Система дистанционного обучения.
статья по информатике и икт по теме
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, муниципальное образование Успенский район, село Коноково.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №15
Выполнила:
Учитель информатики МБОУООШ №15
М.С. Демченко
2012 -2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Из истории
3. Формы организации дистанционных занятий
4. КОНЦЕПЦИЯ создания и развития единой системы дистанционного образования в России
5. Цели и задачи системы дистанционного обучения
6. Принципы дистанционного обучения
7. Особенности дистанционного обучения и значение в нём психолого-педагогических технологий.
8. Современные педагогические технологии в дистанционном обучении
9. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
10. Дистанционное обучение в условиях малокомплектной школы
11. Внедрение СДО в Краснодарском крае.
12. СДО в школах Успенского района.
12. Литература
ВВЕДЕНИЕ
Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Дистанционное обучение — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
- среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей.
Дистанционное обучение позволяет:
- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
- проводить обучение большого количества человек;
- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.;
- создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
ИЗ ИСТОРИИ
- В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло "корреспондентское обучение". Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века.
- Начало XX века характеризуется бурным технологическим ростом, наличием телеграфа и телефона. Но достоверных фактов об их использовании в обучении, нет. В то же время, продолжается эпоха «корреспондентского обучения», множество ВУЗов во всем мире вели и ведут его до сих пор.
- Появление радио и телевидения внесло изменения в дистанционные методы обучения. Это был значительный прорыв, аудитория обучения возросла в сотни раз. Многие еще помнят обучающие телепередачи, которые шли, начиная с 50-х годов. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток - у учащегося не было возможности получить обратную связь.
- В 1969г. в Великобритании был открыт первый в мире университета дистанционного образования – Открытый Университет Великобритании, он был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия.
- В конце 80-х доступность персональных компьютеров дала новую надежду, связанную с упрощением и автоматизацией обучения. Компьютерные обучающие программы появились на первых компьютерах в виде различных игр.
- В 1988 был реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта».
- Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация "Знание" и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.
- В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
- В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения еще проще и быстрее.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.
В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (англ. natural learning manner). Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. Сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии)...
Телеприсутствие. Существует много различных способов дистанционного обучения. Например дистанционное присутствие с помощью робота R.Bot 100. Сейчас в Москве в одной из школ, идёт эксперимент по такому виду дистанционного обучения. Мальчик инвалид, находясь дома за компьютером, слышит, видит, разговаривает при помощи робота. Учитель задаёт ему вопросы, он отвечает. При этом и учитель видит ученика, потому что на роботе находится монитор. При этом у мальчика создаётся почти полное впечатление, что он находится в классе вместе со своими сверстниками на уроке. На переменах, он может так же общаться со своими одноклассниками.[3] Если эксперимент станет удачным, он может открыть дорогу большому проекту по внедрению такого метода дистанционного обучения по всей России.
КОНЦЕПЦИЯ
создания и развития единой системы дистанционного
образования в России
Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования основывается на учете высокой социальной значимости дистанционного образования, сформировавшихся потребностей в нем и наличия у России необходимого кадрового педагогического, научно-технического и научно-методического потенциалов и финансовых возможностей.
Развитие СДО ориентируется на такие социальные группы, как:
- молодежь, не имеющая возможности получить высококачественные образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, необходимости совмещения учебы с работой, географической удаленности от вузовских центров и других аналогичных факторов;
- офицеры сокращающихся Вооруженных Сил и члены их семей;
- лица, проходящие действительную срочную службу в Вооруженных Силах России;
- офицеры и солдаты срочной службы МВД и погранвойск;
- высвобождающиеся специалисты конверсионных предприятий ВПК;
- уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в федеральной службе занятости;
- руководители региональных органов власти и управления;
- лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;
- работающие, уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания;
- студенты, намеренные получить второе параллельное образование;
- лица, желающие получить второе дополнительное образование;
- лица, специфика работы которых (например, вахтовики) не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий;
- лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарах;
- менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;
- преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы;
- лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Наряду с этими социальными группами важным потребителем услуг СДО станет русское и русскоязычное население зарубежных стран, в том числе стран СНГ, и лица, для которых русский язык является вторым основным языком.
Создание СДО, в полной мере отвечающей поставленным целям, представляет собой сложную общегосударственную задачу. При ее решении должны быть в полной мере использованы накопленные в российской высшей школе научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи и каналы вторичных сетей) и организационные структуры высшей школы. В целом Россия располагает необходимыми предпосылками для перехода к развертыванию национальной системы дистанционного образования.
Вместе с тем при создании единой СДО должны быть преодолены существующие разобщенность и несогласованность в развитии ДО, обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области ДО на основе:
- требований государственного образовательного стандарта;
- общих психолого-педагогических, методических и технических требований к курсам ДО;
- единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров СДО;
- создания единой информационно-образовательной среды СДО;
- объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие СДО в целом;
- единого стратегического управления системой.
Создание единой СДО не должно препятствовать самостоятельности образовательных учреждений и развитию многообразных форм ДО, обеспечивающих уровень подготовки, превосходящий требования государственного образовательного стандарта.
