Рабочие программы по информатике и ИКТ: 2 - 4 класс. УМК Н.В. Матвеевой и др.
рабочая программа по информатике и икт по теме

Курлова Наталья Викторовна

Материал содержит рабочие программы для 2 и 3 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy.rar114.43 КБ

Предварительный просмотр:


1. Пояснительная записка

Статус документа

Программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие/составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – (Программы и планирование), Программа курса «Информатика и ИКТ»  для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н. А. Нурова).

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс – это необходимый шаг в развитии общего образования.

Цели обучения информатике в начальной школе:

  1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
  2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
  3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
  4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
  5. Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
  6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажёры, презентации в учебном процессе.
  7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.

В ходе обучения информатике по данной программе решаются следующие задачи:

- развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хранение, обработку и передачу, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);

- формируется умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

- формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Всё это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.

Содержание курса строится на основе трёх основных идей:

  1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
  2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
  3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т.д., т.е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.

Считаю необходимым  внести  корректировку в содержание программы 2 класса, так в теме «Кодирование информации» которая рассчитана на  8 часов, уменьшила   на 2 часа, то есть 6 часов;  в теме «Информация и данные» которая рассчитана на 7 часов, увеличила на 1 час, стало 8 часов; резерв уменьшила на 1 час, то есть 3 часа. На повторение пройденного за год выделила 3 часа. Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.

2. Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

1. Виды информации, человек и компьютер.

7 часов

1

2. Кодирование информации.

6 часов

1

3. Информация и данные.

8 часов

1

4. Документ и способы ее создания.

7 часов

1

5. Повторение.

3 часа

1

Резерв

3 часа

Всего:

34 часа

5

3. Содержание рабочей программы.

1. Виды информации, человек и компьютер (7 часов).

Человек и информация.  Какая бывает информация. Источники информации. Приёмники  информации. Компьютер как инструмент. Повторение.

  Контрольная работа (тестирование).

 Учащиеся должны знать:

  • что с помощью органов чувств мы получаем информацию;
  • что по способу восприятия информация бывает: слуховая, зрительная, обонятельная, вкусовая и осязательная;
  • что источниками информации могут быть любые предметы и живые существа;
  • что приемниками информации могут быть люди и животные;
  • что компьютер – это инструмент, который помогает человеку работать с информацией;
  • что компьютер – это система, так как представляет собой целое, которое состоит из взаимосвязанных устройств: монитора, клавиатуры, мыши, процессора и др.;
  • правила работы с компьютером и технику безопасности.

 уметь:

  • уметь анализировать предметы, воспринимаемые с помощью органов чувств;
  • определять и называть вид информации по способу восприятия её человеком;
  • определять и называть источники и приёмники информации;
  • узнавать и называть части компьютера;
  • использовать компьютер для работы с информацией.

2. Кодирование информации (6 часов).

Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Повторение.

  Контрольная работа (тестирование).

Учащиеся должны знать:

  • что носителем информации может быть любой предмет, на котором можно сделать запись или что-то нарисовать;
  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  • что информацию кодируют на носителе с целью ее хранения и передачи;
  • что языки бывают естественные и искусственные;
  • что каждый язык имеет свой набор знаков – алфавит.

уметь:

  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  • пользоваться письменными источниками информации;
  • вводить буквы с помощью клавиатуры;
  • работать с экранными объектами с помощью мыши.

3. Информация и данные (8 часов).

 Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование.

 Двоичное кодирование. Числовые данные. Повторение.

 Контрольная работа (тестирование).

 Учащиеся должны знать: 

  • что данные – это закодированная информация;
  • что текст – это представление информации с помощью знаков: букв, иероглифов и др.;
  • что  информацию можно представить  числами;
  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел;
  • что текстовые данные – это информация, представленная в виде текста на носителе;
  • что графические данные – это информация, представленная в виде изображения на носителе;
  • что числовые данные – это информация, представленная в виде чисел (цифр) на носителе;
  • что десятичное кодирование – это кодирование числа десятью знаками (цифрами);
  • что двоичное кодирование – это кодирование числа двумя знаками;
  • что в  памяти  компьютера  числовая  информация  кодируется с помощью двух знак: 0 и 1.

