Разработка урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме
Разработка урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_postroenie_diagramm_i_grafikov_v_elektronnykh_tablitsakh.zip | 396.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока информатики в 9 классе
«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создание условий для формирования представлений о способах визуализации числовых данных, отработки навыков применения этих способов при решении конкретных задач.
Задачи урока:
- образовательные: познакомить учащихся с основными приемами построения графиков и диаграмм в электронных таблицах;
- воспитательные: воспитывать умения самостоятельно мыслить, ответственность за выполняемую работу, аккуратность при выполнении работы;
- развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, познавательный интерес к предмету, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение планировать свою деятельность
Оборудование: персональные компьютеры, проектор, экран, программное обеспечение (Microsoft Office Excel)
Методы: словесный, комбинированный опрос практический, наглядный, самостоятельной работы, контроля, самоконтроля
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- Сообщение темы и целей урока
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Подведение итогов урока и задание на дом
- Рефлексия
План-конспект урока
Основные этапы урока, время | Методы | Содержание учебного материала, деятельность учителя | Содержание учебного материала, деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент | Вхожу, здороваюсь! Прошу присаживаться и приготовиться к уроку. | Здороваются, проверяют готовность к уроку | ||
Актуализация знаний | Комбинированный опрос | На предыдущих уроках мы с вами познакомились с таким программным обеспечением как электронные таблицы Microsoft Excel. Давайте вспомним основные понятия, используемые в электронных таблицах. У каждого из вас на парте лежат папки разного цвета. Если у вас папка красного цвета, то вам необходимо выполнить задание, которое находится в папке у доски (Приложение 2). Зеленая – выполните задания, которые я вам предлагаю (в папке представлены задания) (Приложение 3), ответы запишите на бланках ответов, а желтого – работаем со мной вместе. Я называю начало предложения или задаю вопрос, а вы ищите правильный ответ на доске (Приложение 1) | Выполняют предложенные задания | Задания см. приложение |
Сообщение темы и целей урока | Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с возможностями приложения Microsoft Office Excel), научимся отображать данные, хранящиеся в электронных таблицах, представлять графически с помощью диаграмм и графиков. Итак, прошу вас записать тему урока в тетради | Записывают тему урока | На слайде тема урока «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» | |
Изучение нового материала | Чередование активных методов обучения (объяснительный,иллюстративный, исследовательский, проблемный.) | Каждый учитель в начале урока произносит замечательное слово «Здравствуйте». Это значит, что учитель желает своим ученикам ЗДОРОВЬЯ. Я не просто так заговорила о здоровье. Правильно. Но помимо компьютеров в классе находятся еще устройства, которые оказывают влияние на здоровье каждого из нас. Что это? О воздействии сотового телефона на организм человека, мы узнаем, прочитав статью об исследованиях, которые проводили ученые из разных стран. Прошу вас, прочитайте ее каждый (Приложение 4). Что вы можете сказать о воздействии вашего сотового телефона на ваше здоровье? В каком виде представлена информация на листах? Сравните величины, представленные в тексте.
Прошу вас попробовать представить этот текст в графической форме. Очень долгий процесс. (Проблемная ситуация) Табличный процессор Microsoft Excel позволяет обрабатывать большое количество числовой информации и представлять ее в графическом виде с помощью диаграмм и графиков. Диагра́мма (греч. Διάγραμμα (diagramma) — изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление числовых данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации. Давайте обратимся к учебнику на стр. 94 и определим основные типы диаграмм и их внешний вид Какой тип диаграммы нам наиболее подойдет для сравнения данных из статьи? А теперь рассмотрим алгоритм построения диаграмм | Отвечают на вопрос (компьютеры) Отвечают на вопрос (мобильные телефоны) Читают статью, обсуждают (в текстовом) Обсуждают и отвечают Работают с опорным конспектом Отвечают на вопрос (линейчатая диаграмма) | Статья на слайде Алгоритм на слайде |
Закрепление изученного материала | Методы контроля и самоконтроля | «Сейчас, ребята давайте с вами перейдем к выполнению практической части урока. Займите свои рабочие места. Не забывайте соблюдать правила техники безопасности во время работы за компьютерами. Прошу вас представить данные таблиц в виде диаграмм и графиков (найти наиболее наглядный тип диаграмм для различных данных)» | Выполняют построение различных типов диаграмм в приложение Microsoft Office Excel | Задания см. приложение |
Подведение итогов урока и задание на дом | «Сегодня мы познакомились с алгоритмом представления числовой информации в графическом виде и учились на практике сроить диаграммы и графики в электронных таблицах. А также немного поговорили о здоровье современного человека. На последних страницах в ваших папках находятся ПАМЯТКИ. Очень надеюсь, что каждый из вас прочтет ее и воспользуется хотя бы некоторыми советами». Далее выставляю оценки за проделанную работу, комментирую их. Домашнее задание прочитать § 3.3, на сайте Википедия — свободная энциклопедия ru.wikipedia.org/ познакомиться с материалом “Ботанические диаграммы. Анимированные диаграммы” | Каждый ученик берет себе памятку Записывают домашнее задание | ||
Рефлексия | Рефлексии настроения и эмоционального состояния | И в конце урока мне бы хотелось вас попросить построить еще один график – график вашего настроения и самочувствия на сегодняшнем занятии. В папках на последней странице есть листы. Отметьте на них по 5-бальной системе свое настроение, самочувствие в начале, в середине и в конце урока. Соединив точки, вы получите график. | Выполняют задание |
Приложение 1
Фронтальный опрос
- Приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах называется… (ЭЛЕКТРОННАЯ ТАБЛИЦА)
- Так называется табличный процессор в пакете прикладных программ операционной системы Windows. (MICROSOFT EXCEL)
- Документ, созданный в электронной таблице – это …. (РАБОЧАЯ КНИГА)
- Основным структурным элементом таблицы является… (ЯЧЕЙКА)
- Обозначение ячейки, составленное из названия столбца и номера строки называется…(АДРЕС)
- Блок ячеек таблицы – это…(ДИАПАЗОН)
- Одним из типов данных, вносимых в ячейку является…(ЧИСЛО)
- Как называется запись, используемая для выполнения операций над содержимым ячеек? (ФОРМУЛА)
- Знак, с которого начинается запись формулы в ЭТ (РАВНО)
- Переменная величина, значение которой зависит от значений других величин. (ФУНКЦИЯ)
- Сноска на определенную ячейку. (ССЫЛКА)
- Графическое представление числовой информации, содержащейся в таблице. (ДИАГРАММА)
Приложение 2
Работа у доски
I. Даны математические выражения. Запишите их в виде формул для электронной таблицы (x – A1, y – B2, z – C3)
II.В ячейке С 1 записана формула
= ($B$5 + K9)/J$2
Какой вид примет формула после копирования её в ячейку С 2 ?
III.Из предложенных вариантов выберите те, которые указывают на абсолютную адресацию ячейки в электронной таблице
B3, $H5, D1+$A1, $D$25*$G$3, J69-$K$5, Z12/P$36, $F$7, N$212, $P$14 - $S$5, L3*$P$7, B85+$B4, B$85 + $B$4, $B$85+$B$4, $Z$12/$P$36, D$25*$G3, $B$3, J$69-$K$5, $D$1+$A$1
Приложение 3
Самостоятельная работа
Фамилия и имя ученика __________________________________
Задание. Выписать адреса всех выделенных ячеек
Приложение 4
Текст
Человек в течение всей жизни постоянно находится под воздействием электромагнитных полей, разных по характеру и интенсивности. Ученые разных стран установили, что влияние мобильного телефона на здоровье человека зависит от фирмы производителя. Выяснили, что сотовые телефоны следующих фирм:
превышают допустимую норму излучения на 18% - Nokia, 20% - Motorola, 16% - Siemens, SonyEricsson – 14%, Samsung – 22%, Alcatel – 10%;
влияют на зрение 10% - Nokia, 13% - Motorola, 7% - Siemens, SonyEricsson – 11%, Samsung – 15%, Alcatel – 5%;
способствуют нарушению фаз сна 12% - Nokia, 8% - Motorola, 10% - Siemens, SonyEricsson – 5%, Samsung – 18%, Alcatel – 2%.
Приложение 5
Рефлексия
Приложение 6
Опорный конспект
Диаграмма – это__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Типы диаграмм
- _____________________________
- ________________________
- _______________________
Приложение 7
Задание 1. В электронных таблицах построить на листе с данными диаграмму, позволяющую наиболее наглядно сравнить численность населения в семи населенных странах мира (выбрать наиболее подходящий тип диаграммы).
Страна | Население, млн |
Китай | 1339 |
Индия | 1187 |
США | 310 |
Индонезия | 237 |
Бразилия | 193 |
Пакистан | 170 |
Бангладеш | 164 |
Нигерия | 158 |
Россия | 142 |
Задание 2.В электронных таблицах построить диаграмму, позволяющую наглядно представить долю стоимости каждого устройства в общей стоимости компьютера (выбрать наиболее подходящий тип диаграммы).
Устройство | Стоимость, руб |
Системная плата | 3600 |
Процессор | 3500 |
Оперативная память | 1800 |
Жесткий диск | 4000 |
Монитор | 5500 |
Дисковод DVD-RW | 900 |
Корпус | 1400 |
Клавиатура | 650 |
Мышь | 350 |
Видеокарта | 2700 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме"Диаграммы и графики в электронных таблицах "Excel"
Разработка урока в 9 классе по теме " Построение диаграмм и графиков с помощью электронных таблиц Excel"...
Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»
Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» ...
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
Урок "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах". С появлением новых редакций учебников Н.Д.Угриновича эта тема "перекочевала" из 8 класса в 9-й. Я даю в 8-м, в 9-м повторение. Прилож...
Открытый урок Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel 7 класс
Раздел программы: Информационное моделирование.Цель урока: помочь учащимся 7 класса получить представление о диаграммах...
Инструкционная карта к практической работе по информатике на тему "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"
В инструкционной карте приводятся задания на построение диаграмм разных типов....
Разработка урока: Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
Разработка урока...