; Е) ветвящимися.
C) линейными;
5. Блок-схемой называют...
A) текстовое представление алгоритма;
B) графическое представление алгоритма;
C) словесное описание;
D) представление алгоритма с использованием программного кода;
E) программный код.
6. Назовите простейшую структуру алгоритма:
A) выбор; B) ветвление;
C) цикл; D) линейная;
E) подпрограмма.
7. Как называется способ выполнения одной из двух заданных серий действий в зависимости от заданного условия?
A) выбор; B) ветвление;
C) цикл; D) линейный алгоритм;
E) подпрограмма.
8. Перечислите известные вам виды исполнителей.
Вариант – 2.
- Без учета обратной связи алгоритм управления:
А) может содержать только циклы и ветвления;
В) может содержать циклы;
С) может быть только циклическим;
D) может быть только линейным;
Е) может содержать ветвления.
2. Структура алгоритма, все команды которого выполняются по очереди только один раз, называется:
A) циклической; D) основной;
B) линейной; Е) вспомогательной.
C) ветвящейся;
3. Разбиение алгоритма на последовательность отдельных законченных действий определяет свойство...
A) точности; B) результативности;
C) понятности; D) массовости;
E) дискретности.
4. Вместо многоточия вставить подходящее продолжение для следующего утверждения:
От любого исполнителя не требуется ....
А) умения точно выполнять команды;
B) соблюдения последовательности действий алгоритма;
C) понимание смысла алгоритма;
D) формального выполнения команд алгоритма;
E) выполнения вспомогательных алгоритмов.
5. Как называется способ многократного выполнения действий в зависимости от заданного условия?
A) выбор; B) ветвление;
C) цикл; D) линейный алгоритм;
E) подпрограмма.
6. Метод последовательной детализации позволяет разработать следующую структуру:
A) выбора; B) ветвления;
C) цикла; D) линейную структуру;
E) подпрограмму.
7. Что называется программой?
А) алгоритм, записанный на языке программирования;
В) понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату;
C) совокупность действий;
D) перечисление этапов действий для выполнения конкретной задачи;
E) программное описание последовательности действий.
8. Перечислите известные вам способы описания алгоритмов.
Контрольная работа № 6 по теме «Программное управление работой компьютера» (урок №62).
Вариант – 1.
- Система программирования – это …
- Программа для компьютера – это …
- Какова структура программы на языке Паскаль?
- Назовите операторы вывода на Паскале.
- Назовите оператор присваивания на Паскале.
- Назовите оператор с предусловием на Паскале.
- Определить тип синтаксической ошибки в программе.
program A;
var b, c: integer;
begin
readln (b); if b>=0 then c:=b*b; else c:=-b*b*b; writeln (‘c=’, c);
end.
А) неописанный идентификатор;
В) ошибка в записи оператора;
С) неверная константа;
D) ожидается BEGIN.
8. Выбрать фрагмент программы, в котором ищется произведение
1∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5.
А) p:=0; i:=0; while i<=5 do i:=i+1; p:=p*i;
B) p:=1; i:=1; while i<=6 do i:=i+1; p:=p*i;
C) p:=1; i:=1; while i<=6 do begin; p:=p*i; i:=i+1 end;
D) p:=1; i:=1; while i>5 do begin; p:=p*i; i:=i+1 end;
Вариант – 2.
- Язык программирования – это … . Приведите примеры языков программирования.
- Назовите три типа величин.
- Назовите операторы ввода на Паскале.
- Назовите полный условный оператор на Паскале.
- Назовите цикл с параметром на Паскале.
- Как описывается одномерный массив на Паскале?
- Выбрать фрагмент программы на Паскале, в котором переменной у присваивается значение, равное 0, если -5<х<5. В противном случае переменной у присваивается значение, равное 1.
А) if x>-5 then if x<5 then y:=0; y:=1;
B) if x<-5 then if x>5 then y:=1 else y:=0;
C) y:=1; if x>-5 then if x<5 then y:=0;
D) if x>-5 then if x<5 then y:=0 else y:=1.
8. Какая из математических формул соответствует данному выражению на Паскале: a+b/c+(c*d)/(a*d)?
A) B) C) D)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 10-11 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 10-11 класс...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин)
Рабочая программа по информатике для 8 класса (Семакин) в соответствии с ФКГОС...
Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин)
Рабочая программа по информатике для 9 класса (Семакин) составлена в соответствии с ФКГОС...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс Семакин
Рабочая программа базового курса информатики 8-9 класс....
Рабочая программа по информатике 10-11 класс Семакин
Настоящая учебная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10 - 11 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе:федерального компонента государственного стандарта общего образования. ...
Рабочая программа по информатике 8-9 класс (Семакин)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена на основе ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. С учетом Федерального Государственного стандарта общего образования (утвержден прик...
Рабочая программа по информатике 10-11 класс Семакин
Рабочая программа по информатике 10-11 класс Семакин...