Программа элективного курса "Алгоритмизация. Изучение с использованием Лего - технологий"
элективный курс (информатика и икт, 8 класс) по теме
Программа элективного курса "Алгоритмизация. Изучение с использованием Лего - технологий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса "Алгоритмизация. Изучение с использованием Лего - технологий" | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Алгоритмизация. Изучение с применением Лего – технологий»
8 класс
Составитель: учитель
информатики 1 кв. категории
МКОУ СОШ № 40
Мартыненко Г.Р.
2012 - 2013 уч .год
г.Сатка
Пояснительная записка
Изучение темы алгоритмизация и программирование связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение данной темы развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приёмов умственной деятельности. Изучая среду графического исполнителя, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.
На изучение темы алгоритмизация и программирование в школьной программе по информатике отводится очень мало часов, а изучение языка программирования возможно только в 9 классе. Наряду с этим олимпиады по информатике содержат задания только по программированию. Программа предложенного элективного курса позволяет закрепить и расширить знания учащихся в области алгоритмизации и приступить к более раннему изучению языка программирования Паскаль.
Элективный курс рассчитан на 35 ч. и состоит из двух частей:
- Запись алгоритмов с помощью блок-схем.
- Программирование в среде графического исполнителя.
Во второй части курса планируется применение Лего технологий для изучения следующих тем: Следование, ветвление, повторение; Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм, этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.
Применение лего роботов в рамках данного курса позволяет использовать деятельностный подход, который способствует развитию у учащихся таких способностей как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений, а так же способность решать в неопределенных жизненных ситуациях разные классы задач.
Данный курс рассчитан на учащихся 8 класса.
Цели курса:
- формирование операционного стиля мышления (элементов информационной культуры, развития коммуникативных умений и навыков) и творческих способностей учащихся;
- получение практических навыков работы с компьютером;
- обучение учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы привлекая для этого знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Задачи курса:
- заинтересовать учащихся изучением информатики;
- создать условия для формирования алгоритмического мышления учащихся;
- закреплять полученные навыки работы на компьютере;
- развивать у школьников умения записывать алгоритмы с помощью блок-схем;
- развивать у школьников умения составлять программы для исполнителя;
- создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения и представлять их в формализованном виде;
- дать основные знания в области механики, конструирования и основах автоматического управления;
- обучить технологии работы в среде программирования для роботов NXT.
1 часть «Запись алгоритмов с помощью блок-схем»
- Программа
Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
I.Основы алгоритмизации. Построение | |||
блок-схем для линейных алгоритмов. Решение задач с использованием алгоритмов линейной структуры. | 1 | 0,5 | 0,5 |
II. Построение блок-схем для алгоритмов ветвления. Решение задач с использованием ветвлений. | 2 | 0,5 | 1,5 |
III.Построение блок-схем для циклических алгоритмов. Решение задач с использованием циклов. | 3 | 0,5 | 2,5 |
IV. Решение задач с использованием процедур. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| 7 | 2 | 5 |
- После изучения 1 части учащиеся должны
- Знать:
- понятие алгоритма;
- виды алгоритмов;
- определения и правила записи основных алгоритмических конструкций.
- После изучения 1 части учащиеся должны
- Уметь:
- строить блок-схемы для линейных, разветвляющихся, циклических алгоритмов, а так же алгоритмов содержащих процедуру;
- формулировать условия задачи по готовым блок-схемам;
- определять результат выполнения алгоритма по блок-схеме или её части.
2 часть «Программирование в среде исполнителя»
- Программа
Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
I. Исполнитель Робот | 9 | 2 | 7 |
II. Исполнитель Черепаха | 5 | 2 | 3 |
III. Исполнитель Чертежник | 6 | 2 | 4 |
IV.Исполнитель Lego NXT | 8 | 1,5 | 6,5 |
| 28 | 7,5 | 20,5 |
- После изучения 2 части учащиеся должны
- Знать:
- Исполнитель Робот
- • среду системы Исполнители: окно, меню, кнопки.
- • среду Робота: объекты и правила прохождения лабиринта;
- • систему команд Робота и ошибки выполнения команд;
- • виды и структуру циклов;
- • структуру и правила использования условного оператора;
- • структуру и синтаксис программы и способы её выполнения (пошагово, до курсора, полностью);
- Исполнитель Черепаха
- • среду Черепахи;
- • систему команд Черепахи;
- • прямоугольную систему координат;
- • углы: прямой, развернутый, острый, тупой;
- • направления поворота вправо-влево;
- • понятия «радиус окружности», «центр окружности»;
- • коды основных цветов и правила закрашивания объектов;
- Исполнитель Чертежник
- • среду Чертёжника;
- • систему команд Чертёжника;
- • понятие «вектор»;
- • два формата для задания цвета;
- • понятие «процедура»;
- Исполнитель Lego NXT
- • основы программирования в среде программирования в компьютерной среде Mindstorms nxt 2.0;
- • принцип работы двигателей;
- • назначение и правила использования датчиков;
- • структуру и синтаксис программы, и способы её выполнения;
- Уметь:
- Исполнитель Робот
- находить в каталоге готовые лабиринты и программы;
- создавать программы для ;
- создавать программу для данного лабиринта и редактировать её;
- сохранять свои лабиринты и программы;
- пользоваться шаблонами;
- различать задачи с различными алгоритмическими структурами;
- отличать цикл «Повтори» от цикла «Пока».
