Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии"
рабочая программа по теме
Программ учебной дисциплины для специальности "Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informacionnye_tehnologii.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное
образовательное учреждение среднего профессионального образования
Владимирской области
«Гусь-Хрустальный технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Информационные технологии»
для специальности (группы специальностей)
Техническое обслуживание средств вычислительной техники
и компьютерных сетей
г. Гусь-Хрустальный
2012 г.
ОДОБРЕНА СОСТАВЛЕНА
Предметной (цикловой) в соответствии с Государственными
комиссией требованиями к минимуму
содержания и уровню подготовки
выпускника по специальности
«Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей
Председатель ______________ Заместитель директора по учебной
работе_______________
Автор: Мещерякова А.В.
Рецензенты:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс базируется на начальных представлениях об информатике и информационных технологиях, полученных студентами в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. При этом не предполагается наличия каких-либо систематических знаний и практических умений в области информатики и программирования.
Учебная дисциплина «Информационные технологии» является общепрофессиональной, формирующей базовый уровень знаний для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Настоящая примерная программа учебной дисциплины рассчитана на 68 часов аудиторных занятий, в том числе 36 часов отводится на практические занятия.
В соответствии с государственными требованиями после изучения учебной дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о роли и месте знаний по учебной дисциплине при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности;
знать:
- этапы развития информационных технологий;
- виды автоматизированных информационных технологий;
- технологии обработки текстовой и гипертекстовой информации;
- назначение и области применения текстовых процессоров и электронных таблиц;
- назначение и области применения графических редакторов;
- основные технологии обработки мультимедийной информации;
- назначение автоматизированных и экспертных систем;
уметь:
- использовать основные виды автоматизированных информационных технологий;
- создавать текстовые документы;
- создавать электронные таблицы;
- сохранять, открывать и закрывать презентацию;
- вставлять видеоклипы, графики и другие объекты.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.
№№ пп | Наименование Раздела и темы | Максимальная учебная нагрузка студента, час | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студента | |
всего | в том числе практические (лабораторные) занятия | ||||
Введение | 2 | 2 | |||
1 | Информация и информационные технологии | 6 | 4 | 2 | |
2 | Текстовые процессоры | 10 | 10 | 8 | |
3 | Электронные таблицы | 14 | 14 | 10 | |
4 | Автоматизация документооборота | 6 | 4 | 2 | |
5 | Подготовка компьютерных презентаций | 2 | 2 | 2 | |
6 | Компьютерная графика | 14 | 14 | 8 | |
7 | Гипертекстовые способы хранения и представления информации | 8 | 6 | 4 | 2 |
8 | Мультимедийные технологии | 6 | 4 | 2 | 2 |
9 | Автоматизированные информационные системы | 6 | 2 | 4 | |
10 | Информационные системы, основанные на знаниях. Экспертные системы | 6 | 2 | 4 | |
11 | Справочно-правовые системы | 4 | 4 | 2 | |
Итого | 84 | 68 | 36 | 16 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Содержание учебной дисциплины и ее задачи, связь с другими дисциплинами. Информационная технология и этапы ее развития. Средства обработки информации. Компьютерные технологии: сферы применения, возможности, ограничения.
Студент должен:
иметь представление:
- о роли и месте знаний по учебной дисциплине в процессе основной профессиональной образовательной программы по специальности.
Тема 1. Информация и информационные технологии
Данные и информация. Виды данных и информации. Системы счисления и области их использования. Кодирование данных и информации. Формы представления информации и передачи данных. Информационный этап развития общества. Классификация информационных технологий по сферам производства. Текстовые, гипертекстовые, графические и иные способы хранения и представления информации.
Студент должен:
иметь представление:
-об информационных системах и их структуре;
-об обработке сообщений и информации, кодировании;
-об основных информационных процессах;
-об обществе информационных технологий;
знать:
-единицы измерения информации;
-системы счисления: двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную;
-принципы ввода и обработки информации.
Тема 2. Текстовые процессоры
Возможности текстового процессора. Основные элементы экрана. Создание, открытие и сохранение документов. Редактирование документов: копирование и перемещение фрагментов в пределах одного документа и в другой документ и их удаление. Выделение фрагментов текста. Шрифтовое оформление текста. Форматирование символов и абзацев, установка междустрочных интервалов. Вставка в документ рисунков, диаграмм и таблиц, созданных в других режимах или другими программами. Редактирование, копирование и перемещение вставленных объектов. Установка параметров страниц и разбиение текста на страницы. Колонтитулы. Предварительный просмотр. Установка параметров печати. Вывод документа на печать. Стили. Автоматическое оглавление. Макросы.
Практические занятия.
