Учебная рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса 36 часов (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ikt_8_klass.docx | 40.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 № 1089), авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009).
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики 8 класса выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Количество часов по учебному плану
В год – 36 часов
В неделю – 1 час
Компонент учебного плана (федеральный)
Образовательные результаты предмета «Информатика и ИКТ»
Образовательные результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.
Личностные образовательные результаты:
- готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
- умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
- умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
- планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
- контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
- коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
- умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
- умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
- представление знаково-символических материалов на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.
Предметные образовательные резулътаты:
в сфере познавательной деятельности:
- освоение основных понятий и методов информатики;
- выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
- выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
- оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
- развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
- оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
- построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
- определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
- решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
- понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
- оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
- использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
- проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
- приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
- следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
- авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
- осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
- получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
- овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
- соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
- определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
- понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
- рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);
- знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
- умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
- использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
- приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
- выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
- использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
- решение задач вычислительного характера путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
- создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;
- использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;
- использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
- создание и наполнение собственных баз данных;
- приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;
- знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями и средствами их создания;
- приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
- понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
- соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Раздел I. Информация и информационные процессы (9ч)
Знать/понимать:
- об информации в живой и неживой природе, о различных видах и свойствах информации, с которой соприкасается человек;
- определение науки информатики, компьютера, информационного процесса, информационных и коммуникационных технологий;
- различные типы знаков, понятие знаковой системы, определение длины кода, перекодирования;
- единицы измерения информации, соотношения между ними, формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении.
Уметь:
- приводить примеры использования информационных и коммуникационных технологий;
- определять объем в различных единицах измерения количества информации;
- решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несет полученное сообщение.
Раздел II. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 часов
Знать/понимать:
- об устройстве компьютера;
- основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы;
- виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры;
- что такое накопитель, принцип работы накопителей, различные виды носителей информации, правила их использования;
- определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений;
- что такое полное и сокращенное имена файлов, обозначения дисков, понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу;
- основные действия с файлами и папками;
- что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы;
- понятие прикладных программ, определение приложения, название основных приложений и приложений специального назначения;
- определение интерфейса, управляющие элементы интерфейса, структуру окна, назначение контекстного меню;
- что такое информационное пространство какого-либо одного компьютера, структуру иерархической системы папок Windows, назначение папок Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола;
- что такое компьютерный вирус, виды компьютерных вирусов, понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ.
Уметь:
- составлять функциональную схему компьютера и объяснять принцип взаимодействия частей ПК;
- определять тактовую частоту процессора;
- разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода;
- различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера;
- распознавать различные типы файлов;
- записывать полное имя файла;
- пояснять выполнение действий с папками и файлами;
- перезагружать компьютер;
- объяснять назначение основных прикладных программ;
- работать с программой обработки изображений;
- создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки;
- находить антивирусную программу на компьютере.
Раздел III. Коммуникационные технологии (16ч)
Знать/понимать:
- принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи
- основные виды компьютерных сетей, их топологию
- понятие протокола, основные виды протоколов
- особенности работы с каталогами и поисковыми машинами, URL-адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин
- систему адресации и назначение электронной почты
- правовые и этические нормы распространения информации
- преимущество web-страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html-документе
- логическую структуру web-страницы
- основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки
Уметь:
- организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета
- определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи
- владеть понятиями сервер, программа-сервер, программа-клиент, хост
- создавать свой электронный ящик на web-сервере
- использовать web-ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности
- создавать web-страницу с использованием html-тегов с помощью редактора Блокнот, создавать web-сайты с помощью web-редактора
- использовать средства ИКТ при выполнении индивидуальных и коллективных проектов
Раздел IV. Повторение, резерв времени (4 ч)
Уметь:
- использовать приобретенные знания и умения при разработке проектов для различных предметных областей.