Основными задачами, связанными с созданием СДО, являются:
- определение и закрепление принципов организации и функционирования единой СДО;
- формирование организационно-управленческой структуры СДО и финансовых механизмов, обеспечивающих ее развитие;
- разработка нормативно-правового обеспечения СДО;
- создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения СДО, включая разработку и осуществление программы проведения рекламно- пропагандистской кампании (с учетом специфики регионов и типов контингента пользователей), направленной на ознакомление населения с принципами функционирования, возможностями и преимуществами СДО и на придание ей статуса высокой престижности и социальной значимости;
- разработка теоретических, научно-психологических основ и конкретных методик дистанционного обучения с учетом социо - культурной, профессиональной, этнической, возрастно-психологической и иной специфики пользователей ДО;
- создание специализированных информационно-образовательных сред и курсов ДО, включая создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям и развитие системы электронных библиотек;
- разработка критериев, средств и систем контроля качества ДО;
- формирование материально-технической базы СДО, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов и их сопровождения;
- совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации образовательных технологий ДО, включая:
- создание общероссийской сети интерактивного спутникового телевидения, состоящей из центральной и региональных учебных телестудий, соединенных спутниковыми каналами связи;
- интеграцию и развитие прежде всего в регионах систем компьютерных телекоммуникаций высшей школы RUNNET, UNICOR, RELARN, обеспечение взаимодействия отраслевых и других существующих в России сетей с СДО;
- формирование сети региональных и отраслевых центров дистанционного обучения, оснащенных:
- компьютерными классами;
- приемными (приемно-передающими) станциями спутникового телевидения;
- подключением к национальной компьютерной сети;
- электронным архивом учебного материала;
- местной электронной доской объявлений;
- библиотекой и видеотекой учебных курсов;
- просмотровыми видеозалами;
- средствами размножения учебных пособий малыми тиражами;
- офисным оснащением.
- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров СДО;
- развитие широкого двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в области дистанционного образования.
Указанные задачи должны решаться с учетом таких принципиальных требований, как:
- безусловное обеспечение высоких стандартов и качества образования за счет реализации комплексных образовательных программ, основанных на лучших традициях отечественного образования, международном опыте, а также на использовании передовых психолого-педагогических, информационных, коммуникационных и других технологий;
- организация образования, на основе тесного и непрерывного взаимодействия образования, науки и производства, и использование преимуществ, создаваемых такой организацией;
- конкретная адресность курсов и программ ДО в зависимости от социальных и образовательных задач и специфики контингента обучаемых;
- последовательное формирование благоприятного общественного мнения о дистанционном образовании и создание условий для социально-психологической комфортности пользователей СДО;
- обеспечение полноценной оперативной (педагогической) и отсроченной (образовательной и социально-психологической) обратной связи с потребителями услуг СДО для определения ее действенности в различных регионах и эффективности дистанционного обучения различных категорий пользователей;
- преимущественная ориентация государственных заказов для СДО на отечественных производителей технических средств с целью расширения занятости в российской экономике.
Важнейшими социальными приоритетами развития СДО в период ее создания и первоначального функционирования являются:
- первоочередное обеспечение широкомасштабной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для конверсионных, образовательных, региональных и других государственных и общественных программ, обеспечивающих развитие приоритетных отраслей экономики и социальной сферы;
- скорейшее предоставление населению образовательных услуг высшей школы по дисциплинам, которые пользуются максимальным спросом, не удовлетворенным традиционными системами обучения;
- ускоренное развитие инфраструктуры СДО, предоставляющей возможность получения образования по месту жительства широким слоям населения, и решение, тем самым, социальных проблем, связанных с существующей диспропорцией в размещении высших и других учебных заведений на территории России и СНГ, с миграцией молодежи в крупные города с целью получения образования в ведущих вузах страны и вызванной этим дополнительной социальной напряженностью в крупных городах, с отставанием уровня образованности в малых городах;
- предпочтительное развитие форм дистанционного образования, создающих условия для качественно новой академической мобильности студентов, предоставления им возможности для перехода с одной образовательной программы на другую, из одного учебного заведения в другое для продолжения образования, одновременного обучения в различных учебных заведениях, в том числе зарубежных;
- ускоренное развитие экспорта образовательных услуг российской высшей школы с целью укрепления ее экономической базы и влияния России на международной арене.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Высшей целью создания и развития системы ДО является предоставление школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным, самым широким кругам населения в любых районах страны и за ее рубежами равных образовательных возможностей, а также повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений. Система ДО позволит студенту получить как базовое, так и дополнительное образование параллельно с его основной деятельностью. В конечном итоге создаваемая система дистанционного образования направлена на расширение образовательной среды, на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования.
За счет создания мобильной информационно-образовательной среды и сокращения удельных затрат на одного обучаемого примерно в 2 раза в сравнении с традиционными системами образования СДО обеспечит принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества. ДО является наиболее перспективной формой образования широких слоев населения.
СДО должна содействовать решению таких социально значимых задач, как:
- реализация потребностей населения в образовательных услугах; | |
- удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах; | |
- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора; | |
- сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной высшей школой; | |
-развитие единого образовательного пространства в рамках страны и всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения нострифицированного образования в любой точке образовательного пространства. |
Развитие СДО, использующей методы обучения, основанные на современных технологических достижениях с высокой степенью охвата и должно способствовать укреплению международных позиций страны, поскольку под воздействием научно-технического прогресса образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических задач.
В настоящее время создание СДО становится особенно актуальным, так как именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО соответствует логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.
Создание СДО, в полной мере отвечающей поставленным целям, представляет собой сложную общегосударственную задачу. При ее решении должны быть в полной мере использованы накопленные в высшей школе научно-методический, кадровый и производственный потенциал, информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная инфраструктура (универсальные каналы связи и каналы вторичных сетей) и организационные структуры высшей школы.
Вместе с тем при создании единой СДО должны быть преодолены существующие разобщенность и несогласованность в развитии ДО, обеспечено эффективное объединение усилий вузов, других образовательных учреждений и организаций в области ДО на основе:
- требований государственного образовательного стандарта; | |
- общих психолого-педагогических, методических и технических требований к курсам ДО; | |
- единых требований к уровню психолого-педагогической компетентности кадров СДО; | |
- создания единой информационно-образовательной среды СДО; | |
- объединения бюджетных и внебюджетных источников финансирования на развитие СДО в целом; | |
- единого стратегического управления системой. |
Создание единой СДО не должно препятствовать самостоятельности образовательных учреждений и развитию многообразных форм ДО, обеспечивающих уровень подготовки, превосходящий требования государственного образовательного стандарта.
Основными задачами, связанными с созданием СДО, являются:
- определение и закрепление принципов организации и функционирования единой СДО; | |
- формирование организационно-управленческой структуры СДО и финансовых - механизмов, обеспечивающих ее развитие; | |
- разработка нормативно-правового обеспечения СДО; | |
- создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения СДО, включая разработку и осуществление программы проведения рекламно-пропагандистской кампании (с учетом специфики регионов и типов контингента пользователей), направленной на ознакомление населения с принципами функционирования, возможностями и преимуществами СДО и на придание ей статуса высокой престижности и социальной значимости; | |
- разработка теоретических, научно-психологических основ и конкретных методик дистанционного обучения с учетом социо-культурной, профессиональной, этнической, возрастно-психологической и иной специфики пользователей ДО; | |
- создание специализированных информационно-образовательных сред и курсов ДО, включая создание распределенной системы информационных ресурсов учебного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям и развитие системы электронных библиотек; | |
- разработка критериев, средств и систем контроля качества ДО; | |
- формирование материально-технической базы СДО, в том числе для разработки и репродуцирования методических материалов, программ, курсов и их сопровождения; | |
- совершенствование коммуникационной инфраструктуры для реализации образовательных технологий ДО. |
Указанные задачи должны решаться с учетом таких принципиальных требований, как:
- безусловное обеспечение высоких стандартов и качества образования за счет реализации комплексных образовательных программ, основанных на лучших традициях отечественного образования, международном опыте, а также на использовании передовых психолого-педагогических, информационных, коммуникационных и других технологий; | |
- организация образования, на основе тесного и непрерывного взаимодействия образования, науки и производства, и использование преимуществ, создаваемых такой организацией; | |
- конкретная адресность курсов и программ ДО в зависимости от социальных и образовательных задач и специфики контингента обучаемых; | |
- последовательное формирование благоприятного общественного мнения о дистанционном образовании и создание условий для социально-психологической комфортности пользователей СДО; | |
- обеспечение полноценной оперативной (педагогической) и отсроченной (образовательной и социально-психологической) обратной связи с потребителями услуг СДО для определения ее действенности в различных регионах и эффективности дистанционного обучения различных категорий пользователей; | |
- преимущественная ориентация государственных заказов для СДО на отечественных производителей технических средств с целью расширения занятости в экономике. |
ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность: каждый желающий может при опредленных условиях стать «виртуальным студентом». Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность с высоким качеством? Вот как видит возможные пути решения этой проблемы один из отечественных специалистов. Для совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:
1) Баланс системы «качество – доступность» может буть достигнут при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного материала), с оптимальной орагнизацией процесса обучения. Последнее подразумевает разработку специализированного программного обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок на необходимые источники.
2) Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на новый уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.
3) В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line” должно быть в некотором смысле универсальным. Это требует использования в обучении активизирующих методов и технологий. В дистанционном образовании большую роль играют виртуальные семинары, конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не теряют своей актуальности психолого-педагогические технологии: моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых игр в сети, виртуальные психологические тесты и опросы, коллективная работа в сети (например, с использованием телемостов и телеконференций) могут успешно дополнять виртуальное образование, повышать его качество и интерес к нему.
4) Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки знаний. Дистанционное образование - это, во многом, самостоятельный процесс, поэтому в задачи преподавателей входит формирование активного отношения молодежи к учению. В связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но и оценки самостоятельности и активности студента.
5) Учебная программа должна быть максимально гибкой - учащийся должен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтересованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это учитывать, возникает опасность его «потери»– студент в любой момент может перейти к конкуренту или вернуться к традиционным формам обучения.
Особенности дистанционного обучения и значение в нём психолого-педагогических технологий.
Особенностями дистанционного обучения являются:
1)обособленность (удаленность) учащегося от преподавателя;
2)самостоятельность – это некий вариант заочного обучения;
3) активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения.
