Пособие для изучения материала по теме «системы счисления»
методическая разработка по информатике и икт по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 242.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по науке и высшей школе при правительстве Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Политехнический колледж городского хозяйства»
Ю.В. Столбова
Информатика
Санкт-Петербург
2013 г.
Комитет по науке и высшей школе при правительстве Санкт-Петербурга
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Политехнический колледж городского хозяйства»
Ю.В. Столбова
Информатика
Допущено Региональным научно-методическим центром при Совете директоров ССУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в качестве учебного пособия для студентов ОУ СПО, первого курса технического и гуманитарного профиля.
Санкт-Петербург
2013 г.
Столбова Ю.В. Информатика
Рецензенты:
- Директор института №2 Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения А.Р. Бестугин.
- Директор института №4 Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения А.П. Шепета.
В пособии изложены основные сведения, для изучения материала по теме «системы счисления», методические рекомендации к выполнению заданий. Данное пособие предназначено для использования в работе преподавателей информатики в СПО 1 курса технического и гуманитарного профиля, а также для самостоятельного изучения предложенной темы студентами. Методику инновационной игры можно применить не только на занятиях, но и на итоговом контроле полученных знаний.
Содержание
Непозиционные системы счисления
Восьмеричная система счисления
Шестнадцатеричная система счисления.
Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
Методика применения инновационной игры в преподавании курса «Информатика»
Современный рынок труда предъявляет новые повышения требования к качеству профессионального образования выпускников колледжа, основным результатом которого выступает компетентность будущих специалистов. Для достижения данной цели необходимо обеспечить условия перехода теоретического компонента обучения в профессионально-практический, который реализуется при выполнении лабораторных работ или практических занятий.
Данное методическое пособие разработано для студентов первого курса технического и гуманитарного профиля, для самостоятельного изучения темы «Системы счисления». Предоставлен подробный теоретический материал, отдельными разделами представлены карточки с заданиями и результаты вычислений.
При проведении инновационных лабораторных или практических работ, в отличие от типовых, студентам сообщаются необходимые теоретические сведения, и предлагается самостоятельно продумать порядок проведения работы, определится с темой, подготовить материалы и, выполнив необходимое задание, подготовить отчет о проделанной работе.
«Нестатичность» уроков, смена деятельности, возможность творческого выбора и использование современных ИКТ значительно увеличивает интерес студентов к выполнению заданий, что в свою очередь приведет к более качественному изучению предмета.
Система счисления — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков.
Система счисления:
- даёт представления множества чисел (целых и/или вещественных);
- даёт каждому числу уникальное представление (или, по крайней мере, стандартное представление);
- отражает алгебраическую и арифметическую структуру чисел.
Запись числа в некоторой системе счисления называется кодом числа.
Отдельную позицию в изображении числа принято называть разрядом, а номер позиции - номером разряда. Число разрядов в записи числа называется разрядностью и совпадает с его длиной.
Системы счисления подразделяются на:
- позиционные,
- непозиционные
- смешанные.
В непозиционных системах счисления вес цифры не зависит от позиции, которую она занимает в числе.
Римская система счисления является непозиционной системой. В ней для записи чисел используются буквы латинского алфавита. При этом буква I всегда означает единицу, буква - V пять, X - десять, L - пятьдесят, C - сто, D - пятьсот, M - тысячу и т.д. Например, число 264 записывается в виде CCLXIV. При записи чисел в римской системе счисления значением числа является алгебраическая сумма цифр, в него входящих. При этом цифры в записи числа следуют, как правило, в порядке убывания их значений, и не разрешается записывать рядом более трех одинаковых цифр. В том случае, когда за цифрой с большим значением следует цифра с меньшим, ее вклад в значение числа в целом является отрицательным. Типичные примеры, иллюстрирующие общие правила записи чисел в римской система счисления, приведены в таблице.
Таблица 1. Запись чисел в римской системе счисления
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I | II | III | IV | V |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
VI | VII | VIII | IX | X |
11 | 13 | 18 | 19 | 22 |
XI | XIII | XVIII | XIX | XXII |
34 | 39 | 40 | 60 | 99 |
XXXIV | XXXIX | XL | LX | XCIX |
200 | 438 | 649 | 999 | 1207 |
CC | CDXXXVIII | DCXLIX | CMXCIX | MCCVII |
2045 | 3555 | 3678 | 3900 | 3999 |
MMXLV | MMMDLV | MMMDCLXXVIII | MMMCM | MMMCMXCIX |
Недостатком римской системы является отсутствие формальных правил записи чисел и, соответственно, арифметических действий с многозначными числами. По причине неудобства и большой сложности в настоящее время римская система счисления используется там, где это действительно удобно: в литературе (нумерация глав), в оформлении документов (серия паспорта, ценных бумаг и др.), в декоративных целях на циферблате часов и в ряде других случаев.
Денежные знаки — это пример смешанной системы счисления.
Сейчас в России используются монеты и купюры следующих номиналов: по 1, 5, 10, 50 копеек и по 1, 2, 5, 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Чтобы получить некоторую сумму в рублях, нужно использовать некоторое количество денежных знаков различного достоинства.
Предположим, что пылесос стоит 6379 рублей. Для покупки можно использовать шесть купюр по тысяче рублей, три купюры по сто рублей, одну пятидесятирублёвую купюру, две десятки, одну пятирублёвую монету и две монеты по два рубля. Если записать количество купюр или монет, начиная с 1000 руб. и заканчивая одной копейкой, заменяя нулями неиспользуемые номиналы, то получится число 603121200000.
Если перемешать цифры в числе 603121200000, оно представит ложную цену пылесоса. Следовательно, такая запись относится к позиционным системам.
В позиционных системах счисления вес каждой цифры изменяется в зависимости от ее позиции в последовательности цифр, изображающих число.
Любая позиционная система характеризуется своим основанием.
Основание позиционной системы счисления - это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе.
За основание можно принять любое натуральное число - два, три, четыре, шестнадцать и т.д. Следовательно, возможно бесконечное множество позиционных систем.
Примеры позиционной системы счисления - двоичная, десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная системы счисления и т. д.
Десятичная система счисления – в настоящее время наиболее известная и используемая. Изобретение десятичной системы счисления относится к главным достижениям человеческой мысли. Без нее вряд ли могла существовать, а тем более возникнуть современная техника. Причина, по которой десятичная система счисления стала общепринятой, вовсе не математическая. Люди привыкли считать в десятичной системе счисления, потому что у них по 10 пальцев на руках.
Древнее изображение десятичных цифр (рис. 1) не случайно: каждая цифра обозначает число по количеству углов в ней. Например, 0 - углов нет, 1 - один угол, 2 - два угла и т.д. Написание десятичных цифр претерпело существенные изменения. Форма, которой мы пользуемся, установилась в XVI веке.
рис.1
Десятичная система впервые появилась в Индии примерно в VI веке новой эры. Индийская нумерация использовала девять числовых символов и нуль для обозначения пустой позиции. В ранних индийских рукописях, дошедших до нас, числа записывались в обратном порядке - наиболее значимая цифра ставилась справа. Но вскоре стало правилом располагать такую цифру с левой стороны. Особое значение придавалось нулевому символу, который вводился для позиционной системы обозначений. Индийская нумерация, включая нуль, дошла и до нашего времени. В Европе индусские приёмы десятичной арифметики получили распространение в начале ХIII в. благодаря работам итальянского математика Леонардо Пизанского (Фибоначчи). Европейцы заимствовали индийскую систему счисления у арабов, назвав ее арабской. Это исторически неправильное название удерживается и поныне.
Десятичная система использует десять цифр – 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, а также символы “+” и “–” для обозначения знака числа и запятую или точку для разделения целой и дробной частей числа.
В вычислительных машинах используется двоичная система счисления, её основание - число 2. Для записи чисел в этой системе используют только две цифры - 0 и 1. Вопреки распространенному заблуждению, двоичная система счисления была придумана не инженерами-конструкторами ЭВМ, а математиками и философами задолго до появления компьютеров, еще в ХVII - ХIХ веках. Первое опубликованное обсуждение двоичной системы счисления принадлежит испанскому священнику Хуану Карамюэлю Лобковицу (1670 г.). Всеобщее внимание к этой системе привлекла статья немецкого математика Готфрида Вильгельма Лейбница, опубликованная в 1703 г. В ней пояснялись двоичные операции сложения, вычитания, умножения и деления. Лейбниц не рекомендовал использовать эту систему для практических вычислений, но подчёркивал её важность для теоретических исследований. Со временем двоичная система счисления становится хорошо известной и получает развитие.
Выбор двоичной системы для применения в вычислительной технике объясняется тем, что электронные элементы - триггеры, из которых состоят микросхемы ЭВМ, могут находиться только в двух рабочих состояниях.
С помощью двоичной системы кодирования можно зафиксировать любые данные и знания. Это легко понять, если вспомнить принцип кодирования и передачи информации с помощью азбуки Морзе. Телеграфист, используя только два символа этой азбуки - точки и тире, может передать практически любой текст.
Двоичная система удобна для компьютера, но неудобна для человека: числа получаются длинными и их трудно записывать и запоминать. Конечно, можно перевести число в десятичную систему и записывать в таком виде, а потом, когда понадобится перевести обратно, но все эти переводы трудоёмки. Поэтому применяются системы счисления, родственные двоичной - восьмеричная и шестнадцатеричная.
Восьмеричная система счисления. В этой системе счисления 8 цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Восьмеричная система счисления часто используется в областях, связанных с цифровыми устройствами. Характеризуется лёгким переводом восьмеричных чисел в двоичные и обратно, путём замены каждой цифры эквивалентной ей двоичной триадой (тройкой цифр) Легко догадаться, что для перевода многозначного двоичного числа в восьмеричную систему нужно разбить его на триады справа налево и заменить каждую триаду соответствующей восьмеричной цифрой (таблица 2).
Пример:
6118 =011 001 0012
1 110 011 1012=14358 (4 триады)
Ранее восьмеричная система счисления широко использовалась в программировании и вообще компьютерной документации, однако в настоящее время почти полностью вытеснена шестнадцатеричной.
Шестнадцатеричная система счисления.
Запись числа в восьмеричной системе счисления достаточно компактна, но еще компактнее она получается в шестнадцатеричной системе. В качестве первых 10 из 16 шестнадцатеричных цифр взяты привычные цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, а вот в качестве остальных 6 цифр используют первые буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, F. Перевод из шестнадцатеричной системы в двоичную и обратно производится аналогично тому, как это делается для восьмеричной системы.
Ниже приведена таблица соответствия чисел, записанных в разных системах.
Таблица 2. Соответствие чисел, записанных в различных системах счисления
Десятичная | Двоичная | Восьмеричная | Шестнадцатеричная |
1 | 001 | 1 | 1 |
2 | 010 | 2 | 2 |
3 | 011 | 3 | 3 |
4 | 100 | 4 | 4 |
5 | 101 | 5 | 5 |
6 | 110 | 6 | 6 |
7 | 111 | 7 | 7 |
8 | 1000 | 10 | 8 |
9 | 1001 | 11 | 9 |
10 | 1010 | 12 | A |
11 | 1011 | 13 | B |
12 | 1100 | 14 | C |
13 | 1101 | 15 | D |
14 | 1110 | 16 | E |
15 | 1111 | 17 | F |
16 | 10000 | 20 | 10 |
Шестнадцатеричная система счисления широко используется в низкоуровневом программировании и компьютерной документации, поскольку в современных компьютерах минимальной единицей памяти является 8-битный байт, значения которого удобно записывать двумя шестнадцатеричными цифрами.
Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
Перевод чисел из одной системы счисления в другую составляет важную часть машинной арифметики.
1. Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней двойки:
Таблица 3. Степени числа 2
n (степень) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 512 | 1024 |
Пример: Число 111010002 перевести в десятичную систему счисления.
2. Для перевода восьмеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 8, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней восьмерки:
Таблица 4. Степени числа 8
n (степень) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 8 | 64 | 512 | 4096 | 32768 | 262144 |
Пример: Число 750138 перевести в десятичную систему счисления.
3. Для перевода шестнадцатеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 16, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней числа 16:
Таблица 5. Степени числа 16
n (степень) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 16 | 256 | 4096 | 65536 | 1048576 | 16777216 |
Пример: Число FDA116 перевести в десятичную систему счисления.
4. Для перевода десятичного числа в двоичную систему его необходимо последовательно делить на 2 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 1. Число в двоичной системе записывается как последовательность последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число 2210 перевести в двоичную систему счисления.
5. Для перевода десятичного числа в восьмеричную систему его необходимо последовательно делить на 8 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 7. Число в восьмеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число 57110 перевести в восьмеричную систему счисления.
6. Для перевода десятичного числа в шестнадцатеричную систему его необходимо последовательно делить на 16 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 15. Число в шестнадцатеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число 746710 перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
7. Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную, его нужно разбить на триады (тройки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую триаду нулями, и каждую триаду заменить соответствующей восьмеричной цифрой (таблица 2).
Пример. Число 10010112 перевести в восьмеричную систему счисления.
8. Чтобы перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную, его нужно разбить на тетрады (четверки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую тетраду нулями, и каждую тетраду заменить соответствующей восьмеричной цифрой(таблица 2).
Пример. Число 10111000112 перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
9. Для перевода восьмеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой.
Пример. Число 5318 перевести в двоичную систему счисления.
10. Для перевода шестнадцатеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной тетрадой.
Пример. Число ЕЕ816 перевести в двоичную систему счисления.
11. При переходе из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно, необходим промежуточный перевод чисел в двоичную систему.
Пример 1. Число FEA16 перевести в восьмеричную систему счисления.
Пример 2. Число 66358 перевести в шестнадцатеричную систему счисления.
После теоритического материала, раздаются карточки с заданием.
Задание 1
Перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную системы счисления.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант |
112510 25410 5410 36510 75010 | 35110 805110 12810 99810 6410 | 26910 111010 7510 63510 82410 | 58210 6910 756110 55410 40310 | 4010 56810 510310 91210 35310 |
6 вариант | 7 вариант | 8 вариант | 9 вариант | 10 вариант |
206810 9210 85110 10710 63410 | 5310 78310 90510 501110 24610 | 42910 350910 75410 10910 6310 | 51010 98610 12310 603810 4710 | 95610 20410 3510 408710 13510 |
Задание 2
Перевести числа из двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | 5 вариант |
1001112 110112 7358 43028 95А16 FD116 | 1110012 1000112 2148 76018 DC616 45A16 | 1011102 111102 3528 71408 AC916 10F16 | 1101012 110012 2038 45078 73B16 CA116 | 1011002 101002 1178 70258 FD016 52116 |
6 вариант | 7 вариант | 8 вариант | 9 вариант | 10 вариант |
1100112 101012 2648 13758 6А216 D9016 | 1010112 110002 3608 14578 СA816 34F16 | 1110002 100012 5308 23518 F3116 D4A16 | 1101102 101102 3468 35728 AA316 59C16 | 1111012 110102 4528 25038 В5816 69А16 |
Задание 3
Перевести числа из разных систем счисления в десятичную систему счисления и по полученным результатам на листочке построить график в системе координат.
Вариант 1
х | у |
10000(2) | 10(16) |
D(16) | 20(8) |
1010(2) | 17(8) |
10(8) | 1111(2) |
110(2) | 11(16) |
5(16) | 10000(2) |
6(16) | 16(8) |
101(2) | 1100(2) |
6(8) | B(16) |
1000(2) | 15(8) |
14(8) | 1011(2) |
1101(2) | 11(8) |
1111(2) | 9(16) |
20(8) | 13(8) |
10010(2) | 1011(2) |
24(8) | D(16) |
13(16) | 1110(2) |
12(16) | F(16) |
10(16) | 20(8) |
17(8) | 10001(2) |
12(8) | 21(8) |
1001(2) | 1111(2) |
Вариант 2
3 графика в одной системе координат | х | у |
1 | 10(2) | B(16) |
100(2) | 14(8) | |
10(8) | 12(8) | |
1011(2) | C(16) | |
1111(2) | 13(8) | |
11(16) | 110(2) | |
10011(2) | 111(2) | |
2 | 1000(2) | A(16) |
A(16) | 10010(2) | |
D(16) | 21(8) | |
F(16) | 1111(2) | |
10001(2) | 11(16) | |
3 | 13(8) | 14(8) |
1101(2) | 23(8) | |
15(8) | 14(16) | |
16(8) | 10101(2) | |
1111(2) | 15(16) | |
24(8) | ||
10000(2) | 13(16) | |
17(8) | 22(8) | |
1110(2) | 12(16) | |
1101(2) | 10011(2) |
Вариант 3
х | у |
11(8) | 10000(2) |
12(8) | 15(8) |
110(2) | 10(8) |
6(16) | 111(2) |
1010(2) | 7(8) |
16(8) | А(16) |
10010(2) | 1011(2) |
24(8) | E(16) |
17(16) | 10000(2) |
30(8) | 12(16) |
10001(2) | 21(8) |
13(16) | 10101(2) |
22(8) | 1A(16) |
11(16) | 32(8) |
15(8) | 15(16) |
D(16) | 17(10) |
13(8) | 10011(2) |
1010(2) | 23(8) |
1001(2) | 10010(2) |
11(8) | 10001(2) |
1000(2) | 21(8) |
9(16) | 10(16) |
Вариант 4
х | у |
10010(2) | 17(8) |
10(16) | 17(10) |
16(8) | 10001(2) |
21(8) | 13(16) |
11(16) | 25(8) |
20(8) | 16(16) |
Е(16) | 10101(2) |
1100(2) | 26(8) |
1010(2) | 17(16) |
12(10) | 10011(2) |
11(8) | 22(8) |
14(8) | 12(16) |
А(16) | 21(8) |
1001(2) | F(16) |
12(8) | 10011(2) |
23(8) | С(16) |
11(10) | В(16) |
1110(2) | 1011(2) |
10000(2) | 13(8) |
22(8) | 1100(2) |
15(16) | 10(16) |
10010(2) | 1111(2) |
Вариант 5
х | у |
1110(2) | 1010(2) |
1101(2) | 1011(2) |
B(16) | 13(8) |
1100(2) | D(16) |
13(8) | 15(8) |
12(8) | 10000(2) |
1101(2) | 20(8) |
E(16) | 10010(2) |
20(8) | 1111(2) |
10(16) | 10101(2) |
10100(2) | 24(8) |
10001(2) | 10011(2) |
22(8) | 17(8) |
10011(2) | 14(10) |
13(16) | 14(8) |
21(8) | A(16) |
10000(2) | 1010(2) |
F(16) | 11(2) |
11(16) | 10(2) |
16(8) | 2(16) |
E(16) | 3(8) |
1110(2) | 12(8) |
Вариант 6
х | у |
1111(2) | 13(8) |
20(8) | 1100(2) |
10(16) | 15(8) |
F(16) | 10000(2) |
1110(2) | 11(16) |
17(8) | 10010(2) |
16(10) | 12(16) |
10011(2) | 14(16) |
21(8) | 18(10) |
13(16) | 22(8) |
10000(2) | 10001(2) |
17(10) | 10(16) |
25(8) | 15(10) |
10110(2) | D(16) |
16(16) | 14(8) |
10111(2) | 1101(2) |
26(8) | 1011(2) |
21(8) | B(16) |
23(8) | C(16) |
10010(2) | 15(8) |
20(8) | 13(8) |
1111(2) | 11(10) |
Вариант 7
х | у |
1111(2) | F(16) |
101(2) | 20(8) |
17(8) | 1F(16) |
1110(2) | 21(8) |
F(16) | 1111(2) |
110(2) | 15(10) |
7(16) | E(16) |
1001(2) | 15(8) |
B(16) | 13(8) |
14(8) | 1011(2) |
17(8) | 11(10) |
10010(2) | B(16) |
14(16) | 13(8) |
10110(2) | 1100(2) |
11001(2) | D(16) |
33(8) | 16(8) |
11100(2) | 17(8) |
6(8) | 15(10) |
F(16) | 1111(2) |
17(8) | 37(8) |
1B(16) | 11(16) |
15(10) | 17(8) |
Вариант 8
х | у |
110(2) | 22(8) |
101(2) | 11(16) |
5(8) | 20(8) |
100(2) | F(16) |
5(16) | 17(8) |
101(2) | 1110(2) |
11(2) | А(16) |
5(16) | 101(2) |
1101(2) | 3(8) |
23(8) | 1000(2) |
17(16) | 10(8) |
30(8) | 9(16) |
10000(2) | 13(8) |
11001(2) | 21(8) |
15(8) | 12(16) |
14(8) | 10001(2) |
1010(2) | D(16) |
1001(2) | 13(10) |
8(16) | 16(8) |
11(8) | 10(16) |
1000(2) | 22(8) |
110(2) | 10010(2) |
Вариант 9
х | у |
1001(2) | 1011(2) |
110(2) | В(16) |
6(8) | А(16) |
1101(2) | 12(8) |
15(8) | 13(8) |
1010(2) | 1010(2) |
1111(2) | 10001(2) |
14(8) | 13(16) |
9(16) | 10101(2) |
12(8) | 16(16) |
1010(2) | 27(8) |
1001(2) | 18(16) |
10(8) | 30(8) |
111(2) | 11000(2) |
6(16) | 10111(2) |
10(2) | 27(8) |
100(2) | 15(16) |
7(8) | 22(8) |
11(8) | 10000(2) |
1001(2) | 14(16) |
1110(2) | 21(8) |
11(8) | В(16) |
Вариант 10
х | у |
11(2) | 12(8) |
101(2) | В(16) |
21(8) | 1100(2) |
12(16) | 15(8) |
10101(2) | 17(8) |
19(16) | 1111(2) |
26(8) | 1101(2) |
10100(2) | 13(8) |
13(16) | 1010(2) |
110(2) | А(16) |
3(16) | 12(8) |
10(10) | 14(8) |
17(8) | 10000(2) |
10001(2) | 10(16) |
16(8) | С(16) |
А(16) | 1010(2) |
1100(2) | 11(8) |
Е(16) | 1000(2) |
20(8) | 7(16) |
22(8) | 111(2) |
11(16) | 10(8) |
F(16) | 12(8) |
Задание 1
1 вариант | 112510 = 100011001012 112510 = 21458 112510 = 46516 |
25410 = 111111102 25410 = 3768 25410 = FE16 | |
5410 = 1101102 5410 = 668 5410 = 3616 | |
36510 = 1011011012 36510 = 5558 36510 = 16D16 | |
75010 = 10111011102 75010 = 13568 75010 = 2EE16 | |
2 вариант | 35110 = 1010111112 35110 = 5378 35110 = 15F16 |
805110 = 11111011100112 805110 = 175638 805110 = 1F7316 | |
12810 = 100000002 12810 = 2008 12810 = 8016 | |
99810 = 11111001102 99810 = 17468 99810 = 3E616 | |
6410 = 10000002 6410 = 1008 6410 = 4016 | |
3 вариант | 26910 = 1000011012 26910 = 4158 26910 = 10D16 |
111010 = 100010101102 111010 = 21268 111010 = 45616 | |
7510 = 10010112 7510 = 1138 7510 = 4B16 | |
63510 = 10011110112 63510 = 11738 63510 = 27B16 | |
82410 = 11001110002 82410 = 14708 82410 = 33816 | |
4 вариант | 58210 = 10010001102 58210 = 11068 58210 = 24616 |
6910 = 10001012 6910 = 1058 6910 = 4516 | |
756110 = 11101100010012 756110 = 166118 756110 = 1D8916 | |
55410 = 10001010102 55410 = 10528 55410 = 22A16 | |
40310 = 1100100112 40310 = 6238 40310 = 19316 | |
5 вариант | 4010 = 1010002 4010 = 508 4010 = 2816 |
56810 = 10001110002 56810 = 10708 56810 = 23816 | |
510310 = 10011111011112 510310 = 117578 510310 = 13EF16 | |
91210 = 11100100002 91210 = 16208 91210 = 39016 | |
35310 = 1011000012 35310 = 5418 35310 = 16116 | |
6 вариант | 206810 = 1000000101002 206810 = 40248 206810 = 81416 |
9210 = 10111002 9210 = 1348 9210 = 5C16 | |
85110 = 11010100112 85110 = 15238 85110 = 35316 | |
10710 = 11010112 10710 = 1538 10710 = 6B16 | |
63410 = 10011110102 63410 = 11728 63410 = 27A16 | |
7 вариант | 5310 = 1101012 5310 = 658 5310 = 3516 |
78310 = 11000011112 78310 = 14178 78310 = 30F16 | |
90510 = 11100010012 90510 = 16118 90510 = 38916 | |
501110 = 10011100100112 501110 = 116238 501110 = 139316 | |
24610 = 111101102 24610 = 3668 24610 = F616 | |
8 вариант | 42910 = 1101011012 42910 = 6558 42910 = 1AD16 |
350910 = 1101101101012 350910 = 66658 350910 = DB516 | |
75410 = 10111100102 75410 = 13628 75410 = 2F216 | |
10910 = 11011012 10910 = 1558 10910 = 6D16 | |
6310 = 1111112 6310 = 778 6310 = 3F16 | |
9 вариант | 51010 = 1111111102 51010 = 7768 51010 = 1FE16 |
98610 = 11110110102 98610 = 17328 98610 = 3DA16 | |
12310 = 11110112 12310 = 1738 12310 = 7B16 | |
603810 = 10111100101102 603810 = 136268 603810 = 179616 | |
4710 = 1011112 4710 = 578 4710 = 2F16 | |
10 вариант | 95610 = 11101111002 95610 = 16748 95610 = 3BC16 |
20410 = 110011002 20410 = 3148 20410 = CC16 | |
3510 = 1000112 3510 = 438 3510 = 2316 | |
408710 = 1111111101112 408710 = 77678 408710 = FF716 | |
13510 = 100001112 13510 = 2078 13510 = 8716 |
Задание 2
1 вариант | 1001112 = 3910 110112 = 2710 7358 = 47710 43028 = 224210 95A16 = 239410 FD116 = 404910 |
2 вариант | 1110012 = 5710 1000112 = 3510 2148 = 14010 76018 = 396910 DC616 = 352610 45A16 = 111410 |
3 вариант | 1011102 = 4610 111102 = 3010 3528 = 23410 71408 = 368010 AC916 = 276110 10F16 = 27110 |
4 вариант | 1101012 = 5310 110012 = 2510 2038 = 13110 45078 = 237510 73B16 = 185110 CA116 = 323310 |
5 вариант | 1011002 = 4410 101002 = 2010 1178 = 7910 70258 = 360510 FD016 = 404810 52116 = 131310 |
6 вариант | 1100112 = 5110 101012 = 2110 2648 = 18010 13758 = 76510 6A216 = 169810 D9016 = 347210 |
7 вариант | 1010112 = 4310 110002 = 2410 3608 = 24010 14578 = 81510 CA816 = 324010 34F16 = 84710 |
8 вариант | 1110002 = 5610 100012 = 1710 5308 = 34410 23518 = 125710 F3116 = 388910 D4A16 = 340210 |
9 вариант | 1101102 = 5410 101102 = 2210 3468 = 23010 35728 = 191410 AA316 = 272310 59C16 = 143610 |
10 вариант | 1111012 = 6110 110102 = 2610 4528 = 29810 25038 = 134710 B5816 = 290410 69A16 = 169010 |
Задание 3
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7
Вариант 8
Вариант 9
Вариант 10
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. Информатика. Мультимедийный электронный учебник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...
Учебно-методическое пособие к занятиям по теме "Системы счисления"
Данный материал можно использовать как для отработки знаний учащихся, так и для объяснения нового материала....
Раздаточный материал для проведения итоговой самостоятельной работы по теме "Системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления"
В самостоятельной работе подобраны разносторонние задания для выявления уровня усвоения материала обучающимися. В помощь учителю даны ответы для проверки работ....
Дидактический материал то теме "Системы счисления"
Таблицы сложения и умножения для 2-ой, 8-ричной и 16-ричной систем счисления...
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
Изучение темы "Системы счисления": методическое пособие. – Оренбург: Оренбургское ПКУ, 2015. –54 с.
В пособии представлен методический материал для ученика и для учителя, который поможет при изучении темы "Системы счисления" в школьном курсе информатики....
Раздаточный материал по теме "Системы счисления".
Раздаточный материал по теме "Системы счисления"....