Конспект урока информатики "Цикл с предусловием"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Лунина Наталия Валентиновна

Урок четко структурирован по содержанию, регламентирован во времени. Все виды деятельности мотивированы и направлены на реализацию целей и задач, поставленных педагогом.

Учащиеся показали хороший уровень владения понятиями и определениями темы, хорошо ориентировались при ответе на поставленные вопросы учителя. Они продемонстрировали высокий уровень способности анализировать, обобщать, делать выводы. Учащиеся продемонстрировали также и способность оценивать достоверность получаемой ими информации. Предложенный учителем и проанализированный материал не только полностью реализует федеральный компонент образовательного стандарта основного общего образования, но дает серьезный задел на будущее, устанавливает межпредметные связи. Задания, используемые на уроке, носят творческий характер, что повышает мотивацию к обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_informatiki_tsikl_s_predusloviem.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Учитель  информатики  

                                        МОУ средней школы № 13 г.о. Тольятти

                                        Лунина Наталия Валентиновна        

        Конспект урока информатики

                                     в 9-Г классе

        

Цикл с предусловием 

Тема урока: Цикл с предусловием 

Цель урока: изучить оператор цикла WHILE языка программирования Pascal,  синтаксис, семантику, а также научить учащихся использованию данного оператора при решении задач.

Задачи урока: 

  • образовательные: 
  • усвоение учащимися оператора цикла с предусловием и области его применения;
  • формирование умений и навыков записи оператора WHILE на языке программирования Pascal;
  • выработка навыков составления программ, реализующих циклические алгоритмы при решении задач;
  • развивающие:
  • развитие логического и алгоритмического мышления учащихся;
  • развитие у учащихся познавательной активности;
  • развитие памяти  и внимания;
  • развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  • формирование у учащихся компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;
  • воспитательные:
  • привитие учащимся навыков самостоятельной работы;
  • воспитание бережного отношения к компьютерной технике;
  • воспитание толерантности.

Тип урока: урок изучения нового материала.                                                                                                                                   Формы и методы обучения: словесный,  наглядный, практический, проблемный – фронтальный опрос,  мозговой штурм, индивидуальная работа, работа на компьютере.

Общее время: 80 минут.                                                                                                                                                                   Место проведения урока: кабинет информатики.

Оснащение урока: компьютерная презентация «Оператор цикла WHILE», мультимедийный проектор, интерактивный учебный курс «Основы программирования на Turbo Pascal» издательского дома «Равновесие», компьютеры с инсталлированным на них пакетом Turbo Pascal, колонки, дидактический раздаточный материал.

План урока 

  1. Оргмомент   – 1 мин.
  2. Вводное слово   – 1 мин.
  3. Актуализация знаний и умений учащихся   –  8 мин.
  4. Презентация нового материала  –  25 мин.
  5. Закрепление изученного материала  –  15 мин.
  6. Работа на компьютерах  – 25 мин.
  7. Заключение  – 3 мин.
  8. Задание на дом  – 2 мин.

Ход урока 

1. Беседа с дежурным. 
Здравствуйте.
Кто сегодня дежурный?
Кто из учащихся отсутствует на уроке?

2. Вводное слово. Подавляющее большинство задач с циклами можно решать разными способами, используя при этом один из трех операторов цикла. Часто решения, использующие различные операторы цикла, оказываются равноценными. В некоторых случаях все же предпочтительнее использовать какой-то один из  операторов. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из таких операторов — оператором цикла WHILE. Цикл, который реализуется данным оператором, называют также циклом с предусловием.  Почему это так, в каких случаях применяется данный оператор, и каков формат записи этого оператора вы узнаете не сегодняшнем уроке.

3. Актуализация знаний и умений учащихся. Актуализация знаний и умений учащихся осуществляется во время фронтального опроса, в ходе, которого им предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. Дайте определение циклического алгоритма.
  2. Перечислите основные структуры циклического алгоритма.
  3. Приведите примеры циклических алгоритмов.
  4. Запишите формат оператора цикла с параметром, цикла FOR.
  5. Расскажите, как выполняется оператор цикла FOR.
  6. Что следует знать, используя, оператор цикла FOR.

4. Презентация нового материала. Решите следующую задачу: Распечатать квадраты чисел, находящихся в диапазоне от 0 до 1 с шагом 0,2.
Решая поставленную задачу, в процессе рассуждений учащиеся должны сделать вывод о том, что изученный ими ранее оператор цикла с параметром (оператор FOR) не позволяет решить задачу, поскольку он изменятся  с шагом 1 или -1. Учащиеся  предполагают, что  для решения поставленной задачи им нужно использовать какой-то другой оператор цикла.

Для этого учащимся предлагается прослушать интерактивный учебный курс «Основы программирования на Turbo Pascal» – Введение в Turbo Pascal\Оператор цикла While, составить опорный конспект – записать формат и блок-схему оператора в тетрадь и ответить на вопросы:

  1. В каких случаях используется оператор цикла WHILE?
  2. Почему цикл, записанный с помощью оператора WHILE, называют циклом с предусловием?
  3. Можно ли данный оператор цикла назвать универсальным?

Принцип выполнения оператора WHILE и примеры решения некоторых задач (включая задачу о квадратах чисел, предложенную учащимся для решения в начале рассмотрения темы) учитель демонстрирует в презентации «Оператор цикла WHILE»:

WHILE  Условие выполнения цикла   DO
        
  Тело цикла 

Оператор цикла WHILE состоит из заголовка и тела цикла. Ключевые слова  WHILE и DO обозначают «до тех пор, пока» и «выполняй» соответственно.

Проверка условия выполнения цикла производится в самом начале оператора – если значение условия истинно, то выполняется тело цикла и снова вычисляется выражение условия выполнения цикла. Так продолжается до тех пор, пока значение условия выполнения цикла не станет ложным.

Следует знать:

  • число повторений операторов цикла WHILE определяется в ходе работы программы и как, правило, заранее неизвестно;
  • в операторе цикла WHILE точка с запятой никогда не ставится после зарезервированного слова DO;
  • для успешного завершения цикла WHILE в его теле обязательно должны присутствовать инструкции, оказывающие влияние на условие выполнения инструкций цикла;
  • инструкции тела цикла WHILE вообще могут быть не выполнены, если проверяемое условие ложно с самого начала;
  • исходя из последнего утверждения, цикл WHILE считают самым универсальным  видом цикла.

 

Вернемся к задаче – распечатать квадраты чисел, находящихся в диапазоне от 0 до 1 с шагом 0,2. Составим блок-схему и программу решения задачи:      

var  k, s : integer;
begin
s := 0;
while s <= 1 do

begin
k := sqr(s);
writeln (k);
s := s + 0.2;
end;

readln;
end.

Рассмотрим следующую задачу: для проверки физического развития проверяют рост школьников. Составьте программу, запрашивающую рост очередного школьника и вычисляющую после завершения медосмотра средний рост прошедших осмотр.  Количество школьников, подлежащих медосмотру заранее не известно.

Решение. Чтобы получить средний рост С, надо знать количество школьников К и их суммарный рост S. Для вычисления величин K и S воспользуемся циклом WHILE. Однако, здесь возникает проблема, какое условие следует выбрать для завершения цикла. Проще всего договориться – в конце рабочего дня в ответ на запрос о росте школьника ввести какое-либо фиктивное значение, например, 0.

var  k, s, r : integer; c : real;
begin

s := 0; k := 0;
write (‘введите рост школьника’);
readln (r);
while r <> 0 do

begin
k := k + 1;
s := s + r;
write (‘введите рост школьника’);
readln (r);
end;

c := s/k;
writeln (‘средний рост школьников’,c)
readln;
end.

 5. Закрепление изученного материала.  Для закрепления изученного материала учащимся предлагается выполнить комментированные упражнения. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки и вносить коррективы в действия учеников.

Составьте блок-схему и программу решения задач:

  1. Распечатать произведения чисел А и В, изменяющихся от 17 и -25 с шагом -3 и 5 соответственно до тех пор, пока это произведение – отрицательное число.
  2. Сколько слагаемых должно быть в сумме 1 + ½ + 1/3 + …+ 1/N, чтобы сумма оказалась больше 5.

6. Работа на компьютерах. Для самостоятельной работы на компьютере учащимся предлагаются  три варианта заданий.

Вариант 1.   

