Спецкурс "Основы программирования на Паскале"
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Курс по программированию для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы, универсальный профиль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_10-11_klass.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данный элективный курс «Основы алгоритмизации и программирования» является расширением курса «Информатика и ИКТ». Курс ведется за счет школьного компонента и рассчитан на 68 часов (по 34 часа в 10 и 11 классе).
Изменение взглядов на предмет информатики как науки, её место в системе научного знания требует существенных изменений в содержании образования по информатике. В связи с этим особую актуальность приобретают раскрытие личностных резервов учащихся и создание соответствующей среды.
Никакая система задач, какой бы хорошей она ни была, никакие тренинги памяти, внимания и т. п. не дают того эффекта, который возникает в случае, если учащиеся осознают необходимость решения тех или иных задач, если у них появляется острая необходимость к преодолению интеллектуальных трудностей, связанных с познанием, если они видят смысл в сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Содержание обучения, представленное в программе элективного курса «Основы алгоритмизации и программирования», позволяет вести обучение школьников в режиме актуального познания. Практическая направленность курса на создание внешних образовательных продуктов — блок-схем, алгоритмов, исполняемых файлов — способствует выявлению фактов, которые невозможно объяснить на основе имеющихся у школьников знаний. Возникающие при этом познавательные переживания обусловливают сознательное отношение к изучению основных теоретических положений информатики.
Проявления трудолюбия, целеустремленности и одухотворённости, возникающие при воплощении замыслов учащихся в рамках элективного курса «Основы алгоритмизации и программирования», стимулируют развитие индивидуально-личностных качеств школьников.
Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных навыков программирования в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальней мотивации, направленной на освоение профессий, связанных с разработкой программного обеспечения.
Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся.
Концепция курса
Ключевой особенностью курса является его направленность на формирование у учащихся навыков поиска собственного решения поставленной задачи, составления алгоритма решения и реализации алгоритма с помощью средств программирования.
В рамках предлагаемого элективного курса «Основы алгоритмизации и программирования» изучение основ программирования на языке Pascal — это не столько средство подготовки к будущей профессиональной деятельности, сколько формирование новых общеинтеллектуальных умений и навыков: разделение задачи на этапы решения, построение алгоритма и др. Исключительно велика роль программирования для формирования мышления школьников, приёмов умственных действий, умения строить модели, самостоятельного нахождения и составления алгоритмов решения задач, умения чётко и лаконично реализовывать этапы решения задач. Использование этих возможностей для формирования общеинтеллектуальных и общеучебных умений школьников активизирует процесс индивидуально-личностного становления учащихся.
Общепедагогическая направленность занятий – гармонизация индивидуальных и социальных аспектов обучения по отношению к информационным технологиям. Умение составлять алгоритмы решения и навыки программирования являются элементами информационной компетенции — одной из ключевых компетенций современной школы. Умение находить решение, составлять алгоритм решения и реализовать его с помощью языков программирования — необходимое условие подготовки современных школьников. Особая роль отводится широко представленной в курсе системе рефлексивных заданий. Освоение рефлексии направлено на осознание учащимися того важного обстоятельства, что наряду с разрабатываемыми ими продуктами в виде программ на компьютере рождается основополагающий образовательный продукт: освоенный инструментарий. Именно этот образовательный продукт станет базой для творческого самовыражения учащихся в форме различных программ.
Цели изучения курса:
- понять значение алгоритмизации как метода познания окружающего мира, принципы структурной алгоритмизации;
- овладеть базовыми понятиями теории алгоритмов;
- научиться разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их в виде программы, написанной на языке программирования Pascal.
Задачи курса:
- познакомить с понятиями алгоритма, вычислимой функции, языка программирования;
- научить составлять и читать блок-схемы;
- сформировать навыки выполнения технологической цепочки разработки программ средствами языка программирования Pascal;
- изучить основные конструкции языка программирования Pascal, позволяющие работать с простыми скалярными и составными (массивами, файлами, множествами, строками) типами данных;
- научить работать с графическими средствами языка программирования Pascal;
- научить применять подпрограммы при написании программ на языке программирования Pascal;
- научить отлаживать и тестировать программы, делать выводы о работе этих программ.
