Перевод чисел в десятичную систему счисления
план-конспект по информатике и икт по теме

Князева Ольга Александровна

Урок №2. Взаимосвязь между системами счисления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аттестуемый педагог (ФИО)_Князева Ольга Александровна______________________

Предмет_ информатика и ИКТ_____________Класс___7-9_________________________

Тема уроков_  Взаимосвязь между позиционными системами счисления системы счисления.

Недостатка времени на уроках математики, не даёт  уделить должного внимания взаимосвязи между различными позиционными системами счисления. В течение всех лет изучения математики в школе, ученик знакомится только с одной позиционной системой счисления - десятичной, это значительно сужает кругозор ученика. Но на уроках информатики этот пробел мы  можем исправить. Такие уроки(3-4 урока) дают возможность повысить интерес ученика к изучению фундаментальной математики в школе  и установить у учащихся междисциплинарный взгляд на информатику, углубляет знания по предметам, изучаемым в школьной программе.

Урок №2.  Перевод чисел в десятичную систему счисления.

Цели урока: 

  1. Развитие логического мышления, формирование информационной культуры;
  2.  Повторение и закрепление алгоритмов перевода чисел из различных систем счисления в десятичную систему;
  3. Развитие навыков перевода чисел в десятичную систему счисления;
  4. Развитие навыков самоконтроля;
  5. Развитие интерес к предмету;

Методические приемы:

  1. Фронтальная работа учителя с классом;
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Использование элементов ролевого подхода при обсуждении материала урока.

План занятия.

  1. Проверка домашнего задания:
  1. 3-4 слабых ученика выборочно выполняют домашнее задание у доски.      (задание 2.15 Н.Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”)
  2. В это время проводится устный опрос:

а). Дать определение позиционной системы счисления.

б).Правило перевода чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную для целых чисел.

в).Правило перевода чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную для дробей.

г).Перевод смешанных чисел.

  1. Объяснение нового материала:

а).Перевод чисел в десятичную систему счисления основан на представлении числа в развёрнутом виде (в виде суммы разрядных единиц).

Вспоминаем материал 5 класса по математике:

Записываем десятичное число в виде суммы разрядных единиц и вычисляем его значение:

156,4310=1*102+5*101+6*100+4*10-1+3*10-2=156,4310

N(2)      N(10)

Берём любое двоичное число, например 10,112. Записываем его в развёрнутой форме и производим вычисления:

10,112=1*21+0*20+1*2-1+1*2-2=2+0,5+0,25=2,7510

Делаем проверку, переводя число обратно в двоичную систему.

2,7510=210+0,7510=102+0,112=10,112

Целая часть:

Десятичное число/целое частное

Делитель (основание системы)

Остаток

2

2

0

1

210=102

Дробная часть:

0,7510

   0,75

X     2

   1,5

X   2

   1,0

0,7510=0,112

N(8)      N(10)

67,58=6*81+7*80+5*8-1=48+7+5/8=55,62510

Делаем проверку, переводя число обратно в восьмеричную систему.

55,62510=5510+0,62510=678+0,58=67,58

Целая часть:

Десятичное число/целое частное

Делитель (основание системы)

Остаток

55

8

7

6

5510=678

Дробная часть:

0,62510

   0,625

X       8

   5,000

0,62510=0,58

N(16)      N(10)

19F16=1*162+9*161+F*160=1*256+9*16+15*1=41510

Обратный перевод:

Десятичное число/целое частное

Делитель (основание системы)

F

Остаток

415

16

15

25

16

9

1

41510=19F16

  После объяснения идёт закрепление нового материала, ученики работают у доски по желанию, решая примеры вместе с классом.

Зад.2.11 стр.93 по учебнику Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии 10-11”

  1. Закрепление полученных знаний:

Самостоятельная работа в виде теста. Тест делаю с помощью программ MyTest (http://mytest.klyaksa.net/), удобно и легко.  Её использование даёт возможность экономить время и каждому ученику в конце урока выставить оценку.

  1. Подведение итогов урока и домашнее задание:

Домашнее задание: зад.2.12 стр.93 по учебнику Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии 10-11”

  1. Литература:

  1. Н.Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”
  2. Е.Андреева, И. Фалина « Системы счисления и компьютерная арифметика», Москва, «Лаборатория базовых знаний», 1999 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок №1. Переводы чисел в десятичную позиционную систему счисления . Позиционные системы счисления

Слайд 2

Цели урока: Развитие логического мышления, формирование информационной культуры; Повторение и закрепление алгоритмов перевода чисел из различных систем счисления в десятичную систему ; Воспитание самостоятельности при решении задач; Развитие навыков самоконтроля; Развитие интерес к предмету;

Слайд 3

Методические приемы : Фронтальная работа учителя с классом Самостоятельная работа учащихся Использование элементов ролевого подхода при обсуждении материала урока

Слайд 4

Проверка домашнего задания: задание 2.15 Н.Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”

Слайд 5

Устный опрос: а). Дать определение позиционной системы счисления. б).Правило перевода чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную для целых чисел. в).Правило перевода чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную для дробей. г).Перевод смешанных чисел.

Слайд 6

Алгоритмы перевода чисел в десятичную позиционную систему счисления . Перевод чисел в десятичную систему счисления основан на представлении числа в развёрнутом виде (в виде суммы разрядных единиц). 156 ,43 10 =1*10 2 +5*10 1 +6*10 0 +4*10 -1 +3*10 -2 =156,43 10 Записываем десятичное число в виде суммы разрядных единиц и вычисляем его значение:

Слайд 7

N (2) N (10) 10,11 2 =1*2 1 +0*2 0 +1*2 -1 +1*2 -2 =2+0,5+0,25=2,75 10 Делаем проверку, переводя число обратно в двоичную систему. 2,75 10 =2 10 +0,75 10 =10 2 +0,11 2 =10,11 2 Целая часть : Десятичное число/целое частное Делитель (основание системы) Остаток 2 2 0 1 2 10 =10 2

Слайд 8

Дробная часть: 0,75 10 0,75 X 2 1 ,5 X 2 1 ,0 0,75 10 =0,11 2 0,75 10 =0,11 2

Слайд 9

N (8) N (10) 67,5 8 =6*8 1 +7*8 0 +5*8 -1 =48+7+5/8=55,625 10 Делаем проверку, переводя число обратно в восьмеричную систему. 55,625 10 =55 10 +0,625 10 =67 8 +0,5 8 =67,5 8

Слайд 10

Целая часть : Десятичное число/целое частное Делитель (основание системы) Остаток 55 8 7 6 55 10 =67 8 Дробная часть: 0,625 10 0,625 X 8 5 ,000 0,625 10 =0,5 8

Слайд 11

N (16) N (10) 19 F 16 =1*16 2 +9*16 1 +F*16 0 =1*256+9*16+15*1=415 10 Обратный перевод : Десятичное число/целое частное Делитель (основание системы) Остаток 415 16 15 25 16 9 1 F 415 10 =19F 16

Слайд 12

Зад.2.11 стр.93 учебник Н. Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”

Слайд 13

домашнее задание: зад.2.1 2 стр.9 3 по учебнику Н. Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 6 класса "Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления"

Урок по информатике для 6 класса по теме "Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления" разработан по УМК Босовой Л.Л. Данный урок формирует умения переводить числа из двоичной системы счисле...

Перевод чисел в другую систему счисления

Перевод чисел в другую систему счисления...

"Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления".

Цели урока:1.Ввести понятие «Система счисления (СС)». Научиться переводить целые числа из десятичной СС в двоичную СС и обратно.2.Развить логическое мышление.3.Воспитать уверенность в своих силах.Зада...

Конспект урока по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления

Конспект урока по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления...

Презентация к уроку по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления

Презентация к уроку по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления...

Презентация-Тренажер "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно".

Тренажер позволяет пошагово проследить перевод из одной системы счисления в другую....