Элективный курс по теме "Основы алгоритмизации"
элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему
Элективный курс по теме "Основы алгоритмизации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_.docx | 53.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы алгоритмизации
Рабочая программа элективного курса
для обучающихся 9А , 9Б, 9В класса
на 2013/2014 учебный год
Составитель Павлова Т.Н.,
учитель информатики и ИКТ МБНОУ гимназии № 1 города Белово»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Содержание программы 4
Требования к уровню подготовки обучающихся 5
Учебно-тематический план 6
Календарно-тематическое планирование 7
Перечень учебно-методических средств обучения 9
Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы Л.А. Татарниковой (НОУ «Ведущий институт развивающих технологий.- Томск, 2011).
Программа ориентирована на использование учебного пособия:
- Основы алгоритмизации: Учеб. Пособие/ Л.А. Татарникова; Под ред. Т.Б. Корнеевой. – Томск, 2011.
- Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
Количество часов по программе в неделю - 1час. Количество по учебному плану – 1. Количество часов в год - 34 час.
Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ | |
I | 9 | 1 | 5 |
II | 7 | 1 | 1 |
III | 10 | 1 | 3 |
IV | 8 | 1 | 6 |
Год | 34 | 4 | 15 |
Цель курса: развитие логического мышления и получение качественных специализированных навыков программирования.
- знакомство с методами структурного программирования для разработки программных продуктов;
- обучение разработке алгоритмов на основе структурного подхода;
- знакомство с основными структурами данных и типовыми методами обработки этих структур;
- создание практической базы для изучения других учебных дисциплин, таких, как "Компьютерное моделирование" и др.
Курс по выбору «Основы алгоритмизации» является предметом по выбору для учащихся 9 классов старшей профильной школы. Курс условно разбит на два модуля. В первом модуле изучаются основы алгоритмизации на языке Паскаль: типы данных, базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклы), структурное программирование. В основу первого модуля положена работа с простыми типами данных, только лишь в конце модуля идет знакомство со структурированными типами (изучаются массивы). Второй модуль полностью посвящен структурированным типам данных.
Содержание программы
Тема 1. Введение в Паскаль. Данные. Типы данных. (3 ч)
Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка. Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные. Организация ввода-вывода. Оператор присваивания.
Тема 2. Алгоритмы линейной структуры. (3 ч)
Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование.
Тема 3. Алгоритмы разветвляющейся структуры (4 ч)
Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода.
Тема 4. Перечислимый и интервальный типы данных (3 ч)
Перечислимые и ограниченные типы данных. Оператор выбора case.
Тема 5. Циклы (4 ч)
Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы.
Тема 6. Подпрограммы (3 ч)
Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя.
Тема 7. Массивы (4 ч)
Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. Транспонирование матрицы.
Тема 8. Записи (3 ч)
Комбинированный тип - записи. Оператор присоединения. Сортировка записи
Тема 9. Строки (2 ч)
Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций.
Тема 10. Множества (2 ч)
Понятие множества. Использование множеств при обработке текстов и массивов.
Тема 11. Файлы (3 ч)
Файловые типы. Процедуры и функции работы с файлами
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны иметь представление:
- о конструировании алгоритмов,
- методах структурного программирования,
- абстракциях основных структур данных (списки, множества и т.п.) и методах их обработки и способах реализации,
- методах и технологиях программирования.
Обучающиеся должны уметь:
- разрабатывать алгоритмы,
- реализовывать алгоритмы на языке программирования высокого уровня,
- описывать основные структуры данных,
- реализовывать методы обработки данных,
- работать в среде программирования.
Обучающиеся должны приобрести навыки:
- структурного программирования,
- работы в среде программирования (составление, отладка и тестирование программ).
