Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов (по учебнику Семакина И.Г.)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы И.Г. Семакина (Сборник «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. ФГОС» под ред. И.Г. Семакина, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний
8 класс - 1 час в неделю (всего 35 часов)
9 класс - 2 часа в неделю (всего 70 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.doc | 155.5 КБ |
9_klass.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
с углубленным изучением отдельных предметов
Принято педагогическим советом
Протокол № 1
от ___ августа 2014 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 10
______________ Позняк Т.В.
Приказ №
от ___ августа 2014 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
для обучающихся 8а, б, в классов
Учитель: Семенова И.О.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Предметный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, государственной итоговой аттестации (ГИА), а также возрастных и психологических особенностей обучающихся на ступени основного общего образования.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи, в соответствии с ФГОС:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Учебный план МБОУ СОШ№10 на 2014 – 2015 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы И.Г. Семакина (Сборник «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. ФГОС» под ред. И.Г. Семакина, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний., 2012 г.).
Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 175 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. Для 8 класса – 35 учебных часов из расчёта 1 учебный час в неделю, 7 контрольных работ.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, практикумы.
Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачёт, работа по карточке, зачетная работа.
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года:
- формирование представлений о видах информационных процессов;
- знание программного принципа работы компьютера;
- применение назначения и функций используемых информационных и коммуникационных технологий;
- умение создавать информационные объекты;
- использовать персональный компьютер и его периферийное оборудование; следование требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для создания простейших моделей объектов и организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Основной учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Содержание рабочей программы
1. Передача информации в компьютерных сетях (8 ч., из них 1 ч. контрольная работа)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Обучающиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Обучающиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
- работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование(4 ч., из них 1 ч. контрольная работа)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Обучающиеся должны знать:
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Обучающиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
3. Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч., из них 2 ч. контрольные работы)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Основы алгебры логики: основные операции, общее и частное решение, упрощение по законам логики.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Обучающиеся должны знать:
- что такое база данных, СУБД, информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
Обучающиеся должны уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4. Табличные вычисления на компьютере (10 ч., из них 2 ч. контрольные работы)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Обучающиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора.
Обучающиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Передача информации в компьютерных сетях | 8 | 2 | 6 |
2 | Информационное моделирование | 4 | 1 | 3 |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | 2 | 8 |
4 | Табличные вычисления на компьютере | 10 | 2 | 8 |
5 | Повторение | 2 | 0 | 2 |
6 | Резерв | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 35 | 7 | 28 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий обучающиеся должны знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
Уметь:
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
– структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
– создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
– создавать записи в базе данных;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Литература и средства обучения
Литература
- Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/)
- Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г.
Аппаратные средства
Компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), интерактивная доска.
Программные средства
Операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа-архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы), система оптического распознавания текста, мультимедиа проигрыватель, браузер.
Календарно-тематическое планирование (35 ч.)
№ | Дата проведения | Тема урока | Виды, формы контроля | |
по плану | по факту | |||
I четверть | ||||
Передача информации в компьютерных сетях. (8 ч.) | ||||
1 | 01.09-06.09 | Введение. ПТБ, ППБ. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. | ||
2 | 08.09-13.09 | Скорость передачи данных. | ПР | |
3 | 15.09-20.09 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Работа с электронной почтой. | ПР | |
4 | 22.09-27.09 | Интернет Служба World Wide Web. Адресация сети Интернет | ||
5 | 29.09-04.10 | Службы WWW. Поиск информации в Интернете. | ПР | |
6 | 06.10-11.10 | Контрольная работа 1 | КР1 | |
7 | 13.10-18.10 | Создание простейшей веб-страниц. | ПР | |
8 | 20.10-25.10 | Создание простейшей веб-страниц. | ПР | |
Информационное моделирование (4 ч.) | ||||
9 | 27.10-01.11 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей | ||
II четверть | ||||
10 | 10.11-15.11 | Графические информационные модели. Табличные модели | ПР | |
11 | 17.11-22.11 | Информационное моделирование на компьютере | ПР | |
12 | 24.11-29.11 | Контрольная работа 2 | КР2 | |
Хранение и обработка информации в базах данных (10 ч.) | ||||
13 | 01.12-06.12 | Понятие базы данных. Системы управления базами данных | ||
14 | 08.12-13.12 | Создание и заполнение баз данных. | ПР | |
15 | 15.12-20.12 | Контрольная работа 3 | КР3 | |
16 | 22.12-27.12 | Анализ контрольной работы | ПР | |
III четверть | ||||
17 | 12.01-17.01 | Основы логики: логические величины и формулы | ||
18 | 19.01-24.01 | Основные законы логики | ПР | |
19 | 26.01-31.01 | Условия выбора и простые логические выражения | ПР | |
20 | 02.02-07.02 | Условия выбора и сложные логические выражения | ПР | |
21 | 09.02-14.02 | Контрольная работа 4 | КР4 | |
22 | 16.02-21.02 | Анализ контрольной работы | ПР | |
Табличные вычисления на компьютере (10 ч.) | ||||
23 | 23.02-28.02 | Системы счисления. Перевод в десятичную систему счисления. | ПР | |
24 | 02.03-07.03 | Системы счисления. Перевод в десятичную систему счисления. | ПР | |
25 | 09.03-14.03 | Контрольная работа 5 | КР5 | |
26 | 16.03-21.03 | Анализ контрольной работы. Двоичная арифметика | ПР | |
IV четверть | ||||
27 | 30.03-04.04 | Представление чисел в памяти компьютера | ||
28 | 06.04-11.04 | Обработка числовой информации. Табличный редактор. Создание Книг. Построение таблиц. Построение диаграмм | ПР | |
29 | 13.04-18.04 | Абсолютные и относительные ссылки. Условные функции | ПР | |
30 | 20.04-25.04 | Построение графиков и диаграмм. Графическое решение уравнений и систем уравнений. | ПР | |
31 | 27.05-02.05 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели | ПР | |
32 | 04.05-09.05 | Контрольная работа 6 | КР6 | |
33 | 11.05-16.05 | Итоговое повторение | ПР | |
34 | 18.05-23.05 | Итоговое повторение | ПР | |
35 | 25.05-30.05 | Резерв | ПР |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
с углубленным изучением отдельных предметов
Принято педагогическим советом
Протокол № 1
от ___ августа 2014 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 10
______________ Позняк Т.В.
Приказ №
от ___ августа 2014 г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика и ИКТ»
для обучающихся 9а, б, в классов
Учитель: Семенова И.О.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Предметный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, государственной итоговой аттестации (ГИА), а также возрастных и психологических особенностей обучающихся на ступени основного общего образования.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ, 29.12.2012);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Учебный план МБОУ СОШ№10 на 2014 – 2015 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской рабочей программы И.Г. Семакина (Сборник «Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. ФГОС» под ред. И.Г. Семакина, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний., 2012 г.)
Место предмета в учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 177 часов для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени основного общего образования. Для 9 класса – 70 учебных часов из расчёта 2 учебных часа в неделю, 8 контрольных работ.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Используемые технологии обучения: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные, проектно-исследовательские, проблемного обучения и разноуровневого обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: самостоятельные работы, контрольные работы, зачёты, практикумы.
Виды и формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, тест, зачёт, работа по карточке, зачетная работа.
Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец учебного года. В результате освоения курса информатики в 8-9 классах обучающиеся получат представление:
- об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
- о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
- об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
- о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
- о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
- о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
- о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Учащиеся будут уметь:
- приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
- кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
- переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
- проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
- формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
- формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
- составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
- создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
- читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ; переходить от одного представления данных к другому;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
- проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).
Основной учебник: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Содержание рабочей программы
1. Управление и алгоритмы (18 ч., из них 2 ч. контрольные работы)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Исполнители алгоритмов (Робот, ПлюсМинус) и их система команд.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов.
Обучающиеся должны знать:
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Обучающиеся должны уметь:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
2. Введение в программирование (28 ч., из них 3 ч. контрольные работы)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Обучающиеся должны знать:
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования;
- что такое трансляция;
- назначение систем программирования;
- правила оформления программы на Паскале;
- правила представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования..
Обучающиеся должны уметь:
- работать с готовой программой на Паскале;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.
3. Системы счисления (6 ч., из них 1 контрольная работа)
Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Арифметика в позиционных системах счисления. Системы счисления, используемые в компьютере.
Обучающиеся должны знать:
- приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления;
- знать правила выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления.
Обучающиеся должны уметь:
- уметь записывать числа в двоичной и восьмеричной системах счисления;
- уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
4. Основы алгебры логики (8 ч., из них 1 контрольная работа)
Основы логики. Основные понятия формальной логики. Алгебра высказываний. Базовые логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Построение таблиц истинности логических выражений. Логические схемы основных устройств компьютера.
Обучающиеся должны знать:
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
Обучающиеся должны уметь:
- уметь применять основные логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция);
- уметь строить таблицы истинности логических выражений;
- уметь строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.
5. Информационные технологии и общество ( 4 ч.)
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Обучающиеся должны знать:
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема безопасности информации;
- какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
Обучающиеся должены уметь:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствие с этическими и правовыми нормами общества.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1 | Управление и алгоритмы | 18 | 4 | 14 |
2 | Введение в программирование | 28 | 5 | 23 |
3 | Системы счисления | 6 | 2 | 4 |
4 | Основы алгебры логики | 6 | 2 | 4 |
5 | Информационные технологии и общество | 4 | 4 | 0 |
6 | Повторение | 8 | 0 | 8 |
Итого: | 70 | 17 | 53 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий обучающиеся должны знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
Уметь:
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
– структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
– создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
– создавать записи в базе данных;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем); проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Литература и средства обучения
Литература
- Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
- Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/)
Аппаратные средства
Компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети, устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), интерактивная доска.
Программные средства
Операционная система, файловый менеджер, антивирусная программа, программа-архиватор, клавиатурный тренажер, интегрированное офисное приложение (включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы), система оптического распознавания текста, мультимедиа проигрыватель, браузер.
Календарно-тематическое планирование (70 ч.)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Виды, формы контроля | |
по плану | по факту | |||
I четверть | ||||
Управление и алгоритмы (18 ч.) | ||||
1 | 01.09-06.09 | ПТБ, ППБ. Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью | ||
2 | 01.09-06.09 | Понятие алгоритма и его свойства | ||
3 | 08.09-13.09 | Графический учебный исполнитель | ПР | |
4 | 08.09-13.09 | Построение линейных алгоритмов. | ПР | |
5 | 15.09-20.09 | Вспомогательные алгоритмы. | ПР | |
6 | 15.09-20.09 | Метод последовательной детализации и сборочный метод. | ПР | |
7 | 22.09-27.09 | Циклический алгоритм. Циклы со счетчиком | ПР | |
8 | 22.09-27.09 | Циклический алгоритм. Циклы со счетчиком | ПР | |
9 | 29.09-04.10 | Решение задач | ПР | |
10 | 29.09-04.10 | Контрольная работа 1 | КР1 | |
11 | 06.10-11.10 | Анализ контрольной работы. Использование циклов с предусловием(блок-схема). | ||
12 | 06.10-11.10 | Использование циклов с постусловием(блок-схема). | ПР | |
13 | 13.10-18.10 | Решение задач | ПР | |
14 | 13.10-18.10 | Ветвления. | ПР | |
15 | 20.10-25.10 | Использование двухшаговой детализации | ||
16 | 20.10-25.10 | Решение задач | ПР | |
17 | 27.10-01.11 | Контрольная работа 2 | КР2 | |
18 | 27.10-01.11 | Анализ контрольной работы. Решение задач | ПР | |
II четверть | ||||
Введение в программирование (28 ч.) | ||||
19 | 10.11-15.11 | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами(константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных). | ||
20 | 10.11-15.11 | Запись математических выражений. | ПР | |
21 | 17.11-22.11 | Запись числовых выражений. | ПР | |
22 | 17.11-22.11 | Запись буквенных выражений. | ПР | |
23 | 24.11-29.11 | Алгоритмический язык Паскаль. Линейные вычислительные алгоритмы | ||
24 | 24.11-29.11 | Программирование на Паскале линейных алгоритмов | ПР | |
25 | 01.12-06.12 | Оператор ветвления. | ПР | |
26 | 01.12-06.12 | Логические операции на Паскале | ||
27 | 08.12-13.12 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций | ПР | |
28 | 08.12-13.12 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций | ПР | |
29 | 15.12-20.12 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций | ПР | |
30 | 15.12-20.12 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций | ПР | |
31 | 22.12-27.12 | Контрольная работа 3 | КР3 | |
32 | 22.12-27.12 | Анализ контрольной работы. Решение задач | ПР,СР | |
III четверть | ||||
33 | 12.01-17.01 | Циклы на языке Паскаль | ||
34 | 12.01-17.01 | Циклы на языке Паскаль | ПР | |
35 | 19.01-24.01 | Циклы «До» и «Пока». | ||
36 | 19.01-24.01 | Организация циклов «До» и «Пока». | ПР | |
37 | 26.01-31.01 | Сочетание циклов и ветвлений. | ПР | |
38 | 26.01-31.01 | Алгоритм Евклида | ПР | |
39 | 02.02-07.02 | Использование алгоритма Евклида при решении задач | ПР | |
40 | 02.02-07.02 | Контрольная работа 4 | КР4 | |
41 | 09.02-14.02 | Анализ контрольной работы. Одномерные массивы в Паскале | ПР | |
42 | 09.02-14.02 | Разработка программ обработки одномерных массивов | ПР | |
43 | 16.02-21.02 | Понятие случайного числа. Поиск чисел в массиве | ПР | |
44 | 16.02-21.02 | Сортировка массива | ПР | |
45 | 23.02-28.02 | Контрольная работа 5 | КР5 | |
46 | 23.02-28.02 | Анализ контрольной работы | ПР | |
Системы счисления (6 ч.) | ||||
47 | 02.03-07.03 | Системы счисления. Перевод чисел в 10 систему счисления. | ПР,СР | |
48 | 02.03-07.03 | Перевод чисел из 10 системы счисления. | ПР,СР | |
49 | 09.03-14.03 | Родственные системы счисления. Перевод чисел в родственных системах счисления по основанию 2. | ПР,СР | |
50 | 09.03-14.03 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | ПР,СР | |
51 | 16.03-21.03 | Контрольная работа 6 | КР6 | |
52 | 16.03-21.03 | Анализ контрольной работы. Решение задач. | ||
IV четверть | ||||
Основы алгебры логики (6 ч.) | ||||
53 | 30.03-04.04 | Основы алгебры логики. Высказывания. Логические операции. | ||
54 | 30.03-04.04 | Алгебра логики. Частное и общее решения | ПР,СР | |
55 | 06.04-11.04 | Основные законы алгебры логики | ПР | |
56 | 06.04-11.04 | Использование законов логики при упрощении логических высказываний | ПР | |
57 | 13.04-18.04 | Логические основы устройства компьютера. | ПР | |
58 | 13.04-18.04 | Контрольная работа 7 | КР7 | |
Информационные технологии и общество (4 ч.) | ||||
59 | 20.04-25.04 | Анализ контрольной работы. Предыстория информатики. | ||
60 | 20.04-25.04 | История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ | ||
61 | 27.05-02.05 | Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество | Т | |
62 | 27.05-02.05 | Социальная информатика: информационная безопасность | Т | |
63 | 04.05-09.05 | Итоговое повторение | ПР | |
64 | 04.05-09.05 | Итоговое повторение | ПР | |
65 | 11.05-16.05 | Итоговое повторение | ПР | |
66 | 11.05-16.05 | Итоговое повторение | ПР | |
67 | 18.05-23.05 | Итоговое повторение | ПР | |
68 | 18.05-23.05 | Итоговое повторение | ПР | |
69 | 25.05-30.05 | Итоговое повторение | ПР | |
70 | 25.05-30.05 | Итоговая контрольная работа | КР8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Семакина
Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 9 классов в течении 68 часов из расчета 2 часа в неделю Содержание программы согласовано с содержанием Примерной программы о...
Рабочая программа по информатике для 10 класса по учебнику Семакина, Хеннера
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 10 классов в течении 36 часов из расчета 1 час в неделю. Изучение курса обеспечивается учебником «Информатика...
Рабочая программа по информатике для 11 класса по учебнику Семакина, Хеннера
Изучение курса обеспечивается учебником «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10-11 классов авторы И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер. Программа рассчитана на изучение базового курса информатики и...
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Семакина.
Настоящая программа по информатике для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004года...
Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику Семакина.
Настоящая программа по информатике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004...
Рабочая программа по информатике 10-11 класс к учебнику Семакина
Рабочая программа по информатике 10-11 класс. Прогамма расчитана на 1 час в 10-ом классе и 2 часа в 11 классе...
Рабочая программа по информатике 10-11 классы к учебнику И.Г.Семакина
Рабочая программа для углублённого изучения информатики в 10-11 классах, соответствует ФГОС, ориентирована на УМК И.Г.Семакина....