Так, например, система Tandem позволяет найти партнера по изучению одного из европейских языков и выступает посредником в обучении, предлагая определенную методику организации процесса общения. Какое же значение могут выполнять в дистанционном обучении психолого-педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут выполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином уровне они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться с информационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую полемику среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно интегрированы в образовательный процесс. Для них важным является вопрос, какое влияние оказывает использование современных технических и информационных средств на учащихся. Вот как оценивают использование новейших технологий в обучении французские специалисты. Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества: 1) способствуют повышению мотивации обучения; 2) являются источником информации, стимулируют самообразование, 3) формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности; 4) повышают информативность, интенсивность, результативность образования; 5) способствуют его диверсификации, использованию игрового и скоростного обучения. Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли новейших технологий и даже ставят их использование под сомнение. Так, например, японский педагог С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают развивать интеллект учащихся, но, с другой стороны, не обеспечивают прочного закрепления знаний. Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен мотивации учащихся при работе с компьютером, предлагает проанализировать, является ли возникающая при этом игра учебной. Кроме того, компьютерные занятия имеют и негативные последствия – невроз, снижение зрения и др. В целом, иностранные специалисты сходятся во мнении, что необходим комплексный подход к анализу новейших средств обучения, подразумевающий качественную подготовку/переподготовку учителей, а также сотрудничество ученых, педагогов и специалистов в области новейших технологий. Все эти проблемы являются актуальными при анализе дистанционного образования, поскольку оно выступает сферой, полностью связанной с применением информационных технологий.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Обучение в сотрудничестве - это одно из основных положений гуманистической педагогики. Учебный процесс строится на общении и сотрудничестве учащихся между собой и с преподавателем. Это обучение в малых группах, где совместно решаются дидактические задачи согласно логике познавательной деятельности: ознакомление с новым материалом, его осмысления, усвоение и применение для решения конкретных задач. Сетевой преподаватель формирует малые группы (3-4 человека) с учётом способностей учащихся, их пожеланий и психологической совместимости. Желательно формировать группы так, чтобы в одной группе были учащиеся с разными способностями с целью взаимопомощи и обучения в ходе совместной деятельности. Возможность виртуального общения участников учебного процесса исключает ощущение одиночества. Общение через Интернет чаще всего происходит в письменном виде. Письменная речь отличается от устной тем, что есть время на обдумывание отдельных вопросов, на более тщательное формулирование своих мыслей, требует ясности и лаконичности (например, общение в чате) и способствует формированию критического мышления.
Дискуссия. Проблемная направленность обучения в гуманистической педагогике предполагает умение вести дискуссии на разных уровнях. Дискуссия (от лат. discussio - исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как её участники сами приходят к тому или иному выводу. Участие в дискуссии - сложный интеллектуальный процесс, а не просто вопросно-ответная форма общения на семинаре. Дискуссия предполагает свободное высказывание собственной аргументированной позиции. Участники дискуссии должны быть хорошо осведомлены в предмете дискуссии, иметь навыки общения в группах, обладать коммуникативными умениями, быть толерантным к чужому мнению, уметь принимать совместные, коллективные решения. Роль преподавателя должна быть направлена на стимулирование самостоятельных мыслей участников дискуссии. Существенную роль играют наводящие вопросы. Очень важными для всех участников дискуссии являются коммуникативные умения: поддерживать дискуссию, уважительно принимать точку зрения собеседника, аргументировано излагать собственную. Существуют определённые правила ведения дискуссии.- Дискуссия - это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен рассуждать как можно объективнее;
- Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
- В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;
- Каждое высказывание должно быть внимательно рассмотрено всеми участниками дискуссии;
- Любое выступление (высказывание) должно иметь целью разъяснение разных точек зрения и примирение спорящих;
- Говорить следует лаконично, придерживаясь чёткой логики, воздерживаться от пространных выступлений, говорить по существу;
- Следует вести себя корректно, не использовать время для высказывания недовольства тому или иному лицу.
Для проведения дискуссии выделяется специальный форум или специальная веб-страница, где мнения всех участников обсуждения находятся в постоянном доступе малой группы и преподавателя либо всех участников учебного процесса. В чате можно обсудить какой-то конкретный вопрос, требующий оперативного обмена мнениями.
Если дискуссия проводится в модели интеграции очного и дистанционного обучения, то подготовительная работа (поиск информации, обсуждение в малых группах сотрудничества в малых форумах, консультации с преподавателем, выполнение отдельных заданий) проводить целесообразно в дистанционной форме, а заключительную, итоговую дискуссию - на очном занятии, если есть такая возможность. В том случае, когда обучение организовано по сетевой модели, то дискуссия проводится в форуме (чате). Задания, рекомендации, советы, памятки размещаются на доске объявлений преподавателем. Вся работа ведётся строго по графику, который размещён на доске объявлений и по которому отслеживается активность каждого участника дискуссии в автоматическом режиме. Аналогично проводятся дискуссии и в других моделях дистанционного обучения, но с учётом особенностей каждой модели.
Ролевые и деловые игры в Интернет-обучении.
