Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Руина Светлана Павловна

Рабочая программа по информатике для 9 класса  по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рассчитана на 34 часа (занятия 1 ч в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_informatika_9_klass_2023.docx52.27 КБ

Предварительный просмотр:

Содержательный раздел

ООП ООО МБОУ СОШ №20

П.2.2

Город Новочеркасск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20

                                                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике на 2022-2023 учебный год

Уровень общего образования: основное общее образование, 9 класс

Количество часов: 9б – 33 часа, 9а- 34 часа

 Учитель:      Руина Светлана Павловна

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МБОУ СОШ № 20 на основе:

-  приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1879 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- основной образовательной программы ФГОС ООО МБОУ СОШ № 20;

- приказа Минобрнауки России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

На изучение информатики в 9 классе согласно Учебному плану МБОУ СОШ № 20 на 2022-2023 учебный год отводится 1 час в неделю из ФК, что составляет 34 часа в год. В соответствии с календарным графиком школы на реализацию программы по информатике в 9А запланировано 34 часа, в 9Б классе - 33 часа (календарно – тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Прохождение программного материала в 9Б классе будет обеспечено за счет повторения   за 33 часа вместо 34 часов.

Содержание программы реализуется посредством учебно – методического комплекта, состоящего из следующих компонентов:

  • Учебник «Информатика: Учебник для 9 класса», Босова Л.Л.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015;
  • Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 7-9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Изучение курса информатики в 9 классе направлено на систематизацию представления учащихся об информационном моделировании, как основном методе приобретения знаний путём расширения и укрепления навыков использования средств ИКТ. Главная особенность изучения информатики в 9 классе заключается в формировании прочной связи учебного содержания по предмету с собственным жизненным опытом учащихся и чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Цели обучения:

  • Формирование целостного мировоззрения;
  • Совершенствование обще учебных и общекультурных навыков работы с информацией;
  • Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.

Задачи обучения:

  • Развитие представления об информации, как важнейшем стратегическом ресурсе развитие личности государства, общества;
  • Формирование умения деятельности в области информатики и ИКТ;
  • Развитие понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности);
  • Воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Использование на уроках различных форм и методов обучения (методы: интерактивные, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии, метод проектов; форма обучения: групповая, индивидуальная, работа в паре) способствует развитию математических умений и навыков, содействует устойчивому интересу к предмету.

Различные формы контроля (контрольные работы, самостоятельные работы, тестовые работы) способствуют проверке усвоения учебного материала по предмету.

Планируемые результаты освоения программы:

личностные

– понимание роли информационных процессов в современном мире; 

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству в процессе образовательной, творческой, общественно-полезной, учебно-исследовательской деятельности;
  • способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счёт технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

предметные

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • развитие алгоритмического мышления;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойств;
  • формирование умений формализации и структурирования информации;
  • формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;
  • формирование представления о компьютере, как универсальном устройстве обработки информации;
  • развитие основных навыков и умений использования ЭВМ.

метапредметные

        регулятивные:

  • самостоятельно работать, внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, умение доводить до конца начатую работу;
  • задавать вопросы, определять  последовательность  промежуточных действий с учетом конечного результата;
  • оценивать объективно труд своих товарищей, анализировать, делать выводы;
  • определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • выступать устно или письменно о результатах своих действий, умение организовывать свою деятельность;
  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку учено–познавательной деятельности.

Познавательные:

  • владеть обще предметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»;
  • выполнять действия по заданному алгоритму;
  • делать предположения об информации, нужной для решения учебной задачи;
  • устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения;
  • строить логические рассуждения при выполнении различных видов работ;
  • расширенный поиск информации с использованием ресурсов и интернета.

Коммуникативные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • уметь договариваться, менять и отстаивать свою точку зрения;
  • использовать информационные термины в речи для планирования и регуляции своей деятельности;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

№ п/п

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Лабораторные, практические работы, экскурсии, направления проектной деятельности

Использование резерва учебного времени

1

Повторение

 Правила техники безопасности и правильная организация рабочего места; представление о предмете изучения. 

