Рабочая программа по информатике и ИКТ (9 класс)
календарно-тематическое планирование (информатика и икт, 9 класс) по теме
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н. Д. Угриновича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
К основным задачам данного курса относятся:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Учебно-тематический план
Класс: 9
Учитель: Игнатьева Наталья Алексеевна
Количество часов: всего – 68 часов, в неделю – 2 часа
Плановых контрольных уроков – 5, зачетов – 0, тестов – 0 часов
Административных контрольных уроков – 1 час
Планирование составлено на основе: авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8– 9 классы)» с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Учебник: Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
Дополнительная литература:
- Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие» – М, Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | Корректировка | ||
Уроки | Использование ИКТ | К. р., л. Р., п. р. | |||||
1. | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации | 15 | |||||
1.1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. | 1 | |||||
1.2 | Растровые изображения на экране монитора. | 1 | |||||
1.3 | Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Практическая работа «Кодирование графической информации». | 1 | 1 | ||||
1.4 | Растровая и векторная графика. | 1 | |||||
1.5 | Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. | 1 | |||||
1.6 | Работа с объектами в векторных графических редакторах. Практическая работа «Создание рисунков в векторном графическом редакторе». | 1 | 1 | ||||
1.7 | Редактирование изображений и рисунков в растровых и векторных графических редакторах. Практическая работа «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе» | 1 | 1 | ||||
1.8 | Растровая и векторная анимация. Практическая работа «Создание GIF - анимации». | 1 | 1 | ||||
1.9 | Растровая и векторная анимация. Практическая работа «Создание flash-анимации». | 1 | 1 | ||||
1.10 | Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 | |||||
1.11 | Практическая работа «Кодирование и обработка звуковой информации» | 1 | 1 | ||||
1.12 | Цифровое фото и видео. Практическая работа «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». | 1 | 1 | ||||
1.13 | Цифровое фото и видео. Практическая работа «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа». | 1 | 1 | ||||
1.14 | Решение задач по теме «Кодирование графической информации» | 1 | |||||
1.15 | Контрольная работа № 1 по теме «Кодирование графической информации». | 1 | |||||
2. | Кодирование и обработка текстовой информации | 9 | |||||
2.1 | Кодирование текстовой информации. Практическая работа «Кодирование текстовой информации». | 1 | 1 | ||||
2.2 | Создание документов в текстовых редакторах. Сохранение и печать документов. | 1 | |||||
2.3 | Ввод и редактирование документа. Практическая работа «Вставка в документ формул». | 1 | 1 | ||||
2.4 | Форматирование документа, символов, абзацев. Практическая работа «Форматирование символов и абзацев». | 1 | 1 | ||||
2.5 | Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа «Создание и форматирование списков». | 1 | 1 | ||||
2.6 | Таблицы. Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными». | 1 | 1 | ||||
2.7 | Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Практическая работа «Перевод текста с помощью компьютерного словаря». | 1 | 1 | ||||
2.8 | Системы оптического распознавания документа. Практическая работа «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа». | 1 | 1 | ||||
2.9 | Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» | 1 | |||||
3. | Кодирование и обработка числовой информации | 10 | |||||
3.1 | Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора». | 1 | 1 | ||||
3.2 | Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | |||||
3.3 | Двоичное кодирование чисел в компьютере. | 1 | |||||
3.4 | Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. | 1 | |||||
3.5 | Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах». | 1 | 1 | ||||
3.6 | Встроенные функции. Практическая работа «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах». | 1 | 1 | ||||
3.7 | Построение диаграмм и графиков. Практическая работа «Построение диаграмм различных типов». | 1 | 1 | ||||
3.8 | Базы данных в электронных таблицах. | 1 | |||||
3.9 | Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». | 1 | 1 | ||||
3.10 | Контрольная работа № 3 по теме «Кодирование и обработка числовой информации». | 1 | |||||
4. | Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования | 20 | |||||
4.1 | Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. | 1 | |||||
4.2 | Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. | 1 | |||||
4.3 | Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». | 1 | |||||
4.4 | Алгоритмическая структура «цикл». | 1 | |||||
4.5 | Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. | 1 | |||||
4.6 | Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. | 1 | |||||
4.7 | Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Практическая работа «Знакомство с системами объектно-ориентированного и алгоритмического программирования» | 1 | 1 | ||||
4.8 | «Проект «Переменные». | 1 | 1 | ||||
