Информационный процесс. Виды информационных процессов
учебно-методический материал по информатике и икт (7 класс) по теме

Горлач Оксана Александровна

Разработка урока в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел «Свойства информации и информационные процессы»

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

Предмет


Информатика и ИКТ

Класс


7


Тема урока



Понятие информационного процесса. Виды информационных процессов


Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные

Личностные

Анализировать отношения в живой природе, технических и социальных системах; сформировать представление об основных информационных процессах

Регулятивные: научится основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению.


Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

           Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

                     Оборудование


http://school-collection.edu.ru 




- Учебник «Информатика» 7 класс Босова Л.Л., БИНОМ 2013г.

- Рабочая тетрадь к учебнику

- Занимательные задачи по информатике Авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю., Коломенская Ю. Г.

Программа по учебному предмету "Информатика" для 7-9 классов

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

Компьютер, интерактивная доска, проектор.

Основные понятия

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире

Форма проведения урока

Работа в малых группах


Этап урока

(название, время, цели)


Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов


Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные


УУД


I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: проверить усвоение предыдущего материала


Продолжительность:8-10 минут

Организационный момент. 
1 мин Взаимодействие учитель-ученик, ученик - ученик способствует более быстрому включению всех учащихся в урок. 1. Приветствие учителем учащихся:
Здравствуйте, ребята, садитесь! 
2. Учитель предлагает ученикам поприветствовать друг друга: 
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошей работы. 
3. Учитель желает хорошей работы ученикам: 
Посмотрите на меня, я вам тоже желаю хорошей работы 
Учащиеся включаются в урок, взаимодействуют с одноклассниками, с учителем.

4. Проверим полученные знания об «Информации», давайте напишем  "Синквейн". 

Написать "Синквейн". 
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме: 
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. 
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала. 
Пример. 
•Tема «Понятие информации», 
•Управляющая, наследственная, фундаментальная и т.д. 
•Передается, обрабатывается, хранится. 
•Кто владеет информацией, тот владеет миром. 
• Сила. 

Ребята пишут "Синквейн".

Ученик научится обобщать и систематизировать понятия об информации

Коммуникативные: осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра Регулятивные:  самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале Личностные: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Познавательные: основам ознакомительного изучающего, усваивающего и поискового чтения

II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели:

Продолжительность: 10 минут

На основе синквейнов учеников формулируется тема урока

Кратко пересказать основное содержание.

Ответить на вопрос: О чем этот текст?

Какую новую информацию он содержит?

Устный анализ текста

Освоение основных понятий урока

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать собеседника;

Регулятивные постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Личностные освоение форм учебного диалога

Познавательные: основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения

III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели:


Продолжительность: 15 инут

Учитель использует ЭОР №1,2,3 как опорные схемы для работы с группами учащихся. Определяет для группы  новую тему. Помогает в случае затруднений.

В малых группах проанализировать  заданную

Схему, готовят  устное сообщение каждая группа по 1 схеме.

Описывают схемы  из ЭОР на основе сделанных ранее сообщений.

Регулятивные:

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Коммуникативные:  формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

IV. Рефлексия деятельности (итог урока)



Пояснить правила выполнения задания. Приём  "Ромашка" Блума. Выслушать и прокомментировать получившиеся результаты.

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.

Коммуникативные: основам коммуникативной рефлексии

Регулятивные осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Личностные выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

Познавательные: давать определение понятиям


Приложение к плану-конспекту урока

«Понятие информационного процесса. Виды информационных процессов»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Интернет-портал

(ФЦИОР, ЕК ЦОР)

Название ресурса

Гиперссылка на ресурс

1

ЕК ЦОР

Обработка информации

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fdad302d-d571-495b-92c7-5cdc1449e981/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=catalog&class[]=49&class[]=50&subject=19 

2

ЕК ЦОР

Передача информации

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/54956297-cb07-40e4-b1e7-07b4b1eec48a/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=catalog&class[]=49&class[]=50&subject=19 

3

ЕК ЦОР

Хранение информации

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/57bff0f0-c93c-4c5b-8b0f-464241b1072d/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&interface=catalog&class[]=49&class[]=50&subject=19 

Описание ЭОР 1

Номер ресурса

N 119294

Название

Обработка информации

Тип модуля

Информационный

Функционально-жанровая типология

ЭОР закрытой структуры

Форма предъявления информации

Презентация

Карточка ресурса

Класс

7 класс 

Предмет 

Информатика и ИКТ 

Тематический рубрикатор 
(рубрикатор хранилища)

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации

«Информатика-базовый курс», 7 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. 
(оглавление учебника)

 Информационные процессы

Аннотация

Демонстрация к лекции.

Программное обеспечение

Power Point

писание ЭОР 2

Номер ресурса

 N 119248

Название

Передача информации

Тип модуля

Информационный

Функционально-жанровая типология

ЭОР закрытой структуры

Форма предъявления информации

Презентация

Карточка ресурса

Класс

7 класс 

Тематический рубрикатор 
(рубрикатор хранилища)

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации

«Информатика-базовый курс», Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. 
(оглавление учебника)

Информационные процессы

Аннотация

Демонстрация к лекции

Программное обеспечение

Power Point

Описание ЭОР 3

Номер ресурса

Хранение информации N 119090

Название

Хранение информации

Тип модуля

Информационный

Функционально-жанровая типология

ЭОР закрытой структуры

Форма предъявления информации

Презентация

Карточка ресурса

Класс

7 класс 

Предмет 

Информатика и ИКТ 

Тематический рубрикатор 
(рубрикатор хранилища)

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации

Аннотация

Демонстрация к лекции.

Программное обеспечение

Power Point


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Информационный процесс. Виды информационных процессов

Разработка урока в условиях реализации ФГОС...

Информационный процесс. Виды информационных процессов

Разработка урока в условиях реализации ФГОС...

Разработка урока на тему "Как человек воспринимает информацию. Виды информационных процессов."

Технологическая карта урока на тему " Как человек воспринимает информацию. Виды информационных процессов."...

Лекция для 11 класса «Информационные процессы, информатизация общества, понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий».

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыска...

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Информационная безопасность. Виды информационных угроз. Методы защиты информации.

Презентация к уроку "Информационная безопасность. Виды информационных угроз. Методы защиты информации."....