Сборник задач для программирования в Паскале
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме
Задания можно использовать на уроках или во время подготовки к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_zadaniy_paskal.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Перечень некоторых встроенных функций.
Каждая функция имеет вид: имя-функции (аргумент)
модуль х ABS(x)
sin x SIN(x)
cos x COS(x)
tg x -
arctg x ArcTAN(x)
целая часть х INT(X)
квадратный корень SQRT(Х)
случайное число из RANDOM(x)
интервала (0,1)
квадрат аргумента SQR(x)
Линейные алгоритмы
1.Напишите программу вычисления выражения
S=
- Найдите площадь равнобедренного прямоугольного треугольника по его гипотенузе равной С.
- Площадь поверхности куба S. Найдите ребро куба.
4.Напишите программу вычисления выражения
а)
б)
в)
г)
5. Составьте программу нахождения периметра квадрата, если задана его площадь.
Условный оператор
1.Составьте программу для вычисления значений функции Y в зависимости от заданного с клавиатуры значения Х:
при X>=0 ,Y=4X;
при Х<0 , Y=0.
2.Составьте программу для условия: если Р>m2, то выводится Р, иначе m2.
3. Даны вещественные числа а,b,c. Вычислить корни уравнения ах2+bх+с=0.
3. По введенным с клавиатуры, радиусу круга и стороне квадрата определить, какая из фигур имеет большую площадь.
4. Напишите программу нахождения максимального среди четырех целых чисел.
5. Написать программу проверки условия: имеются ли среди трех целых чисел два положительных значения.
6. Определить, является ли треугольник со сторонами а,b,c равнобедренным?
7. Определить, является ли треугольник со сторонами а,b,c равносторонним?
8. Среди чисел а,b,c определить количество отрицательных.
9. Среди чисел а,b,c определить количество положительных.
10. Напишите программу, которая требует ввода времени дня и, в зависимости от введенного значения, желает доброго утра, доброго дня или доброго вечера или спокойной ночи.
11. Напишите программу, которая будет считать количество четных чисел из пяти целых чисел вводимых с клавиатуры. (Используется условие: остаток от деления на 2 четного числа равен 0).
12. Напишите программу проверки: поместится ли круг в квадрате. Пользователь вводит с клавиатуры площади этих фигур. (Если радиус меньше половины стороны квадрата, то круг в квадрате поместится)
13. Составьте программу вычисления выражения х=а-b+c. Если результат положительный, то вывести на экран значение Х, иначе вывести сообщение «Х<0».
14. Дан кирпич со сторонами a, b, c. Определить, влезет ли кирпич в коробку со сторонами z, x, y.
Циклы с предусловием
1.Напечатать таблицу перевода температуры из градусов по шкале Цельсия(С) в градусы по шкале Фаренгейта (F) для значений от 15 до 30 градусов С с шагом 10С. Перевод осуществляется по формуле F=1,8C+32.
2. Напечатать таблицу соответствия между весом в фунтах и весом в килограммах для значений от 1 до 10 с шагом 1фунт (1 фунт = 400г.)
3. Напечатать таблицу перевода расстояний в дюймах в расстояния в сантиметрах (1 дюйм=2,54 см) для значений от 1 до 10 дюймов с шагом 1 дюйм.
4. Вычислить произведение первых десяти натуральных чисел.
5. Вычислить сумму первых десяти четных натуральных чисел.
6. Возвести в 7-ю степень число 3, не используя операцию возведения в степень.
7. Написать программу вычисления N!=1*2*3*4*…*N.
8. Вычислить сумму квадратов первых семи нечетных натуральных чисел.
Циклы с постусловием
1. Введите с клавиатуры длину последовательности чисел и определите их среднее арифметическое.
2. Напишите программу, которая вводит целые числа с клавиатуры и складывает их, пока не будет введено число 0.
3. Составьте программу планирования закупки товара в магазине на сумму, не превышающую заданную величину.
4. Найти НОД трех чисел.
5. Проверить, являются ли два данных числа взаимно простыми. Два числа называются взаимно простыми, если их наибольший общий делитель равен 1.
6*. Произведение N первых нечетных чисел равно р. Сколько сомножителей взято?
7*. Составьте программу, проверяющую, является ли заданное натуральное число совершенным, т.е. равным сумме своих положительных делителей, кроме самого этого числа.
Циклы со счетчиком
1. Напечатайте 20 первых степеней числа 2.
2. Найдите минимальное из N чисел.
3. Составить программу вычисления суммы кубов чисел от 25 до 125.
4. Найти сумму положительных нечетных чисел, меньших 100.
5. Найти сумму целых положительных чисел из промежутка от А до В, кратных 4 (значения А и В вводятся с клавиатуры).
Одномерные массивы
1.Найти сумму положительных и отрицательных элементов массива Х[1..11].
2.Замените значения элементов массива А[1..10]на квадраты этих чисел.
3. Подсчитать количество элементов массива С[1..12], которые больше среднеарифметического всех элементов массива.
4.Подсчитать сумму нечетных элементов массива В[1..8].
5. Заменить первые пять элементов массива М[1..10] на противоположные по знаку.
6. Задайте массив из 10 элементов с помощью датчика случайных чисел в интервале от 25 до 100. Все элементы, которые больше 55, замените на 55. Выведите на экран исходный и измененный массивы.
7. Задайте массив из 10 элементов с помощью датчика случайных чисел в интервале от -10 до 50. Замените отрицательные элементы их модулями. Выведите на экран исходный и измененный массивы.
8. Дан массив А, состоящий из 25 элементов, заданный датчиком случайных чисел в интервале от 10 до 60. Найти максимальный элемент массива и его порядковый номер.
9. Дан массив B[1..20], заданный датчиком случайных чисел в интервале от -10 до 50. Вывести индексы элементов массива, значения которых больше заданного числа Х (например 45).
10. Дан массив С[1..20], заданный датчиком случайных чисел в интервале от -30 до 30. Получить второй массив D, заменив все отрицательные элементы 0.
Двумерные массивы
1.Дан двумерный массив из 10 строк и 20 столбцов, содержащий числа в интервале от 1 до 10. Подсчитайте сумму элементов массива.
2. Дан двумерный массив 10х10, содержащий числа в интервале от -10 до 10. Вычислить отдельно сумму положительных и сумму отрицательных элементов. Количество положительных и отрицательных элементов.
3. В двумерном массиве 10х10, содержащем числа в интервале от 50 до 100. Вывести номера четных элементов и их значения.
4. Дан двумерный массив 10х10, содержащий числа в интервале от 10 до 200. Вывести массив и найти номер максимального элемента и его значение.
5. В двумерном массиве 10х10, содержащем числа в интервале от 50 до 100, найдите сумму элементов, стоящих в диагонали.
6.В двумерном массиве 10х10, содержащем числа в интервале от -50 до 50.Найти номера всех отрицательных элементов, если таких нет, то сообщить об этом.
7. В двумерном массиве 10х10, содержащем числа в интервале от 50 до 100.Найти номера всех элементов с максимальным значением.
8.В двумерном массиве 10х10, содержащем числа в интервале от -20 до 20 заменить все четные элементы на их квадраты, а нечетные удвоить.
9.В двумерном массиве 10х10, содержащем числа в интервале от -75 до 75 отрицательные элементы возвести в квадрат.
10. В двумерном массиве 10х10, содержащем числа в интервале от 1 до 150. Найти все элементы, кратные 5. Сколько их?
Символы и строки
Char –символьный тип данных (Значением переменной этого типа может быть любой символ – это буквы, цифры, знаки препинания и специальные символы. Каждому символу алфавита соответствует индивидуальный числовой код от 0 до 255);
Так как символы языка упорядочены, то к символьным данным применимы операции сравнения. Из двух символов меньше тот, который встречается в таблице ASCCII раньше. Значения для переменных типа char задаются в апострофах: а:=’*’; с:=’3’. Кроме того, имеется возможность задавать значения указанием числового значения ASCCII –кода: c:=#65(символ А); s:=#10 (клавиша Enter).
String – строковый тип данных. Строкой называется последовательность символов определенной длины.
Переменные типа String могут быть описаны следующим образом:
Var: Str1: String[20]; str2: String;
Стандартные функции:
Операция сложения позволяет получать из двух символьных строк третью. Обозначается знаком «+».
var s,s1,s2:string[20];
…
s1:=’У Егорки’;
s2:=’ всегда отговорки’;
s:=s1+’ ’+s2;
строка s примет значение ’У Егорки всегда отговорки’. В данном примере итоговая строка может состоять максимум из 20 символов, если она будет состоять из большего числа, то будут взяты в качестве значения только первые 20, а остальные рассматриваться не будут.