Ролевая и деловая игра могут использоваться как самостоятельные методы, так же, как и дискуссии, или в качестве компонента другого метода (метод проектов). Ролевые и деловые игры проблемной направленности позволяют более глубоко вникнуть в суть проблемы, "прожить" в своём персонаже данную проблемную ситуацию и поиск выхода из неё. Деловая игра позволяет формировать необходимые профессиональные качества, самостоятельное мышление, принимать взвешенные грамотные решения. Ролевая игра построена на ролях, не обязательно связанных с какой-либо профессией. Она может моделировать как реальные, так и вымышленные ситуации. Образовательный смысл любой обучающей игры и игровых методов заключается в формировании и дальнейшем совершенствовании навыков, необходимых в реальных условиях. В условиях дистанционного обучения игровой средой становится Интернет, а общение - виртуальным. Для использования ролевых и деловых игр в Интернет-обучении требуется специальная веб-страница, на которой размещаются все необходимые материалы. В ролевых и деловых играх широко применяются on-line конференции, а также чат. Видеоконференция даёт возможность в режиме реального времени смоделировать ту или иную ситуацию. В ходе видеоконференции не исключается применение информационных технологий для показа видеоклипов или прослушивания аудиофайлов. При модели интеграции очного и дистанционного обучения игру рекомендуется проводить в аудитории, а интернет-технологии использовать в период подготовки к игре, используя интернет-ресурсы для поиска информации; форум, чат, блоги, wiki - для общения.
Ситуационный анализ в Интернет-обучении
Ситуационный анализ - один из проблемных методов обучения. В его основе лежит организация деловой или ролевой игры, дискуссии. Проблемная ситуация представлена в виде текста, действующие лица взяты из реальных, жизненных ситуаций с конкретными именами и судьбами. Нужно понять, почему они попали в ту или иную ситуацию. В педагогическом словаре даётся такое определение метода ситуационного анализа: метод обучения, который наиболее часто применяется в бизнес-образовании, значительно повышает степень освоения материала и используется как элемент деловой игры и мозгового штурма. Основная цель ситуационного анализа - научить обучающихся применять теоретические знания в практике и принимать верные стратегические и оперативные решения. Метод ситуационного анализа применяется и в дистанционном обучении. Сама ситуация размещается на специальной веб-странице, организуется чат для обозначения проблемы, можно использовать и видеоконференцию, но с обратной связью (телемост). Необходимо выяснить какие знания потребуются учащимся для обсуждения возникших проблем и где эти знания можно почерпнуть (указываются адреса сайтов или других источников информации). Такие дискуссии, построенные на конкретных ситуациях, с конкретными судьбами людей, позволяют глубже прочувствовать то или иное понятие.
Метод проектов в Интернет-обучении
Проектная деятельность широко распространена в образовании, как в очном обучении, так и в дистанционном. Рассмотрим общие положения использования данного метода, разработанные Е.С. Полат. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым, практическим результатом, оформленным в виде конкретного продукта деятельности. Метод проектов предусматривает применение полученных теоретических знаний, данных наблюдений, лабораторных и экспериментальных работ в создании конкретного продукта и его защиты в процессе презентации и дискуссии. Проект предусматривает исследовательскую, поисковую деятельность, дискуссии, мозговой штурм, ролевую и деловую игру. В дистанционном обучении используются телекоммуникационные проекты, представляющие собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность участников проекта, разделённых между собой расстоянием, организованную на основе компьютерной телекоммуникации. Деятельность участников проекта имеет общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы и направлена на достижение совместного результата. Телекоммуникационные проекты могут быть межшкольными, межрегиональными (в пределах одной страны), а так же международными, которые проводятся на иностранном языке и предусматривают знания культурных особенностей страны партнёра. При организации проекта в очном или дистанционном обучении важно предусмотреть последовательность действий:
1. Начинайте с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Продумайте возможные варианты проблем, которые бы позволили осмыслить новый учебный материал или обобщить ранее изученный, привлекая знания из разных областей.
3. Выдвижение гипотез для дальнейшего исследования и распределение их по группам.
4. Распределение задач, ответственных внутри малых групп сотрудничества.
5. Самостоятельная работа участников проекта.
6. Проведение промежуточных обсуждений полученных данных, встречи "экспертов", обмен мнениями, информацией.
7. Консультации с координатором проекта.
8. Защита разрабатываемых отдельными группами гипотез в виде дискуссий.
9. В завершении работы над проектом предполагается внешняя экспертиза, оценка проделанной работы, формулировка выводов и, если необходимо, выдвижение новой проблемы, вытекающей из полученных результатов.
В телекоммуникационном проекте интернет-обучения участники проекта не знают и не видят своих партнёров. При формировании малых групп предусматривается возможность знакомства участников друг с другом, используя представительские письма, фотографии, анкеты, регистрационные бланки. Взаимодействие участников проекта осуществляется посредством электронной почты, чата, форума. По мере накопления данных координатор проекта организует общее обсуждение проблемы, для этих целей открывается телеконференция, проводится дискуссия или круглый стол off-line. Участники совместной проектной деятельности должны владеть многими умениями: вести дискуссию, осуществлять поиск необходимой информации, анализировать её, делать выводы, обобщать, проводить наблюдения, выполнять практические работы, эксперименты.
"Портфель ученика"
"Портфель ученика" - это педагогическая технология, направленная на формирование способности к самооценке, оценке действий других, к рефлексии. Технология "Портфель ученика" означает "сформировать способность к самооценке", то есть:
- объективно оценить достигнутые результаты деятельности;
- объективно определить причины неуспеха,
- наметить пути устранения недостатков, ошибок;
- объективно и спокойно относиться к внешней оценки других людей.
