Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рассчитана на 34 часа (занятия 1 ч в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_informatika_9_klass_2023.docx | 52.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержательный раздел
ООП ООО МБОУ СОШ №20
П.2.2
Город Новочеркасск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике на 2022-2023 учебный год
Уровень общего образования: основное общее образование, 9 класс
Количество часов: 9б – 33 часа, 9а- 34 часа
Учитель: Руина Светлана Павловна
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МБОУ СОШ № 20 на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1879 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- основной образовательной программы ФГОС ООО МБОУ СОШ № 20;
- приказа Минобрнауки России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
На изучение информатики в 9 классе согласно Учебному плану МБОУ СОШ № 20 на 2022-2023 учебный год отводится 1 час в неделю из ФК, что составляет 34 часа в год. В соответствии с календарным графиком школы на реализацию программы по информатике в 9А запланировано 34 часа, в 9Б классе - 33 часа (календарно – тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Прохождение программного материала в 9Б классе будет обеспечено за счет повторения за 33 часа вместо 34 часов.
Содержание программы реализуется посредством учебно – методического комплекта, состоящего из следующих компонентов:
- Учебник «Информатика: Учебник для 9 класса», Босова Л.Л.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015;
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 7-9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Изучение курса информатики в 9 классе направлено на систематизацию представления учащихся об информационном моделировании, как основном методе приобретения знаний путём расширения и укрепления навыков использования средств ИКТ. Главная особенность изучения информатики в 9 классе заключается в формировании прочной связи учебного содержания по предмету с собственным жизненным опытом учащихся и чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
Цели обучения:
- Формирование целостного мировоззрения;
- Совершенствование обще учебных и общекультурных навыков работы с информацией;
- Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
Задачи обучения:
- Развитие представления об информации, как важнейшем стратегическом ресурсе развитие личности государства, общества;
- Формирование умения деятельности в области информатики и ИКТ;
- Развитие понимания роли информационных процессов в современном мире;
- Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности);
- Воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Использование на уроках различных форм и методов обучения (методы: интерактивные, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии, метод проектов; форма обучения: групповая, индивидуальная, работа в паре) способствует развитию математических умений и навыков, содействует устойчивому интересу к предмету.
Различные формы контроля (контрольные работы, самостоятельные работы, тестовые работы) способствуют проверке усвоения учебного материала по предмету.
Планируемые результаты освоения программы:
личностные
– понимание роли информационных процессов в современном мире;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству в процессе образовательной, творческой, общественно-полезной, учебно-исследовательской деятельности;
- способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счёт технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
предметные
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- развитие алгоритмического мышления;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойств;
- формирование умений формализации и структурирования информации;
- формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;
- формирование представления о компьютере, как универсальном устройстве обработки информации;
- развитие основных навыков и умений использования ЭВМ.
метапредметные
регулятивные:
- самостоятельно работать, внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, умение доводить до конца начатую работу;
- задавать вопросы, определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата;
- оценивать объективно труд своих товарищей, анализировать, делать выводы;
- определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- выступать устно или письменно о результатах своих действий, умение организовывать свою деятельность;
- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку учено–познавательной деятельности.
Познавательные:
- владеть обще предметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- делать предположения об информации, нужной для решения учебной задачи;
- устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения;
- строить логические рассуждения при выполнении различных видов работ;
- расширенный поиск информации с использованием ресурсов и интернета.
Коммуникативные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- уметь договариваться, менять и отстаивать свою точку зрения;
- использовать информационные термины в речи для планирования и регуляции своей деятельности;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование разделов | Характеристика основных содержательных линий | Лабораторные, практические работы, экскурсии, направления проектной деятельности | Использование резерва учебного времени |
1 | Повторение | Правила техники безопасности и правильная организация рабочего места; представление о предмете изучения. | ||
2 | Моделирование и формализация | Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
| КР1 | |
3 | Алгоритмизация и программирование | Исполнение алгоритмов для конкретных исходных данных; Разработка программ, содержащих подпрограмму; Разработка программ для обработки одномерного массива: Нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; Подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; Нахождение суммы значений всех эле ментов массива; Нахождение количества и суммы значений всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр. | КР2 | |
4 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | Пользовательский интерфейс используемого программного средства; Условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | КР3 | |
5 | Коммуникационные технологии | Способы взаимодействия на основе компьютерных сетей; Доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; Поиск информации; Источники информации, достоверность найденной информации; Потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ, пути их устранения | КР4 |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименова | Общее количество часов | Сроки изуче ния | Основное содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Универсальные учебные действия |
1 | Повторение | 2 | 6.09.
| Правила техники безопасности и правильная организация рабочего места; представление о предмете изучения. | Групповая - обсуждение Правила техники безопасности Фронтальная – ответы на вопросы, представление о предмете изучения. Индивидуальная – конспектирование основных правил безопасности. | Регулятивные- определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения, работают по составленному плану, используют наряду с основными дополнительные средства. целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. Познавательные - передают содержание в сжатом (развернутом) виде.обще учебные– использовать общие приемы решения поставленных задач; знаково-символистические действия, смысловое чтение Коммуникативные - оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами. : инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех |
2 | Моделирование и формализация
| 6 | 20.09.
| Адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
|
.
| |
3 | Алгоритмизация и программирование | 8 | 10.11.
| Исполнение алгоритмов для конкретных исходных данных; Разработка программ, содержащих подпрограмму; Разработка программ для обработки одномерного массива: Нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; Подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию; Нахождение суммы значений всех элементов массива; Нахождение количества и суммы значений всех четных элементов в массиве; сортировка элементов массива и пр. | Групповая - обсуждение возможностей среды программирования для реализации решения задач. Фронтальная - использование на ПК операторов, функции и команды для программирования. Индивидуальная - использовать приемы работы в среде программирования, запускать и редактировать программу. | Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения, работают по составленному плану, используют наряду с основными дополнительные средства. целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – предвосхищать результаты. Познавательные - передают содержание в сжатом (развернутом) виде. обще учебные– использовать общие приемы решения поставленных задач; знаково-символистические действия, смысловое чтение. Коммуникативные - оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами. : инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех |
4. | Обработка числовой информации | 11 | 10.11.
