Построение графиков в электронных таблицах для решения математических задач
план-конспект урока (информатика и икт, 9 класс) по теме
Открытый интегрированный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_integrirovannogo_uroka_informatiki_v_9_klasse.docx | 232.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого интегрированного урока информатики в 9 классе.
«Построение графиков в электронных таблицах для решения математических задач»
Разработал: учитель информатики Южева Т.В.
2013г
Технологии обучения: личностно – ориентированная, информационно – коммуникационная, проблемного обучения.
Продолжительность: 45 минут.
Тема урока: Построение графиков в электронных таблицах для решения математических задач.
Цели урока:
- обучающие:
- Познакомить учащихся с возможностями электронных таблиц Excel ;
- Рассмотреть построение диаграмм и их применение при решении задач, выработать у учащихся умения применять полученные знания для решения математических задач, в построении графиков функций;
- развивающие:
1) формирование алгоритмического мышления;
2) формирование у учащихся навыков умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критической оценки результатов;
- Развитие информационной культуры учащихся, умения сравнивать и анализировать, логического мышления, грамотной речи, памяти, внимательности;
- воспитательные:
1) эстетическое воспитание учащихся;
2) формирование представлений об информатике и математике как части общечеловеческой культуры.
3) Воспитание взаимоуважения, умения работать в группах, самостоятельности, усидчивости;
- Формирование навыков здорового образа жизни.
Тип урока: интегрированный урок, изучение нового материала, проблемный.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: 10 персональных компьютеров, мультимедийный проектор, экран, Презентация Power Point «Построение графиков в электронных таблицах для решения математических задач» (Приложение 1), раздаточный материал с заданиями.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Физминутка
- Изучение нового материала. Интеграция математики и информатики.
- Итог урока
Ход урока.
- Организационный момент
- Приветствие учащихся.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. (улыбка учителя)
- Сообщение темы и целей урока.
Мы с вами продолжаем работать с электронными таблицами. Тема нашего урока «Построение графиков в электронных таблицах для решения математических задач». Сегодня мы охарактеризуем основные виды диаграмм, разберём их особенности , решим задачи по информатике, применяя знания, полученные на уроках математики, узнаем, как можно использовать диаграммы, графики, выполняя задания по математике.
Работать на уроке будем в группах. Прошу всех соблюдать правила работы в группе.
- Актуализация знаний
Учитель: А сейчас охарактеризуем основные типы диаграмм, вам нужно будет решить предложенные задачи и в тетрадях записать основные определения.
Итак, начинаем.
Компьютерная презентация “Диаграммы в Excel”
Перед вами задание:
Дан фрагмент электронной таблицы.
A | B | C | D | |
1 | 3 | 3 | 2 | |
2 | =(C1+A1)/2 | =C1–D1 | =A1–D1 | =B1/2 |
Какое целое число должно быть записано в ячейке C1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2 : С2 соответствовала рисунку? Известно, что все значения диапазона, по которым построена диаграмма, имеют один и тот же знак.
Ответ: 5
Решение:
Определим значения в ячейках: А2,B2,C2.
A2=(B1 – A1)\2=(4−2)\2=1.
B2=2 – A1\2=2\2=1.
C2=(C1 – A1)*2 – 4. Значение ячейки C1 неизвестно. Его и нужно найти. Обозначим C1 за х.
C2=(x−2)*2−4.
По диаграмме видно, что соотношение значений в ячейках : А2, B2, C2 равно 1:1:2
А2=1,В2=1. Поэтому C2=2. Отсюда (x−2)*2−4=2 => 2x−4−4=2 => 2x=10 => x=5.
Получим, C1=5.
Еще одно задание из ГИА по информатике
Торговое предприятие владеет тремя магазинами (I, II и III), каждый из которых реализует периферийные компьютерные устройства: мониторы (М), принтеры (П), сканеры (С) или клавиатуры (К). На диаграмме 1 показано количество проданных товаров каждого вида за месяц. На диаграмме 2 показано, как за тот же период соотносятся продажи товаров (в штуках) в трех магазинах предприятия.
утверждений следует из анализа обеих диаграмм?
А) Все сканеры могли быть проданы через магазин III
Б) Все принтеры и сканеры могли быть проданы через магазин II
В) Все мониторы могли быть проданы через магазин I
Г) Ни один принтер не был продан через магазин II
- А
- Б
- В
- Г
Решение:
Рассмотрим диаграмму 1. Из нее следует, что: I=10%, II=25%, III=65%.
Рассмотрим диаграмму 2.Из нее следует,что: М=30%, П=20%, С=10%, К=40%.
Проверим все варианты:
Утверждение А"Все сканеры могли быть проданы через магазин III" говорит о том, что:
C≤III.
C=10%, III=65%.
10%≤65%-поэтому утверждение подходит.
Утверждение Б "Все принтеры и сканеры могли быть проданы через магазин II" говорит о том, что:
П+С≤II.
П+С=20%+10%=30%.
II=25%.
30%>25%-поэтому утверждение не подходит.
Утверждение В "Все мониторы могли быть проданы через магазин I" говорит о том, что:
М≤I.
М=30%, I=10%.
30%>10%-поэтому утверждение не подходит.
Утверждение Г "Ни один принтер не был продан через магазин II" -это отрицание утверждения: "Все принтеры могли быть проданы через магазин II":
¬(П≤II)=П>II.
П=20%, II=25%.
20%<25%-поэтому утверждение не подходит.
С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.
Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.
Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).
Пример. В 9-а классе обучается 5 мальчиков и 10 девочек. Построить круговую диаграмму, показывающую соотношение полов.
Столбчатая диаграмма(гистограмма) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках.
Пример. Построить диаграмму, показывающую процент успеваемости по школе за 6 лет
По результатам 2011-2012 учебного года успевает (не имеет «2» в году) 99,5% обучающихся. Процент успеваемости по школе за 6 лет можно проследить по следующему графику:
Из графика видно, что:
- основная школа повысила результат на 2%, количество второгодников уменьшилось до 2-х., среднюю школу заканчивают все учащиеся школы.
- общешкольный показатель повысился на 1% по сравнению с предыдущим годом.
Линейная диаграмма (график) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.
Пример. Построить график, отражающий зависимость пройденного расстояния от времени движения
Учитель: это были основные виды диаграмм, с которыми мы будем работать.
(экран выкл)
- Физминутка
Мы очень плодотворно поработали, давайте отдохнем!
Гимнастика для глаз. Сядьте удобнее, расслабьтесь. Выберите любое поле и двигайте глазами по указанному направлению. Выберите другое поле. Двигайте глазами.
- Изучение нового материала. Интеграция математики и информатики.
А теперь давайте посмотрим, как можно использовать информатику и в частности графики в Excel в математике.
Вот задание:
Решить систему линейных уравнений:
2х-у=6,
3х+5у=35;
Решим систему, используя математические навыки, методом подстановки,
у=2х-6,
подставляем во 2-е уравнение 3х+5*(2х-6)=35, решаем его 13х=65, х=5, находим у, у=2*5-6=4.
Ответ: х=5, у=4.
Можно решить эту систему графически, применяя навыки информатики:
Построим в одной координатной плоскости графики уравнений системы, выразив у через х
у=2х-6 и у=(35-3х)/5
Составим таблицу значений:
Ответ получился такой же (5; 4)
Построим график заданной функции: у=2*х2-1
Составим таблицу с данными:
Сейчас я вам предлагаю выполнить такие же математические задания самостоятельно, для этого разобьёмся на группы по два человека.
Каждая группа получает карточку с заданием, один человек из группы выполняет задание в тетради , другой на компьютере, результаты сравниваем. Побеждает та группа, в которой результаты сошлись точнее. Консультирует группы ваш учитель математики Наталья Григорьевна и учитель информатики Татьяна Валентиновна.
Раздаю карточки с заданиями.
Вам дается 10 мин.
(выполнение задания)
Учитель: время вышло.
(взаимопроверка )
Обсуждение ошибок.
Учитель: Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!
- Итог урока
Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Каждой группе необходимо устно ответить на 3 вопроса:
- Что узнали нового?
- Что было полезным?
- В чем затруднились?
(ответы групп)
Учитель: Я рада, что мы с вами хорошо поработали, узнали много новой и полезной информации. На следующих уроках мы будем учиться оформлять различные типы и виды диаграмм за ПК.
- Домашнее задание
Дан фрагмент электронной таблицы:
A | B | C | D | |
1 | 3 | 3 | 2 | |
2 | =(C1+A1)/2 | =C1–D1 | =A1–D1 | =B1/2 |
Какое число должно быть записано в ячейке B1, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:
Ответ: 2
- Оценки за урок. (прокомментировать)
Я благодарю вас за урок! До свидания!
Приложеие1. Карточки с заданиями
х-2у=2, 2х-у=7; Двумя способами, один из них графический. |
у=2*х2+2 |
2х-4у=4, 4х-у=15; Двумя способами, один из них графический. |
у=3*х2-2 |
х-3у=1, 5х-5у=15; Двумя способами, один из них графический. |
у=2*х2+1 |
10х-5у=35, 4х-у=15; Двумя способами, один из них графический. |
у=2*х2-1 |
х-у=3, 4х-у=15; Двумя способами, один из них графический. |
у= -2*х2+2 |
2х-у=7, 10х-10у=30; Двумя способами, один из них графический. |
у=(1/2)*х2+1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»
Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» ...
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
Урок "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах". С появлением новых редакций учебников Н.Д.Угриновича эта тема "перекочевала" из 8 класса в 9-й. Я даю в 8-м, в 9-м повторение. Прилож...
Открытый урок Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel 7 класс
Раздел программы: Информационное моделирование.Цель урока: помочь учащимся 7 класса получить представление о диаграммах...
Построение графиков в электронных таблицах для решения математических задач
Открытый интегрированный урок....
Разработка урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"
Разработка урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"...
Урок информатики в 9 кл. Построение диаграммм и графиков в электронных таблицах
Урок информатики в 9 классе по программе Угриновича. Тема"Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"...
Инструкционная карта к практической работе по информатике на тему "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"
В инструкционной карте приводятся задания на построение диаграмм разных типов....