Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рассчитана на 34 часа (занятия 1 ч в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_informatika_7_klass_2023.docx | 54.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержательный раздел
ООП ООО МБОУ СОШ №20
П.2.2
Город Новочеркасск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике на 2022-2023 учебный год
Уровень общего образования: основное общее образование, 7 класс
Количество часов 7а - 34 часа, 7б- 33 часа
Учитель: Руина Светлана Павловна
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МБОУ СОШ № 20 на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1879 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- основной образовательной программы ФГОС ООО МБОУ СОШ № 20;
- приказа Минобрнауки России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
На изучение информатики в 7 классе согласно Учебному плану МБОУ СОШ № 20 на 2022-2023 учебный год отводится 1 час в неделю из ФК, что составляет 34 часа в год. В соответствии с календарным графиком школы на реализацию программы по информатике в 7А запланировано 34 часа, в 7Б классе - 33 часа (календарно – тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Прохождение программного материала в 7Б классе будет обеспечено за счет повторения за 33 часа вместо 34 часов.
Содержание программы реализуется посредством учебно – методического комплекта, состоящего из следующих компонентов:
- учебник «Информатика: Учебник для 7 класса», Босова Л.Л.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016;
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в 5-6 классах и обучение информатике в старших классах. Курс информатики 7 класса опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление и обобщение этого опыта. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией информатика закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
цели обучения:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
задачи обучения:
- создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких обще предметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающие: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекцию как внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки; оценку — осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;
- сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Планируемые результаты освоения программы:
В результате изучения информатики планируются следующие результаты освоения программы:
личностные
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
предметные
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение;
- различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить жизненные примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить примеры;
- иметь представления об исполнителях и системе команд исполнителя;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
метапредметные
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»;
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, обобщение и сравнение данных;
- владение умениями организации собственной учебной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование разделов | Характеристика основных содержательных линий | Лабораторные, практические работы, экскурсии, направления проектной деятельности | Использование резерва учебного времени |
1 | Информация и информационные процессы | Виды информационных сигналов, виды информации по способу восприятия, свойства информации, информационные процессы; примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), WWW как всемирное хранилище информации; поисковые системы и принципы их работы. | КР1 | |
2 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | Устройство компьютера с точки зрения процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; программное обеспечение персонального компьютера и основных его групп; Программирование как сфера профессиональной деятельности; возможности использования компьютеров в других сферах деятельности человека; объекты файловой системы, назначение элементов пользовательского интерфейса. | КР2 | |
3 | Обработка графической информации | Основные параметры монитора, видеосистема и способы формирования цвета, задачи на вычисление объема видеопамяти; Векторная и растровая графика, типы основных графических файлов по расширению, размер файла изображения; Основные приемы работы в редакторе Paint (выделение, копирование, изменение цвета, преобразование, текст, рисование кистью и карандашом), инструменты создания графических изображений; | КР3 | |
4 | Обработка текстовой информации | Средства информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; Форматирование документов для различных целей. | КР4 | |
5 | Мультимедиа | Задачи на вычисление объема памяти для записи звуковой и видеоинформации; Приемы создания презентаций в редакторах презентаций. | КР5 |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименова | Общее количество часов | Сроки изуче ния | Основное содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Универсальные учебные действия |
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 1.09. 2022 – 27.10. | Виды информационных сигналов, виды информации по способу восприятия, свойства информации, информационные процессы; примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), WWW как всемирное хранилище информации; поисковые системы и принципы их работы. | Групповая - обсуждение информационных сигналов, информационных процессов. Фронтальная – ответы на вопросы, название виды информации по способу восприятия, свойства информации, информационные процессы. Индивидуальная – сбор и обработки информации. | Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения, работают по составленному плану, используют наряду с основными дополнительные средства. целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. Познавательные - передают содержание в сжатом (развернутом) виде. обще учебные– использовать общие приемы решения поставленных задач; знаково-символистические действия, смысловое чтение Коммуникативные - оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами. : инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех |
2 | Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | 7 | 10.11. 2022 – 22.12. | Устройство компьютера с точки зрения процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; программное обеспечение персонального компьютера и основных его групп; возможности использования компьютеров в разных сферах деятельности человека; объекты файловой системы. | Групповая - обсуждение устройства компьютера с точки зрения процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации. Фронтальная – ответы на вопросы: программное обеспечение персо Индивидуальная - обработка, вывод и передача информации; | |
3 | Обработка графической информации
