Конспект урока по теме "Информация и знания".
презентация к уроку по информатике и икт (8 класс) на тему

Крюкова Юлия Евгеньевна

Конспект урока по теме "Информация и знания", + презентация 8 класс, И.Г. Семакин

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon informatsiya_i_znaniya.ppt790 КБ
Microsoft Office document icon informatsiya_i_znaniya.doc121 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информация и знания

Слайд 2

Основные определения Информация для человека – это знания, которые он получает из разных источников.

Слайд 3

Сообщение полученное человеком может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются понятными для него и новыми . Пример: QVTW это сообщение Вам понятно? Земля вращается вокруг Солнца. А это сообщение Вам понятно?

Слайд 4

Знания Факты Правила Факты - это знания об определенных явлениях, событиях, свойствах объектов и зависимостях между объектами. Правила - это знания о последователь-ностях действий, направленных на достижение некоторой цели.

Слайд 5

Факты отвечают на вопрос Я знаю, что Пример: Я знаю, что Земля круглая . Я знаю, что дважды два равно четыре.

Слайд 6

Правила отвечают на вопрос Я знаю, как Для того чтобы … Пример: Я знаю, как запустить программу MS Word . Для того чтобы сохранить файл нужно выбрать команду СОХАНИТЬ.

Слайд 7

Существует две формы получения знаний о реальной действительности: чувственное и логическое познание. чувственное

Слайд 8

Логическое познание

Слайд 9

Вопрос 1 Какие знания относятся к фактам? Я знаю, что данные хранятся в памяти ПК; Для того, чтобы напечатать документ нужно вставить бумагу в принтер; Я знаю, как сварить суп; Я знаю, что кошки любят молоко. a),d)

Слайд 10

Вопрос 2 a),b) Какие знания относятся к правилам? Для того, чтобы испечь пирог нужно разогреть духовку до 180 градусов; Я знаю, как играть в футбол; Я знаю, что Пушкин – великий русский поэт.

Слайд 11

(правила) (факты)



Предварительный просмотр:

Цель: объяснить учащимся, чем отличаются понятия «информация» и «знания», дать определение понятий «правило» и «факт».

Задачи:

  • Рассмотреть какие формы знания выделяют;
  • Развивать логическое и образное мышление;
  • Формировать и воспитывать навыки активного общения на уроке.

Ход урока:

1. Орг. Момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим отличия «информации» и «знания», познакомимся с формами знаний.

Фронтальный опрос:

  • Что принимается за единицу информации?
  • Назовите наименьшую единицу информации?
  • Какие производные единицы информации вы знаете?
  • Что измеряется в килобайтах и мегабайтах, кроме текстовой информации?

3. Изучение нового материала

Информация играет в жизни людей огромную роль. Мы получаем ее с помощью органов чувств из окружающего мира. Посредством разговорного языка от других людей или из книг. Добываем в процессе деятельности.

Информация – это знания, которые человек получает из различных источников. Но не всякая информация является знанием.

Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливало о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.

Сообщение, полученное человеком может, пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми.

Информация понятна, если она выражена на языке, доступной для получателя.

Информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта, знания получателя информации.

Знания

Факты

правила

К фактам относятся знания об определенных явлениях (солнечные и лунные затмения), событиях, свойствах объектов и зависимостях объектов.

К правилам относятся знания о последовательности действий,   направленных на достижения некоторых целей.

Получение знаний или познаний реальной действительности – это ее отражение в сознании человека.

Формы познания

Чувственное

Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств

Логическое

Человек воспринимает информацию с помощью абстрактно мышления

5. Итог урока.

Вопросы для закрепления:

  • Чем является информация для человека?
  • Чем должно обладать сообщение, чтобы оно пополнило ваше знание?
  • Каким бывают формы познания?
  • На какие группы делятся знания?

§1. Информация и знания

Основные темы параграфа:

сообщения — знания — информация; классификация знаний; информативность сообщения.

Сообщения — знания — информация

К слову «информация» люди привыкли очень давно. Если спросить вас, что такое информация, то, наверное, прежде всего, вы вспомните газеты, радио, телевидение, т. е. все то, что называют средствами массовой информации. Именно здесь чаще всего употребляются такие выражения, как «информационное сообщение» или «оперативная информация». Цель таких сообщений — довести до читателей или слушателей сведения о каких-то событиях. До получения сообщения мы не знали о данном событии, а в результате стали знать.

Учеба в школе — это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.

А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Попробуйте сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания. Например, может получиться вот такой перечень:

-  Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.

-   Я знаю, что Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро.

-        Я знаю, как перемножить две простые дроби.

-         Я знаю, как выращивать помидоры.

-       Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов (теорема Пифагора).

Классификация знаний

Всю эту «кучу» знаний можно разделить на две группы. Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю, что...». Такие знания принято называть декларативными (от слова «декларация», что значит «утверждение», «сообщение»). К этой группе относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях, свойствах объектов (Байкал — самое глубокое в мире пресное озеро), зависимостях (теорема Пифагора).

Знания второй группы, начинающиеся со слов «Я знаю, как...», называются процедурными, Они определяют действия для достижения какой-либо цели (как собрать радиоприемник, перемножить дроби, вырастить помидоры).

Информативность сообщений

Уже говорилось о том, что информацию мы получаем в форме некоторых сообщений: устной речи, текста, прочитанного в книге или в газете, кадров хроники, показанных в телевизионных новостях, и т. п. Сообщение, которое пополняет наши знания, назовем информативным. Но всякое ли сообщение несет для нас информацию? Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, вы не пополните своих знаний (если, конечно, не знаете китайский язык). Такие сообщения, которые не пополняют знаний принимающего их человека, назовем неинформативными сообщениями.

Однако и на родном языке тоже можно встретить множество неинформативных сообщений. Вот, например, вы раскрыли учебник по высшей математике и прочитали там такое определение: «Значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и на нижнем пределах».

Пополнил этот текст ваши знания? Скорее всего, нет! Он вам непонятен, а поэтому неинформативен.

Отсюда можно сделать вывод: сообщение информативно, если оно понятно принимающему его человеку. Однако этого для информативности недостаточно. Вот пример понятных для вас сообщений:

Москва — столица России;

Дважды два — четыре.

Пополняют эти сообщения ваши знания? Конечно, нет! Данные факты вам давно известны. Следовательно, если сообщение содержит уже известные человеку сведения, то для такого человека оно тоже будет неинформативным. Сообщение 2*2 = 4 информативно для первоклассника и неинформативно для семиклассника. Чтобы быть информативным, сообщение должно содержать новые сведения для принимающего его человека. Теперь можно сделать окончательный вывод: Сообщение, принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщении сведения являются для этого человека новыми и понятными. Получение любых знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному, И тогда каждое новое сообщение будет понятным, а значит, будет нести информацию для человека. На этом должно быть основано всякое обучение.

Коротко о главном

Человек приобретает знания, получая сообщения из различных источников.

Знания человека можно разделить на две группы: декларативные («Я знаю, что...») и процедурные («Я знаю, как...»).

Сообщение несет информацию для человека (информативно), если содержащиеся в нем сведения являются для человека новыми и понятными.

Вопросы и задания

1.Что такое «информация» для: каждого из нас?

2.Попробуйте перечислить источники, из которых за сегодняшний день вы получали информацию.

3.Попробуйте привести примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете.

4.В каком случае сообщение содержит информацию для конкретного человека, а в каком — нет? Приведите примеры обоих случаев.

§2.Восприятие и представление информации

Основные темы параграфа: восприятие информации; информация и письменность;

языки естественные и формальные; формы представления информации.

Восприятие информации

Человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью своих органов чувств; их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Большая часть информации поступает к нам через зрение и слух. Но и запахи, и вкусовые и осязательные ощущения тоже несут информацию. Например, почувствовав запах гари, вы узнали, что на кухне сгорел обед, о котором забыли. На вкус вы легко узнаете знакомую пищу, оцениваете количество сахара или соли в блюде. На ощупь, т. е. через контакт с кожным покровом, вы узнаете знакомые предметы даже в темноте, оцениваете температуру внешних объектов. Таким образом, существуют разные способы восприятия информации человеком, связанные с разными органами чувств, через которые она поступает:

через зрение мы получаем информацию в виде изображения;

через слух воспринимается информация в звуковом виде;

через обоняние воспринимается информация в виде запахов;

через вкус — информация от вкусовых ощущений;

 через осязание — информация в виде тактильных ощущений.

Можно сказать, что органы чувств являются информационными каналами между внешним миром и человеком. При утрате одного из таких каналов (например, зрения или слуха) усиливается информационная роль других органов чувств. Известно, что незрячие люди острее слышат, для них возрастает значение осязания.