1. Создание текстового документа. Редактирование текстового документа, работа с абзацами. Шрифтовое оформление и форматирование текста. Создание макросов. Обработка многостраничных документов (2 часа).
2.Вставка в текстовый документ, редактирование и форматирование рисунка, таблицы или диаграммы. Работа с редактором формул (2 часа).
3. Редактирование набранного текста. Редактирование списков и колонтитулов. Использование стилей. Создание автоматического оглавления (2 часа).
4. Вставка формул в ячейки таблицы. Создание форм (2 часа).
Студент должен:
иметь представление:
- о видах текстовых редакторов и их возможностях;
знать:
- назначение элементов окна текстового процессора;
-правила создания, открытия и сохранения документов;
- порядок работы с командами меню и инструментами;
- способы форматирования символов и абзацев;
-основные операции при работе с рисунками, таблицами, диаграммами;
- методику выполнения операций при подготовке документа к печати;
- правила задания параметров печати;
уметь:
- вводить и редактировать текст;
- выбирать команды меню;
- выделять, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста;
- оформлять текст шрифтами, устанавливать параметры, выравнивание и междустрочные интервалы;
- вставлять в документ и редактировать рисунки, таблицы и диаграммы;
-задавать колонтитул, параметры и нумерацию страниц;
- выполнять предварительный просмотр документа;
-распечатывать документы.
Тема 3. Электронные таблицы
Электронные таблицы: основные понятия и способ организации. Структура электронных таблиц: ячейка, строка, столбец. Адреса ячеек. Строка меню. Панели инструментов. Ввод данных в таблицу. Типы и формат данных: числа, формулы, текст. Редактирование, копирование информации. Наглядное оформление таблицы. Расчеты с использованием формул и стандартных функций. Построение диаграмм и графиков. Форматирование готовых диаграмм. Способы поиска информации в электронной таблице. Автоматизация работы в табличном процессоре.
Практические занятия.
1. Создание электронной таблицы: ввод и редактирование данных, управление элементами таблицы. Создание списков и управление списками. Форматирование элементов таблицы. Сортировка и фильтрация данных в таблицах Open Office.Calc.
2. Вставка формул в ячейки таблиц. Математическая обработка элементов таблиц. Создание автоматизированных таблиц. Графическая обработка данных. Построение графиков и диаграмм.
3. Использование инструментов Поиск решения и подбор параметров для решения различных задач.
4. Создание макросов для работы со строками Open Office.Calc.
5. Создание автоматизированной таблицы. Использование элементов управления для автоматизации таблицы.
Студент должен:
иметь представление:
-о видах и возможностях электронных таблиц;
знать:
- назначение элементов окна изучаемой электронной таблицы;
- понятия и определения ячейки, адреса, блока;
-правила создания, заполнения и сохранения электронной таблицы;
- методику оформления электронной таблицы;
- порядок применения формул и стандартных функций;
- методику поиска и обработки информации в электронной таблице;
- графические возможности электронной таблицы;
уметь:
- вводить информацию и редактировать электронные таблицы;
-форматировать и оформлять таблицу;
- сохранять созданную или отредактированную таблицу;
- работать с деловой графикой электронной таблицы;
- производить расчеты и поиск информации с использованием формул, стандартных функций и запросов.
Тема 4. Автоматизация документооборота
Общая характеристика систем автоматизации документооборота, их возможности и ограничения. Примеры существующих систем автоматизации.
Сканирование и распознавание документов. Обзор программного обеспечения распознавания текста. Методы работы с программой распознавания текста. Автоматизированный перевод документов. Обзор программного обеспечения для автоматизированного перевода.
Студент должен:
знать:
- наименования и назначение современных систем автоматизации документооборота;
-методы работы с программой распознавания текста.
Тема 5. Подготовка компьютерных презентаций
Понятие презентации. Программное обеспечение для создания презентации. Open Office.Impress. Создание презентаций и их настройка. Демонстрация презентации.
Практические занятия.
1. Создание презентации. Настройка действий. Вставка звука и видео в презентацию.
Студент должен:
иметь представление:
- о возможностях программ создания презентаций;
знать:
- технологию создания презентации;
- технологию настойки презентации (анимации, вставка звука, видеоклипов, управления с помощью кнопок);
уметь:
- применять программу Open Office.Impress для создания и редактирования презентации.
Тема 6. Компьютерная графика
Понятие компьютерной графики. Методы представления графических изображений. Растровая и векторная графика. Цвет и методы его описания. Системы цветов RGB, CMYK, HSB.
Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс, основные функции. Палитры цветов. Создание и редактирование изображений: рисование на компьютере, стандартные фигуры, работа с фрагментами, трансформация изображений; работа с текстом.
Форматы графических файлов. Печать графических файлов.
Практические занятия.
- Редактор векторной графики Inkscape. Рисование простых геометрических объектов. Перемещение, копирование и удаление объектов. Объединение объектов в группы. Изменение формы объектов.
- Разработка графических изображений средствами Inkscape.
- Обработка графических изображений средствами GIMP.
- Создание коллажа средствами GIMP.
Студент должен:
иметь представление:
- о теоретических основах построения графических изображений;
знать:
- технологию создания, хранения, вывода графических изображений;
уметь:
- применять графический редактор для создания и редактирования изображений.
Тема 7. Гипертекстовые способы хранения и представления информации
Понятие гипертекста. Система Интернет и «всемирная паутина». Веб-серверы и редакторы. Создание веб-сайтов. Язык гипертекстовой разметки HTML.
Практические работы.
1. Применение текстового редактора для создания web-страниц.
2. Использование web – редакторов для создания электронной страницы.
Студент должен:
Иметь представление:
- о теоретических основах построения гипертекстовых документов;
знать:
- основные понятия: гипертекст, гипертекстовая система, Интернет, www web - серверы и редакторы;
- основные теги языка HTML;
- технологию работы в web – редакторах;
уметь:
- применять текстовый редактор для создания web – страниц;
- применять web – редакторы для создания web – страниц.
Тема 8. Мультимедийные технологии.
Мультимедиа. Особенности аудио и видеоинформации. Оцифровка звуковой и видеоинформации. Стандарты MPEG. Аппаратные и программные средства мультимедиа.
Практические работы.
1. Программные средства мультимедиа.
Студент должен:
иметь представление:
- об основных видах мультимедийной информации;
знать:
- особенности представления аудио и видеоинформации;
- принципы оцифровки звуковой и видеоинформации.
- аппаратные и программные средства мультимедиа.
уметь:
- применять программные средства мультимедиа для создания мультимедийных приложений и для воспроизведения звуковой и видеоинформации.
Тема 9. Автоматизированные информационные системы
Автоматизированные и информационные системы управления. Структура АИС. Классификация АИС. Системы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы научных исследований.
Студент должен:
иметь представление:
- об основных типах автоматизированных информационных систем;
знать:
-назначение и функции различных типов автоматизированных систем.
Тема 10. ИС, основанные на знаниях. Экспертные системы
Знания. Модели представления данных. Назначение и структура экспертных систем. Целесообразность использования, этапы создания экспертных систем. Прототипы и жизненный цикл экспертных систем.
Студент должен:
знать:
- модели представления данных;
- назначение и структуру экспертных систем;
-этапы создания экспертных систем.
Тема 11. Справочно-правовые системы
Обзор справочных правовых систем. Достоинства и ограничения СПС. Современные тенденции развития СПС. Особенности российских СПС. Справочно-правовая система Консультант Плюс.
Практические работы.
1. Поиск информации с помощью СПС «Консультант Плюс». Карточка поиска. Поиск документа по реквизитам и правовому навигатору.
ЛИТЕРАТУРА
- С.В. Синаторов Информационные технологии: учебное пособие – М.: Альфа-МЖИНФРА-М, 2009.
- Информационные технологии: задачник/С.В. Синаторов. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012-09-28
- Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования/ Е.В. Михеева – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования/ Е.В. Михеева –М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Левин А. Самоучитель работы на компьютере. – М.: Нолидж, 2000.
- Левин А. Самоучитель полезных программ. – СПб.: Питер, 2001.
- Гохберг Г. С. Информационные технологии: учебник для студ. сред. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М. : Лаб. базовых знаний, 1998. – 704 с.
- Могилев А., Пак Н., Хеннер Е. Практикум по информатике. – М.: ИЦ «Академия», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Технология" направление "Технология. Технический труд" для 5-9 классов.
Рабочая программа по технологии для 5-9 классов рассчитана на 306 учебных часов, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов....
Рабочая программа учебного предмета "Технология", 5 класс, 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» для 5 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:...
Рабочая программа учебного предмета «Технология» по направлению «Технология. Обслуживающий труд» для 7 класса
Рабочая программа учебного предмета «Технология» по направлению «Технология. Обслуживающий труд» для 7 класса составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего об...
Рабочая программа учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» для 5-9 классов
Рабочая программа учебного предмета Технология.индустриальные технологии для 5 класса по ФГОСТ второе поколение...
Рабочая программа учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» для 5-9 классов
Рабочая программа учебного предмета Технология.индустриальные технологии для 5 класса по ФГОСТ второе поколение...
Рабочая программа учебного курса "Технология" для 10 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Симоненко В.Д....
Рабочая программа учебного курса "Технология" для 11 класса (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
По учебнику Симоненко В.Д....