Системы счисления в заданиях ГИА
материал для подготовки к егэ (гиа) по информатике и икт (9 класс) по теме
Данная работа может быть использована как на уроках информатики при изучении темы "Системы счисления", так и при подготовке учащихся к экзаменам по предмету в новой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ss_v_zad_gia.doc | 118 КБ |
ss_v_zad_gia.ppt | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Системы счисления в заданиях ГИА
Цели урока:
- обучающая
- повторить и систематизировать знания по основным понятиям темы «Позиционные системы счисления»;
- отработать навыки переводов чисел из любой позиционной СС в десятичную и обратно;
- развить умение решения задач по данной теме различной степени сложности
- развивающая
- стимулировать стремления к овладению данной темой;
- развить умения применять полученные знания при решении задач различной направленности
- воспитательная
- повышение информационной культуры;
- воспитание инициативы, уверенности в своих силах.
Тип урока: урок обобщения знаний и совершенствования ЗУН.
План урока:
- опрос (повторение пройденного материала);
- отработка навыков перевода чисел из позиционной системы счисления с основанием р в десятичную и обратно;
- решение задач, содержащих числа в различных СС;
- проверка ЗУН по данной теме на заданиях ГИА (части А, В).
Позиционные системы счисления (опрос):
- что понимают под позиционными СС?
СС, в которых «вес» (значение) цифры зависит от ее места (позиции) в изображении числа - что понимают под p - основанием позиционной СС?
p – количество знаков, используемых для представления (записи) чисел, а также «вес» разряда
- развернутая форма представления чисел в позиционных СС?
Ap=anpn + an-1pn-1 + . . . + a2p2 + a1p1 + a0p0
Ap – само число в СС с основанием p
ai – значащие цифры числа
n – число разрядов числа
- свернутая форма представления целых чисел в позиционных СС?
A=anan-1 . . . a2a1a0
где an, an-1, . . . a2, a1, a0 - значащие цифры числа
- какой формой записи чисел пользуемся в повседневной жизни?
свернутой формой представления чисел
Задания на запись чисел в различных формах представления
- Представить число А = 317 в развернутой форме записи
А = 3 · 102 + 1 · 101 + 7 ·100
- Представить число А9 = 7 · 95 + 3 · 94 + 6 · 92 + 91 + 2 в свернутой форме записи
А9 = 7306129
Переводы чисел из десятичной СС в СС с основанием р
Правило перевода методом последовательного деления:
- необходимо последовательно делить данное число и получаемые частные на новое основание р до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя
- составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка в обратном порядке
Задания на переводы чисел из десятичной СС в систему с основанием р.
- Перевести число 23 в двоичную систему СС 2-мя способами
а) методом подбора (разложить число на степени основания 2)
23 = 22 + 1 = 16 + 6 + 1 = 16 + 4 + 2 + 1 = 24 + 22 + 21 + 20 = 101112
б) с помощью алгоритма делением
- Не выполняя вычислений, определить, сколько значащих 1 будет в двоичном представлении числа 65? (2)
- Сравните числа: а) 510 и 58 б) 1112 и 1118 (510 = 58 1112 < 1118 )
Переводы чисел из позиционной СС с основанием р в десятичную систему счисления
Правило перевода:
- представить число в развернутой форме
- вычислить сумму ряда
Полученный результат является значением числа в 10-ой СС.
Пример: число 32015 перевести в 10-ую СС
32015 = 3 · 53 + 2 · 52 + 0 · 51 + 1 · 50 = 3 · 125 + 2 · 25 + 1 = 426
32015 = 426
Задания на переводы чисел в десятичную СС
- Перевести число 1010112 из двоичной CC в десятичную (1010112 = 43)
- Вычислить сумму чисел 10213 + 2105, ответ представить в десятичной СС (89)
- Найти наименьшее из чисел (ответ: В)
А = 10213 | В = 1115 | С = 101012 | D = 1219 |
34 | 16 | 21 | 100 |
Задачи на различные переводы чисел
- Было 53р груши. После того, как каждую разрезали пополам, стало 136 половинок.
В СС с каким основанием вели счет?
Определяем, сколько было целых груш? 136 : 2 = 68
а) метод подбора: 68 = 53р, значит р > 10.
Проверяем числа 11, 12 13. Находим: р = 13
б) с помощью вычислений:
Переводим 53р в десятичную СС и находим р:
53р = 5·р + 3 5р + 3 = 68 5р = 65 р = 13
- Встретили космонавты инопланетянина, который свободно разговаривал на земном языке. Выяснилось, что у гостя 13 сыновей и 23 дочери, а всего детей – 102. Найдите, какой системой счисления пользовался гость?
13р + 23р = 102р р + 3 + 2р + 3 = р2 + 2 р2 - 3р - 4 = 0 Находим корни:
р1 = 4; р2 = -1 – не имеет смысла (Ответ: гость пользовался 4-ной СС)
- В каких системах счисления перевод числа 37 оканчивается на 7?
37 = 30 + 7
30 кратно 3, 5, 6, 10, 15, 30
Т.к. остаток равен 7 , значит 3, 5, 6-ричные СС – не подходят.
10 – исходная СС. Остается: 15-ричная, 30-ричная СС
Проверка навыков и умений переводов чисел в различных системах счисления – решение заданий в формате ГИА (части А, В).
