Тема: Информация и знания. Преды¬стория информатики. Клавиатурный тренажер.
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) по теме
Н.Д.Угринович.
«Информатика. Базовый курс для 8-9 классов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по информатике в 8 класса Урок № 2. | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике в 8 класса
Урок № 2.
Тема: Информация и знания. Предыстория информатики. Клавиатурный тренажер.
Цели:
- раскрыть смысл понятия «информация» в контексте жизни и деятельности человека,
- ввести понятие «информационные процессы»,
- раскрыть роль языков в информационных процессах,
- познакомить учащихся с основными событиями, открытиями, изобретениями, связанными с развитием информатики,
- вырабатывать у учащихся умения и навыки работы с клавиатурой;
- развитие интереса к информатике, внимания, быстроты реакции;
- воспитание этических норм поведения.
Оборудование:
мел, доска, карточки с вопросами для проверки домашнего задания, ПК, проектор, ПО «Клавиатурный тренажер», презентация на тему: «История развития вычислительных средств», учебник Н.Д.Угринович.
«Информатика. Базовый курс для 8-9 классов»
Ход урока.
- Организационный момент.
Проверка готовности учеников к уроку, постановка целей урока.
- Проверка домашнего задания:
Теоретический опрос
Вопросы:
- Что такое информатика как наука и как область практической деятельности людей.
- Перечислите содержательные линии базового курса информатики.
- Назовите и дайте краткую характеристику трем составляющим окружающего нас мира.
- Какова роль информации в жизни людей.
- Назовите виды информации и действия, выполняемые с информацией.
Проверка домашнего задания № 1.
Заслушать ответы учащихся на следующие задания:
1. Выберите из предложенного списка профессии, которые в наибольшей степени связаны с информационной сферой деятельности человека: бухгалтер, повар, водитель, программист, учитель, портной, продавец, журналист, актер.
2. В чем отличие пользователя и программиста?
3. Для каких целей могут использовать компьютер люди следующих профессий: конструктор автомобилей, писатель, бухгалтер, врач, физик.
4. Расскажите, для чего вы сами используете (если у вас есть) или могли бы использовать (если у вас нет) свой домашний компьютер.
- Работа по изучению нового материала.
Теоретическая часть. Информация и знания. Предыстория информатики.
Изучаемые вопросы:
- Информация как знания человека.
- Декларативные и процедурные знания.
- Действия, выполняемые над информацией.
- Типы информационных процессов.
- Образная и знаковая формы восприятия информации.
- Языки естественные и формальные.
- Средства хранения информации до появления компьютеров.
- Развитие основных вычислительных средств в докомпьютерный период.
Опорные таблицы для объяснения материала
Информация – фундаментальное понятие науки, поэтому определить его исчерпывающим образом через какие-то более простые понятия невозможно | |
Субъективный подход: Информация – это знания, сведения, которыми обладает человек, которые он получает из окружающего мира | Кибернетический подход: Информация – это содержание последовательностей символов (сигналов) из некоторого алфавита |
Классификация знаний (информации) | |
Декларативные | Процедурные |
Я знаю, что …. | Я знаю как …. |
Информационные процессы | ||
Хранение | Передача | Обработка |
Виды языков | |
Естественные | Формальные |
Русский язык, английский язык … | Язык двоичного кодирования, языки программирования, азбука Морзе … |
Для объяснения последнего вопроса используется презентация на тему «История развития вычислительных средств».
Практическая часть. Знакомство с клавиатурой. Работа с тренажером клавиатуры.
При знакомстве учеников с клавиатурой рассказать о группах клавиш:
- Буквенно-цифровые клавиши занимают центральную часть клавиатуры. Для этого вида клавиш существует понятие регистра, т.е. режима их использования.
- Клавиши управления курсором расположены в правой части панели клавиатуры. Для удобства они продублированы и состоят из 3 групп:
- малая цифровая клавиатура;
- клавиши просмотра текста на экране и его редактирование;
- клавиши управления курсором.
- Клавиши малой цифровой клавиатуры могут быть использованы в двух режимах:
- в режиме управления курсором;
- в режиме ввода цифр, знаков математических операций и точки.
Приобретаемые умения и навыки при работе с клавиатурным тренажером:
- Набор русского текста на клавиатуре
- Набор знаков препинания в русской раскладке на клавиатуре.
- Домашнее задание.
- читать: [1] — §1; дополнительный материал: часть 2, разделы 1.2, 1.3.
- выполнить: домашнее задание № 2. (0,5 + 1 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,25 + 0,75 = 4 балла)
1. Из предложенного списка выберите декларативные и процедурные знания:
а) чтобы определить кислотность раствора, нужно опустить в него лакмусовую бумажку и посмотреть на ее цвет: если цвет красный, то раствор
кислотный; если цвет синий, то раствор щелочной; если цвет не изменился, то раствор нейтральный.
б) Вашингтон — столица США,
в) чтобы найти площадь прямоугольника, нужно его ширину умножить на длину,
г) для определения числа решений квадратного уравнения нужно вычислить его дискриминант: если он меньше 0, то решений нет; если равен О, то решение одно; если больше 0, то решений 2;
д) А.С. Пушкин — автор поэмы «Полтава»,
е) Н. Винер — основатель кибернетики,
ж) чтобы сократить дробь, нужно найти наибольший общий делитель числителя и знаменателя и разделить на него и числитель, и знаменатель,
з) Юрий Гагарин – первый космонавт.
2. Опишите, какие действия с информацией (информационные процессы) будут выполнены учеником, если он:
- учит правило,
- решает у доски задачу,
- слушает музыку,
- пишет письмо,
- переводит текст с английского языка на русский.
- Пишет диктант.
3. Опишите, кто будет являться источником и кто или что – приемником информации в следующих ситуациях:
- Андрей собирается переходить перекресток, регулируемый светофором,
- Петя беседует с Колей по телефону,
- Аня слушает прогноз погоды по радио,
- Женя учит стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»,
- Света едет в автобусе до остановки «Парк культуры» в незнакомом городе.
4. В какой форме человек воспринимает информацию (образной или знаковой), если он:
- Слушает музыку,
- Смотрит футбольный матч,
- Читает орфографический словарь,
- Выбирает букет в магазине,
- Ест мороженое,
- Разговаривает по телефону,
- Гладит кошку,
- Слушает по радио сообщение о курсе доллара.
5.Какие средства хранения были изобретены в XIX-XX веках?
6.Перечислите основные вычислительные средства с указанием времени их изобретения.
7. В чем основная заслуга Чарльза Беббиджа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
Данная разработка урока по информатике 5 класса разработана с учетом ФГОС к учебнику Босовой Л.Л....
Презентация к уроку на тему "Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания."
Презентация к уроку на тему "Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания."...
Разработка урока по теме "Файлы и папки. Клавиатурный тренажер"
В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения в целях полноценного усвоения образовательных программ на уроках необходимо создать условия учащимся для формирования общей культуры, духовно-нравс...
Конспект урока по теме "Информация и знания".
Конспект урока по теме "Информация и знания", + презентация 8 класс, И.Г. Семакин...
Конспект урока на тему: "Информация и знания"
Первый урок в 8 классе по информатикеУМК И.Г.Семакин "Техника безопасности в компьютерном классе. Информация и знания"Цели:Сформировать знания о технике безопасности в компьютерном классе и представле...
Урок-путешествие «Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов»
Урок-путешествие «Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов»...
Урок информатики по теме: "Информация и знания"
Сформировать знания о технике безопасности в компьютерном классе и представление о понятиях информация и знания....