Обучающиеся должны владеть, иметь опыт:
- разработки алгоритмов,
- описания структур данных,
- описания основных базовых конструкций,
- программирования на языке высокого уровня.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы (разделы) | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1. | Введение в Паскаль. Данные. Типы данных. | 3 | - | 2 |
2. | Алгоритмы линейной структуры | 3 | 1 | 1 |
3. | Алгоритмы разветвляющейся структуры | 4 | 1 | 2 |
4. | Перечислимый и интервальный типы данных | 3 | - | 1 |
5. | Циклы | 4 | 1 | 2 |
6. | Подпрограммы | 3 | 1 | 1 |
7 | Массивы | 4 | - | 2 |
8 | Записи | 3 | 1 | 1 |
9 | Строки | 2 | - | 1 |
10 | Множества | 2 | - | 1 |
11 | Файлы | 3 | 1 | 1 |
Итого | 34 | 6 | 15 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Часы | К/Р | П/Р |
1 | Введение в Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Рекомендации по стилю записи программы, использование комментариев. Алфавит языка. | 1 | 1 | |
2 | Типы данных: целый и вещественный, логический и символьный. Константы. Переменные. Организация ввода-вывода. Оператор присваивания. | 1 | 1 | |
3 | Решение задач | 1 | ||
Алгоритмы линейной структуры – 3 часа | ||||
4 | Арифметические выражения. Стандартные функции. Правила записи арифметических выражений. Операции. Операнды. Следование. | 1 | ||
5 | Практикум по решению задач №1 | 1 | 1 | |
6 | Решение задач | 1 | 1 | |
Организация ветвлений в программах. Основные понятия математической логики. Условный оператор. Оператор безусловного перехода. | ||||
8 | Практикум по решению задач №1 | 1 | ||
9 | Обобщающий урок по теме «Алгоритмы разветвляющейся структуры» | 1 | ||
10 | Решение задач | 1 | ||
Перечислимый и интервальный типы данных – 3 часа | ||||
11 | Перечислимые и ограниченные типы данных. Оператор выбора case. | 1 | ||
12 | Практикум по решению задач №2 | 1 | 1 | |
13 | Решение задач | 1 | ||
Циклы – 4 часа | ||||
14 | Программирование циклических алгоритмов, виды циклов. Операторы организации циклов. Вложенные циклы. | 1 | ||
15 | Решение задач цикл До, Пока | 1 | ||
16 | Решение задач циклы пересчет | 1 | ||
17 | Решение задач | 1 | ||
18 | Процедуры. Функции. Рекурсии. Процедуры и функции пользователя. | 1 | ||
19 | Обобщающий урок по теме «Подпрограммы» | 1 | ||
20 | Решение задач | 1 | ||
Массивы – 4 часа | ||||
21 | Одномерные массивы: описание и задание элементов, действия над ними. Поиск, замена в одномерном массиве. Сортировка массива. Способы сортировки. | 1 | ||
22 | Решение задач одномерный массив | 1 | 1 | |
23 | Понятие двумерного массива. Действия над элементами массива. Обработка элементов двумерных массивов. Квадратная матрица. Транспонирование матрицы. | 1 | ||
24 | Решение задач двумерный массив | 1 | 1 | |
25 | Комбинированный тип - записи. Оператор присоединения. Сортировка записи. | 1 | ||
26 | Практикум по решению задач №5 | |||
27 | Решение задач | 1 | ||
28 | Строковый тип данных. Нахождение, замена, вывод на экран элементов строк, подчиненных определенным условиям с использованием стандартных функций. | 2 | ||
29 | Решение задач | 1 | ||
Множества – 2 часа | ||||
30 | Понятие множества. Использование множеств при обработке текстов и массивов. | 1 | ||
31 | Решение задач | 1 | ||
32 | Файловые типы. Процедуры и функции работы с файлами | 1 | ||
33 | Решение задач | 1 | ||
34 | Курсовая работа. Экзамен | 1 | ||
Итого | 34 | 6 | 15 |
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
- Немнюгин, С.А.Turbo Pascal Программирование на языке высокого уровня: учебник для вузов [Текст]. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007.
- Семакина, И.Г. Информатика. Задачник - практикум в 2т. [Текст]/ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.
- Культин, Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах [Текст]. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
- http://ed1.kslobodsk.ru/edumaterials/88888896-it/59---pascal
- http://teacher.dn-ua.com/old_version/algoritm/First/part1.htm
- http://program05.ucoz.ru/publ/turbo_pascal/urok_1/urok_2/10-1-0-2
Литература для обучающихся
- Культин, Н. Б. Turbo Pascal в задачах и примерах [Текст]. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
- Немнюгин, С.А.Turbo Pascal Программирование на языке высокого уровня: учебник для вузов [Текст]. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007
- http://life-prog.ru/view_algoritmleng.php?id=49
- http://pas1.ru/cycles
- http://baks.gaz.ru/oradoc/ora/ora110.htm
- http://life-prog.ru/view_algoritmleng.php?id=103
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по информатике для 10 класса "Алгоритмизация и программирование"
Задача курса - применение полученных знаний в области программирования на алгоритмическом языке к реальным задачам. Подготовка к участию в олимпиадах и конкурсах ...
Элективный курс по информатике "Алгоритмизация и программирование"
Рабочая программа по элективному курсу "Алгоритмизация и программирование". Предназначен для учащихся 10-11 классов физико-математического и информационного профиля....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса "Алгоритмизация. Изучение с использованием Лего - технологий"
Программа элективного курса "Алгоритмизация. Изучение с использованием Лего - технологий"...
Элективный курс "Алгоритмизация и программирование"
Курс «Алгоритмизация и программирование» развивает алгоритмическое, операциональное мышление обучающегося. Умение разбить задачу на подзадачи, умение воспользоваться готовым алгоритмом более простой з...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...