Рабочая программа по информатике и ИКТ (5 класс)
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) по теме
Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание разделов, подробное календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_inf_5_klass.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мирнинская средняя общеобразовательная школа
Тайшетского района Иркутской области
Рассмотрено Согласовано Утверждена
на заседании МО зам.директора по УВР приказом директора школы
__________________ _________________ __________________
№ от «__» _____ 2013 г от «__» ______ 2013 г. № от «__» _____ 2013 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Информатика и ИКТ»
5 класс, базовый уровень
2013-2014 уч.год
Разработана
Лебедевой Натальей Ивановной
учителем информатики
Пояснительная записка
Федеральный компонент информатика
Количество часов в неделю по учебному плану – 1
Общее количество часов в соответствии с программой – 34
Основание для планирования: образовательный региональный стандарт
Учебники, по которым работают учащиеся
Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ» 5 класс М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Программа, по которой работает учитель
Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011
Внесены изменения: нет
Изменения связаны: -
Цель: формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
Задачи:
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных способностей учащихся;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
Учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знать/понимать:
- - предмет информатики и основные области деятельности человека, связанные с ее применением;
- - виды информации и ее свойства;
- - принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст);
- - название и функциональное назначение, основные характеристики устройств ПК;
- - историю развития вычислительной техники;
- - назначение, состав и загрузка операционной системы;
- - операционную Windows 95;
- - операционную оболочку;
- - приводить примеры информационных носителей;
- - представление о способах кодирования информации;
- - устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- - программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- - запуск программы из меню Пуск;
- - назначение основных элементов окна графического редактора;
- - приемы создания и редактирования изображения;
- - основные элементы текста;
- - приемы редактирования и форматирования текста;
- - проверку орфографии;
- - технологию вставки различных объектов;
- - о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
- - правило создания анимации,
Уметь:
- - приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- - классифицировать информацию по видам;
- - раскрывать свойства информации на примерах;
- - представлять принципы кодирования информации;
- - кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- - включать, выключать и перезагружать компьютер, работать с клавиатурой и мышью;
- - вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- - соблюдать правила ТБ;
- - различать устройства ввода и вывода;
- - записывать/считывать информацию с любых носителей;
- - работать с окнами в операционной системе Windows и операционной оболочке;
- - работать с окнами в операционной системе с графическим интерфейсом (перемещать, изменять размеры, свертывать, развертывать, закрывать, открывать);
- - изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- - применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- - применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- - работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск);
- - создавать, редактировать и формировать документ с использованием разных типов шрифтов и включающий рисунок и таблицу;
- - выделять элементы текста;
- - проверять орфографию в документе;
- - выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- - различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- - приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, технике;
- - создавать простейшие анимации.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- контрольная работа;
- практикум.
Система оценивания практических работ:
оценочные – пр.р. № 5, 6, 7, 8 (урок 21), 9, 11 (урок 26), 12, 13, 14 (урок 33), 15.
безоценочные – пр.р. № 1-4, 8 (урок 20), 10, 11 (урок25).
