Рабочая программа по информатике 9 класс к учебнику Н.В. Макаровой
календарно-тематическое планирование (информатика и икт, 9 класс) на тему
Рабочая программа 9 класс (базовый уровень) к учебнику Макаровой Н.В. включает пояснительную записку и тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inf_i_ikt_9_klass.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2008.
-Примерная программа по информатике и ИКТ. Макарова Н.В. – СПб.: Питер, 2007.
Настоящая программа рассчитана на изучение информатики в 9 классе, общее количество часов: 68 часов (2 часа в неделю).
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника ИНФОРМАТИКА И ИКТ под редакцией профессора Н.В.Макаровой, 8-9 класс.
Содержание данной программы согласовано с содержанием примерной программы основного курса информатики для средней школы, рекомендованной министерством образования и науки РФ.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
На уроках информатики в соответствии с программой предполагается теоретическая и практическая часть за компьютером в соответствии с нормами СанПин.
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
В результате изучения информатики и ИКТ в 9-ом классе ученик должен…
знать/понимать:
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (модемом, мультимедийным проектором); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
II. Содержание обучения в основной школе (68 часов)
Раздел 1. Информационные процессы
Тема 1.1. Обработка информации (8 часов)
Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Тема 1.2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (3 часа)
Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
Тема 1.3. Информационные процессы в обществе (1,5 часа)
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Раздел 2. Информационные технологии.
Тема 2.1. Основные устройства ИКТ (0,5 часа)
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Тема 2.2. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (3,5 часа)
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (микроскопов, видеокамер, магнитофонов).
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
Запись таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов
Тема 2.3. Создание и обработка информационных объектов. Базы данных (5 часов)
Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Тема 2.4. Создание и обработка информационных объектов. Звуки и видеоизображения (1,5 часа)
Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.
Тема 2.5. Поиск информации (4 часа)
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Тема 2.6. Проектирование и моделирование (13.5 часов)
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Простейшие управляемые компьютерные модели.
Тема 2.7. Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы
(14 часов)
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Тема 2. 8. Организация информационной среды (13,5 часов)
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
III. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол час | Обязательный минимум содержания | Д/з | Дата план | Дата факт |
1 | Инструктаж по ТБ, Представление о системе объектов | 1 | Записи в тетради | 03.09 | ||
2 | Место моделирования в деятельности человека. | 1 | У. п.11.1, стр.129-134 | 08.09 | ||
3 | Основные этапы моделирования | 1 | Моделирование. | Записи в тетради | 10.09 | |
5 | Постановка задачи. Разработка модели П/р № 1 по теме: «Моделирование в среде графического редактора» | 1 | Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. | У. п.11.2, 11.3 стр. 134-142 П.стр.66-70 | 15.09 | |
6,7 | Разработка модели. Компьютерный эксперимент. П/р № 2 по теме: «Моделирование в среде графического редактора» | 2 | Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение. | У. п.11.4, стр. 142-152 П.стр.71-79 | 17.09 22.09 | |
7 | Практическая работа № 3 по теме: «Моделирование в среде графического редактора» | 1 | Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: геометрические преобразования фрагментов и компонентов | П.стр.71-79 | 24.09 | |
8 | Анализ результатов моделирования. П/р № 4 по теме: «Моделирование в среде графического редактора» | 1 | Композиция и монтаж. | У. п. 11.5 стр. 142-152 П.стр.79-80 | 29.09 | |
9 | Обобщающий урок по теме: «Основные этапы моделирования» П/р № 5 по теме: «Моделирование в среде графического редактора» | 1 | Использование простых анимационных графических объектов. | У. п. 11 стр. 129-152 П.стр.79-80 | 01.10 | |
10 | П/р № 6 «Движение ученика от дома до школы» (в среде графического редактора). | 1 | Планы, карты | П.стр.79-80 | 06.10 | |
11 | Практическая работа № 7 по теме: «Моделирование в среде графического редактора» | 1 | Планы, карты | П. раздел 2стр.65-80 | 8.10 | |
12 | Моделирование в среде текстового процессора П/р № 8 по теме: «Моделирование в среде текстового процессора» | 1 | Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста | П. стр 84-88 | 13.10 | |
13 | Моделирование в среде текстового процессора П/р № 9 «Классификация животных или птиц» (в среде текстового процессора) | 1 | Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста | П. стр 89-96 | 15.10 | |
14 | Основы классификации объектов. П/р № 10 по теме: «Моделирование в среде текстового процессора» | 1 | Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста | У. стр.102-108 | 20.10 | |
15 | Классификация компьютерных документов Практическая работа № 11 «Редактирование текстового документа». | 1 | Создание и обработка комплексных информационных объектов в веб-страницы с использованием шаблонов. | У. стр.111-116 П. стр97-104 | 22.10 | |
16 | Виды классификации моделей. П/работа № 12 «Форматирование текстового документа». | 1 | Моделирование. | У.116-119 П. стр. 105-110 | 27.10 | |
17 | Классификация моделей по способу представления. П/р№ 13 по теме: «Моделирование в среде текстового процессора» | 1 | Моделирование. | У.119 -126 П. стр.111-114 | 05.11 | |
18 | Инструменты моделирования. Практическая работа № 14 по теме: «Моделирование в среде текстового процессора» | 1 | Простейшие управляемые компьютерные модели. | У. стр. 126-129 П. стр. 115-117 | 10.11 | |
19 | Решение тестовых заданий по теме: Информационная картина мира" | 1 | Простейшие управляемые компьютерные модели. | 12.11 | ||
20 | Контрольная работа № 1 «Информационная картина мира». | 1 | Простейшие управляемые компьютерные модели. | 17.11 | ||
21 | Понятие программы. Подходы к созданию программы. | 1 | Представление о программировании. | У.стр.197-202 | 19.11 | |
22 | Классификация программного обеспечения | 1 | Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: стоимость информационных продуктов, услуг связи. | У.стр. 203-210 | 24.11 | |
23 | Решение тестовых заданий по теме: «Программное обеспечение информационных технологий» | 1 | Программное обеспечение. | 26.11 | ||
24 | Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. | 1 | Алгоритм, свойства алгоритмов. | У.стр.155-160 | 01.12 | |
25 | Формы представления алгоритма. Линейный алгоритм | 1 | Способы записи алгоритмов; блок-схемы. | У.стр.161-171 | 03.12 | |
26 | Разветвляющийся алгоритм | 1 | Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения | У.стр.-172-177 | 08.12 | |
27 | Циклический алгоритм | 1 | Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения | У.стр.178-185 | 10.12 | |
28 | Вспомогательный алгоритм | 1 | Алгоритмические конструкции. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм | У.стр.186-188 | 15.12 | |
29 | Стадии создания алгоритма | 1 | Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм | У.стр. 189-195 | 17.12 | |
30 | Решение физических задач с помощью составления алгоритма | 1 | Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. | У. 189-195 | 22.12 | |
31 | Контрольная работа № 2 по теме: "Алгоритмы" | 1 | 24.12 | |||
32 | Общая характеристика прикладной среды | 1 | Программное обеспечение. | 29.12 | ||
33 | Прикладная среда табличного процессора Ехсel | 1 | Таблица как средство моделирования. | П. стр.125-142 | 12.01 | |
34 | Создание и редактирование табличного документа. П/р № 15 "Моделирование в электронных таблицах» | 1 | Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу. | П. стр.143-145 | 14.01 | |
35 | Практическая работа № 16 "Моделирование в электронных таблицах» | 1 | Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу. | П. стр.145-149 | 19.01 | |
36 | Практическая работа № 17 "Моделирование в электронных таблицах» | 1 | Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных | П. стр.149-156 | 21.01 | |
37 | Практическая работа № 18 "Моделирование в электронных таблицах» | 1 | Создание таблиц. | П. стр.149-156 | 26.01 | |
38 | Форматирование табличных документов П/р№19 "Моделирование в электронных таблицах» | 1 | Создание таблиц. | П. стр.149-156 | 28.01 | |
39 | Использование функций и логических формул. П/р№20 "Моделирование в электронных таблицах» | 1 | Ввод математических формул и вычисление по ним. | П. стр.157-160 | 02.02 | |
40 | Практическая работа № 21 "Моделирование в электронных таблицах» | 1 | Ввод математических формул и вычисление по ним. | П. стр.161-163 | 04.02 | |
41 | Практическая работа № 22 "Моделирование в электронных таблицах» | 1 | Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. | П. стр.164-166 | 09.02 | |
42 | Практическая работа № 23 "Моделирование в электронных таблицах» | 1 | Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. | П.стр.167-168 | 11.02 | |
43 | Практическая работа № 24 "Моделирование в электронных таблицах» | 1 | Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. | П.стр.169-171 | 16.02 | |
44 | Практическая работа № 25 "Моделирование в электронных таблицах» | 1 | Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. | П.стр.169-171 | 18.02 | |
45 | Контрольная работа № 3 по теме: "Прикладная среда табличного процессора Ехсel" | 1 | Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. | 23.02 | ||
46 | Представление данных в виде диаграмм Практическая работа № 26 "Создание диаграммы" | 1 | Переход к графическому представлению данных. Диаграммы. | П. стр.167-171 | 25.02 | |
47 | Практическая работа № 27 "Создание таблицы успеваемости и отобразить данные в виде диаграммы" | 1 | Создание таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. | П. стр.167-171 | 02.03 | |
48 | Назначение базы данных Практическая работа № 28 "Информационные модели в базах данных» | 1 | Базы данных. | П.стр.172-186 | 04.03 | |
49 | Создание структуры и заполнения базы данных Практическая работа № 29 "Информационные модели в базах данных» | 1 | Создание записей в базе данных. | П.стр.187-192 | 09.03 | |
50 | Система управления базой данных Ассеss Практическая работа № 30 "Информационные модели в базах данных" | 1 | Создание записей в базе данных. | П.стр.193-195 | 11.03 | |
51 | Практическая работа № 31 "Информационные модели в базах данных» | 1 | Создание записей в базе данных. | П. стр.196-197 | 16.03 | |
52 | Практическая работа № 32 "Информационные модели в базах данных» | 1 | Создание записей в базе данных. Поиск данных в готовой базе. | П. стр.196-197 | 18.03 | |
53 | Информационные ресурсы общества. | 1 | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. | Записи в тетради. | 23.03 | |
54 | Практическая работа № 33 «Поиск информации в сети Интернет по известным адресам» | 1 | Компьютерные энциклопедии и справочники. Информация в компьютерных сетях. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них | Тема 22.1 с. 333-335 | 6.04 | |
55 | Практическая работа № 34 " Поиск информации в сети Интернет по ключевым словам " | 1 | Компьютерные каталоги. Формулирование запросов. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них | Тема 22.1 с. 333-335 | 8.04 | |
56 | Некомпьютерные источники информации. | 1 | Некомпьютерные источники информации. Некомпьютерные каталоги. | Записи в тетради. | 13.04 | |
57 | Поисковые машины. | 1 | Поисковые машины. | Записи в тетради. | 15.04 | |
58 | Контрольная работа № 4 по теме: "Поиск информации» | 1 | 20.04 | |||
59 | Информационная этика. | 1 | Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право. | Записи в тетради. | 22.04 | |
60 | Электронная почта. | 1 | Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщений. | Записи в тетради. | 27.04 | |
61 | Интернет-общение. | 1 | Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. | Записи в тетради. | 29.04 | |
62 | Звук. Практическая работа № 35 “Запись звука” | 1 | Запись звука с использованием различных устройств (видеокамер, магнитофонов). | Записи в тетради. | 4.05 | |
63 | Звук. Практическая работа № 36 “Музыкальная клавиатура” | 1 | Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры). | Записи в тетради. | 6.05 | |
64 | Создание презентаций Power Point с помощью шаблонов. Практическая работа № 37 “Создание презентаций” | 1 | Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде презентации с использованием шаблонов | Записи в тетради. | 11.05 | |
65 | Включение в презентацию записанного звука. Практическая работа № 38 “Создание презентаций” | 1 | Создание и обработка презентации. Запись звука с использованием различных устройств. | Записи в втетради. | 13.05 | |
66, 67 | Презентация Power Point. Практические работа № 39, 40 “Создание презентаций” | 2 | Создание и обработка презентации. | Создать през-ю «Носители информации» | 18.05 20.05 | |
68 | Контрольная работа № 5 по теме: «Организация информационной среды». | 1 | 25.05 |
IV. Ресурсное обеспечение
- Основная литература:
- Программа по информатике и ИКТ. 5-11 классы. Н.В.Макарова. ПИТЕР, 2007. -40с
- Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008- 416 с.
- Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001, 480 с.
- Поурочные разработки по информатике. А.Х.Шелепаева. 8-9 класс. М.-«ВАКО»- 2005, 288с.
- Информатика. Лабораторный практикум. I часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-80с.
- Информатика. Лабораторный практикум. . II часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-64с.
- Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Практикум. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008- 215с.
- Образовательные ресурсы сети Интернет. каталог М, 2006
2) Оборудование:
1. Аппаратные средства: компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок устройства, обеспечивающий подключение к сети; устройства вывода и ввода и устройство манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
2. Программные средства: операционная система; файловый менеджер; антивирусная программа; система программирования; текстовые редакторы; электронная таблица; система управления базой данных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
Рабочая программа для 10 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к учебнику В.П. Кузовлева для 10 класса...
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...