Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ"
рабочая программа по информатике и икт по теме

Шведова Нина Александровна

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО 230103.02  Мастер по обработке цифровой информации по укрупненной группе  230000 Информатика и вычислительная техника по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника

Программа учебной дисциплины может быть использована на курсах подготовки по профессии «Мастер по обработке цифровой информации», в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации по профессиям «Мастер по обработке цифровой информации», «Оператор ЭВМ», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_informatike.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 25

Московской области

Разработали мастера производственного обучения

Шведова Н.А., Уткина Е.В.

г. Можайск 2012 г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 230103.02  Мастер по обработке цифровой информации входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника

Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 25 Московской области

Разработчики:

Шведова Нина Александровна, мастер производственного обучения

Уткина Елена Валентиновна, мастер производственного обучения

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО 230103.02  Мастер по обработке цифровой информации по укрупненной группе  230000 Информатика и вычислительная техника по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника

Программа учебной дисциплины может быть использована на курсах подготовки по профессии «Мастер по обработке цифровой информации», в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации по профессиям «Мастер по обработке цифровой информации», «Оператор ЭВМ», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл в профильные учебные дисциплины.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- переводить числа из одной системы счисления в другие системы счисления;

- составлять алгоритмы всех видов;

- программировать алгоритмы различных структур;

- использовать вычислительную технику и программное обеспечение применительно к практической деятельности.

- набирать, редактировать и форматировать текст в Microsoft Word;

- создавать таблицы и схемы в MS Word;

- работать с приложениями MS Equation (математических формул) и графикой в MS Word;

- создавать таблицы и выполнять в них расчеты в редакторе MS Excel;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- общие принципы организации и работы ЭВМ;

- основные компоненты и периферийные устройства, подключаемые к ЭВМ.

- назначение и принципы работы программы создания презентаций Microsoft Power Point;

- назначение и принцип работы в текстовом редакторе Microsoft Word;

- назначение и принцип работы в редакторе электронных таблиц Microsoft Excel.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

118

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:

     лабораторные занятия

73

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- подготовка реферата (компьютерной презентации) по изучаемым темам;

- выполнение дополнительных заданий;

- оформление документов в текстовом процессоре Microsoft Word;

- оформление таблиц и выполнение расчетов в редакторе электронных таблиц Microsoft Excel;

- создание и оформление рисунков в программе Microsoft Paint.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины            Информатика и ИКТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1. Человек и информация.

Содержание учебного материала

4

1.

Введение в предмет. Развитие и структура информатики.

1

1

3.

Информация и знания. Восприятие и представление информации.

1

1

4.

Информационные процессы.

1

1

5.

Измерение информации.

1

1

Лабораторные работы

12

1.

Кодирование и декодирование информации

4

2

2.

Объемный подход к измерению информации.

4

2

3.

Содержательный подход к измерению информации.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме «Информационные процессы»;

- составление кроссвордов по теме «Человек и информация»;

- выполнение дополнительных заданий по темам «Восприятие и представление информации» и «Измерение информации».

4

3

Тема 2. Арифметические основы компьютера.

Содержание учебного материала

2

1.

Системы счисления. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другие.

1

1

2.

Арифметические операции в позиционных системах счисления.

1

1

Лабораторные работы

8

1.

Перевод чисел из одной системы счисления в другие

4

2

2.

Арифметические действия в позиционных системах счисления.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме «Системы счисления»;

- выполнение дополнительных заданий по темам «перевод чисел из одной системы счисления в другие» и «Арифметические операции в позиционных системах счисления».

4

3

Тема 3. Знакомство с компьютером.

Содержание учебного материала

3

1.

Назначение и устройство компьютера.

1

1

2.

Компьютерная память. Основные характеристики компьютера.

1

1

3.

Программное обеспечение.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- подготовка рефератов (компьютерной презентации) по теме «История развития вычислительной техники» и «Применение вычислительной техники в профессиональной деятельности»;

- выполнение дополнительных заданий по темам «Восприятие и представление информации» и «Измерение информации».

4

3

Тема 4. Основы алгоритмизации.

Содержание учебного материала

4

1.

Основные понятия алгоритмизации.

1

1

2.

Алгоритмы линейной структуры. Команда следования.

1

1

3.

Алгоритмы разветвляющейся структуры. Команда ветвления.

1

1

4.

Алгоритмы разветвляющейся структуры. Команда повторения.

1

1

Лабораторные работы

10

1.

Алгоритмы линейной структуры.

2

2

2.

Алгоритмы разветвляющейся структуры.

4

2

3.

Алгоритмы циклической структуры.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- выполнение дополнительных заданий по темам «Алгоритмы линейной структуры», «Алгоритмы разветвляющейся структуры и «Алгоритмы циклической структуры»;

- подготовка рефератов по теме: «Происхождение понятия «алгоритм».

5

3

Тема 5. Начала программирования.

Содержание учебного материала

4

1.

Основные сведения о языке программирования.

1

1

2.

Программы линейной структуры.

1

1

3.

Программы разветвляющейся структуры.

1

1

4.

Программы циклической структуры.

1

1

Лабораторные работы

16

1.

Запись арифметических выражений на языке программирования.

2

2

2.

Программирование алгоритмов линейной структуры.

2

2

3.

Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры.

4

2

4.

Программирование алгоритмов циклической структуры с использованием операторов условного и без условного перехода.

4

2

5.

Программирование алгоритмов циклической структуры с использованием операторов цикла FOR-NEXT.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем);

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- выполнение дополнительных заданий по темам «Алгоритмы линейной структуры», «Алгоритмы разветвляющейся структуры и «Алгоритмы циклической структуры»;

- подготовка рефератов по теме: «Происхождение понятия «алгоритм».

5

3

Тема 6. Программные средства информационных технологий

Лабораторные работы

27

1.

Ввод, редактирование и форматирование текста в текстовом процессоре MS Word.

2

2

2.

Вставка графических объектов. Гиперссылки.

2

2

3.

Редактор формул MS Equation и таблицы в текстовом процессоре MS Word.

2

2

4.

Создание и редактирование колонтитулов, оглавления и указателя.

2

2

5.

Применение шаблонов и мастеров в текстовом процессоре MS Word.

2

2

6.

Редактирование рабочей книги и построение диаграмм в табличном процессоре MS Excel.

2

2

7.

Формулы в Excel.

2

2

8.

Сортировка данных в списках и фильтрация записей.

2

2

9.

Создание базы данных в табличном процессоре MS Excel.

2

2

10.

Использование логических функций в табличном процессоре MS Excel.

2

2

11.

Создание презентации. Использование графических объектов, звуков фильмов в презентации.

2

2

12.

Создание фотоальбома. Добавление гиперссылок, создание и использование управляющих кнопок

2

2

13.

Изменение презентации, показ презентации, подготовка презентации к доставке

2

2

14.

Изменение образцов слайдов и цветовых схем.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите;

- оформление документов в текстовом процессоре Microsoft Word;

- оформление таблиц и выполнение расчетов в редакторе электронных таблиц Microsoft Excel;

- создание и оформление рисунков в программе Microsoft Paint.

6

3

Всего:

118


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и информационных технологий»

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета Информатика и информационные технологии: рабочее место преподавателя, учебные места по количеству учащихся, рабочее место учащегося с ПК, экран для проектора.

Технические средства обучения: компьютер с лицензированным программным обеспечением, мультимедийное оборудование.

Оборудование лаборатории по информационным технологиям:

  • автоматизированное рабочее место преподавателя;
  • автоматизированное рабочие места обучающихся;
  • сетевое периферийное оборудование;
  • периферийное оборудование для вводы и вывода информации;
  • мультимедийное оборудование.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  2. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том. 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том. 2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Оператор ЭВМ: учеб. пособие для нач. проф. Образования / В.А. Богатюк, Л.Н. Кунгурцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. http://schools.keldysh.ru/sch444/museum/ 
  2. http://www.computer-museum.ru/index.php   
  3. http://images.yandex.ru/yandsearch

Дополнительные источники:

  1. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учеб.пособие  для  нач.  проф.  образования  /М.Ю.Свиридова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  2. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб.пособие для сред. проф. образования /Е.В.Михеева. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники. – М.: Издательский центр «Академия»,   2008.
  4. Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Программные средства информационных технологий: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.

Периодические издания (отечественные журналы):

1. Информатика и образование,

2. Информатика в школе,

3. Информатика.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- переводить числа из одной системы счисления в другие системы счисления

- экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы;

- наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия.

- составлять алгоритмы всех видов

- экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы;

- наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия.

- программировать алгоритмы различных структур

- экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы;

- наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия.

- использовать вычислительную технику и программное обеспечение применительно к практической деятельности

- устный и письменный опросы;

- тестирование по изученным темам.

- набирать, редактировать и форматировать текст в Microsoft Word

- экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы;

- наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия.

- создавать таблицы и схемы в MS Word

- экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы;

- наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия.

- работать с приложениями MS Equation (математических формул) и графикой в MS Word

- экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы;

- наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия.

- создавать таблицы и выполнять в них расчеты в редакторе MS Excel

- экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы;

- наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия.

Знания:

- общие принципы организации и работы ЭВМ

- устные и письменные опросы;

- экспертная оценка тестирования по теме.

- основные компоненты и периферийные устройства, подключаемые к ЭВМ

- устные и письменные опросы;

- экспертная оценка тестирования по теме.

- назначение и принципы работы программы создания презентаций Microsoft Power Point

- устные и письменные опросы;

- экспертная оценка тестирования по теме.

- назначение и принцип работы в текстовом редакторе Microsoft Word

- устные и письменные опросы;

- экспертная оценка тестирования по теме.

- назначение и принцип работы в редакторе электронных таблиц Microsoft Excel

- устные и письменные опросы;

- экспертная оценка тестирования по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.

В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...