Содержание курса «Информатика 5 класс»
№ раздела/ темы | Содержание разделов и тем | Всего часов |
Тема 1. | Компьютер и информация Информация - Компьютер - Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. Понятие информация, информатика. Роль компьютера как устройства, усиливающего возможности человека при работе с информацией. Устройства компьютера. Правила техники безопасности и организации рабочего места. Познакомить учащихся с учебником (главы, нумерация параграфов, элементы навигации, терминологический словарь, справочник), дать представление о предмете изучения. Как устроен компьютер Основные устройства компьютера. Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Устройства для ввода и вывода информации. Роль клавиатуры – важнейшего устройства ввода текстовой информации. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер (Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре). Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре Программы и файлы. Программное обеспечение. Операционная система. Прикладная программа (приложение). Файл. Рабочий стол. Управление мышью. Рабочий стол. Значок (Мой компьютер, Корзина, Мои документы). Ярлык. Кнопка. Действия с мышью (перемещение, щелчок, щелчок правой кнопкой, двойной щелчок, перетаскивание). Практическая работа №2. Осваиваем мышь. Главное меню. Запуск программ. Меню. Главное меню. Окно. Элементы окна (строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая и закрывающие кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна). Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы. Управление компьютером с помощью меню. Проверочная работа. Раскрывающее меню. Контекстное меню. Диалоговое меню. Элементы управления (поле ввода, список, раскрывающий список, переключатель, флажок, вкладка, кнопка). Практическая работа №4. Управляем компьютером с помощью меню. Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра (тренировка памяти). Информация. Действия с информацией. Оперативная (внутренняя) память. Внешняя память. Память отдельного человека. Память человечества. Носители информации. Носитель информации. Дискета. Жесткий диск. Лазерный диск. Передача информации. Источник информации. Информационный канал. Приемник информации. Кодирование информации. Условный знак. Код. Кодирование Формы представления информации. Метод координат. Код. Кодирование. Графический способ кодирования. Числовой способ кодирования. Символьный способ кодирования. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Текст как форма представления информации. Игра «Морской бой» Табличная форма представления информации. Игра «Морской бой». Наглядные формы представления информации. Проверочная работа Обработка информации. Информация. Обработка информации. Информационная задача. Обработка текстовой информации. Ввод текста. Текстовый редактор. Документ. Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. Обработка текстовой информации. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Редактирование. Вставка. Замена. Удаление. Практическая работа №6. Вводим текст. Обработка текстовой информации. Практическая работа №7. Редактируем текст. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Фрагмент. Буфер. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.(задания 1-5) Редактирование текста. Поиск информации. Редактирование. Поиск. Замена. Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста.(задания 6-7) Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Информация. Обработка информации. Систематизация. Сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности. Форматирование - изменение формы представления информации. Форматирование. Выравнивание (влево, вправо, по центру). Шрифт. Начертание. Практическая работа №9. Форматируем текст | 23 |
Тема 2. | Компьютерная графика Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Компьютерная графика. Графический редактор. Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора. Инструменты графического редактора. Обработка информации. Систематизация. Поиск. Кодирование информации. Компьютерная графика. Графический редактор. Инструменты графического редактора. Практическая работа №11. Начинаем рисовать. (задания 1, 4, 5) Обработка графической информации Обработка информации (систематизация, поиск, кодирование). Текстовый процессор. Документ. Графический редактор. Сканер. Графический планшет. Практическая работа №11. Начинаем рисовать. (задания 2, 3) Обработка текстовой и графической информации. Текстовый процессор. Графический редактор. Текстовый документ. Рисунок. Комбинированный документ. Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы. Преобразование информации по заданным правилам Входная информация. Выходная информация. Правило преобразования (обработки) информации. Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. (часть 2) Преобразование информации путем рассуждений Входная информация. Выходная информация. Логические рассуждения. Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами. Разработка плана действий и его запись. Информационная задача. Входные данные. Выходные данные. План действий. Логическая игра «Черный ящик». Разработка плана действий и его запись Логическая игра «Переправа» Контрольная работа. Создание движущихся изображений. Сюжет. Сценарий Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему (начало). Создание движущихся изображений. Анимация. Настройка анимации Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему (завершение)
| 10 |
Итоговый мини-проект Практическая работа №15. Создаем анимацию на свободную тему | 1 |
Литература для учителя:
- Л.Л. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009г.
- Л.Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.
- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие – 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008г.
- Е.А.Пышная. Информатика. 5-11 классы: материалы к урокам, внеклассные мероприятия – Волгоград: Учитель, 2009г.
- Югова Н.Л., Камалов Р.Р. Поурочные разработки по информатике: 5 класс.- М.: ВАКО, 2009
Литература для обучающихся:
- Л. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20
- Л.Л. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010г.
Медиаресурсы:
Информатика (компакт-диск). 5-7 кл./ Л.Л.Босова, Бином
Оборудование: компьютер учителя, ноутбук для обучающегося, мультимедийный проектор,
сканер.
№ урока | Тема Подтема: | Кол-во часов | Календарные сроки (дата) | Контроль знаний | Мультимедио, Интернет, Средства обучения | Межпредметные связи | Практические работы, Лабораторные работы | Повторение на конкретном уроке | Дополнит. материал |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Информация - Компьютер - Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 000000 | Опрос, клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Учебник Введение «Ваш учебник», §1.1, 2.2, Презентация по ТБ | Физика, русский язык, ОБЖ, математика | Значение компьютера | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | |
2 | Как устроен компьютер. | 1 | клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Учебник § 2.1, таблица | Физика, биология, ОБЖ | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, (4), ЦОР | |||
3 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. | 1 | Практическая работа | Учебник § 2.3 (1, 2), Таблица, проектор | История, русский язык, математика | Практическая работа №1. Знакомимся с клавиатурой. | Основные устройства компьютера | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | |
4 | Основная позиция пальцев на клавиатуре. | 1 | клавиатурный тренажер Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре), диктант | Учебник § 2.3 (3), Таблица, проектор | русский язык, математика | Клавиатура | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | ||
5 | Программы и файлы. | 1 | клавиатурный тренажер в режиме игры, опрос | Учебник § 2.4, Таблица, проектор | Математика | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | |||
6 | Рабочий стол. Управление мышью. | 1 | Практическая работа | Учебник §2.5, 2.6 | Математика, ИЗО | Практическая работа №2. Осваиваем мышь. | Основные устройства компьютера | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, 5, ЦОР | |
7 | Главное меню. Запуск программ. | 1 | Практическая работа | Учебник § 2.7, | Русский язык | Практическая работа №3. Запускаем программы. Основные элементы окна программы. | Программы, приемы работы с мышью | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, 4 | |
8 | Управление компьютером с помощью меню. | 1 | Проверочная работа, Практическая работа | Учебник § 2.8, Карточки с тестом, проектор | Русский язык, ИЗО | Практическая работа №4. Управляем компьютером с помощью меню. | Работа с мышью и клавиатурой | Раб. тетрадь + учебник + метод.пособие, 4, ЦОР | |
9 | Действия с информацией. Хранение информации. | 1 | Логическая игра (тренировка памяти). Опрос. | Учебник § 1.2, 1.3, таблица | Математика, биология, ИЗО, музыка, литература, физика | Программы и файлы | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие (4), ЦОР | ||
10 | Носители информации. | 1 | Диктант, клавиатурный тренажер в режиме ввода слов | Учебник § 1.4, таблица презентация | История, русский язык | Хранение информации | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, (4), ЦОР | ||
11 | Передача информации. | 1 | Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений, Игра | Учебник § 1.5, схема | Биология, литература | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, (4), ЦОР | |||
12 | Кодирование информации. | 1 | Учебник § 1.6, Таблица, ребусы | Математика, физика, русский язык | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, (4), ЦОР | ||||
13 | Формы представления информации. Метод координат. | 1 | Самостоятельная работа, игра «Морской бой» | Учебник § 1.7, 1.8, ребусы | Математика, русский язык, английский язык, ИЗО | Координатная плоскость | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, (4), ЦОР | ||
14 | Текст как форма представления информации. | 1 | Логическая игра. | Учебник § 1.9 | Русский язык, литература | Раб. тетрадь + учебник + метод. пособие | |||
15 | Табличная форма представления информации. | 1 | Игра «Морской бой». | Учебник § 1.10, карточки | математика | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие,5, ЦОР | |||
16 | Наглядные формы представления информации. | 1 | Проверочная работа | Учебник § 1.11, Карточки с тестом | Математика, русский язык, география | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | |||
17 | Обработка информации. | 1 | Практическая работа | Учебник § 1.12, проектор | Математика, биология | Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. | Виды информации | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | |
18 | Обработка текстовой информации. | 1 | Практическая работа | Учебник § 2.9 (1), проектор | Русский язык, литература | Практическая работа №6. Вводим текст. | Запуск приложения, работа с клавиатурой, мышью | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | |
19 | Обработка текстовой информации. | 1 | Практическая работа | Учебник § 2.9 (2). | Русский язык, литература | Практическая работа №7. Редактируем текст. | работа с клавиатурой, мышью | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | |
20 | Редактирование текста. Работа с фрагментами. | 1 | Практическая работа | Учебник § 2.9 (2) | Русский язык, литература | Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста. (задания 1-5) | работа с клавиатурой, мышью | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, 4, ЦОР | |
21 | Редактирование текста. Поиск информации. | 1 | Практическая работа | Учебник § 2.9 (2), 1.13 (2), Карточки, проектор | История, математика, физика, география | Практическая работа №8. Работаем с фрагментами текста. (задания 6-7) | работа с клавиатурой, мышью | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | |
22 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации. | 1 | Учебник § 1.13 (1), презентация | История, математика, физика, география | Раб. тетрадь + учебник + метод. пособие | ||||
23 | Форматирование - изменение формы представления информации. | 1 | Практическая работа | Учебник § 1.13 (3), карточки с заданием, проектор | История, математика, физика, география | Практическая работа №9. Форматируем текст | работа с клавиатурой, мышью | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | |
24 | Кодирование как изменение формы представления информации. Компьютерная графика. | 1 | Практическая работа | Учебник § 2.10 (1), Карточки с тестом, проектор | ИЗО, русский язык | Практическая работа №10. Знакомимся с инструментами графического редактора. | Запуск приложения, работа с клавиатурой, мышью | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, 4, ЦОР | |
25 | Инструменты графического редактора. | 1 | Практическая работа | Учебник § 2.10 (2) | ИЗО, русский язык | Практическая работа №11. Начинаем рисовать. (задания 1, 4, 5) | работа мышью | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие. ЦОР | |
26 | Обработка графической информации | 1 | Проверочная работа. Практическая работа | Учебник § 2.10 (2), карточки с заданием, проектор | ИЗО, русский язык | Практическая работа №11. Начинаем рисовать. (задания 2, 3) | Инструменты граф. редактора | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие. ЦОР | |
27 | Обработка текстовой и графической информации. | 1 | Практическая работа | Учебник § 2.9, 2.10 | Русский язык, ИЗО, математика | Практическая работа №12. Создаем комбинированные документы. | Запуск приложения, работа с клавиатурой, мышью | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | |
28 | Преобразование информации по заданным правилам. | 1 | Практическая работа | Учебник § 1.14 (2), карточки с заданием, проектор | Математика, русский язык | Практическая работа №5. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор. (часть 2) | Запуск приложения | Раб. тетрадь + учебник + метод. пособие | |
29 | Преобразование информации путем рассуждений. | 1 | Практическая работа | Учебник § 1.14 (2) | Математика, русский язык | Практическая работа №13. Работаем с графическими фрагментами. | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | ||
30 | Разработка плана действий и его запись. | 1 | Логическая игра «Черный ящик». | Учебник § 1.14 (3) | математика | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | |||
31 | Разработка плана действий и его запись. | 1 | Логическая игра «Переправа». | Учебник § 1.14 (3) | математика | Раб. тетрадь + учебник + метод. пособие | |||
32 | Контрольная работа №1 «Обработка графической информации» Создание движущихся изображений. | 1 | Практическая работа | Учебник § 2.11, Карточки с к/р, проектор | Математика, физика | Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему (начало). | Создание растр. Рисунка, инструменты Paint. | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | |
33 | Создание движущихся изображений. | 1 | Практическая работа | Учебник § 2.11 | Математика, физика | Практическая работа №14. Создаем анимацию на заданную тему (завершение). | Раб. тетрадь + учебник + метод. Пособие, ЦОР | ||
34 | Итоговый мини-проект. | 1 | Практическая работа | Карточки с к/р | Математика, физика, ИЗО | Практическая работа №15. Создаем анимацию на свободную тему | Раб. тетрадь + учебник + метод. пособие | ||
35 | Обобщающее повторение за курс 5 класса | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...