2

Моделирование и формализация

 Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  •  Виды информационных моделей в зависимости от стоящей задачи;
  •  Пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  •  Условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  •  Общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

КР1

3

Алгоритмизация и программирование

Исполнение алгоритмов для конкретных исходных данных;

Разработка программ, содержащих подпрограмму;

Разработка программ для обработки одномерного массива:

Нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

Подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

Нахождение суммы значений всех эле­ ментов массива;

Нахождение количества и суммы значений всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр.

КР2

4

Обработка числовой информации в электронных таблицах

Пользовательский интерфейс используемого программного средства;

Условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

Выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

КР3

5

Коммуникационные технологии

 Способы взаимодействия на основе компьютерных сетей;

Доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

 Поиск информации;

Источники информации, достоверность найденной информации;

Потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ, пути их устранения

КР4

Тематическое планирование

№ п/п

Наименова
ние разделов

Общее количество часов

Сроки изуче ния

Основное содержание темы

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

1

Повторение

2

6.09.
2022-


13.09.
2022

Правила техники безопасности и правильная организация рабочего места; представление о предмете изучения.

Групповая - обсуждение Правила техники безопасности

Фронтальная – ответы на вопросы, представление о предмете изучения.  Индивидуальная – конспектирование основных правил безопасности.

Регулятивные- определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения, работают по составленному плану, используют наряду с основными дополнительные средства.

целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование

предвосхищать результаты.  

Познавательные - передают содержание в сжатом (развернутом) виде.обще учебные– использовать общие приемы решения поставленных задач;  знаково-символистические действия, смысловое чтение

Коммуникативные - оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами. : инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех 

2

Моделирование и формализация

 

6

20.09.
2022-


25.10.
2022

Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

  •  Виды информационных моделей в зависимости от стоящей задачи;
  •  Пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  •  Условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  •  Общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

  • Групповая - обсуждение различных видов информационных моделей в зависимости от стоящей задачи; обсуждение возможностей и условия
  •  пользовательского интерфейса используемого программного средства
  •  для решения типовых задач;

.

  • Фронтальная – ответы на вопросы: виды информационных моделей в зависимости от стоящей задачи,
  •  пользовательский интерфейс используемого программного средства;

3

Алгоритмизация и программирование

8

10.11.
2022-


27.12.
2022

Исполнение алгоритмов для конкретных исходных данных;

Разработка программ, содержащих подпрограмму;

Разработка программ для обработки одномерного массива:

Нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;

Подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

Нахождение суммы значений всех элементов массива;

Нахождение количества и суммы значений всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр.

Групповая - обсуждение возможностей среды программирования для реализации решения задач.

Фронтальная - использование на ПК операторов, функции и команды для программирования.

Индивидуальная - использовать приемы работы в среде программирования, запускать и редактировать программу.

Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения, работают по составленному плану, используют наряду с основными дополнительные средства.

целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование

предвосхищать результаты.  

Познавательные - передают содержание в сжатом (развернутом) виде. обще учебные– использовать общие приемы решения поставленных задач;  знаково-символистические действия, смысловое чтение.

Коммуникативные - оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами. : инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех 

4.

Обработка числовой информации

11

10.11.
2022-


27.12.
2022

Пользовательский интерфейс используемого программного средства;

Условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

Выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Групповая - обсуждение средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов

Фронтальная - использование на ПК средства информационных и коммуникационных технологий.

Индивидуальная - использовать приемы работы в процессоре Word (выделение, копирование, форматирование текста, использование вставки, обрезки и других возможностей редактора).

5.

Коммуника ционные технологии

 

7

4.04.
2023-


23.05.
2023

 Способы взаимодействия на основе компьютерных сетей;

Доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

 Поиск информации;

Источники информации, достоверность найденной информации;

Потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ, пути их устранения

Групповая - обсуждение способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

Доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

 Поиск информации;

Источники информации, достоверность найденной информации;

Фронтальная - использование на ПК приемов работы в интернете.

