Учебная рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме

рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс 36 часов (1 час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ikt_9_klass.docx58.21 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 9 классе на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312) и авторской программы  Угриновича Н.Д., рекомендованной Министерством образования РФ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).  

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие  относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий в 9 классе является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и языка программирования Visual Basic. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования  и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов и кратковременных тестов (5-10 мин) с использованием программы MyTest  для тематической проверки знаний.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  •  выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса: 

  • познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
  • познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
  • познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
  • раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
  • продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
  • обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Visual Basic; обучить навыкам работы с системой программирования.

Количество часов по учебному плану

В год – 36 часов

В неделю – 1 час

Компонент учебного плана (федеральный)

 


Содержание тем учебного курса

  1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 6 ч.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов.  Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации.  Цифровое фото и  видео

Практические работы:

  • Практическая работа № 1. Кодирование графической информации.
  • Практическая работа № 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
  • Практическая работа № 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
  • Практическая работа № 4. Создание GIF и Flash-анимации.
  • Практическая работа № 5. Кодирование и обработка звуковой информации.
  • Практическая работа № 6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу

Контрольные  работы:

  • Контрольная работа №1 «Кодирование и обработка графической информации»

Тестирование:

  • Кодирование графической информации
  • Растровая и векторная графика
  • Кодирование и обработка звуковой информации

  1. Кодирование и обработка текстовой информации – 8 ч.

Кодирование текстовой информации.  Создание документов в текстовых редакторах.  Ввод и редактирование документа.  Сохранение и печать документов.  Форматирование документа. Таблицы.  Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практические работы:

  • Практическая работа № 8. Кодирование текстовой информации
  • Практическая работа №9. Вставка в документ формул
  • Практическая работа №10. Форматирование символов и абзацев
  • Практическая работа №11. Создание и форматирование списков
  • Практическая работа №12. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
  • Практическая работа №13. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
  • Практическая работа №14. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа

Контрольные  работы:

  • Контрольная тестовая работа №2 «Кодирование и обработка текстовой информации»

Тестирование:

  • Кодирование текстовой информации. Текстовый редактор
  • Форматирование документа
  1. Кодирование и обработка числовой информации – 4 ч.

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере.  Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.

Практические работы:

  • Практическая работа №15. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
  • Практическая работа №16. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
  • Практическая работа №17. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
  • Практическая работа №18. Построение диаграмм различных типов
  • Практическая работа №19. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Контрольные  работы:

  • Контрольная работа №3 «Кодирование и обработка числовой информации.»

Проверочные  работы:

  • Проверочная работа «Арифметические операции в двоичной системе счисления»

Тестирование:

  • Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

  1. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(7ч.)

Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке:  следование, ветвление, цикл.  Переменные: тип, имя, значение.  Арифметические, строковые и логические выражения.  Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.

Практические работы:

  • Практическая работа №20. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
  • Практическая работа №21. Проект «Переменные»
  • Практическая работа №22. Проект «Калькулятор»
  • Практическая работа №23. Проект «Строковый калькулятор»        
  • Практическая работа №24. Проект «Даты и время»        
  • Практическая работа №25. Проект «Системы координат»        

Контрольные  работы:

  • Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

Творческие  работы:

  • Разработка проекта (приложения) на языке Visual Basic

Тестирование:

  • Алгоритмические структуры.
  • Объекты. Свойства. События.
  • Переменные.
  • Выражения.
  • Функции в VB
  • Графические методы

  1. Формализация и моделирование(7 ч.)

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация.  Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ.  Информационные модели управления объектами

Практические работы:

  • Практическая работа №26. Проект «Бросание мячика в площадку»
  • Практическая работа №27. Проект «Графическое решение уравнения»
  • Практическая работа №28. Проект «Распознавание удобрений»
  • Практическая работа №29. Проект «Модели систем управления»

Контрольные  работы:

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

  1. Информатизация общества (3 ч.)

Информационное общество.  Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Контрольные  работы:

Контрольная работа №6

7. Повторение (1 ч.)

Тестирование:

  • Итоговый тест за курс 9 класса.


Требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе

В результате изучения информатики и ИКТ  ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • программный принцип работы компьютера;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
  • создавать записи в базе данных;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  •  использованиt информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Перечень учебно-методического обеспечения

Преподавание  курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Угринович Н.Д. Информатика  и ИКТ: учебник для 9 класса.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Список информационных ресурсов

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы

Аппаратные средства

  • Компьютер
  • Проектор
  • Принтер
  • Модем
  • Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;  микрофон.