Понятие самооценки шире понятия самоконтроля и самопроверки. "Портфель ученика" - это инструмент самооценки собственного познавательного творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, который предусматривает:
- задания ученику по отбору материала в портфель;
- анкеты для родителей (школьников);
- анкеты для экспертной группы для объективной оценки представленного на презентации портфеля.
Для организации такой работы в дистанционной форме, для каждого ученика предусматривается собственная веб-страничка, которая и будет его "портфелем". Ученик отбирает в своё "досье" работы , выполненные им на занятии самостоятельно (контрольные работы, тесты, сочинения, рефераты и т.д.). Главное в такой работе - самооценка ученика, в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Ученик может представить свой материал всей группе на оценку, приглашая их на свою страничку, раскрыв пароль. Подходы к созданию "портфеля" могут быть разными, главное, что учащиеся учатся анализировать собственную работу, собственные успехи, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей
Выбор методов и приёмов обучения дистанционно соответствует выбранной концепции и целям обучения, а также модели дистанционного обучения. Современные педагогические и информационные технологии обеспечивают содержание интернет-обучения. Педагогические и информационно-коммуникационные технологии тесно взаимосвязаны при осуществлении учебного процесса в дистанционной форме (см. таб.1).
Сетевому преподавателю следует учитывать приведённые соответствия при планировании и проведении учебных занятий в дистанционной форме обучения. Сетевой преподаватель должен хорошо владеть методикой проведения дискуссий, ролевых и деловых игр в сети, организации и проведения таких видов деятельности в сети, как мозговой штурм, электронная лекция, лабораторная или практическая работа, телеконференция, видеоконференция, тематический семинар и т.д.
Таблица1.Соответствие педагогических и коммуникационных технологий в дистанционном обучении
Педагогические технологии | Коммуникационные технологии |
Обучение в сотрудничестве, малые группы сотрудничества | форум, чат, электронная почта, блоги |
Дискуссии | форум, чат, блоги, видеоконференция |
Ролевые и деловые игры проблемной направленности | форум, чат, теле- и видеоконференции, система skype |
Ситуационный анализ | чат, форум, телеконференция |
Метод проектов | форум, электронная почта, веб-квест, блоги, вики, интернет-ресурсы |
<Портфель ученика> | гипертекст, мультимедиа, электронная почта, форум, личная веб-страничка |
Мозговой штурм | чат, видеоконференция, система skype |
Лекция | гипертекст, презентации, мультимедиа, видеоконференция, система skype, аудиолекция, телевизионная лекция |
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Высокие темпы информатизации образования, развитие телекоммуникационных технологий и, в первую очередь, глобальной сети Интернет открывают детям с особыми потребностями множество новых возможностей в получении образования. И, безусловно, одной из наиболее эффективных форм здесь является дистанционное обучение. Именно такая форма образования, позволяющая обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения, особенно актуальна в работе с детьми-инвалидами, для которых физические заболевания часто являются непреодолимой преградой в получении образования.
Основной особенностью дистанционного обучения таких детей является акцент на самостоятельную работу обучающихся, что вызывает наибольшую трудность у школьников, поэтому важно
создание условий для того, чтобы каждому ребенку изучение преподаваемого курса было важно «именно здесь и сейчас».
Самое трудное в работе дистанционного педагога организовать контроль учебной деятельности, обеспечить и оценить достоверность достигнутых результатов. С целью комплексной систематической оценки достижений результатов можно использовать тестирование с помощью вопросов различного типа, как в виртуальной образовательной среде, так и разработанных самостоятельно. Можно осуществлять проверку результатов обучения с перекрестным анализом.
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью Интернет-технологий помогает формировать новое образовательное окружение, в котором дети смогут реализовать свой потенциал и получить качественное образование. Новая среда обучения открывает им возможности практиковать свои навыки работы с Интернет и компьютерными технологиями, что оказывает влияние на их развитие и дальнейшую профессиональную ориентацию.
Дистанционное обучение в условиях малокомплектной школы
Дистанционное обучение – технология обучения на расстоянии, при которой преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах. Когда речь идет о процессе дистанционного обучения, то предполагается наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их постоянное общение. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения от различных форм заочного обучения.
Понятие дистанционное обучение применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические средства и формы взаимодействия
Контроль деятельности учащихся в дистанционной форме осуществляется в виде исходных, промежуточных, итоговых тестов, контрольных работ, рефератов, докладов, защит проектов. Выбор вида тестирования, вида контроля диктуется спецификой познавательной задачи, учебного предмета или познавательной области, возрастными особенностями обучаемых.
В сельских школах обучается примерно треть школьников страны. Определяющими характеристиками этих школ являются: малая наполняемость класса и осуществление учебного процесса с разновозрастными группами. В этих условиях возникает масса организационно-педагогических проблем. Практически все учащиеся в такой школе являются одновременно участниками учебного процесса в нескольких (в зависимости от количества) классах. Это нарушает логику усвоения учебного материала, замедляет темп обучения, способствует переутомлению детей.
Идея использования компьютеров в школах, где необходима частичная подмена учителя при совместном обучении, либо в качестве компенсации профессиональной неподготовленности учителя-совместителя, является новой и нуждается в проверке эффективности и соответствия полученного результата с уровнем экономических затрат.
Каким же образом возможна организация дистанционного обучения в малокомплектной школе с сегодняшним оборудованием?
Реализация дистанционного обучения по общеобразовательным предметам повлечёт за собой дополнительную нагрузку на учителя-предметника, который будет задействован в разработке электронной рабочей тетради, поэтому следует подумать и принципах стимулирования. Может быть, обучение может вести один учитель базовой школы (вовремя выложить материал к уроку и вовремя его проверить и оценить), а вот разработкой материалов, надо заниматься всему методическому объединению учителей данного предмета.
Данная технология может быть использована и для обучения детей, которые по тем или другим причинам занимаются на дому, при создании определённых условий для этого.
Инициатива (заказ) организации дистанционного обучения должна идти от малокомплектной школы, по тем предметам, в каких классах есть необходимость в этом. Так как это дело новое, все классы «закрыть» одновременно, физически не реально, работу следует начать с тех классов и предметов, в которых наибольшая необходимость.
ВНЕДРЕНИЕ СДО В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
В 124 школах Краснодарского края городах Краснодар, Сочи, Новороссийск, Горячий Ключ, Геленджик, Армавир, Анапа и областных центрах Краснодарского края внедрены СДО.
Задачи внедрения СДО в Краснодарском крае:
- предоставление равных возможностей получения полноценного качественного образования учащимся малокомплектных школ, школ удаленных от центра районов;
- дистанционное обучение детей с особенными возможностями здоровья совместно с учащимися на очной основе;
- индивидуализация учебного процесса в работе с одаренными детьми.
Разработанное решение представляет собой многофункциональный комплекс, основным отличием которого от традиционных систем дистанционного обучения является достижение «эффекта присутствия» для удаленных учащихся, то есть создание условий, максимально приближающих дистанционное обучение к занятиям в классе.
Принцип построения комплекса дистанционного обучения основан на развертывании информационно-коммуникационной инфраструктуры на базе ресурсного центра Кубанского государственного университета, включающей серверное оборудование для проведения сеансов многоточечной видеоконференцсвязи, серверы записи и архивирования учебных занятий и материалов. Школы, в свою очередь, подключены к ресурсному центру, а между собой делятся на базовые (всего в регионе–51) и, так называемые, школы-спутники (малокомплектные, всего в регионе–73), которые оснащены всем необходимым оборудованием для проведения сеансов ВКС и интерактивных занятий с различными коммуникационными сервисами. Таким образом, телеконференции в регионе могут проводиться как централизованно – на базе ресурсного центра, так и автономно – в рамках одного района с трансляцией занятий из базовой школы в малокомплектные.
В качестве системы видеоконференцсвязи во всех школах используется терминальное оборудование LifeSize Express 220, данные терминалы имеют ряд существенных преимуществ, которые обусловили их выбор для решения задач проекта:
- данные терминалы способны передавать видео высокого разрешения Full HD (1080p30), при этом оборудование предъявляет более низкие требования к пропускной способности каналов Интернет, по сравнению с конкурентными решениями. Например, для передачи видео высокого разрешения, при 30 кадр/с, достаточно иметь гарантированный канал с пропускной способностью не более 768 Кбит/с, что особенно важно для школ, расположенных в удаленных районах, где Интернет обладает довольно низкой пропускной способностью.
- к терминалам LifeSize Express 220 возможно подключить две системы отображения информации (в данном случае, в базовых школах к терминалу подключена интерактивная система SMART Board и LCD-дисплей). Таким образом, возможна одновременная передача материалов урока и видео, что значительно облегчает работу и увеличивает эффективность восприятия учебного материала удаленными учащимися.
Достижению «эффекта присутствия» в ходе сеансов дистанционного обучения способствует высокое качество видеоизображения, транслируемого с помощью систем ВКС LifeSize, а также уникальное программное обеспечение, позволяющее учащимся дистанционно видеть все материалы с доски, включая все графические пояснения в режиме реального времени, а также выполнять задания на интерактивной доске и отвечать у доски так, как если бы они находились в одной и той же аудитории. Для организации такой совместной работы используется программный комплекс SMART Bridgit.
Для обеспечения отображения информации с кодека видеоконференцсвязи в каждой базовой школе установлен дисплей Flame с LED-подсветкой, диагональю 46”, высокого разрешения 1920х1080.
Кроме того, в каждой базовой и малокомплектной школе установлены интерактивные средства обучения: интерактивные системы SMART Board 885ix и интерактивные доски SMART Board 685ix с ультракороткофокусным проектором, позволяющим свести к минимуму попадание тени от выступающего на доску. Функция “двойного касания”, предусмотренная инструментарием SMART Board, дает возможность работать одновременно двум ученикам в одном приложении, что повышает интерес к коллективной работе и может быть использовано в качестве одновременной работы ученика с учителем.
Кроме того, для демонстрации бумажных документов и любых других предметов на столе учителя установлена документ-камера SMART Document Camera 330, позволяющая не повреждая уникальные издания и экспонаты школьной коллекции, демонстрировать их всей аудитории.
В рамках проекта в ресурсном центре также был установлен аппаратный комплекс LifeSize VideoCenter 220 с возможностью записи уроков, их каталогизации и хранения. Для нахождения онлайн трансляции занятия или видеозаписи урока ученику достаточно со стандартного Интернет-браузера зайти на сервер VideoCenter и выбрать искомый материал в списке записей и транслируемых на данный момент уроков.
Для осуществления централизованной поддержки всех сервисов был разработан Портал поддержки дистанционного обучения, выполняющий следующие функции:
- единой точки входа для доступа к трансляции занятий, учебным материалам и видеозаписям уроков
- информирование о расписании дистанционных занятий
- планирование занятий ДО и оповещение о них
- организация форумов
- информирование о последних новостях в сфере образования региона.
СДО в школах Успенского района.
В 2011-2012 году для предоставления равных возможностей получения полноценного качественного образования учащимся малокомплектных школ и для дистанционного обучения детей с особенными возможностями здоровья в двух школах Успенского района было установлено оборудование для дистанционного обучения. Это базовая школа МАОУСОШ№2 с.Успенского и т.н. школа-спутник МБОУООШ№15 с. Коноково.
Оборудование представляет собой многофункциональный комплекс, основным отличием которого от традиционных систем дистанционного обучения является достижение «эффекта присутствия» для удаленных учащихся, то есть создание условий, максимально приближающих дистанционное обучение к занятиям в классе.
Школы подключены к ресурсному центру и оснащены всем необходимым оборудованием для проведения сеансов ВКС и интерактивных занятий с различными коммуникационными сервисами. Ресурсный центр Кубанского государственного университета в свою очередь оснащен серверным оборудование для проведения сеансов многоточечной видеоконференцсвязи, серверы записи и архивирования учебных занятий и материалов. Телеконференции могут проводиться как централизованно – на базе ресурсного центра, так и автономно – с трансляцией занятий из базовой школы в малокомплектную.
В качестве системы видеоконференцсвязи в наших школах используется терминальное оборудование LifeSize Express 220, данные терминалы имеют ряд существенных преимуществ: способны передавать видео высокого разрешения Full HD (1080p30), при этом оборудование предъявляет более низкие требования к пропускной способности каналов Интернет, что особенно важно для таких школ, как наши, т.к. Интернет обладает довольно низкой пропускной способностью.
Оборудование для ВКС
К терминалам LifeSize Express 220 подключены две системы отображения информации (в данном случае, интерактивная система SMART Board и LCD-дисплей). Таким образом, возможна одновременная передача материалов урока и видео, что значительно облегчает работу и увеличивает эффективность восприятия учебного материала удаленными учащимися.
Для организации такой совместной работы используется программный комплекс SMART Bridgit.
Для обеспечения отображения информации с кодека в базовой школе установлен дисплей Flame с LED-подсветкой, диагональю 46”, высокого разрешения 1920х1080.
Кроме того, в базовой и малокомплектной школе установлены интерактивные средства обучения: интерактивные системы SMART Board 885ix и интерактивные доски SMART Board 685ix с ультракороткофокусным проектором, позволяющим свести к минимуму попадание тени от выступающего на доску.
Кроме того, для демонстрации бумажных документов и любых других предметов на столе учителя установлена документ-камера SMART Document Camera 330, позволяющая не повреждая уникальные издания и экспонаты школьной коллекции, демонстрировать их всей аудитории.
Централизованную поддержку всех сервисов осуществляет Портал поддержки дистанционного обучения.
В том же учебном году учителя информатики и школ №2 и15 прошли обучение в Кубанском государственном университете.
Следующим шагом было обучение учителями информатики нескольких учителей, родителей и детей с ограниченными возможностями, которые изъявили желание обучаться по этой технологии. И вот, начиная с прошлого учебного года, оборудование используется.
Занятия в кабинете дистанционного обучения в МБОУООШ№15.
В прошлом учебном году по дистанционной технологии обучалось двое учащихся из дальних сельских поселений, где в школах нет нужных специалистов или школы были закрыты. В этом году таких учащихся уже четверо. Кроме того несколько раз были проведены пробные уроки между базовой и малокомплектной школой. Еженедельно проводятся телеконференции для преподавателей и руководителей ОУ края, в которых принимает участие и Успенский район, благодаря вновь установленному оборудованию.
Помощь в подготовке и проведении уроков учителям оказывает центр образования «Технологии обучения» (iclass.home-edu.ru).
Литература
- Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения
- Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006
- Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. – 167 с.
- Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М. Издательский центр "Академия", 2006. - 400 с.
Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Система дистанционного обучения в школе"
Для современного общества всё более важным становится оперативное получение знаний и информации, необходимых для качественной деятельности. В связи с этим полностью изменяется стратегия образова...
Статья "Использование УМК «Живая математика» в системе дистанционного обучения"
Использование УМК «Живая математика» в системе дистанционного обучения...
Курс лекций и практические задания для студентов ТГПУ в системе дистанционного обучения «Открытая образовательная среда»
Разработан курс лекций и практические задания по физике для студентов ТГПУ в системе дистанционного обучения «Открытая образовательная среда» http://opensystem.tspu.ru/course/view.php?...
Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"
Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...
Обучение аудированию на уроках английского языка в системе дистанционного обучения
https://cyberleninka.ru/article/v/primenenie-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehnologiy-pri-formirovanii-navykov-audirovaniya-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v...
Дистанционный курс по подготовке к сдаче ОГЭ по информатике на базе сервера 18 лицея и системы дистанционного обучения Moodle. Старый вариант и вариант по материалам 2020 года.
http://109.237.1.184...
Разработка дистанционного курса в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE
Методические рекомендации предназначены для преподавателей, реализующих дистанционные курсы по дисциплинам (модулям) в системе дистанционного обучения do3.pskgu.ru MOODLE....