Учебная рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) по теме
рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс 36 часов (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ikt_9_klass.docx | 58.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 9 классе на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312) и авторской программы Угриновича Н.Д., рекомендованной Министерством образования РФ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий в 9 классе является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и языка программирования Visual Basic. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов и кратковременных тестов (5-10 мин) с использованием программы MyTest для тематической проверки знаний.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи курса:
- познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; раскрыть назначение текстовых редакторов;
- познакомить учащихся с назначением и областями применения компьютерной графики; дать представление об устройстве и функционировании графической системы компьютера; обучить основным приемам работы с графическим редактором.
- познакомить учащихся с назначением и структурой электронной таблицы; обучить основным приемам работы с табличным процессором; научить организации простых табличных расчетов с помощью электронных таблиц;
- раскрыть назначение систем искусственного интеллекта; дать представление о базах знаний и логической модели знаний;
- продолжить изучение архитектуры компьютера на уровне знакомства с устройством и работой процессора; дать представление о программе на машинном языке, машинной команде и автоматическом исполнении программы процессором;
- обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке Visual Basic; обучить навыкам работы с системой программирования.
Количество часов по учебному плану
В год – 36 часов
В неделю – 1 час
Компонент учебного плана (федеральный)
Содержание тем учебного курса
- Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 6 ч.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео
Практические работы:
- Практическая работа № 1. Кодирование графической информации.
- Практическая работа № 2. Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
- Практическая работа № 3. Создание рисунков в векторном графическом редакторе.
- Практическая работа № 4. Создание GIF и Flash-анимации.
- Практическая работа № 5. Кодирование и обработка звуковой информации.
- Практическая работа № 6. Захват и редактирование цифрового фото и создание слайд-шоу
Контрольные работы:
- Контрольная работа №1 «Кодирование и обработка графической информации»
Тестирование:
- Кодирование графической информации
- Растровая и векторная графика
- Кодирование и обработка звуковой информации
- Кодирование и обработка текстовой информации – 8 ч.
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Практические работы:
- Практическая работа № 8. Кодирование текстовой информации
- Практическая работа №9. Вставка в документ формул
- Практическая работа №10. Форматирование символов и абзацев
- Практическая работа №11. Создание и форматирование списков
- Практическая работа №12. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными
- Практическая работа №13. Перевод текста с помощью компьютерного словаря
- Практическая работа №14. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа
Контрольные работы:
- Контрольная тестовая работа №2 «Кодирование и обработка текстовой информации»
Тестирование:
- Кодирование текстовой информации. Текстовый редактор
- Форматирование документа
- Кодирование и обработка числовой информации – 4 ч.
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления: арифметические операции в позиционных системах счисления,*двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы: основные параметры электронных таблиц, основные типы и форматы данных, относительные, абсолютные и смешанные ссылки, встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах.
Практические работы:
- Практическая работа №15. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
- Практическая работа №16. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
- Практическая работа №17. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах
- Практическая работа №18. Построение диаграмм различных типов
- Практическая работа №19. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах
Контрольные работы:
- Контрольная работа №3 «Кодирование и обработка числовой информации.»
Проверочные работы:
- Проверочная работа «Арифметические операции в двоичной системе счисления»
Тестирование:
- Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
- Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования(7ч.)
Алгоритм и его формальное исполнение: свойства алгоритма и его исполнители, блок-схемы алгоритмов, выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке: следование, ветвление, цикл. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. *Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.
Практические работы:
- Практическая работа №20. Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования
- Практическая работа №21. Проект «Переменные»
- Практическая работа №22. Проект «Калькулятор»
- Практическая работа №23. Проект «Строковый калькулятор»
- Практическая работа №24. Проект «Даты и время»
- Практическая работа №25. Проект «Системы координат»
Контрольные работы:
- Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования»
Творческие работы:
- Разработка проекта (приложения) на языке Visual Basic
Тестирование:
- Алгоритмические структуры.
- Объекты. Свойства. События.
- Переменные.
- Выражения.
- Функции в VB
- Графические методы
- Формализация и моделирование(7 ч.)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Материальные и информационные модели. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами
Практические работы:
- Практическая работа №26. Проект «Бросание мячика в площадку»
- Практическая работа №27. Проект «Графическое решение уравнения»
- Практическая работа №28. Проект «Распознавание удобрений»
- Практическая работа №29. Проект «Модели систем управления»
Контрольные работы:
Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация»
- Информатизация общества (3 ч.)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Контрольные работы:
7. Повторение (1 ч.)
Тестирование:
- Итоговый тест за курс 9 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- программный принцип работы компьютера;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- использованиt информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Перечень учебно-методического обеспечения
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Список информационных ресурсов
Цифровые образовательные ресурсы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP, 7.
- Система объектно-ориентированного программирования
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Звуковой редактор и программы нелинейного монтажа для захвата и редактирования фото и видео.
Календарно-тематический план
№/№ | Тема | Основное содержание | Тип урока | Контроль | Дата |
Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации – 6 ч. | |||||
1 | Кодирование графической информации | ИТБ. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 1 «Кодирование графической информации». | Беседа | Фронтальный опрос Решение задач | |
2 | Растровая и векторная графика. | Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | Лекция Практическая работа | Выборочный опрос Компьютерный практикум | |
3 | Интерфейс и основные возможности графических редакторов | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». Редактирование изображений и рисунков. | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
4 | Растровая и векторная анимация | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 4 «Анимация». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
5 | Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 5 «Кодирование и обработка звуковой информации» Практическая работа № 6 «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | Практическая работа | Компьютерный практикум | |
6 | Контрольная работа № 1. «Кодирование графической информации». | Контрольная работа | Тестирование | ||
Глава 2. Кодирование и обработка текстовой информации – 8 ч. | |||||
7 | Кодирование текстовой информации | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 8 «Кодирование текстовой информации». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
8 | Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. | Лекция | Выборочный опрос | ||
9 | Ввод и редактирование документа. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 9 «Вставка в документ формул». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
10 | Форматирование документа | Форматирование документа, символов, абзацев. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 10 «Форматирование символов и абзацев». Нумерованные и маркированные списки. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 11 «Создание и форматирование списков». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
11 | Таблицы | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 12 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
12 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 13 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
13 | Системы оптического распознавания документа. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 14 «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
14 | Контрольная работа № 2 «Кодирование и обработка текстовой информации» | Контрольная работа | Тестирование | ||
Глава 3. Кодирование и обработка числовой информации – 4 ч. | |||||
15 | Кодирование числовой информации | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 15 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
16 | Электронные таблицы | Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 16 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». Встроенные функции. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 17 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
17 | Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Базы данных в электронных таблицах. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 18 «Построение диаграмм различных типов». Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 19 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
18 | Контрольная работа № 3. «Кодирование и обработка числовой информации» | Контрольная работа | Тестирование | ||
Глава 4. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования – 7 ч. | |||||
19 | Алгоритм и его формальное исполнение. | Свойства алгоритма и его исполнители. Блок схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. | Лекция | Выборочный опрос | |
20 | Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования. | Линейный алгоритм. Алгоритмические структуры: «ветвление», «выбор», «цикл» | Лекция | Выборочный опрос | |
21 | Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 21 «Проект «Переменные». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
22 | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 20 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования». Практическая работа № 22 «Проект «Калькулятор». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
23 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа 23 «Проект «Строковый калькулятор». Практическая работа № 24 «Проект «Даты и время». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
24 | Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 24 Проект «Графический редактор». Практическая работа № 25 Проект «Системы координат». | Лекция Практическая работа | Компьютерный практикум | |
25 | Контрольная работа №4 «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» | Контрольная работа | Тестирование | ||
Глава 5. Моделирование и формализация – 7 часов. | |||||
26 | Окружающий мир как иерархическая система. | Семинар | Выборочный опрос | ||
27 | Моделирование, формализация, визуализация. | Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей | Семинар | Выборочный опрос | |
28 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 26 Проект «Бросание мячика в площадку» Построение и исследование физических моделей. | Семинар Практическая работа | Выборочный опрос Компьютерный практикум | |
29 | Приближенное решение уравнений. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 27 Проект «Графическое решение уравнений» | Семинар Практическая работа | Выборочный опрос Компьютерный практикум | |
30 | Экспертные системы распознавания химических веществ. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 28 Проект «Распознавание удобрений» | Практическая работа | Компьютерный практикум | |
31 | Информационные модели управления объектами. | Инструктаж по ТБ. Практическая работа № 29 Проект «Модели систем управления» | Практическая работа | Компьютерный практикум | |
32 | Контрольная работа №5 «Моделирование и формализация» | Контрольная работа | Тестирование | ||
Глава 6. Информатизация общества – 3 ч. | |||||
33 | Информационное общество. Информационная культура. | Лекция | Фронтальный опрос | ||
34 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). | Лекция | Фронтальный опрос | ||
35 | Итоговая контрольная работа № 6 | Контрольная работа | Тестирование | ||
Повторение – 1 ч. | |||||
36 | Повторение | Семинар | Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса 36 часов (1 час в неделю)...
Учебная рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса
рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику Угриновича 35 часов...
Рабочая программа по информатике 10-11 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 11 классов (базовый уровень) на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа на 2019-2020 уч.год составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина «Информатика» для 10-11 классов (базовый уровень)....
Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год
Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рас...
Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год
Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рас...
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рас...