Список литературы
Для учащихся:
- Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Кроме вышеназванного УМК, используются цифровые образовательные ресурсы Интернет-порталов:
- www.klyaksa.net – Информационно-образовательный портал для учителей информатики;
- window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
- http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
- Операционная система – Windows XP, 7.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
№/№ | Тема | Дата | Основное содержание | Средства обучения | Контроль | Межпред-метные связи |
Раздел I. Информация и информационные процессы – 9 часов | ||||||
1.1 | Информация в природе, обществе и технике. Техника безопасности в КВТ | Увеличение, уменьшение информации. Информационные сигналы. Способы восприятия информации | ЦОР | Дискуссия | физика | |
1.2 | Информационные процессы | Системы управления. Роботы | Клавиатурный тренажер | Опрос | Биология, химия, физика | |
1.3 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. | Форма и значение знаков. Знаковые системы | Опрос | |||
1.4 | Кодирование информации | Код. Длина кода. Перекодирование | Тест | |||
1.5 | Кодирование информации | Шифры замены, шифры перестановки | Клавиатурный тренажер | Самостоятельная работа | ||
1.6 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации | Единицы измерения, определение количества информации | Калькулятор | Опрос Практическая работа | математика | |
1.7 | Алфавитный подход к определению количества информации. | Информационная емкость знака, количество информации в сообщении | Калькулятор Презентация 9-32.pps http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/ | Тренинг | Математика, русский язык | |
1.8 | Контрольное тестирование по теме «Информация и информационные процессы | Информационные процессы, кодирование, измерение информации | Раздаточный материал | Тест | ||
1.9 | Практическая работа № 1.2 | «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | Клавиатура, сочетание клавиш, расположение клавиш, гигиенические упражнения для рук | Практическая работа | ||
Раздел II. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 часов | ||||||
2.10 | Программная обработка данных на компьютере. | Данные. Функциональная схема компьютера. Устройства ввода/вывода | Опрос | |||
2.11 | Устройство компьютера | Процессор и системная плата. Память. | Опрос | физика | ||
2.12 | Файлы и файловая система | Файл, имя файла, работа с файлами Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | Практическая работа | |||
2.13 | Файлы и файловая система. | Практическая работа № 2.2 «Форматирование дискеты». | Опрос Практическая работа | |||
2.14 | Программное обеспечение компьютера. | Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши» | Операционная система. Прикладное ПО. Информационное пространство | Опрос Практическая работа | ||
2.15 | Графический интерфейс ОС и приложений | Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса ОС ». | Опрос Практическая работа | черчение | ||
2.16 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. | Защита от вирусов: обнаружение и лечение Практическая работа № 2.3 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» | Тест, зачетная практическая работа | биология | ||
Раздел III. Коммуникационные технологии – 16 часов | ||||||
3.17 | Передача информации. Локальные компьютерные сети. | Канал, помехи, приемник, передатчик. Топология сети Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети» | физика | |||
3.18 | Состав Интернета. Адресация, маршрутизация и трассировка данных | Интернет, протоколы передачи данных, модем Практическая работа № 3.2 «Подключение к интернету» Практическая работа №3.3 «География интернета» | Английский язык | |||
3.19 | Всемирная паутина. Поиск информации в Интернете. | Универсальный указатель ресурсов. Браузеры. Поисковые серверы. Язык запросов. Практическая работа №3.4 «Путешествие во всемирной сети» | Дискуссия Практическая работа | |||
3.20 | Электронная почта. | Адрес, функционирование ЭП, почтовые программы, почтовый ящик, правила переписки, вложения. Смайлики Практическая работа №3.5«Работа с электронной почтой» | Практическая работа | Этика | ||
3.21 | Файловые архивы. | Серверы файловых архивов. Протокол передачи файлов. Специализированные менеджеры загрузки Практическая работа №3.6 «Загрузка файлов из интернета» | Практическая работа | |||
3.22 | Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Интернета. | Общение в Интернете. Сетевой этикет. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | Практическая работа | физика | ||
3.23 | Урок-игра «Битик-банк» по теме «Коммуникационные технологии» | Ответы на вопросы и поиск информации в Интернете, работа в локальной сети с принтером Практическая работа №3.7 «Поиск информации в интернете» | Карточки-задания | Тест Зачетная практическая работа | ||
3.24 | Электронная коммерция в Интернете | Электронные деньги, Электронная торговля, реклама | Блокнот | Дискуссия | ||
3.25 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице | Язык разметки гипертекста. Значения атрибутов. Резиновый и стационарный сайты. | Блокнот | Опрос, тест | ||
3.26 | Вставка изображений на Web-страницы. | Теги, альтернативный текст. Способы обтекания изображений. Типы гиперссылок. Якорь. | Блокнот | Тренинг | Изо | |
3.27 | Гиперссылки на Web-страницах | Типы гиперссылок. Якорь. | Блокнот | Лабораторная работа | ||
3.28 | Списки на Web-страницах | Нумерованный, маркированный и многоуровневый | Блокнот | Лабораторная работа | История, литература | |
3.29 | Интерактивные формы на Web-страницах. | Переключатели. Поля списков. | Блокнот | Лабораторная работа | ||
3.30 | Создание электронной тетради | Практическая работа №3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Редакторы Web-страниц | Практическая работа | ||
3.31 | Заполнение страниц. Установка гиперссылок. Серверы | Практическая работа №3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | Правила размещения сайтов на бесплатных серверах | Практическая работа | ||
3.32 | Контрольное тестирование | Сети, основы HTML | Листы контроля | Тест | ||
Раздел IV. Повторение, резерв времени – 4 часа | ||||||
4.33 | Повторение | Основы информатики, устройство ПК | Тест | |||
4.34 | Подведение итогов года | Портфолио работ | ||||
4.35 | Резерв | |||||
4.36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс
рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс 36 часов (1 час в неделю)...
Учебная рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса
рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику Угриновича 35 часов...
Рабочая программа по информатике 10-11 класс на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 11 классов (базовый уровень) на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа на 2019-2020 уч.год составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина «Информатика» для 10-11 классов (базовый уровень)....
Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год
Рабочая программа по информатике для 7 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рас...
Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год
Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рас...
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рас...