Разработка урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Белова Ольга Михайловна

Разработка урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока информатики в 9 классе

«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создание условий для формирования представлений о способах визуализации числовых данных, отработки  навыков применения этих способов при решении конкретных задач.

Задачи урока:

  • образовательные: познакомить учащихся с основными приемами построения графиков и диаграмм в электронных таблицах;
  • воспитательные:   воспитывать  умения самостоятельно мыслить, ответственность за выполняемую работу, аккуратность  при выполнении работы;
  • развивающие:   развивать  у учащихся логическое мышление, познавательный интерес к предмету, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение планировать свою деятельность

Оборудование:  персональные компьютеры, проектор, экран, программное обеспечение (Microsoft Office Excel)

Методы: словесный, комбинированный опрос практический, наглядный, самостоятельной работы, контроля, самоконтроля

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Сообщение темы и целей урока
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление изученного материала
  6. Подведение итогов урока и задание на дом
  7. Рефлексия

План-конспект урока

Основные этапы урока, время

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Вхожу, здороваюсь! Прошу присаживаться и приготовиться к уроку.

Здороваются, проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний

Комбинированный опрос

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с таким программным обеспечением как электронные таблицы Microsoft Excel. Давайте вспомним основные понятия, используемые в электронных таблицах. 

У каждого из вас  на парте лежат папки разного цвета. Если у вас папка красного цвета, то вам необходимо выполнить задание, которое находится в папке у доски (Приложение 2). Зеленая – выполните задания, которые я вам предлагаю (в папке представлены задания) (Приложение 3), ответы запишите на бланках ответов,  а желтого – работаем со мной вместе. Я называю начало предложения или задаю вопрос, а вы ищите правильный ответ  на доске (Приложение 1)

Выполняют предложенные задания

Задания см. приложение

Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с возможностями приложения Microsoft Office Excel), научимся  отображать данные, хранящиеся в электронных таблицах, представлять графически с помощью диаграмм и графиков.

Итак, прошу вас записать тему урока в тетради

Записывают тему урока

На слайде тема урока «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

Изучение нового материала

Чередование активных методов обучения (объяснительный,иллюстративный, исследовательский, проблемный.)

Каждый учитель в начале урока произносит замечательное слово «Здравствуйте».

Это значит, что учитель желает своим ученикам ЗДОРОВЬЯ. Я не просто так  заговорила о здоровье.
Какие устройства, находящиеся в классе, оказывают влияние на Ваше здоровье?

Правильно. Но помимо компьютеров в классе находятся еще устройства, которые оказывают влияние на здоровье каждого из нас. Что это?

О воздействии сотового телефона на организм человека, мы узнаем, прочитав статью об исследованиях, которые проводили ученые из разных стран.

Прошу вас, прочитайте ее каждый (Приложение 4). 

Что вы можете  сказать о воздействии вашего сотового телефона на ваше здоровье?

В каком виде представлена информация на листах? 

Сравните величины, представленные в тексте.

  • Легко ли Вам воспринимать величины, записанные в тексте?
  • Можем ли мы сразу определить, какой телефон оказывает излучение в большей степени, а какой – в меньшей?
  • Как вы думаете в каком виде эта же информация  будет лучше и быстрее восприниматься человеком?
  • Т.е. можно сказать, что информация, представления в графической форме, увеличивает наглядность.

Прошу вас попробовать представить этот текст в графической форме. Очень долгий процесс. (Проблемная ситуация)

Табличный процессор Microsoft Excel позволяет обрабатывать большое количество числовой  информации и представлять ее в графическом виде с помощью диаграмм и графиков.

Диагра́мма (греч. Διάγραμμα (diagramma) — изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление числовых данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.  Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации.

Давайте обратимся к учебнику на стр. 94 и определим основные типы диаграмм и их внешний вид

Какой тип диаграммы нам наиболее подойдет для сравнения данных из статьи?

А теперь рассмотрим алгоритм построения диаграмм

Отвечают на вопрос (компьютеры)

Отвечают на вопрос (мобильные телефоны)

Читают статью, обсуждают

(в текстовом)

Обсуждают и отвечают

Работают с опорным конспектом

Отвечают на вопрос (линейчатая диаграмма)

Статья на слайде

Алгоритм на слайде

Закрепление изученного материала

Методы контроля и самоконтроля

«Сейчас, ребята давайте с вами перейдем к выполнению практической части урока. Займите свои рабочие места.

Не забывайте соблюдать правила техники безопасности во время работы за компьютерами.

Прошу вас представить данные таблиц в виде диаграмм и графиков (найти наиболее наглядный тип диаграмм для различных данных)»

Выполняют построение различных типов диаграмм в приложение Microsoft Office Excel

Задания см. приложение

Подведение итогов урока и задание на дом

«Сегодня мы  познакомились с алгоритмом представления числовой информации в графическом виде и учились на практике сроить диаграммы и графики в электронных таблицах. А также немного поговорили о здоровье современного человека.

На последних страницах в ваших папках находятся ПАМЯТКИ. Очень надеюсь, что каждый из вас прочтет ее и воспользуется хотя бы некоторыми советами».

Далее выставляю оценки за проделанную работу, комментирую их.

Домашнее задание прочитать § 3.3, на сайте Википедия — свободная энциклопедия ru.wikipedia.org/ познакомиться с материалом “Ботанические диаграммы. Анимированные диаграммы

Каждый ученик берет себе памятку

Записывают домашнее задание

Рефлексия

Рефлексии настроения и эмоционального состояния

 И в конце урока мне бы хотелось вас попросить построить еще один график – график вашего настроения и самочувствия на сегодняшнем занятии. В папках на последней странице есть листы. Отметьте на них по 5-бальной системе  свое настроение, самочувствие в начале, в середине и в конце урока. Соединив точки, вы получите график.

Выполняют задание

Приложение 1

Фронтальный опрос

  1. Приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах называется(ЭЛЕКТРОННАЯ ТАБЛИЦА)
  2. Так называется табличный процессор в пакете прикладных программ операционной системы Windows. (MICROSOFT EXCEL)
  3. Документ, созданный  в электронной таблице – это …. (РАБОЧАЯ КНИГА)
  4. Основным структурным элементом таблицы является… (ЯЧЕЙКА)
  5. Обозначение ячейки, составленное из названия столбца и номера строки называется…(АДРЕС)
  6. Блок ячеек таблицы  – это…(ДИАПАЗОН)
  7. Одним  из типов данных, вносимых в ячейку является…(ЧИСЛО)
  8. Как называется запись, используемая для выполнения операций над содержимым ячеек? (ФОРМУЛА)
  9. Знак, с которого начинается запись формулы в ЭТ (РАВНО)
  10. Переменная величина, значение которой зависит от значений других величин. (ФУНКЦИЯ)
  11. Сноска на определенную ячейку. (ССЫЛКА)
  12. Графическое представление числовой информации, содержащейся в таблице. (ДИАГРАММА)

Приложение 2

Работа у доски

I. Даны математические выражения. Запишите их в виде формул для электронной таблицы (x – A1, y – B2, z – C3)

  1.          

II.В ячейке С  1 записана формула

= ($B$5 + K9)/J$2

 Какой вид примет формула после копирования её в ячейку С  2 ?

III.Из предложенных вариантов выберите те, которые указывают на абсолютную адресацию  ячейки в электронной таблице

B3, $H5, D1+$A1, $D$25*$G$3, J69-$K$5, Z12/P$36, $F$7, N$212, $P$14 - $S$5, L3*$P$7, B85+$B4, B$85 + $B$4, $B$85+$B$4, $Z$12/$P$36, D$25*$G3, $B$3, J$69-$K$5, $D$1+$A$1

Приложение 3

Самостоятельная работа

Фамилия и имя ученика __________________________________

Задание. Выписать адреса всех выделенных ячеек

Приложение 4

Текст

Человек в течение всей жизни постоянно находится под воздействием электромагнитных полей, разных по характеру и интенсивности. Ученые разных стран установили, что влияние мобильного телефона на здоровье человека зависит от фирмы производителя. Выяснили, что сотовые телефоны следующих фирм:

превышают допустимую норму излучения на 18% - Nokia, 20% - Motorola, 16% - Siemens, SonyEricsson – 14%, Samsung – 22%, Alcatel – 10%;

влияют на зрение 10% - Nokia, 13% - Motorola, 7% - Siemens, SonyEricsson – 11%, Samsung – 15%, Alcatel – 5%;

способствуют нарушению фаз сна 12% - Nokia, 8% - Motorola, 10% - Siemens, SonyEricsson – 5%, Samsung – 18%, Alcatel – 2%.

Приложение 5

Рефлексия

Приложение 6

Опорный конспект

Диаграмма – это__________________________________________________________________________

        __________________________________________________________________________________________

        __________________________________________________________________________________________

        Типы диаграмм

  1.      _____________________________                                              
  2. ________________________                                    
  3. _______________________                                      

Приложение 7

Задание 1.  В электронных таблицах построить на листе с данными диаграмму, позволяющую наиболее наглядно  сравнить численность населения в семи населенных странах мира (выбрать наиболее подходящий тип диаграммы).

Страна

Население, млн

Китай

1339

Индия

1187

США

310

Индонезия

237

Бразилия

193

Пакистан

170

Бангладеш

164

Нигерия

158

Россия

142

 Задание 2.В электронных таблицах построить диаграмму, позволяющую наглядно представить долю стоимости каждого устройства в общей стоимости компьютера  (выбрать наиболее подходящий тип диаграммы).

Устройство

Стоимость, руб

Системная плата

3600

Процессор

3500

Оперативная память

1800

Жесткий диск

4000

Монитор

5500

Дисковод DVD-RW

900

Корпус

1400

Клавиатура

650

Мышь

350

Видеокарта

2700

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме"Диаграммы и графики в электронных таблицах "Excel"

Разработка урока в 9 классе по теме " Построение диаграмм и графиков с помощью электронных таблиц Excel"...

Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» ...

Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Урок "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах". С появлением новых редакций учебников Н.Д.Угриновича эта тема "перекочевала" из 8 класса в 9-й. Я даю в 8-м, в 9-м повторение. Прилож...

Открытый урок Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel 7 класс

Раздел программы: Информационное моделирование.Цель урока:  помочь учащимся 7 класса  получить представление о диаграммах...