Длина строки.
Под длиной строки понимается количество введенных символов, но она не может превышать максимально возможной длины (в описании). Это значение можно определить при помощи функции Length(str), результат которой целое число, равное количеству символов.
Копирование.
Copy(str,n,m) – копирует m символов строки str, начиная с n-го символа, при этом исходная строка не меняется. Результат этой функции можно присваивать другой строке или вывести его на экран.
Удаление.
Delete (str,n,m) – вырезает m символов строки str, начиная с n-го символа, при этом исходная строка изменяется.
Вставка.
Insert (str1,str2,n) – вставка строки str1 в строку str2, начиная с n-го символа , при этом первая строка остается такой же, как и была, а вторая получает новое значение.
Подстрока.
Pos(str1,str2) – определяет позицию подстроки str2 в строке str1.
s1:='ASDF';
s:='DF';
k:=pos (s,s1);
m:= pos(s1,s);
Значение переменной k будет равно 3, переменной m -0.
Числа и строки.
Число 13 и строка13 – это не одно и то же.
Str(N,str1) – переводит числовое значение N в строковое и присваивает результат строке Str1, причем можно переводить как целые так и вещественные числа.
Val(str,N,K) – переводит строковое значение в числовое, если данная строка действительно является записью числа (целого или вещественного), то значение К=0, а N – это число, иначе К будет равно номеру символа, в котором встречается первое нарушение записи числа N.
Функции преобразования типов.
CHR(x) – определяет символ по коду.
for i:=0 to 255 do
writeln (i,' ',chr(i));
ORD(str) – определяет код по символу.
c:='A';
writeln (ORD(c));
Функция Upcase(str) – преобразует символ из строчного в прописной.
1. Дано название города. Определить, четно или не четно количество символов в нем.
2. Дано слово. Вывести на экран его третий символ и дважды его последний символ.
3. Дано слово. Верно ли, что оно начинается и заканчивается на одну и ту же букву?
4. Дано слово. Получить и вывести на экран буквосочетание, состоящее из его третьего и последнего символа.
5. Составьте программу, которая запрашивает название спортивной команды и повторяет его на экране со словами: «Это чемпион!».
6. Дано предложение. Определить число вхождений в него некоторого символа.
7. Дано предложение. Заменить в нем все вхождения буквосочетания «ах» на «ух».
8. Дано слово. Проверить, является ли оно «перевертышем», т.е. читается одинаково как с начала, так и с конца.
9. Дано слово:
а)удалить из него первую букву «о», если такая имеется;
б)удалить из него последнюю букву «т», если такая есть.
10.Дано предложение. Удалить из него все буквы «с».
Числа и строки
1. Ввести целое число и напечатать его, добавляя перед каждой 5 запятую.
2. Подсчитать количество 3 в целом числе.
3. Подсчитать количество вхождений заданного числа, в число, выданное датчиком случайных чисел.
4. Подсчитать сумму всех цифр данного числа.
5. Если число состоит из четного числа цифр, то удалить из него последнюю цифру.
6. Дано натуральное число. Приписать к нему такое же число.
7. Дано число. Верно ли, что оно начинается и заканчивается на одну и ту же цифру?
8. Найти количество различных цифр данного натурального числа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник задач по программированию
Здесь собраны задачи, которые я использую на уроках программирования.Задачи собраны по темам. Ученики пользуются электронным задачником и дома и на занятиях.Задачник используется для 7 - 11 клас...
Разноуровневые задания по программированию на Паскале
Задания по каждой теме я распечатываю, разрезаю, как билеты, и раздаю ученикам - каждому своё. Если ученик решил задачу не совсем самостоятельно, а с моими подсказками, я даю ему другое зад...
сборник задач по программированию
задачи по программированию с краткой разработкой алгоритмов и программ...
Краткий сборник задач (с решением) по теме «Организация линейных, разветвляющихся и циклических алгоритмов на языке программирования Паскаль»
Данный сборник пригодится педагогам, которые преподают в осноыной школе программирование на языке Паскаль, а также для увлекающихся начальным программированием учеников....
Сборник задач по программированию
Данные задачи можно использовать при изучении темы Программирование...
Сборник задач с решением в среде программирования Кумир
Собрана подборка задач для исполнителей Черепашка, Робот и Чертёжник с решением....