Информация и письменность

Полученную информацию человек может запомнить или записать, а также передать другому человеку. В какой форме это происходит?

Чаще всего люди общаются между собой в устной или письменной форме, т. е. разговаривают, пишут письма, записки, статьи, книги и т. п. Письменный текст состоит из букв, цифр, скобок, точек, запятых и других знаков, Устная речь тоже складывается из знаков. Только эти знаки не письменные, а звуковые. Лингвисты их называют фонемами. Из фонем складываются слова, из слов — фразы. Сначала появилась речь, а уже потом — письменность. Письменность для того и нужна, чтобы зафиксировать на бумаге человеческую речь.

Очень интересна история письменности! Письменность, которой пользуемся мы и большинство европейских стран, называется звуковой. То, что было сказано выше, относится к звуковой письменности. А вот китайская письменность называется идеографической, В ней один значок (его часто называют иероглифом) обозначает слово или значительную часть слова (рис. 1.1). А японское письмо называется слоговым. Там один значок обозначает слог.

image005 

Самая же древняя форма письменности, которая идет от первобытных людей, называется пиктографической. Одна пиктограмма — это рисунок, который обозначает понятие или даже целое сообщение (рис. 1.2). Пиктографическая символика часто используется и сегодня. Например, всем вам знакомые дорожные знаки — это пиктограммы.

image006 

Языки естественные и формальные

Человеческая речь и письменность тесно связаны с понятием «язык». Разговорные языки имеют национальный характер. Есть русский, английский, китайский, французский и другие языки. Лингвисты их называют естественными языками, Естественные языки имеют устную и письменную формы.

Кроме разговорных (естественных) языков существуют формальные языки. Как правило, это языки какой-нибудь профессии или области знаний. Например, математическую символику можно назвать формальным языком математики; нотную грамоту — формальным языком музыки.

Язык — это знаковый способ представления информации. Общение на языках — это процесс передачи информации в знаковой форме.

Формы представления информации

Итак, информацию человек представляет с помощью различных языков. Можно привести примеры разных способов знакового представления информации, заменяющих речь. Например, глухонемые люди речь заменяют жестикуляцией, Жесты дирижера передают информацию музыкантам. Судья на спортивной площадке пользуется определенным языком жестов, понятным игрокам.

Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Это рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы. При изучении многих школьных предметов вы активно пользуетесь такой графической информацией.

Формы представления информации человеком:

  • текст на естественном языке в устной или письменной форме;
  • графическая форма: рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы;
  • символы формального языка: числа, математические формулы, ноты, химические формулы, дорожные знаки и пр,                                         

 Итак Человек воспринимает информацию из внешнего мира с помощью всех своих органов чувств. Органы чувств являются «информационными каналами» связывающими человека с внешним миром. Язык — это знаковая форма представления информации. Языки бывают естественными и формальными. Человек сохраняет информацию или обменивается ей с другими людьми на естественных языках, формальных языках, в графической форме. Письменность — важнейший способ сохранения и передачи информации. В истории человечества сформировались следующие формы письменности: звуковая, слоговая, идеографическая, пиктографическая.

Вопросы и задания

1.Какую роль в информационной деятельности человека выполняют органы чувств? Перечислите все органы чувств человека.

2.Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?

3.Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?

4.Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

5.Грамотный музыкант способен услышанную музыку записать нотами. Какое преобразование формы музыкального произведения он при этом производит? Опишите ситуацию обратного преобразования. 7.Что такое естественные языки, формальные языки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Количество теплоты. Фазовые переходы»

Материалы к уроку  физики по теме «Тепловые процессы. Фазовые переходы» будут использоваться на уроке при  повторении и систематизации материала, совершенствовании практических умений и...

конспект урока истории "Былины- источник знаний о Киевской Руси"

урок в 7 классе коррекционной школы 8 вида на тему: 2Былины- источник знаний о Киевской Руси"....

конспект урока "Мои друзья. Повторение знаний, умений и навыков основных видов РД"

Урок проведен на заключительном этапе изучения темы "Мои друзья" во 2 классе по программе "Английский с удовольствием!". Урок является интегрированным, т.к. знакомит детей со странами изучаемого языка...

конспект урока английского языка Обобщение знаний по теме "Жизнь животных" в 5 классе УМК New Millenium English (четвёртый год обучения)

Использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяют на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей.Различные формы визуали...