4.9 | «Проект «Калькулятор». | 1 | 1 | ||||
4.10 | Проект «Строковый калькулятор». | 1 | 1 | ||||
4.11 | Проект «Даты и время». | 1 | 1 | ||||
4.12 | Проект «Сравнение кодов символов». | 1 | 1 | ||||
4.13 | Проект «Отметка». | 1 | 1 | ||||
4.14 | Проект «Коды символов». | 1 | 1 | ||||
4.15 | Проект «Слово-перевертыш». | 1 | 1 | ||||
4.16 | Графические возможности Basic | 1 | |||||
4.17 | Проект «Графический редактор». | 1 | 1 | ||||
4.18 | Проект «Системы координат». | 1 | 1 | ||||
4.19 | Проект «Анимация». | 1 | 1 | ||||
4.20 | Контрольная работа №4 по теме «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования». | 1 | |||||
5. | Моделирование и формализация | 10 | |||||
5.1 | Окружающий мир как иерархическая система. | 1 | |||||
5.2 | Моделирование как метод познания. | 1 | |||||
5.3 | Материальные и информационные модели. | 1 | |||||
5.4 | Формализация и визуализация моделей. | 1 | |||||
5.5 | Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | |||||
5.6 | Построение и исследование физических моделей. Практическая работа Проект «Бросание мячика в площадку» | 1 | 1 | ||||
5.7 | Приближенное решение уравнений. Практическая работа Проект «Графическое решение уравнений» | 1 | 1 | ||||
5.8 | Экспертные системы распознавания химических веществ. Практическая работа Проект «Распознавание удобрений» | 1 | 1 | ||||
5.9 | Информационные модели управления объектами. Практическая работа Проект «Модели систем управления» | 1 | 1 | ||||
5.10 | Контрольная работа №5 по теме «Моделирование и формализация». | 1 | |||||
6. | Информационное общество | 4 | |||||
6.1 | Информационное общество. | 1 | |||||
6.2 | Информационная культура. | 1 | |||||
6.3 | Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий. | 1 | |||||
6.4 | Итоговая контрольная работа по всему курсу информатики | 1 |
Содержание тем учебного курса
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (15 часов)
Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. Растровая и векторная графика. Растровая графика. Векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.
Кодирование и обработка текстовой информации (9 часов)
Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)
Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков. Базы данных в электронных таблицах. Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (20 часов)
Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Блок-схемы алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированных языках и алгоритмическом языке. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic 2005.
Моделирование и формализация (10 часов)
Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.
Информатизация общества (4 часа)
Информационное общество. Информационная культура. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
- Знать программный принцип работы компьютера;
- пользоваться персональным компьютером
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
- уметь пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
- следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования;
- осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления;
- проводить проверку правописания;
- использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы,
- создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах),
- переходить от одного представления данных к другому;
- создавать записи в базе данных;
- объяснять структуру основных алгоритмических конструкций и уметь использовать их для построения алгоритмов;
- знать основные типы данных и операторы (процедуры) для одного из языков программирования;
- уметь разрабатывать и записывать на языке программирования типовые алгоритмы;
- уметь создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования;
- приводить примеры моделирования и формализации;
- приводить примеры систем и их моделей;
- уметь строить информационные модели из различных предметных областей и исследовать их на компьютере.
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно – методическая литература:
- Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 9 класса» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
- Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие» – М, Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
Аппаратные средства:
- Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации (основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности: видео изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона).
- Мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру (технологический элемент новой грамотности радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений).
Программные средства:
- Операционная системаWindows - 2010
- Пакет Microsoft Office - 2010
- Антивирусная программа
- Программа – архиватор
- Клавиатурный тренажер
- Интернет
Список литературы
- http://metod-kopilka.ru – сайт методической копилки учителя информатики
- http://school-collection.edu.ru – сайт единой коллекции ЦОР
- http://metodist.lbz.ru – сайт методической службы издательства Бином
- http://www.uchportal.ru – учительский портал
- http://www.nsportal.ru – всероссийская сеть работников образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...