 уметь:

  • правильно называть текст: «текстовые данные»;
  • правильно называть рисунок или фотографию: «графические данные»;
  • правильно называть числа: «числовые данные»;
  • представлять информацию о количестве или порядковом номере предмета с помощью десяти цифр и с помощью двух цифр.

4. Документ и способы его создания (7 часов).

 Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание     текстового документа. Создание графического документа. Повторение.

   Контрольная работа (тестирование).

 Работа со словарём (как повторение).

 Повторение.

 Учащиеся должны  понимать:

  • что компьютер помогает создавать, хранить, обрабатывать и передавать электронные документы с помощью специальных программ;
  • что пропуск, замена и перестановка одной буквы или одного символа в тексте могут изменить смысл данных, сообщения;
  • что при оформлении текста (изменении шрифта, начертания, выравнивания) смысл текста не меняется;

  знать:

  • что документ – это носитель информации, на котором оставлены записи или рисунки;
  • что  документ может содержать в себе текстовые, графические, числовые и звуковые данные;
  • что электронные документы – это документы, созданные с помощью компьютера и хранящиеся в его памяти в виде файлов;

  уметь:

  • грамотно пользоваться компьютерной мышью, её кнопками и колёсиком;
  • создавать, хранить и обрабатывать электронные документы тексты, рисунки, фотографии и другое с помощью компьютера;
  • искать нужный документ в Интернете, набирая в окне поиска ключевое слово, название документа, фамилию автора, год издания или название;
  • создавать текстовые электронные документы;
  • создавать графические электронные документы;
  • выбирать способ создания графического документа в зависимости от возможностей пользователя.


4. Календарно - тематическое планирование.

Условные обозначения: урок ознакомления с новым материалом - УОНМ; комбинированный урок - КУ; урок проверки, оценки и контроля знаний - УПОКЗ. Фронтальная работа - ФР, беседа – Б.

№ п/п

Дата проведения

Тема урока

Основные термины

и понятия

Стр.

учебника

Тип урока, формы контроля

Домашнее задание

План

Факт

2а

2а

I четверть

Виды информации, человек и компьютер (7 ч)

1

Человек и информация.

Информация

У: 7 – 12

Т №1: 3 – 5

УОНМ

Б, ФР

2

Какая бывает информация.

Виды информации: слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная, зрительная.

У: 13 – 20

Т №1: 6 – 11

УОНМ

Б, ФР

 

3

Источники информации.

Источник информации.

У: 21 – 27

Т №1: 12 – 16

КУ

Б, ФР

4

Приемники информации.

Приёмник информации.

У: 28 – 34

Т №1: 17 – 20

КУ

Б, ФР

5

Компьютер и его части.

Компьютер и его части: клавиатура, монитор, мышь, процессор, системный блок. Память. Система.

У: 35 – 40

Т №1: 21 – 24

КУ

Б, ФР

6

Повторение. Работа со словарём.

У: 41 – 42

Т №1: 25 – 27

КУ

Б, ФР

7

Контрольная работа по теме «Виды информации, человек и компьютер».

УПОКЗ

Кодирование информации (6 ч)

8

Носители информации.

Носитель информации.

У: 45 – 51

Т №1: 28 – 32

УОНМ

Б, ФР

9

Кодирование информации.

Кодирование информации. Азбука. Алфавит. Буква. Знак. Сигнал. Символ.

У: 52 – 61

Т №1: 33 – 37

УОНМ

Б, ФР

II четверть

10

Письменные источники информации.

Письменный источник информации.

У: 62 – 68

Т №1: 38 – 41

УОНМ

Б, ФР

11

Языки людей и языки программирования.

Языки искусственный и  естественный. Данные.

Язык программирования.

У: 69 – 75

Т №1: 42 – 46

УОНМ

Б, ФР

12

Повторение. Работа со словарём.

У: 76 – 77

Т №1: 47 – 50

УОНМ

Б, ФР

13

Контрольная работа по теме «Кодирование информации».

УПОКЗ

Информация и данные (8 ч)

14

Текстовые данные.

Данные. Текстовые данные. Текстовая информация.

У: 7 – 12

Т №2: 3 – 6

УОНМ

Б, ФР

15

Графические данные.

Графические данные и графическая информация.

У: 13 – 18

Т №2: 7 – 11

УОНМ

Б, ФР

16

Числовая информация.

Числовая информация.

У: 19 – 25

Т №2: 12 – 16

УОНМ

Б, ФР

III четверть

17

Десятичное кодирование.

Десятичное число.

У: 26 – 33

Т №2: 17 – 22

УОПЗ

Б, ФР

18

Двоичное кодирование.

Двоичное число.

У: 34 – 41

Т №2: 23 – 29

УОНМ

Б, ФР

19

Числовые данные.

Числовые данные.

У: 42 – 48

Т №2: 30 – 34  

УОНМ

Б, ФР

20

Повторение, работа со словарем.

У: 49 – 51

Т №2: 35 – 40

КУ, Б, ФР

21

Контрольная работа по теме «Информация и данные».

УПОКЗ

Документ и способы его создания (7 ч)

22

Документ и его создание.

Документ. Виды документов. Архив. Данные. Виды данных.

У:  53 – 61

Т №2: 41 – 44

УОНМ

Б, ФР

23

Электронный документ и файл.

Электронный документ. Создание документа.

У: 62 – 68

Т №2: 45 – 48

УОНМ

Б, ФР

24

Поиск документа.

Ключевое слово. Окно поиска. Поисковая система. Сервер.

У: 69 – 76

Т №2: 49 – 53

УОНМ

Б, ФР

25

Создание текстового документа.

Текстовый документ.

У: 77 – 84

Т №2: 54 – 57

УОНМ

Б, ФР

26

Создание графического документа.

Графический документ.

Графический редактор.

У: 85 – 94

Т №2: 58 – 61

УОНМ

Б, ФР

IV четверть

27

Повторение. Работа со словарем.

У: 95 – 98

Т №2: 62 – 64

УОПЗ

Б, ФР

28

Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания».

УПОКЗ

29

Повторение и обобщение за год.

КУ

30

Повторение и обобщение за год.

КУ

31

Итоговая контрольная работа.

УПОКЗ

32 - 34

Резерв


5. Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы.

В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны:

1) понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
  • что информацию можно хранить, обрабатывать и  передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
  • что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

2) знать:

  • что данные – это закодированная информация;
  • что тексты и изображения  - это информационные объекты;
  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
  • как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • правили работы с компьютером и технику безопасности;

3) уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
  • называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
  • пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;
  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе  начальной школы.

6. Форма и средства контроля.

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как        отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой  «4»,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
  • отказался отвечать на вопросы учителя.

7. Перечень учебно-методических средств обучения.

  1. Литература для учащихся:

1. Матвеева Н.В.: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч 1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Матвеева Н.В.: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч 2 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

3. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч. 1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

4. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч. 2 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  1. Литература для учителя:

 1. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы:  методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

2. Матвеева Н.В. Информатика. Программы для начальной школы: 2 – 4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

3. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

4. Матвеева Н.В.: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч 1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

5. Матвеева Н.В.: учебник для 2 класса: в 2 ч. Ч 2 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

6. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч. 1 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

7. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. Ч. 2 / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

III. ЭОР на CD/

IV. ЦОР Единой коллекции (http://school-collection.edu.ru/).

V. Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:

Аппаратные средства:

- ПК;

- проектор;

- принтер;

- интерактивная доска.

Программные средства;

- операционная система Windows;

- полный пакт офисных приложений Microsoft Office 2010;

- растровые и векторные графические редакторы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике ФГОС 2 класс по Матвеевой

Рабочая программа по информатике ФГОС 2 класс по Матвеевой...

Рабочая программа по информатике в начальных классах(УМК Матвеева)

Программа реализована в УМК творческого коллектива Матвеевой....

Рабочая программа по информатике 2- 4 класс Матвеева ФГОС 2013

Рабочая программа по информатике 2- 4 класс Матвеева ФГОС 2013...

Рабочая программа по информатике для 8 класса (программа Л.Л. Босовой)

Представлена рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса, обучающихся по программе Босовой Л.Л. (не ФГОС). Программа включает в себя пояснительную записку и развернутое календарно-тематичес...

Рабочая программа по информатике 5-6 класс по программе Босовой

Рабочая программа по информатике 5-6 класс к учебнику Босовой. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...