- Исполнитель Черепаха
- • определять координаты точки в плоскости перемещения Черепахи;
- • определять точно или приближенно угол поворота Черепахи;
- • задавать цвет линии и цвет заливки замкнутой области;
- • задавать параметры окружности;
- • создавать модели для расчета расстояний, углов поворота и размещения объектов;
- • создавать программы для рисования данного объекта или группы объектов с использованием различных алгоритмических структур.
- Исполнитель Чертежник
- • определять направление и рассчитывать длину вектора;
- • задавать цвет с помощью формата RGB;
- • использовать процедуры;
- • создавать программы для рисования данного объекта или группы объектов с использованием различных алгоритмических структур.
- Исполнитель Lego NXT
- Создавать программу в среде Mindstrom и редактировать ее;
- Собирать простого робота;
- пользоваться шаблонами, предложенными инструкциями;
- творчески подходить к решению задачи;
- довести решение задачи до работающей модели;
- излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Календарно-тематический план элективного курса «Алгоритмизация»
8 класс (35 часов/1 час в неделю)
№ | Тема урока | Дата | Корректи-ровка |
1 | Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритмов. Линейный алгоритм. | ||
2 | Алгоритм с ветвлением. | ||
3 | Решение задач с использованием ветвлений | ||
4 | Циклический алгоритм | ||
5 | Решение задач с использованием цикла | ||
6 | Решение задач с использованием цикла | ||
7 | Решение задач с использованием процедур | ||
8 | Исполнитель Робот. Среда и система команд Робота. Среда системы «Исполнители». | ||
9 | Простейшая задача для робота. Создание задачи для робота | ||
10 | Решение линейных задач для робота | ||
11 | Цикл с заранее известным числом ходов | ||
12 | Цикл с заранее известным числом ходов | ||
13 | Цикл с условием | ||
14 | Цикл с условием | ||
15 | Условный оператор | ||
16 | Условный оператор | ||
17 | Исполнитель Черепаха. Среда и система команд Черепахи. Углы. Работа с углами | ||
18 | Многоугольники. Рисование многоугольников | ||
19 | Цвет | ||
20 | Окружность. Рисование окружности | ||
21 | Решение задач для Черепахи | ||
22 | Исполнитель Чертежник. Среда и система команд Чертежника | ||
23 | Вектор. Решение задач с применением вектора | ||
24 | Решение задач для Чертежника | ||
25 | Форматы цвета | ||
26 | Процедуры. Использование процедур | ||
27 | Решение задач для Чертежника | ||
28 | Лего – робот, как пример исполнителя. Знакомство со средой программирования Lego NXT 2.0 Mindstorms | ||
29 | Написание линейного алгоритма движения Лего – робота. Демонстрация. | ||
30 | Написание алгоритма ветвления движения Лего – робота. Демонстация | ||
31 | Создание циклов «повторить n раз» в среде Lego Mindstorms | ||
32 | Создание циклов «пока» в среде Lego Mindstorms | ||
33 | Создание циклов «пока» в среде Lego Mindstorms | ||
34 | Решение задачи. | ||
35 | Решение задачи. |
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Гаврюкова Г.А. Дидактические материалы по теме «Исполнители». – Рязань, 2011.
2. Поляков К.Ю. Алгоритмы и исполнители. – СПб, 2000-2010.
3. Поляков К.Ю. Система "Исполнители", версия 2.5. – СПб, 2000-2007.
4. http://kpolyakov.narod.ru.
5. Семакин И.Г. Информатика. Задачник-практикум. Т.1. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 103/3976 «О встраивании робототехники в образовательный процесс в образовательных учреждениях Челябинской области в 2010 – 2011 учебном году».
Аппаратные и программные средства:
- Компьютеры
- Проектор
- Принтер
- ОС Windows
- Программы Microsoft Office
- Система «Исполнители»
- Конструкторы Лего NXT 2.0
- Среда программирования Mindstorms
Рассмотрено Руководитель ШМО _________/ ____________/ протокол №_________от «___» ____________ 2012г. | «Согласовано» Зам. директора по УBР _________/______________ / «___» сентября 2012г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №40 __________/ ___________ / «___» сентября 2012г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа проектной деятельности с использованием информационных технологий дополнительного образования учащихся 1-4 классов по ФГОС: "Мои первые проекты".
Данная программа обучает учащихся создавать и работать с проектом, используя компьютер, как основной инструмент. Формирует навыки сотрудничества, учит способам обработки информации....
УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО «РОБОТОТЕХНИКА» ТЕХНОПАРКА «ЭНИГМА»
Первая часть учебно-методического пособия содержит две дополнительные общеобразовательные программы технической направленности по использованию лего-технологий в образовательной деятельности конструкт...
Использование ЛЕГО-технологий на уроках русского языка и литературы.
Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, можно использовать метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, ...
НОД "Мы строители" с использованием Лего - технологии (для детей старшего дошкольного возраста)
Из опыта работы...
Лего технологии и их использование на уроках английского языка
Современное образование сейчас претерпевает существенные перемены. Взаимодействие, сотрудничество и взаимопонимание ученика с учителем является важнейшим условием образовательного процесса. Необходимо...
Конспект занятия «Осеннее путешествие с тетушкой Совой» по дополнительной общеразвивающей программе «Интерактивное обучение» с использованием MIMIO- технологии.
Аннотация. Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль ...
Использование Лего-технологий в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В настоящее время коррекционно-образовательный процесс представлен большим разнообразием инновационных технологий. Одной из которых, является Лего-конструирование....