Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах
методическая разработка по информатике и икт (8 класс) по теме
Урок "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах". С появлением новых редакций учебников Н.Д.Угриновича эта тема "перекочевала" из 8 класса в 9-й. Я даю в 8-м, в 9-м повторение.
Приложение: презентация с использованием триггеров (прочти!) и дидактические материалы к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 527.37 КБ |
Разработка урока | 363.28 КБ |
Приложения к уроку | 552.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы диаграмм Столбчатые (линейчатые) для сравнения величин
Типы диаграмм Круговые для отображения частей целого
Типы диаграмм Круговые для отображения изменения величин в зависимости от времени
Технология построения диаграмм и графиков Этап первый выделить
Технология построения диаграмм и графиков Ряды данных
Технология построения диаграмм и графиков Ряды данных
Технология построения диаграмм и графиков Ряды данных
Оформление диаграммы
Область применения электронных таблиц Проектно-сметные работы Бухгалтерский и банковский учёт Статистическая обработка информации Исследование динамических процессов Инженерно-технические расчёты
Домашнее задание: Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса, § 3.3
Спасибо за урок!
Использованные ресурсы: http://www.fotosearch.com/illustration/partners.html
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»
9 класс
Тип урока: комбинированный (урок объяснения нового материала и закрепления изученного).
Форма проведения урока:
объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, беседа, работа в парах, индивидуальная работа.
Цели урока:
- ознакомить учащихся со способами визуализации числовых данных;
- научить применять эти способы при решении конкретных задач.
Задачи урока:
- образовательные:
- практическое применение изученного материала;
- закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS Excel и умения составить таблицу для решения конкретной задачи;
- развитие умения выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу и соответственно оформить;
- оформление результатов задач в диаграммах;
- формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.
- развивающие:
- развитие коммуникативных компетенций – развитие монологической речи, развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы;
- развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
- воспитательные:
- развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры;
- профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию в будущей трудовой деятельности;
- развитие когнитивных компетенций.
Программное и техническое обеспечение урока:
персональные компьютеры;
мультимедийный проектор;
программа MS Excel.
Ход урока:
- Организационный момент:
- приветствие, доклад дежурного об отсутствующих.
- Актуализация знаний:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать возможности табличного процессора Excel и сегодня нам предстоит изучить новые возможности этой программы.
Но сначала повторим теоретический материал, полученный на прошлом уроке. Для этого вы поработаете в парах - на ваших столах лежат карточки с заданиями. Одно задание на нахождение соответствия между понятием и верным ответом, второе – на работу с формулами. После выполнения задания поменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
Учащиеся работают с заданиями. (Приложение 1).
После выполнения краткое обсуждение правильных ответов.
- Изучение нового материала:
Учитель: Итак, мы вспомнили и повторили основные понятия электронных таблиц. Возможности ЭТ велики - с их помощью можно решать разнообразные задачи, моделировать различные процессы и явления, выполнять вычисления. Но не только! ЭТ позволяют визуализировать полученные результаты, используя деловую графику. И цель сегодняшнего урока - узнать какие графические возможности есть у прикладной программы MS Excel, для чего используют диаграммы, какие типы и виды диаграмм существуют, как построить диаграмму.
Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему сегодняшнего урока: «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах». (слайд 1)
Записывают тему в тетрадь.
Учитель: Рассмотрим типы диаграмм. Различные типы диаграмм позволяют представлять данные в различных формах. Для сравнения величин используется столбчатая (линейчатая) диаграмма (слайд 2), круговая – для отображения частей целого (слайд 3), график – для построения графиков и отображения изменения величин в зависимости от времени (слайд 4) и т.д. На самом деле типов диаграмм больше, но мы говорим о самых распространенных, самых востребованных.
Запишите в тетрадях основные типы диаграмм:
- круговая диаграмма, кольцевая диаграмма, гистограмма, точечная диаграмма, линейчатая диаграмма, график.
Записывают в тетрадь под диктовку.
Теперь рассмотрим технологию построения диаграмм и графиков.
Этап первый. При создании диаграммы в электронных таблицах прежде всего необходимо выделить диапазон ячеек, содержащий исходные данные для ее построения. Затем на панели быстрого доступа открыть вкладку/команду «Вставка» и выбрать соответствующую диаграмму или график. (слайд 5).