Разбор заданий, подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Системы счисления в заданиях ГИА Позиционные системы счисления свернутая форма представления целых чисел в позиционных СС? A=a n a n-1 . . . a 2 a 1 a 0 свернутой формой представления чисел (1945) какой формой записи чисел мы пользуемся в повседневной жизни? где a n , a n-1 , . . . a 2 , a 1 , a 0 - значащие цифры числа
Задания на запись чисел в различных формах представления Представить число А 9 = 7 · 9 5 + 3 · 9 4 + 6 · 9 2 + 9 1 + 2 в свернутой форме записи Системы счисления в заданиях ГИА Представить число А = 317 в развернутой форме записи А = 3 · 10 2 + 1 · 10 1 + 7 · 10 0 А = 317 2 1 0 А 9 = 73612 9
Переводы чисел из десятичной СС в СС с основанием р Правило перевода методом последовательного деления: необходимо последовательно делить данное число и получаемые частные на новое основание р до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя; составить число в новой системе счисления, записывая его, начиная с последнего остатка в обратном порядке. 10 2 19 2 9 18 1 2 4 8 1 2 2 4 0 2 1 2 0 19 = 10011 2 система счисления Системы счисления в заданиях ГИА
Задания на переводы чисел из десятичной СС Перевести число 23 в двоичную систему СС 2-мя способами Системы счисления в заданиях ГИА а) методом подбора (разложить число на степени основания 2) 23 = 22 + 1 23 = 10111 2 б) с помощью алгоритма делением Не выполняя вычислений, определить, сколько значащих 1 будет в двоичном представлении числа 65? 2 Сравните числа: 5 10 5 8 111 2 111 8 = < = 16 + 6 + 1 = 16 + 4 + 2 + 1 = 2 4 + 2 2 + 2 1 + 2 0
Переводы чисел из позиционной СС с основанием р в десятичную систему счисления Правило перевода: представить число в развернутой форме; вычислить сумму ряда. Полученный результат является значением числа в 10-ой СС. Пример: число 3201 5 перевести в 10-ую СС 3201 5 = 3 2 1 0 3 · 5 3 + 2 · 5 2 + 0 · 5 1 + 1 · 5 0 = = 3 · 125 + 2 · 25 + 1 = 426 3201 5 = 426 Системы счисления в заданиях ГИА
Число 101011 2 перевести в 10-ую СС 101011 2 = 43 Системы счисления в заданиях ГИА Задания на переводы чисел в десятичную СС Вычислить сумму чисел 1021 3 + 210 5 , ответ представить в десятичной СС Ответ: 89 Найти наименьшее из чисел А = 1021 3 В = 11 15 С = 10101 2 D = 121 9 34 16 21 100 Ответ: В
Задачи на различные переводы чисел Было 53 р груши. После того, как каждую разрезали пополам, стало 136 половинок. В СС с каким основанием вели счет? Системы счисления в заданиях ГИА Т.к. ответ дан в десятичной СС, определяем, сколько было целых груш? 136 : 2 = 68 т.к. количество груш в СС с основанием р меньше, чем их число в десятичной СС, значит р > 10 . Проверяем числа ≥ 11. Находим: р = 13 а) метод подбора: б) с помощью вычислений: Переводим 53 р в десятичную СС и находим р : 53 р = 5 · р + 3 5р + 3 = 68 р = 13 68 = 53р
Космонавты встретили инопланетянина, который свободно разговаривал на земном языке. Выяснилось, что у гостя 13 сыновей и 23 дочери, а всего детей – 102. Найдите, какой системой счисления пользовался гость? Системы счисления в заданиях ГИА В каких системах счисления перевод числа 37 оканчивается на 7? 37 = 30 + 7 30 кратно 3, 5, 6, 10, 15, 30 Т.к. остаток 7 , значит основания 3, 5, 6 – не подходят. 10 – исходная СС. Остается: 15-ричная, 30-ричная СС Задачи на различные переводы чисел 13 р + 23 р = 102 р р + 3 + 2 · р + 3 = р 2 + 2 3р + 6 = р 2 + 2 р 2 – 3р – 4 = 0 (р – 4)(р + 1) = 0 р 1 = -1 – не имеет смысла р 2 = 4
Фамилия, Имя ______________________________ А1. Вычислите значение суммы в десятичной СС: 10 2 + 10 4 + 10 6 + 10 8 = ? 1. 22 2. 20 3. 18 4. 24 А2. Двоичным эквивалентом числа 60 является: 1. 111100 2. 10110 3. 110 4. 110101 А3. Сколько единиц содержит двоичная запись числа 25? 1. 1 2. 2 3. 3 4. 4 А4. В системе с некоторым основанием число 17 записывается как 101. Укажите это основание. 1. 2 2. 3 3. 4 4. 8 В1. В коробке 31 шар. Из них 12 красных и 17 желтых. В какой системе счисления такое возможно? В2. Даны 3 числа. Поставьте их в порядке убывания. А = 203 4 В = 10101 2 С = 135 6 А1 А2 А3 А4 1 2 3 4 В1 В2 Задания для проверки усвоения материала урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системы счисления. Индивидуальные задания
В данной разработке по теме "Системы счисления" приводятся 15 индивидуальных вариантов и ответы к ним. В каждом варианте по 10 задач. Можно использовать на уроке для самостоятельной работы или для инд...
Конспект урока-повторения "Системы счисления в заданиях ЕГЭ"
Урок с использованием обучающих структур «сингапурской» методики...
Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления.
План-конспект урока с использованием ЭОР "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления"....
Система заданий по теме «Системы счисления»
Система заданий по теме «Системы счисления» позволяет сделать вывод о степени освоения учащимися изученного материала и осуществлять контроль уровня знаний и умений....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
систематизировать знания учащихся по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
Системы счисления. Домашнее задание
Материал разработан для закрепления темы Системы счисления для учащихся 8 класса...