Индивидуальная – работа в интернете, решение задач, связанных с поисковыми сервисами, поиск информации и ее обработка.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ 9 КЛАСС

  1. на 2022-2023 учебный год

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

Д/задание

1

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

1.09.2022

6.09.2022

Стр.3-4

ЭП Босова

2

Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов», «Математические основы информатики»

1

8.09. 2022

13.09.2022

ЭП Босова

Введение

3

Моделирование как метод познания.

1

15.09. 2022

20.09.2022

§1.1

4

Знаковые модели. Графические информационные модели

1

22.09. 2022

27.09. 2022

§1.2, 1.3

5

Табличные информационные модели

1

29.09. 2022

4.10.2022

§1.4

6

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

1

6.10.2022

11.10.2022

§1.5

7

Система управления базами данных

1

13.10.2022

18.10.2022

§1.6

8

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

1

20.10.2022

25.10.2022

§1.6.3

9

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация»

1

27.10.2022

8.11.2022

§1.6.4

10

Контрольная работа №1 по теме «Моделирование и формализация»

1

10.11.2022

15.11.2022

11

Решение задач на компьютере

1

17.11.2022

 22.11.2022

§2.1

12

Задача о пути торможения автомобиля

1

 24.11.2022

29.11.2022

§2.2

13

Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов

1

1.12.2022

6.12.2022

§2.2

14

Различные способы заполнения и вывода массива

1

8.12.2022

13.12.2022

§2.2

15

Решение задач с использованием массивов

1

15.12.2022

 20.12.2022

§2.3

16

Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива

1

 22.12.2022

27.12.2022

§2.3

17

Контрольная работа №2 «Одномерные массивы»

1

12.01.2023

10.01.2023

18

Последовательное построение алгоритма

1

19.01.2023

17.01.2023

§2.3.1

19

Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот.

1

26.01.2023

24.01.2023

§2.3.2

20

Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры и функции

1

2.02.2023

7.02.2023

§2.4

21

Алгоритмы управления

1

9.02.2023

14.02.2023

§2.5

22

Контрольная работа №3 по теме «Алгоритмизация и программирование»

1

16.02.2023

21.02.2023

23

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы

1

2.03.2023

28.02.2023

§3.1

24

Основные режимы работы электронных таблиц. Построение диаграмм

1

9.03.2023

7.03.2023

§3.2

25

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

1

16.03.2023

14.03.2023

§3.2.1

26

Встроенные функции. Логические функции

1

23.03.2023

21.03.2023

§3.2

27

Контрольная работа №4 по теме

«Обработка числовой информации»

1

6..04.2023

4..04.2023

28

Локальные и глобальные компьютерные сети

1

13..04.2023

11.04.2023

§4.1

29

Как устроен интернет. IP- адрес компьютера

1

20.04.2023

18.04.2023

§4.2

30

 

Всемирная паутина.

Файловые архивы

1

27.04.2023

25.04.2023

§4.3

31

Доменная система имен. Протоколы передачи данных

1

4.05.2023

2.05.2023

§4.2.3

32

Информационные ресурсы и сервисы интернета

1

11.05.2023

16.05.23

§4.3

33

Сетевой этикет. Электронная почта

Зачетная работа по теме

«Коммуникационные технологии»

1

18.05.2023

§4.3.6

34

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

25.05.2023

23.05.23

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

     - учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ»  Базовый курс. 9 класс»,      – Москва, БИНОМ:                      Лаборатория знаний, 2019 г.;

      - рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2019 г;

Перечень электронных образовательных ресурсов:

1. Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 классов: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php

2.  http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

3. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

4. Http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

5. Http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

6. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

7. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество

8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

               Согласовано                                                        Согласовано

              Руководитель ШМО ЕМЦ                               Заместитель директора по УВР

                      _____________Л. И. Родина                              ___________Л.Е.Гребенникова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык»   для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык»   для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год....

Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев на 2022.-2023 учебный год

Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев на 2022.-2023 учебный год. За основу взят КОНСТРУКТОР ПРОГРАММ. В программе есть календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1924425) учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования на 2022/2023 учебный год

Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравст...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 355874) учебного предмета «Русский язык» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросв...