Рабочая программа по информатике 10 класс (Н.Д. Угринович, 2 часа в неделю)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по «Информатика и ИКТ», авторской программы базового уровня в старшей школе Н.Д. Угриновича в объеме 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010». Рабочая программа даптирована на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Вологодского муниципального района
«Кипеловская средняя общеобразовательная школа»
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
- по информатике
- 10 класс
Учитель математики, информатики:
Глебова Светлана Анатольевна
пос. Кипелово
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по «Информатика и ИКТ», авторской программы базового уровня в старшей школе Н.Д. Угриновича в объеме 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель), изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010». Рабочая программа даптирована к условиям нашей школы - 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебных недель). При составлении тематического планирования было увеличено количество часов по темам.
Уровень освоения программы - базовый. Количество часов по программе - 68, в неделю - 2 часа. Контроль за уровнем достижений учащихся осуществляется согласно требованиям к уровню подготовки выпускников и состоит из текущего, тематического и итогового контроля.
Обучение информатике и ИКТ в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
УМК:
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класс/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе.8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;
- Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Требования к уровню подготовки выпускников 10 класса.
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и функции операционных систем;
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Содержание курса
Информатика и ИКТ
Распределение часов по темам курсе «Информатика и ИКТ» на базовом уровне (авторская программа, 1 час в неделю) | Адаптированный курс (2 часа в неделю) | ||
Тема | Количество часов | Тема | Количество часов |
Введение «Информация и информационные процессы» | 4 | Введение «Информация и информационные процессы» | 10 |
Информационные технологии | 13 | Информационные технологии | 33 |
Коммуникационные технологии | 16 | Коммуникационные технологии | 19 |
Итоговое повторение | 2 | Итоговое повторение | 6 |
Итого | 35 | Итого | 68 |
Информация и информационные процессы (10 ч)
Информация и информационные процессы. Основные подходы к определению понятия «информация». Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Информационные технологии (33 ч)
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Коммуникационные технологии (19 ч)
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Итоговое повторение (6 ч)
Календарно-тематическое планирование уроков информатики
№ п/п | Раздел, название урока в поурочном планировании | Дидактические единицы образовательного процесса | Тип урока. Форма урока. Контроль знаний учащихся | Коли- чество (№) часов | Дата | Корректи ровка |
Введение «Информация и информационные процессы» | 10 | |||||
1 | Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. | Знать виды информационных процессов; основные подходы к определению информации; виды носителей информации и их характерные особенности; виды и свойства информации. Иметь представление о системах, образованных взаимодействующими элементами. Уметь распознавать дискретные и непрерывные сигналы; определять количество информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и алфавитном подходах; кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 | ||
2 | Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 | |||
3 | Определение количества информации как меры уменьшения неопределенности знаний. | Комбинированный урок | 1 | |||
4 | Алфавитный подход к определению количества информации. | Комбинированный урок | 1 | |||
5 | Определение количества информации с использованием алфавитного подхода. | Урок применения знаний и умений | 1 | |||
6 | Формула Шеннона. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 | |||
7 | Определение количества информации с использованием вероятностного подхода. | Урок применения знаний и умений | 1 | |||
8 9 | Определение количества информации. Подготовка к контрольной работе. | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | 1 | |||
10 | Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы». | Урок контроля и оценки знаний. | 1 | |||
Информационные технологии | 33 | |||||
11 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа №1.1. «Кодировки русских букв». | Знать дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации; единицы измерения количества информации; системы счисления; позиционные системы счисления; двоичное представление информации; технологии создания и обработки текстовой информации; понятие о настольных издательских системах; технологии создания и обработки графической и мультимедийной информации; форматы графических, текстовых, звуковых объектов. Уметь создавать компьютерные публикации; использовать готовые и создать собственные шаблоны; использовать систем проверки орфографии и грамматики, тезаурусы; использовать системы двуязычного перевода и электронных словарей; использовать специализированные средства редактирования математических текстов и графического представления математических объектов; использовать системы распознавания текстов; вводить и обрабатывать графические объекты; вводить и обрабатывать звуковые объекты; обрабатывать числовую информацию; математическая обработка статистических данных; использовать динамические (электронные) таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей; использовать инструменты решения статистических и расчетно-графических задач; проводить вычисления в электронных таблицах; представлять и анализировать табличную информацию в виде графиков и диаграмм; осуществлять перевод чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. осуществлять арифметические операции в позиционных системах счисления | Комбинированный урок | 1 | ||
12 | Создание документов в текстовых редакторах. | Комбинированный урок | 1 | |||
13 | Форматирование документов в текстовых редакторах. | Комбинированный урок | 1 | |||
14 | Практическая работа №. 1.2. «Создание и форматирование документа». | Урок-практикум | 1 | |||
15 | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Практическая работа № 1.3. «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика». | Комбинированный урок | 1 | |||
16 | Системы оптического распознавания документов. Практическая работа № 1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа. | Комбинированный урок | 1 | |||
17 | Кодирование графической информации. Практическая работа № 1.5. «Кодирование графической информации». | Комбинированный урок | 1 | |||
18 | Растровая графика. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 | |||
19 | Практическая работа № 1.6. «Растровая графика». | Урок-практикум | 1 | |||
20 | Векторная графика | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 | |||
21 | Практическая работа № 1.7. «Трехмерная векторная графика». | Урок-практикум | 1 | |||
22 | Практическая работа № 1.8. «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас». | Урок-практикум | 1 | |||
23 | Практическая работа № 1.9. «Создание флэш-анимации». | Урок-практикум | 1 | |||
24 | Кодирование звуковой информации Практическая работа № 1.10. «Создание и редактирование оцифрованного звука». | Комбинированный урок | 1 | |||
25 | Кодирование звуковой информации. | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | 1 | |||
26 | Компьютерные презентации. Практическая работа № 1.11. Разработка презентации «Устройство компьютера». | Комбинированный урок | 1 | |||
27 | Компьютерные презентации. Практическая работа № 1.12. Разработка презентации «История развития ВТ». | Комбинированный урок | 1 | |||
28 | Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | 1 | |||
29 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 1.3. «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью Калькулятора». | Комбинированный урок | 1 | |||
30 | Запись чисел в различных системах счисления. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 | |||
31 | Перевод целых чисел в позиционных системах счисления. | Комбинированный урок | 1 | |||
32 | Перевод целых чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. | Комбинированный урок | 1 | |||
33 | Перевод дробных чисел в позиционных системах счисления. | Комбинированный урок | 1 | |||
34 | Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. | Комбинированный урок | 1 | |||
35 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | Комбинированный урок | 1 | |||
36 | Арифметические операции в двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной системах счисления. | Урок применения знаний и умений | 1 | |||
37 | Представление чисел в компьютере. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 | |||
38 | Кодирование и обработка числовой информации. | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | 1 | |||
39 | Электронные таблицы Практическая работа № 1.14. «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» | Комбинированный урок | 1 | |||
40 | Встроенные функции | Комбинированный урок | 1 | |||
41 | Построение диаграмм и графиков | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 | |||
42 | Практическая работа № 1.15. «Построение диаграмм различных типов». | Урок-практикум | 1 | |||
43 | Контрольное тестирование «Информационные технологии» | Урок контроля и оценки знаний. | 1 | |||
Коммуникационные технологии | ||||||
44 | Локальные компьютерные сети. | Знать локальные компьютерные сети; глобальная компьютерная сеть Интернет; всемирная паутина; электронная почта; радио, телевидение и Web-камеры в Интернете; геоинформационные системы в Интернете; современные поисковые системы; электронная коммерция в Интернете; библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете; основы языка разметки гипертекста. Уметь создавать подключения к Интернету и определять IP-адреса настраивать браузер; работать с электронной почтой; общаться в реальном времени в сети; работать с файловыми архивами; искать информацию Интернете; определять скорость передачи информации по сетям; создавать сайт. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 | ||
45 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 | |||
46 | Практическая работа № 2.2-2.3 «Создание подключения к Интернету. Подключение к Интернету и определение IP-адреса» | Урок - практикум | 1 | |||
47 | Всемирная паутина. Практическая работа № 2.4 «Настройка браузера» | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 | |||
48 | Электронная почта. Практическая работа № 2.5 «Работа с электронной почтой» | Комбинированный урок | 1 | |||
49 | Общение в Интернете в реальном времени. Практическая работа № 2.6 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях» | Комбинированный урок | 1 | |||
50 | Файловые архивы Практическая работа № 2.7. «Работа с файловыми архивами» | Комбинированный урок | 1 | |||
51 | Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | 1 | |||
52 | Геоинформационные системы в Интернете Практическая работа № 2.8. «Геоинформационные системы в Интернете» | Комбинированный урок | 1 | |||
53 | Поиск информации в Интернете. Практическая работа № 2.9. «Поиск в Интернете» | Комбинированный урок | 1 | |||
54 | Поиск информации в Интернете. Современные поисковые системы | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | 1 | |||
55 | Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 2.10. «Заказ в Интернет-магазине» | Комбинированный урок | 1 | |||
56 | Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности | 1 | |||
57 58 59 | Основы языка разметки гипертекста | 1 | ||||
60 | Практическая работа № 2.11. «Разработка сайта» | Урок-практикум | 3 | |||
61 | Коммуникационные технологии | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | 1 | |||
62 | Контрольное тестирование «Коммуникационные технологии» | Урок контроля и оценки знаний. | 1 | |||
Итоговое повторение | 6 | |||||
63 | Информация и информационные процессы | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | 1 | |||
64 | Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Кодирование и обработка числовой информации. | 1 | ||||
65 | Информационные технологии | 1 | ||||
66 | Коммуникационные технологии | 1 | ||||
67 | Итоговое тестирования за курс 10 класса | Урок контроля и оценки знаний. | 1 | |||
68 | Анализ результатов тестирования. Подведение итогов. | Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности | 1 |
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Компьютер
- Проектор
- Принтер
- Модем
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Оборудование и приборы
- Операционная система Alt Linux.
- Пакет офисных приложений OpenOffice.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Программа-переводчик.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Wев-страниц.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Простая геоинформационная система.
- Система автоматизированного проектирования.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Система программирования.
Учебно-методические средства обучения
Учебник:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класс/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Цифровые образовательные ресурсы:
- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2008.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-104241-1353233033.jpg)
рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г.
рабочая программа по информатике 8-9 кл. Угринович. 2012г....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/03/picture-157198-1354555084.jpg)
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа
Рабочая программа по информатике и ИКТ по Угриновичу Н.Д. 10 класс по 4 часа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-50041.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс
программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую раскладку...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-50041.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 7 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/24/picture-98761-1485286725.jpg)
Рабочая программа по информатике 8,9 кл. (Угринович Н.Д.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования //Сборник нормативных документов Информатика и ИКТ/сост. Э.Д.Дн...