Программные средства

  • Операционная система – Windows XP, 7.
  • Система объектно-ориентированного программирования
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Звуковой редактор и программы  нелинейного монтажа для захвата и редактирования фото и видео.


Календарно-тематический план

№/№

Тема

Основное содержание

Тип урока

Контроль

Дата

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 6 ч.

1

Кодирование графической информации

ИТБ. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации».

Беседа

Фронтальный опрос

Решение задач

2

Растровая и векторная графика.

Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»

Лекция

Практическая работа

Выборочный опрос

Компьютерный практикум

3

Интерфейс и основные возможности графических редакторов

Работа с объектами в векторных графических редакторах. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». Редактирование изображений и рисунков.

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

4

Растровая и векторная анимация

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 4 «Анимация».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

5

Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации» Практическая работа № 6 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

Практическая работа

Компьютерный практикум

6

Контрольная работа № 1. «Кодирование графической информации».

Контрольная работа

Тестирование

Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 8 ч.

7

Кодирование текстовой информации

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

8

Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов.

Лекция

Выборочный опрос

9

Ввод и редактирование документа.

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

10

Форматирование документа

Форматирование документа, символов, абзацев. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев». Нумерованные и маркированные списки. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

11

Таблицы

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

12

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

13

Системы оптического распознавания документа.

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

14

Контрольная работа № 2  «Кодирование и обработка текстовой информации»

Контрольная работа

Тестирование

Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации – 4 ч.

15

Кодирование числовой информации

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

16

Электронные таблицы

Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Встроенные функции. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

17

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Базы данных в электронных таблицах.

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов». Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

18

Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации»

Контрольная работа

Тестирование

Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 7 ч.

19

Алгоритм и его формальное исполнение.

Свойства алгоритма и его исполнители. Блок схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером.

Лекция

Выборочный опрос

20

Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования.

Линейный алгоритм. Алгоритмические структуры: «ветвление», «выбор», «цикл»

Лекция

Выборочный опрос

21

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения.

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 21 «Проект «Переменные».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

22

Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования». Практическая работа № 22 «Проект «Калькулятор».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

23

Основы объектно-ориентированного визуального программирования.

Инструктаж по ТБ. Практическая работа 23 «Проект «Строковый калькулятор». Практическая работа № 24 «Проект «Даты и время».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

24

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 24 Проект «Графический редактор». Практическая работа № 25 Проект «Системы координат».

Лекция

Практическая работа

Компьютерный практикум

25

Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»

Контрольная работа

Тестирование

Глава 5. Моделирование и формализация – 7 часов.

26

Окружающий мир как иерархическая система.

Семинар

Выборочный опрос

27

Моделирование, формализация, визуализация.

Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей

Семинар

Выборочный опрос

28

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. 

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 26 Проект «Бросание мячика в площадку» Построение и исследование физических моделей.

Семинар

Практическая работа

Выборочный опрос

Компьютерный практикум

29

Приближенное решение уравнений.

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 27 Проект «Графическое решение уравнений»

Семинар

Практическая работа

Выборочный опрос

Компьютерный практикум

30

Экспертные системы распознавания химических веществ.

Инструктаж по ТБ.

Практическая работа № 28 Проект «Распознавание удобрений»

Практическая работа

Компьютерный практикум

31

Информационные модели управления объектами.

Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 29 Проект «Модели систем управления»

Практическая работа

Компьютерный практикум

32

Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»

Контрольная работа

Тестирование

Глава 6. Информатизация общества – 3 ч.

33

Информационное общество. Информационная культура.

Лекция

Фронтальный опрос

34

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Лекция

Фронтальный опрос

35

Итоговая контрольная работа № 6

Контрольная работа

Тестирование

Повторение – 1 ч.

36

Повторение

Семинар

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса 36 часов (1 час в неделю)...

Учебная рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса

рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику Угриновича 35 часов...

Рабочая программа по информатике 10-11 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 11 классов (базовый уровень) на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа на 2019-2020 уч.год  составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина «Информатика» для 10-11 классов (базовый уровень)....

Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год

Рабочая программа по информатике для 7 класса  по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рас...

Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год

Рабочая программа по информатике для 8 класса  по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рас...

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год

Рабочая программа по информатике для 9 класса  по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рас...