Выделенный диапазон исходных данных включает в себя ряды данных и категории.
Ряды данных – это множество значений, которые необходимо отобразить на диаграмме.
На линейчатой диаграмме значения ряда данных отображаются с помощью столбцов, на круговой - с помощью секторов, на графике – точками, имеющимися заданные координаты Y. (слайды 6,7,8)
Категории задают положение значений ряда данных на диаграмме. На линейчатой диаграмме категории являются подписями под столбцами, на круговой диаграмме – названиями секторов, а на графике категории используются для обозначения делений на оси Х.
Ряды данных и категории могут размещаться как в столбцах, так и в строках электронной таблицы.
Этап второй. Оформление диаграммы.
Диаграммы могут располагаться как на отдельных листах, так и на листе с данными. Область диаграммы может содержать названия оси категорий и оси значений, заголовок диаграммы и легенду. Для того, чтобы подписать диаграмму, данные, название осей, а также определить местоположение легенды, необходимо выбрать вкладку/команду «Макет» на панели быстрого доступа. (слайд 9)
На этом этапе подбираются все необходимые параметры диаграммы, т.е. ее внешний вид. Можно подписать вертикальную и горизонтальную ось (при необходимости), подписать данные, название диаграммы, изменить местоположение легенды.
Подписи данных, название осей не всегда бывают уместны – иногда это перегружает диаграмму информацией, делает ее тяжелой для восприятия. Оформление диаграммы каждый раз решается индивидуально, в зависимости от решаемой задачи. Надо помнить, что диаграмма или график должны быть информативны и эстетичны. (слайд 10)
- Закрепление материала. Практическая работа.
Учитель: А теперь приступаем к выполнению практической работы на компьютерах.
У вас на рабочем столе находится файл «Практическая работа_Построение диаграмм и графиков». Скопируйте его себе в папку, откройте и выполните три задания. Для каждой таблицы подберите подходяшую диаграмму или график и разместите на том же листе. Все диаграммы должны быть подписаны. Файл сохраните под тем же именем.
Удачи!
Выполняют практическую работу. Визуальная проверка практической работы.
- Подведение итогов.
Учитель: Подведем итоги урока.
Назовите основные типы диаграмм. Назовите этапы создания диаграмм и графиков.
Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что вызвало трудности в практической работе?
Как вы думаете, в каких областях деятельности применяются диаграммы? После ответов учащихся - слайд 11
Подведение итогов урока в форме беседы. Выставление оценок за практическую работу с учетом личной активности учащегося на уроке.
- Домашнее задание.
Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса. § 3.3 (слайд 12)
Всем спасибо за урок! (слайд 13)
Предварительный просмотр:
Найди соответствие:
1.Электронные таблицы - это | а) выражение, начинающееся со знака «=», включающая в себя числа, имена ячеек, функции, знаки математических операций. |
2. Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах: | б) используются в формулах для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании не изменяются. |
3. Формула – это | в) при перемещении или копировании автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. |
4. Относительные ссылки - | г) приложение, работающее в диалоговом режиме, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах. |
5. Абсолютные ссылки - | д) число, текст и формула |
Ответ: 1_____; 2_____; 3._____; 4_____; 5_____.
Задание:
Какая формула будет получена при копировании в ячейку С3, формулы из ячейки С2:
1) =A1*A2+B2; 2)=$A$1*$A$2+$B$2; 3)=$A$1*A3+B3;
4)=$A$2*A3+B3; 5)=$B$2*A3+B4?
- Ответ: 1г, 2д, 3а, 4в, 5б
- Ответ: 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»
Презентация к уроку по информатике и ИКТ на тему:"«Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» ...
Открытый урок Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах Excel 7 класс
Раздел программы: Информационное моделирование.Цель урока: помочь учащимся 7 класса получить представление о диаграммах...
Разработка урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"
Разработка урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"...
Инструкционная карта к практической работе по информатике на тему "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"
В инструкционной карте приводятся задания на построение диаграмм разных типов....
Инструкционная карта к практической работе по информатике на тему "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"
В инструкционной карте приводятся задания на построение диаграмм разных типов....
Разработка урока: Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
Разработка урока...