Методы обучения
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формировать у старшеклассников информационную и коммуникативную компетентности, реализовывать личностно-ориентированное обучение, направлять их на самостоятельное решение разнообразных проблем, развивать исследовательские и творческие способности. Решение данных задач кроется в организации деятельностного подхода к обучению, в проблемном изложении материала учителем, в переходе от репродуктивного вида работ к самостоятельным, поисково-исследовательским видам деятельности. Поэтому основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов, а основная методическая установка — обучение старшеклассников навыкам самостоятельной творческой деятельности.
Формы организации учебных занятий
Организация учебного процесса предусматривает наличие двух взаимосвязанных и взаимодополняющих форм:
- урочная форма, когда учитель во время урока объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
- внеурочная форма, когда учащийся вне уроков самостоятельно выполняет на компьютере практические задания.
Планируемые результаты курса
В рамках курса «Основы алгоритмизации и программирования» учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- умеют составлять алгоритмы для решения задач;
- умеют реализовывать алгоритмы на компьютере в виде программ, написанных на языке Pascal;
- владеют основными навыками программирования на языке Pascal;
- умеют отлаживать и тестировать программы, написанные на языке Pascal.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля в курсе «Основы алгоритмизации и программирования» являются внешние образовательные продукты учащихся (созданные блок-схемы, программы), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Качество внешней образовательной продукции желательно оценивать по следующим параметрам:
- алгоритм должен быть оптимальным по скорости выполнения и максимально простым в реализации на языке программирования;
- программа должна выполнять поставленные задачи;
- по степени «читаемости кода» (должны быть соблюдены отступы, обязательное наличие комментариев к коду программы и т. д.).
Созданными внешними образовательными продуктами учащиеся могут пополнять собственные портфолио.
Проверка достигаемых учащимися результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
- публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
- итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой освоения курса;
- итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности школьников учителем в виде отзыва или рекомендации.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он организуется в форме защиты творческих работ. По усмотрению учащихся как сами работы, так и полученные отзывы могут использоваться для комплектации портфолио.
Аппаратное обеспечение:
- IBM PC-совместимый компьютер.
- Процессор не ниже Pentium-100.
- Оперативная память не меньше 16 Мб.
Программное обеспечение:
- Операционная система: Windows 2000 (или выше).
- Одна из сред разработки:
Borland Pascal 7.0,
Turbo Pascal 7.0,
Free Pascal 2.0 (или выше),
TMT Pascal 3.9 (или выше).
Календарно – тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
1 | Основы языка программирования | 3 | |
Основные сведения о ЯП. Типы алгоритмов. | 1 | ||
Переменные, константы, описания типов в Паскале. | 1 | ||
Структура программы. Ввод и вывод данных | 1 | ||
2 | Встроенные функции, операторы. | 12 | |
Встроенные функции. Запись математических выражений. | 1 | ||
Условный оператор. | 1 | ||
Решение задач с применением условного оператора. | 1 | ||
Тренинг по заданиям ЕГЭ С1. | 1 | ||
Цикл с параметром. | 1 | ||
Решение задач с применением цикла с параметром. Тренинг по заданиям ЕГЭ | 1 | ||
Цикл с предусловием. | 1 | ||
Решение задач с применением цикла с предусловием. Тренинг по заданиям ЕГЭ | 1 | ||
Цикл с послеусловием. | 1 | ||
Решение задач с применением цикла с послеусловием. Тренинг по заданиям ЕГЭ | 1 | ||
Обобщающий урок. Тренинг по заданиям ЕГЭ | 1 | ||
Контрольная работа. | 1 | ||
3 | Регулярный тип данных | 14 | |
Одномерные массивы. Правила заполнения. | 1 | ||
Работа с элементами массива | 1 | ||
Основные алгоритмы обработки массивов. Поиск элементов. | 1 | ||
Сортировка элементов массива. Тренинг по заданиям ЕГЭ | 1 | ||
Тренинг по заданиям ЕГЭ С2 | 1 | ||
Обобщающий урок. | 1 | ||
Контрольная работа. | 1 | ||
Двумерные массивы. Правила заполнения. | 1 | ||
Работа с элементами двумерного массива. | 1 | ||
Поиск элементов. | 1 | ||
Сортировка элементов массива. Тренинг по заданиям ЕГЭ | 1 | ||
Тренинг по заданиям ЕГЭ С2 | 1 | ||
Обобщающий урок. | 1 | ||
Контрольная работа. | 1 | ||
4 | Повторение | 1 | |
5 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
6 | Резерв времени | 3 |
11 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
1 | Введение. Повторение. | 1 | |
2 | Строковый и символьный тип данных. | 5 | |
Строковый и символьный тип данных. | 1 | ||
Стандартные процедуры и функции для работы со строками. | 3 | ||
Функции преобразования типов | 1 | ||
Обобщающий урок. Контрольная работа. | 1 | ||
3 | Подпрограммы | 7 | |
Понятие процедуры | 1 | ||
Решение задач с применением процедур | 1 | ||
Понятие функции. | 1 | ||
Решение задач с применением процедур и функций (задания ЕГЭ В14) | 1 | ||
Рекурсия. | 2 | ||
1 | |||
4 | Множества. Записи | 4 | |
Структурированный тип данных –множества. | 1 | ||
Структурированный тип данных – запись. | 1 | ||
Решение задач. | 1 | ||
Обобщающий урок. Контрольная работа. | 1 | ||
5 | Файловый тип данных | 7 | |
Файловый тип данных. Операции для работы с файлами. | 1 | ||
Обработка текстовых файлов. | 2 | ||
Обработка типизированных файлов | 2 | ||
Решение задач (ЕГЭ С4) | 1 | ||
Обобщающий урок. Контрольная работа. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение программы
- Ефимова О, Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2000. – 432с.
- Тимошевская, Н. Е., Перышкина, Е. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal. Справочник: Учеб. пособие. — Томск, 2005. — 135 с.
- Тимошевская, Н. Е., Перышкина, Е. А. Основы алгоритмизации и программирование на языке Pascal. Рабочая тетрадь: Учеб. пособие. — Томск, 2005. — 116 с.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данному курсу
В результате обучения учащиеся должны уметь:
- применять операторы при написании программ с линейными и ветвящимися структурами;
- решать задачи с применением операторов цикла и комбинированных задач;
- решать задачи с использованием структурированных переменных;
- решать прикладные задачи с использованием подпрограмм записывать выражения по правилам языка;
- составлять, читать, модифицировать программы на языке Паскаль
Должны знать:
- структуры операторов и особенностей работы основные составляющие языка Паскаль;
- основные процедуры и функции работы с массивами, строками, множествами, записями и файлами типы данных и их представление в памяти;
- структуру и методику создания и применения подпрограмм управляющие конструкции (ветвление, циклы);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания по программированию на Паскале
Задания по каждой теме я распечатываю, разрезаю, как билеты, и раздаю ученикам - каждому своё. Если ученик решил задачу не совсем самостоятельно, а с моими подсказками, я даю ему другое зад...
Сборник задач для программирования в Паскале
Задания можно использовать на уроках или во время подготовки к ГИА....
Практическая работа "Встроенный задачник" (Программирование на Паскале)
Практическая работа "Встроенный задачник " составлена по материалам книги "PascalABC в теории и практики " В.А. Терещук, Т.Т. Филипповой для работы в программе PascalABC по теме "Линейные" алгор...
Практическая работа "Целые числа" (программирование на Паскале), 9 класс
Практическая работа "Целые числа" составлена по материалам книги "PascalABC в теории и практики" В.А. Терещук, Т.Т. Филипповой для освоения учащимися нахождения целой части и остатка...
Программирование на Паскале - первый уровень. Простые (линейные) программы
Данная презентация является вводной при изучении программирования на языке Паскаль. Учащиеся знакомятся с простыми (линейными) программами. На уроке идет разбор данных программ. Рассматриваются операт...
Программирование на Паскале
В учебно-методическом пособии, адресованном прежде всего учащимся школы, рассказывается об основах программирования на языке Паскаль. Теоретический материал излагается так, что его последовательное из...
Программирование на Паскале. Создание диалоговых программ.
Урок является одним из первых уроков изучения темы «Программирование на Паскале», на котором повторяются знания и умения, полученные учащимися на предыдущих занятиях и которые являются опорными ...