  1. Температура С в градусах Цельсия изменяется от 0 до 100 с шагом 5. Напечатать таблицу перевода температуры из градусов Цельсия в градусы Фаренгейта (F). Формула перевода: F = 1,8 C + 32. Составьте блок-схему и программу решения задачи.
  2. Составьте таблицу значений функции y = 5x – 2 на отрезке [1; 20]  с шагом b = 2.
  3. * В первый день пловец проплыл 3 км. В каждый следующий день он проплывал на 10% больше, чем в предыдущий.
  • а) В какой по счету день пловец начнет проплывать более 5 км?
  • б) К какому дню он суммарно проплывет более 30 км?

Вариант 2.   

  1. Напечатать таблицу соответствия между весом в фунтах и весом в кг для значений от 1 до 10 фунтов с шагом  0,5 фунта. Формула перевода: 1 фунт = 400 г. Составьте блок-схему и программу решения задачи.
  2. Составьте таблицу значений функции y = 5x2 – 2x + 1 на отрезке [-5; 5]  с шагом     b = 2.
  3. * Урожай яблок в 1990 году составил 20 тонн. Далее каждые два года урожай уменьшался на 20%.
  • а) Начиная с какого года, будет собрано менее 5 тонн?
  • б) В каком году суммарный урожай яблок превысит 90 тонн?     

Вариант 3.  

  1. Напечатать таблицу  перевода расстояний из дюймов в сантиметры для значений от 1 до 10 дюймов  с шагом 0,5 дюйма. Формула перевода: 1дюйм = 2,54 см.
  2. Составьте таблицу значений функции y = 4x2 – 5x – 10 на отрезке [-9; 9]  с шагом   b = 3.
  3. * Концентрация хлорной извести в бассейне V м3 составляет 10 г/л. Через одну трубу в бассейн вливают чистую воду со скоростью Q м3/час, через другую трубу с такой же скоростью вода выливается. При условии идеального перемешивания концентрация хлорной извести изменятся по закону C = C0e-Qt/V , где t – время,    C0 – начальная концентрация.
  • а)  Определить, через какое время концентрация хлорной извести в бассейне достигнет безопасной для человека величины. Задачу решить при Q = 150 м3/час, V = 10000 л,  C0 = 10 г/л,  t изменяется с шагом 0,5.
  • б) Напечатать таблицу изменения концентрации хлорной извести для интервала времени от 0 до 5 часов с шагом 0,5 часа.

7. Заключение. Подводятся итоги уроки, анализируется и оценивается работа каждого ученика. 

Рефлексия:
—  Было ли вам комфортно сегодня на уроке?
—  Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
—  Решение, какой задачи было для вас наиболее сложным?
—  С какими именно трудностями вы столкнулись при решении этой задачи?
—  Какие задания показались вам простыми?

8. Задание на дом. 

  1. Выучить опорный конспект.
  2. Вычислить последнюю сумму членов ряда, при которой модуль разности между текущим и предыдущим членами ряда остается меньше 1. Кроме суммы вывести на экран значение последнего слагаемого и его номер. Составьте блок-схему и программу решения задачи.
  3. Творческое задание. Составьте задачу на использование оператора цикла WHILE и решите ее (Составьте блок-схему и программу решения задачи.)

  * Данные задачи является задачами повышенной сложности. Они предназначены для работы с учащимися, проявляющими повышенный интерес к предмету. Их можно предложить таким ученикам в оставшееся после выполнения основной работы время. Учащиеся, правильно решившие данные задачи получают повышенные итоговые оценки за работу на уроке.  Наличие таких задач дает возможность учителю осуществлять дифференцированный подход в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

Разработка урока "Цикл с предусловием"9 класс

Разработка урока предназначена для учащихся 9 класса по теме "Цикл с предусловием". ...

Конспект урока «Циклический алгоритм. Цикл с предусловием» 6 класс

Конспект урока «Циклический алгоритм. Цикл с предусловием» для исполнителя РоботУрок проводился в шестом классе в рамках изучения темы Основы алгоритмизации и программирования....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Развитие алгоритмического мышления через урок «Цикл с предусловием»

Вариант проведения урока информатики в старшей школе...

Язык программирования Python. Конспект урока №3. Цикл с предусловием WHILE

Конспект урока по программированию на языке Python для учащихся 8-11 классов. Урок №3. Цикл с предусловием WHILE...