Программа учебного предмета "Информатика и ИКТ"
рабочая программа по информатике и икт по теме
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации по укрупненной группе 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника
Программа учебной дисциплины может быть использована на курсах подготовки по профессии «Мастер по обработке цифровой информации», в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации по профессиям «Мастер по обработке цифровой информации», «Оператор ЭВМ», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_informatike.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональное училище № 25
Московской области
Разработали мастера производственного обучения
Шведова Н.А., Уткина Е.В.
г. Можайск 2012 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 25 Московской области
Разработчики:
Шведова Нина Александровна, мастер производственного обучения
Уткина Елена Валентиновна, мастер производственного обучения
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации по укрупненной группе 230000 Информатика и вычислительная техника по направлению 230100 Информатика и вычислительная техника
Программа учебной дисциплины может быть использована на курсах подготовки по профессии «Мастер по обработке цифровой информации», в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации по профессиям «Мастер по обработке цифровой информации», «Оператор ЭВМ», «Наладчик аппаратного и программного обеспечения».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл в профильные учебные дисциплины.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- переводить числа из одной системы счисления в другие системы счисления;
- составлять алгоритмы всех видов;
- программировать алгоритмы различных структур;
- использовать вычислительную технику и программное обеспечение применительно к практической деятельности.
- набирать, редактировать и форматировать текст в Microsoft Word;
- создавать таблицы и схемы в MS Word;
- работать с приложениями MS Equation (математических формул) и графикой в MS Word;
- создавать таблицы и выполнять в них расчеты в редакторе MS Excel;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общие принципы организации и работы ЭВМ;
- основные компоненты и периферийные устройства, подключаемые к ЭВМ.
- назначение и принципы работы программы создания презентаций Microsoft Power Point;
- назначение и принцип работы в текстовом редакторе Microsoft Word;
- назначение и принцип работы в редакторе электронных таблиц Microsoft Excel.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 118 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 73 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
в том числе: | |
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - подготовка реферата (компьютерной презентации) по изучаемым темам; - выполнение дополнительных заданий; - оформление документов в текстовом процессоре Microsoft Word; - оформление таблиц и выполнение расчетов в редакторе электронных таблиц Microsoft Excel; - создание и оформление рисунков в программе Microsoft Paint. | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Человек и информация. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Введение в предмет. Развитие и структура информатики. | 1 | 1 | |
3. | Информация и знания. Восприятие и представление информации. | 1 | 1 | |
4. | Информационные процессы. | 1 | 1 | |
5. | Измерение информации. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы | 12 | |||
1. | Кодирование и декодирование информации | 4 | 2 | |
2. | Объемный подход к измерению информации. | 4 | 2 | |
3. | Содержательный подход к измерению информации. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме «Информационные процессы»; - составление кроссвордов по теме «Человек и информация»; - выполнение дополнительных заданий по темам «Восприятие и представление информации» и «Измерение информации». | 4 | 3 | ||
Тема 2. Арифметические основы компьютера. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1. | Системы счисления. Правила перевода чисел из одной системы счисления в другие. | 1 | 1 | |
2. | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы | 8 | |||
1. | Перевод чисел из одной системы счисления в другие | 4 | 2 | |
2. | Арифметические действия в позиционных системах счисления. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме «Системы счисления»; - выполнение дополнительных заданий по темам «перевод чисел из одной системы счисления в другие» и «Арифметические операции в позиционных системах счисления». | 4 | 3 | ||
Тема 3. Знакомство с компьютером. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1. | Назначение и устройство компьютера. | 1 | 1 | |
2. | Компьютерная память. Основные характеристики компьютера. | 1 | 1 | |
3. | Программное обеспечение. | 1 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - подготовка рефератов (компьютерной презентации) по теме «История развития вычислительной техники» и «Применение вычислительной техники в профессиональной деятельности»; - выполнение дополнительных заданий по темам «Восприятие и представление информации» и «Измерение информации». | 4 | 3 | ||
Тема 4. Основы алгоритмизации. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Основные понятия алгоритмизации. | 1 | 1 | |
2. | Алгоритмы линейной структуры. Команда следования. | 1 | 1 | |
3. | Алгоритмы разветвляющейся структуры. Команда ветвления. | 1 | 1 | |
4. | Алгоритмы разветвляющейся структуры. Команда повторения. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы | 10 | |||
1. | Алгоритмы линейной структуры. | 2 | 2 | |
2. | Алгоритмы разветвляющейся структуры. | 4 | 2 | |
3. | Алгоритмы циклической структуры. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - выполнение дополнительных заданий по темам «Алгоритмы линейной структуры», «Алгоритмы разветвляющейся структуры и «Алгоритмы циклической структуры»; - подготовка рефератов по теме: «Происхождение понятия «алгоритм». | 5 | 3 | ||
Тема 5. Начала программирования. | Содержание учебного материала | 4 | ||
1. | Основные сведения о языке программирования. | 1 | 1 | |
2. | Программы линейной структуры. | 1 | 1 | |
3. | Программы разветвляющейся структуры. | 1 | 1 | |
4. | Программы циклической структуры. | 1 | 1 | |
Лабораторные работы | 16 | |||
1. | Запись арифметических выражений на языке программирования. | 2 | 2 | |
2. | Программирование алгоритмов линейной структуры. | 2 | 2 | |
3. | Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры. | 4 | 2 | |
4. | Программирование алгоритмов циклической структуры с использованием операторов условного и без условного перехода. | 4 | 2 | |
5. | Программирование алгоритмов циклической структуры с использованием операторов цикла FOR-NEXT. | 4 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем); - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - выполнение дополнительных заданий по темам «Алгоритмы линейной структуры», «Алгоритмы разветвляющейся структуры и «Алгоритмы циклической структуры»; - подготовка рефератов по теме: «Происхождение понятия «алгоритм». | 5 | 3 | ||
Тема 6. Программные средства информационных технологий | Лабораторные работы | 27 | ||
1. | Ввод, редактирование и форматирование текста в текстовом процессоре MS Word. | 2 | 2 | |
2. | Вставка графических объектов. Гиперссылки. | 2 | 2 | |
3. | Редактор формул MS Equation и таблицы в текстовом процессоре MS Word. | 2 | 2 | |
4. | Создание и редактирование колонтитулов, оглавления и указателя. | 2 | 2 | |
5. | Применение шаблонов и мастеров в текстовом процессоре MS Word. | 2 | 2 | |
6. | Редактирование рабочей книги и построение диаграмм в табличном процессоре MS Excel. | 2 | 2 | |
7. | Формулы в Excel. | 2 | 2 | |
8. | Сортировка данных в списках и фильтрация записей. | 2 | 2 | |
9. | Создание базы данных в табличном процессоре MS Excel. | 2 | 2 | |
10. | Использование логических функций в табличном процессоре MS Excel. | 2 | 2 | |
11. | Создание презентации. Использование графических объектов, звуков фильмов в презентации. | 2 | 2 | |
12. | Создание фотоальбома. Добавление гиперссылок, создание и использование управляющих кнопок | 2 | 2 | |
13. | Изменение презентации, показ презентации, подготовка презентации к доставке | 2 | 2 | |
14. | Изменение образцов слайдов и цветовых схем. | 1 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - оформление документов в текстовом процессоре Microsoft Word; - оформление таблиц и выполнение расчетов в редакторе электронных таблиц Microsoft Excel; - создание и оформление рисунков в программе Microsoft Paint. | 6 | 3 | ||
Всего: | 118 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и информационных технологий»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета Информатика и информационные технологии: рабочее место преподавателя, учебные места по количеству учащихся, рабочее место учащегося с ПК, экран для проектора.
Технические средства обучения: компьютер с лицензированным программным обеспечением, мультимедийное оборудование.
Оборудование лаборатории по информационным технологиям:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированное рабочие места обучающихся;
- сетевое периферийное оборудование;
- периферийное оборудование для вводы и вывода информации;
- мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том. 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том. 2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Оператор ЭВМ: учеб. пособие для нач. проф. Образования / В.А. Богатюк, Л.Н. Кунгурцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Интернет-ресурсы:
- http://schools.keldysh.ru/sch444/museum/
- http://www.computer-museum.ru/index.php
- http://images.yandex.ru/yandsearch
Дополнительные источники:
- Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учеб.пособие для нач. проф. образования /М.Ю.Свиридова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб.пособие для сред. проф. образования /Е.В.Михеева. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2006.
- Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Программные средства информационных технологий: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.
Периодические издания (отечественные журналы):
1. Информатика и образование,
2. Информатика в школе,
3. Информатика.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: - переводить числа из одной системы счисления в другие системы счисления | - экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы; - наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия. |
- составлять алгоритмы всех видов | - экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы; - наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия. |
- программировать алгоритмы различных структур | - экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы; - наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия. |
- использовать вычислительную технику и программное обеспечение применительно к практической деятельности | - устный и письменный опросы; - тестирование по изученным темам. |
- набирать, редактировать и форматировать текст в Microsoft Word | - экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы; - наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия. |
- создавать таблицы и схемы в MS Word | - экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы; - наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия. |
- работать с приложениями MS Equation (математических формул) и графикой в MS Word | - экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы; - наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия. |
- создавать таблицы и выполнять в них расчеты в редакторе MS Excel | - экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы; - наблюдение за ходом выполнения лабораторно-практического занятия. |
Знания: - общие принципы организации и работы ЭВМ | - устные и письменные опросы; - экспертная оценка тестирования по теме. |
- основные компоненты и периферийные устройства, подключаемые к ЭВМ | - устные и письменные опросы; - экспертная оценка тестирования по теме. |
- назначение и принципы работы программы создания презентаций Microsoft Power Point | - устные и письменные опросы; - экспертная оценка тестирования по теме. |
- назначение и принцип работы в текстовом редакторе Microsoft Word | - устные и письменные опросы; - экспертная оценка тестирования по теме. |
- назначение и принцип работы в редакторе электронных таблиц Microsoft Excel | - устные и письменные опросы; - экспертная оценка тестирования по теме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Группы начальной подготовки туристско-краеведческой направленности туризм (наименование учебной дисциплины, курса) 2 года (срок реализации программы) модифицированная
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТуристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовно...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 67 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 67 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 76 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 76 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ОП.01 максимальная учебная нагрузка 60 часов, ОП.04-максимальная учебная нагрузка 60 часов. Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ.
В результате освоения дисциплин обучающийся должен уметь определять основные свойства материалов, общую классификацию материалов, их основные свойства и области применения.Виды отделочных строительных...