| Пользовательский интерфейс используемого программного средства; Условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; Выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | Групповая - обсуждение средств информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов Фронтальная - использование на ПК средства информационных и коммуникационных технологий. Индивидуальная - использовать приемы работы в процессоре Word (выделение, копирование, форматирование текста, использование вставки, обрезки и других возможностей редактора). | |
5. | Коммуника ционные технологии
| 7 | 4.04.
| Способы взаимодействия на основе компьютерных сетей; Доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; Поиск информации; Источники информации, достоверность найденной информации; Потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ, пути их устранения | Групповая - обсуждение способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; Доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; Поиск информации; Источники информации, достоверность найденной информации; Фронтальная - использование на ПК приемов работы в интернете. Индивидуальная – работа в интернете, решение задач, связанных с поисковыми сервисами, поиск информации и ее обработка. |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ 9 КЛАСС
- на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Д/задание | |
9а | 9б | ||||
1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1.09.2022 | 6.09.2022 | Стр.3-4 ЭП Босова |
2 | Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов», «Математические основы информатики» | 1 | 8.09. 2022 | 13.09.2022 | ЭП Босова Введение |
3 | Моделирование как метод познания. | 1 | 15.09. 2022 | 20.09.2022 | §1.1 |
4 | Знаковые модели. Графические информационные модели | 1 | 22.09. 2022 | 27.09. 2022 | §1.2, 1.3 |
5 | Табличные информационные модели | 1 | 29.09. 2022 | 4.10.2022 | §1.4 |
6 | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных | 1 | 6.10.2022 | 11.10.2022 | §1.5 |
7 | Система управления базами данных | 1 | 13.10.2022 | 18.10.2022 | §1.6 |
8 | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | 1 | 20.10.2022 | 25.10.2022 | §1.6.3 |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация» | 1 | 27.10.2022 | 8.11.2022 | §1.6.4 |
10 | Контрольная работа №1 по теме «Моделирование и формализация» | 1 | 10.11.2022 | 15.11.2022 | |
11 | Решение задач на компьютере | 1 | 17.11.2022 | 22.11.2022 | §2.1 |
12 | Задача о пути торможения автомобиля | 1 | 24.11.2022 | 29.11.2022 | §2.2 |
13 | Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов | 1 | 1.12.2022 | 6.12.2022 | §2.2 |
14 | Различные способы заполнения и вывода массива | 1 | 8.12.2022 | 13.12.2022 | §2.2 |
15 | Решение задач с использованием массивов | 1 | 15.12.2022 | 20.12.2022 | §2.3 |
16 | Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива | 1 | 22.12.2022 | 27.12.2022 | §2.3 |
17 | Контрольная работа №2 «Одномерные массивы» | 1 | 12.01.2023 | 10.01.2023 | |
18 | Последовательное построение алгоритма | 1 | 19.01.2023 | 17.01.2023 | §2.3.1 |
19 | Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот. | 1 | 26.01.2023 | 24.01.2023 | §2.3.2 |
20 | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры и функции | 1 | 2.02.2023 | 7.02.2023 | §2.4 |
21 | Алгоритмы управления | 1 | 9.02.2023 | 14.02.2023 | §2.5 |
22 | Контрольная работа №3 по теме «Алгоритмизация и программирование» | 1 | 16.02.2023 | 21.02.2023 | |
23 | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы | 1 | 2.03.2023 | 28.02.2023 | §3.1 |
24 | Основные режимы работы электронных таблиц. Построение диаграмм | 1 | 9.03.2023 | 7.03.2023 | §3.2 |
25 | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | 1 | 16.03.2023 | 14.03.2023 | §3.2.1 |
26 | Встроенные функции. Логические функции | 1 | 23.03.2023 | 21.03.2023 | §3.2 |
27 | Контрольная работа №4 по теме «Обработка числовой информации» | 1 | 6..04.2023 | 4..04.2023 | |
28 | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | 13..04.2023 | 11.04.2023 | §4.1 |
29 | Как устроен интернет. IP- адрес компьютера | 1 | 20.04.2023 | 18.04.2023 | §4.2 |
30
| Всемирная паутина. Файловые архивы | 1 | 27.04.2023 | 25.04.2023 | §4.3 |
31 | Доменная система имен. Протоколы передачи данных | 1 | 4.05.2023 | 2.05.2023 | §4.2.3 |
32 | Информационные ресурсы и сервисы интернета | 1 | 11.05.2023 | 16.05.23 | §4.3 |
33 | Сетевой этикет. Электронная почта Зачетная работа по теме «Коммуникационные технологии» | 1 | 18.05.2023 | §4.3.6 | |
34 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 25.05.2023 | 23.05.23 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ» Базовый курс. 9 класс», – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2019 г.;
- рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2019 г;
Перечень электронных образовательных ресурсов:
1. Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 классов: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php
2. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
3. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
4. Http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
5. Http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
6. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
7. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Согласовано Согласовано
Руководитель ШМО ЕМЦ Заместитель директора по УВР
_____________Л. И. Родина ___________Л.Е.Гребенникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год....
Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев на 2022.-2023 учебный год
Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев на 2022.-2023 учебный год. За основу взят КОНСТРУКТОР ПРОГРАММ. В программе есть календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1924425) учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования на 2022/2023 учебный год
Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравст...
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 355874) учебного предмета «Русский язык» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросв...