Рабочая программа по информатике 8 класс к учебнику Н.В. Макаровой
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) на тему
Рабочая программа 8 класс (базовый уровень) к учебнику Макаровой Н.В. включает пояснительную записку и тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inf_i_ikt_8_klass.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 8 класса соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -2-е изд., стереотип. -М.:Дрофа,2008.
-Примерная программа по информатике и ИКТ. Макарова Н.В. – СПб.: Питер, 2007.
Настоящая программа рассчитана на изучение информатики в 8 классе, общее количество часов: 34 часа (1 час в неделю).
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника ИНФОРМАТИКА И ИКТ под редакцией профессора Н.В.Макаровой, 8-9 класс.
Содержание данной программы согласовано с содержанием примерной программы основного курса информатики для средней школы, рекомендованной министерством образования и науки РФ.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
На уроках информатики в соответствии с программой предполагается теоретическая и практическая часть за компьютером в соответствии с нормами СанПин.
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
В результате изучения информатики и ИКТ в 8-ом классе ученик должен…
знать/понимать:
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
уметь:
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, цифровой камерой); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
II. Содержание обучения в основной школе (34 часа)
Раздел 1. Информационные процессы
Тема 1.1. Представление информации (4 часа)
Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий.
Тема 1.2. Передача информации (1 час)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Тема 1.3. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (1 час)
Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя.
Тема 1.4. Информационные процессы в обществе (1 час)
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность.
Раздел 2. Информационные технологии.
Тема 2.1. Основные устройства ИКТ (7 часов)
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов.
Тема 2.2. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории) (2 часа)
Запись изображений с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и сканеров)
Запись текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи).
Тема 2.3. Создание и обработка информационных объектов. Тексты (12,5 часов)
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
Тема 2.4. Создание и обработка информационных объектов. Рисунки и фотографии
(3,5 часа)
Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
Тема 2.5. Проектирование и моделирование (1,5 часа)
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов.
Тема 2.6. Организация информационной среды (0,5 часа)
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста.
III. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Обязательный минимум содержания | Д/З | Дата проведения | |
по плану | фактич | |||||
Компьютер как универсальное устройство обработки информации | ||||||
1 | Техника безопасности в кабинете. Информация и информационные объекты. | 1 | Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. | Тема 1. | ||
2 | Основные информационные процессы. | 1 | Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. | Тема 3.1, 3.2. | ||
3 | Количество информации | 1 | Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. | Тема 2.3.стр.26-27 - контрольные вопросы | ||
4 | Единицы измерения количества информации | 1 | Единицы измерения информации. Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий. | Тема 3.3., 3.4. Стр.39-контрольные вопросы | ||
5 | Основные компоненты компьютера и их функции. | 1 | Основные компоненты компьютера и их функции. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов | Тема 19 тема 20.1 | ||
6 | Программные принципы работы компьютера. Практическая работа №1 Соединение блоков и устройств компьютера. | 1 | Программный принцип работы компьютера. Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, Простейшие операции по управлению, использование различных носителей информации, расходных материалов. | Тема 14.1. | ||
7 | Файловая система. Практическая работа № 2 «Планирование собственного информационного пространства» | 1 | Командное взаимодействие пользователя с компьютером. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. | Тема 14.2, 14.3 | ||
8 | Контрольная работа по № 1 по теме: «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» | 1 | ||||
Обработка графической информации | ||||||
9 | Растровая и векторная графика. | 1 | Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора. | Н.В.Ма-карова Практи-кум Стр. 65-73 | ||
10 | Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. | 1 | Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика | Н.В.Ма-карова Практи-кум Стр. 65-73 | ||
11 | Практическая работа №10 Создание изображений с помощью инструментов растрового графического редактора. | 1 | Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. | Н.В.Ма-карова Практи-кум Стр. 73-80 | ||
12 | Практическая работа №11 Создание изображений с помощью инструментов векторного графического редактора. | 1 | Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. | Н.В.Ма-карова Практи-кум Стр. 73-80 | ||
13 | Контрольная работа № 2 по теме: «Обработка графической информации» | 1 |
Обработка текстовой информации | ||||||
14 | Создание и простейшее редактирование документов в текстовом процессоре. Практическая работа № 3 "Знакомство с приемами квалифицированного письма" | 1 | Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Планирование работы над текстом. | Н.В.Ма-карова Практикум Стр. 83-96 | ||
15 | Приемы редактирования. | 1 | Работа с фрагментами текста. | Н.В.Ма-карова Практикум Стр. 97-105 | ||
16 | Практическая работа №4 "Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного базовых средств редакторов" | 1 | Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Печать текста. | Тема 15.1, 15.2. Н.В.Ма-карова Практикум Стр. 105-112 | ||
17 | Настройка параметров элементов текста: страницы, абзаца. | 1 | Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. | Н.В.Ма-карова Практи-кум Стр83-90 Учебниктема 15.4 | ||
18 | Формулы и графические объекты. Практическая работа №5 "Форматирование текстовых документов. Вставка в документ формул" | 1 | Включение в текст изображений. Выделение изменений. | Н.В.Ма-карова Практи-кум Стр83-90 Учебник, тема 15.5 | ||
19 | Приемы форматирования в текстовых документах. Практическая работа №6 Создание и форматирование списков | 1 | Включение в текст списков. Выделение изменений. | Н.В.Макарова Практикум Стр. 117-124 | ||
20 | Таблица в текстовом документе. Практическая работа №7 "Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными". | 1 | Включение в текст таблиц. | Н.В.Ма-карова Практи-кум Стр. 113-116 | ||
21 | Графический объект в текстовом документе | 1 | Включение в текст изображений, диаграмм. | Н.В.Макарова Практикум Стр. 65-73 | ||
22 | Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов | 1 | Включение в текст списков, таблиц, диаграмм, формул. | Н.В.Ма-карова Практикум Стр. 117-125 | ||
23 | Документы различного назначения | 1 | Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста. | Н.В.Ма-карова Практи-кум Стр. 105-113 | ||
24 | Практическая работа № 8 Создание гипертекстового документа | 1 | Планирование работы над текстом. Ссылки, заголовки, оглавления. | Н.В.Ма-карова Практи-кум Стр. 223-234 | ||
25 | Компьютерные словари. Перевод текста с использование системы машинного перевода | 1 | Проверка правописания, словари. | Н.В.Ма-карова Практи-кум Стр. 84-97 | ||
26 | Контрольная работа № 3 работа по теме: «Обработка текстовой информации» | 1 | Н.В.Ма-карова Практи-кум Стр. 84-97 | |||
ЭВМ. Информационные ресурсы | ||||||
27 | История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ. | 1 | § 24.1, 24.2 | |||
28 | Классификация компьютеров по функциональным возможностям. | 1 | Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов. | Тема 25 | ||
29 | Архивирование и разархивирование. | 1 | Архивирование и разархивирование. | Записи в тетради | ||
30 | Информационные ресурсы общества. | 1 | Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. | § 4.2 | ||
31 | Личная информация, информационная безопасность. | 1 | Личная информация, информационная безопасность. | § 4.2 | ||
32 | Защита информации от компьютерных вирусов. | 1 | Защита информации от компьютерных вирусов. | Записи в тетради | ||
33 | Связь информатики с другими науками. | 1 | Связь информатики с другими науками. | Записи в тетради | ||
34 | Контрольная работа № 4 по теме «ЭВМ. Информационные ресурсы». | 1 |
IV. Ресурсное обеспечение
- Основная литература:
- Программа по информатике и ИКТ. 5-11 классы. Н.В.Макарова. ПИТЕР, 2007. -40с
- Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008- 416 с.
- Практическая информатика. Учебное пособие. С.Симонович, Г.Евсеев. М.- АСТПресс- 2001, 480 с.
- Поурочные разработки по информатике. А.Х.Шелепаева. 8-9 класс. М.-«ВАКО»- 2005, 288с.
- Информатика. Лабораторный практикум. I часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-80с.
- Информатика. Лабораторный практикум. . II часть. Авт.-сост. В.Н.Голубцов. Саратов: Лицей, 2003.-64с.
- Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Практикум. Под ред. Профессора Н.В.Макаровой. ПИТЕР, 2008- 384с.
- Образовательные ресурсы сети Интернет. Каталог М, 2006
2) Оборудование:
1. Аппаратные средства: компьютер, проектор, принтер, телекоммуникационный блок устройства, обеспечивающий подключение к сети; устройства вывода и ввода и устройство манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
2. Программные средства: операционная система; файловый менеджер; антивирусная программа; система программирования; текстовые редакторы; электронная таблица; система управления базой данных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...
Рабочая программа для 10 класса к учебнику В.П.Кузовлева
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование к учебнику В.П. Кузовлева для 10 класса...
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...