| 4 | 12.01. 2023 – 2.02. | Основные параметры монитора, видеосистема и способы формирования цвета, задачи на вычисление объема видеопамяти; Векторная и растровая графика, типы основных графических файлов по расширению, размер файла изображения; Основные приемы работы в редакторе Paint (выделение, копирование, изменение цвета, преобразование, текст, рисование кистью и карандашом), инструменты создания графических изображений; | Групповая - обсуждение параметров монитора, видеосистемы и способы формирования цвета, Фронтальная - использование на ПК векторной и растровой графики, определять типы основных графических файлов по расширению. Индивидуальная - использовать приемы работы в редакторе Paint (выделение, копирование, изменение цвета, преобразование, текст, рисование кистью и карандашом). | Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения, работают по составленному плану, используют наряду с основными дополнительные средства. целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. Познавательные - передают содержание в сжатом (развернутом) виде. обще учебные– использовать общие приемы решения поставленных задач; знаково-символистические действия, смысловое чтение. Коммуникативные - оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами. : инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех |
4. | Обработка текстовой информации | 10 | 12.01. 2023 – 27.04. | Средства информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов; Форматирование документов для различных целей. | Групповая - обсуждение средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов Фронтальная - использование на ПК средства информационных и коммуникационных технологий. Индивидуальная - использовать приемы работы в процессоре Word (выделение, копирование, форматирование текста, использование вставки, обрезки и других возможностей редактора). | |
5. | Мультимедиа | 4 | 04.05. 2023 – 25.05. | Задачи на вычисление объема памяти для записи звуковой и видеоинформации; Приемы создания презентаций в редакторах презентаций. | Групповая - обсуждение решения задач на вычисление объема памяти для записи звуковой и видеоинформации. Фронтальная - использование на ПК приемы создания презентаций в редакторах презентаций. Индивидуальная - использовать приемы работы в PowerPoint, создавать презентации с гиперссылками, анимацией. |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ 7 КЛАСС
- на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Д/задание | |
7а | 7б | ||||
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | 1.09.2022 | 6.09.2022 | Введение |
2 | Информация и её свойства | 1 | 8.09.2022 | 13.09.2022 | §1.1 |
3 | Информационные процессы. Обработка информации. | 1 | 15.09.2022 | 20.09.2022 | §1.2 |
4 | Хранение и передача информации | 1 | 22.09.2022 | 27.09.2022 | §1.2 |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище. | 1 | 29.09.2022 | 4.10.2022 | §1.3 |
6 | Запросы к поисковой системе. Решение задач | 1 | 6.10.2022 | 11.10.2022 | §1.3 |
7 | Представление информации. Измерение информации. Двоичное кодирование | 1 | 13.10.2022 | 18.10.2022 | §1.5 |
8 | Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы» | 1 | 20.10.2022 | 25.10.2022 | |
9 | Основные компоненты компьютера. | 1 | 27.10.2022 | 8.11.2022 | §2.1 |
10 | Персональный компьютер. | 1 | 10.11.2022 | 15.11.2022 | §2.2 |
11 | Программное и системное обеспечение компьютера | 1 | 17.11.2022 | 22.11.2022 | §2.3,2.4 |
12 | Пользовательский интерфейс. Подготовка к контрольному тестированию. | 1 | 24.11.2022 | 29.11.2022 | §2.5 |
13 | Контрольная работа №2 «ППО и компьютер» | 1 | 01.12.2022 | 06.12.2022 | |
14 | Формирование изображения на экране компьютера. | 1 | 08.12.2022 | 13.12.2022 | §3.1 |
15 | Компьютерная графика. | 1 | 15.12.2022 | 20.12.2022 | §3.2 |
16 | Компьютерная графика. | 1 | 22.12.2022 | 27.12.2022 | §3.2 |
17 | Способы создания цифровых графических объектов | 1 | 12.01.2023 | 10.01.2023 | §3.3 |
18 | Растровая и векторная графика | 1 | 19.01.2023 | 17.01.2023 | §3.2.3 |
19 | Создание графических изображений | 1 | 26.01.2023 | 24.01.2023 | §3.2.2 |
20 | Особенности создания изображений в векторных графических редакторах | 1 | 02.02.2023 | 31.01.2023 | §3.3 |
21 | Моделирование в графических редакторах | 1 | 9.02.2023 | 7.02.2023 | §3.3 |
22 | Контрольная работа «Компьютерная графика» | 1 | 16.02.2023 | 14.02.2023 | |
23 | Текстовые документы и технологии их создания | 1 | 2.03.2023 | 21.02.2023 | §4.1 |
24 | Создание текстовых документов на компьютере. Прямое форматирование. | 1 | 9.03.2023 | 7.03.2023 | §4.2 |
25 | Стилевое форматирование. | 1 | 16.03.2023 | 14.03.2023 | §4.2,4.3 |
26 | Визуализация информации в текстовых документах. Тестирование | 1 | 23.03.2023 | 21.03.2023 | §4.3,4.4 |
27 | Программы оптического распознавания документов | 1 | 6.04.2023 | 4.04.2023 | §4.5 |
28 | Компьютерные словари и программы- переводчики | 1 | 13.04.2023 | 11.04.2023 | §4.5.2 |
29 | Оценка количественных параметров текстовых документов. | 1 | 20.04.2022 | 18.04.2022 | §4.6 |
30
| Оформление реферата «История вычислительной техники». | 1 | 27.04.2023 | 25.04.2023 | §4.6 |
31 | Технология мультимедиа. | 1 | 04.05.2023 | 2.05.2023 | §5.1 |
32 | Компьютерные презентации. | 1 | 11.05.2023 | 16.05.2023 | |
33 | Создание мультимедийной презентации | 1 | 18.05.2023 | §5.2 | |
34 | Контрольная работа «Мультимедиа» | 1 | 25.05.2023 | 23.05.2023 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 7 класс», – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г.;
- рабочая тетрадь для 7 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2013 г;
Перечень электронных образовательных ресурсов:
1. Набор цифровых образовательных ресурсов для 7 классов: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt7kl.php
2. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
3. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
4. Http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
5. Http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
6. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
7. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Согласовано Согласовано
Руководитель ШМО ЕМЦ Заместитель директора по УВР
_____________Л. И. Родина ___________Л.Е.Гребенникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год....
Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев на 2022.-2023 учебный год
Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев на 2022.-2023 учебный год. За основу взят КОНСТРУКТОР ПРОГРАММ. В программе есть календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1924425) учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования на 2022/2023 учебный год
Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравст...
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 355874) учебного предмета «Русский язык» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросв...