Перевод чисел в десятичную систему счисления
план-конспект по информатике и икт по теме
Урок №2. Взаимосвязь между системами счисления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_Perevod_chisel_v_desyatichnuyu_sistemu.docx | 23.07 КБ |
Urok_2__Pozicionnye_sistemy.pptx | 94.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестуемый педагог (ФИО)_Князева Ольга Александровна______________________
Предмет_ информатика и ИКТ_____________Класс___7-9_________________________
Тема уроков_ Взаимосвязь между позиционными системами счисления системы счисления.
Недостатка времени на уроках математики, не даёт уделить должного внимания взаимосвязи между различными позиционными системами счисления. В течение всех лет изучения математики в школе, ученик знакомится только с одной позиционной системой счисления - десятичной, это значительно сужает кругозор ученика. Но на уроках информатики этот пробел мы можем исправить. Такие уроки(3-4 урока) дают возможность повысить интерес ученика к изучению фундаментальной математики в школе и установить у учащихся междисциплинарный взгляд на информатику, углубляет знания по предметам, изучаемым в школьной программе.
Урок №2. Перевод чисел в десятичную систему счисления.
Цели урока:
- Развитие логического мышления, формирование информационной культуры;
- Повторение и закрепление алгоритмов перевода чисел из различных систем счисления в десятичную систему;
- Развитие навыков перевода чисел в десятичную систему счисления;
- Развитие навыков самоконтроля;
- Развитие интерес к предмету;
Методические приемы:
- Фронтальная работа учителя с классом;
- Самостоятельная работа учащихся.
- Использование элементов ролевого подхода при обсуждении материала урока.
План занятия.
- Проверка домашнего задания:
- 3-4 слабых ученика выборочно выполняют домашнее задание у доски. (задание 2.15 Н.Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”)
- В это время проводится устный опрос:
а). Дать определение позиционной системы счисления.
б).Правило перевода чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную для целых чисел.
в).Правило перевода чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную для дробей.
г).Перевод смешанных чисел.
- Объяснение нового материала:
а).Перевод чисел в десятичную систему счисления основан на представлении числа в развёрнутом виде (в виде суммы разрядных единиц).
Вспоминаем материал 5 класса по математике:
Записываем десятичное число в виде суммы разрядных единиц и вычисляем его значение:
156,4310=1*102+5*101+6*100+4*10-1+3*10-2=156,4310
N(2) N(10)
Берём любое двоичное число, например 10,112. Записываем его в развёрнутой форме и производим вычисления:
10,112=1*21+0*20+1*2-1+1*2-2=2+0,5+0,25=2,7510
Делаем проверку, переводя число обратно в двоичную систему.
2,7510=210+0,7510=102+0,112=10,112
Целая часть:
Десятичное число/целое частное | Делитель (основание системы) | Остаток |
2 | 2 | 0 |
1 |
210=102
Дробная часть:
0,7510
0,75
X 2
1,5
X 2
1,0
0,7510=0,112
N(8) N(10)
67,58=6*81+7*80+5*8-1=48+7+5/8=55,62510
Делаем проверку, переводя число обратно в восьмеричную систему.
55,62510=5510+0,62510=678+0,58=67,58
Целая часть:
Десятичное число/целое частное | Делитель (основание системы) | Остаток |
55 | 8 | 7 |
6 |
5510=678
Дробная часть:
0,62510
0,625
X 8
5,000
0,62510=0,58
N(16) N(10)
19F16=1*162+9*161+F*160=1*256+9*16+15*1=41510
Обратный перевод:
Десятичное число/целое частное | Делитель (основание системы) | F Остаток |
415 | 16 | 15 |
25 | 16 | 9 |
1 |
41510=19F16
После объяснения идёт закрепление нового материала, ученики работают у доски по желанию, решая примеры вместе с классом.
Зад.2.11 стр.93 по учебнику Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии 10-11”
- Закрепление полученных знаний:
Самостоятельная работа в виде теста. Тест делаю с помощью программ MyTest (http://mytest.klyaksa.net/), удобно и легко. Её использование даёт возможность экономить время и каждому ученику в конце урока выставить оценку.
- Подведение итогов урока и домашнее задание:
Домашнее задание: зад.2.12 стр.93 по учебнику Н. Угриновича “Информатика и информационные технологии 10-11”
- Литература:
- Н.Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”
- Е.Андреева, И. Фалина « Системы счисления и компьютерная арифметика», Москва, «Лаборатория базовых знаний», 1999 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Развитие логического мышления, формирование информационной культуры; Повторение и закрепление алгоритмов перевода чисел из различных систем счисления в десятичную систему ; Воспитание самостоятельности при решении задач; Развитие навыков самоконтроля; Развитие интерес к предмету;
Методические приемы : Фронтальная работа учителя с классом Самостоятельная работа учащихся Использование элементов ролевого подхода при обсуждении материала урока
Проверка домашнего задания: задание 2.15 Н.Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”
Устный опрос: а). Дать определение позиционной системы счисления. б).Правило перевода чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную для целых чисел. в).Правило перевода чисел из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную для дробей. г).Перевод смешанных чисел.
Алгоритмы перевода чисел в десятичную позиционную систему счисления . Перевод чисел в десятичную систему счисления основан на представлении числа в развёрнутом виде (в виде суммы разрядных единиц). 156 ,43 10 =1*10 2 +5*10 1 +6*10 0 +4*10 -1 +3*10 -2 =156,43 10 Записываем десятичное число в виде суммы разрядных единиц и вычисляем его значение:
N (2) N (10) 10,11 2 =1*2 1 +0*2 0 +1*2 -1 +1*2 -2 =2+0,5+0,25=2,75 10 Делаем проверку, переводя число обратно в двоичную систему. 2,75 10 =2 10 +0,75 10 =10 2 +0,11 2 =10,11 2 Целая часть : Десятичное число/целое частное Делитель (основание системы) Остаток 2 2 0 1 2 10 =10 2
Дробная часть: 0,75 10 0,75 X 2 1 ,5 X 2 1 ,0 0,75 10 =0,11 2 0,75 10 =0,11 2
N (8) N (10) 67,5 8 =6*8 1 +7*8 0 +5*8 -1 =48+7+5/8=55,625 10 Делаем проверку, переводя число обратно в восьмеричную систему. 55,625 10 =55 10 +0,625 10 =67 8 +0,5 8 =67,5 8
Целая часть : Десятичное число/целое частное Делитель (основание системы) Остаток 55 8 7 6 55 10 =67 8 Дробная часть: 0,625 10 0,625 X 8 5 ,000 0,625 10 =0,5 8
N (16) N (10) 19 F 16 =1*16 2 +9*16 1 +F*16 0 =1*256+9*16+15*1=415 10 Обратный перевод : Десятичное число/целое частное Делитель (основание системы) Остаток 415 16 15 25 16 9 1 F 415 10 =19F 16
Зад.2.11 стр.93 учебник Н. Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”
домашнее задание: зад.2.1 2 стр.9 3 по учебнику Н. Угринович “Информатика и информационные технологии 10-11”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью компьютера используя стандартное приложение Windows«Калькулятор»
Урок содержит презентацию, приложения, задания для учащихся....
Конспект урока для 6 класса "Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления"
Урок по информатике для 6 класса по теме "Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления" разработан по УМК Босовой Л.Л. Данный урок формирует умения переводить числа из двоичной системы счисле...
Перевод чисел в другую систему счисления
Перевод чисел в другую систему счисления...
"Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления".
Цели урока:1.Ввести понятие «Система счисления (СС)». Научиться переводить целые числа из десятичной СС в двоичную СС и обратно.2.Развить логическое мышление.3.Воспитать уверенность в своих силах.Зада...
Конспект урока по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления
Конспект урока по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления...
Презентация к уроку по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления
Презентация к уроку по теме Перевод чисел в десятичную систему счисления...
Презентация-Тренажер "Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно".
Тренажер позволяет пошагово проследить перевод из одной системы счисления в другую....