Рабочая программа по информатике и ИКТ (8 класс)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа по информатике для 8 класса по учебнику Макаровой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.docx | 38.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам. Как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обучающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные модели управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а так же для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 ч для обязательного изучения информатики на базовом уровне в 8-9 классах (в том числе в 8 классе – 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю, и в 9 классе – 68 учебных часов, из расчета 2 учебных часа в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, и практических занятий. Основными целями обучения информатики являются:
- освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении других школьных предметов;
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- приобретение опытаиспользования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
- На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по основным содержательным линиям изучения курса информатики и ИКТ;
- овладение способами деятельности в основных программных средах и использования информационных ресурсов.
Учебно-тематический план
Класс: 8
Учитель: Игнатьева Наталья Алексеевна
Количество часов: всего – 34 часа, в неделю – 1 час
Плановых контрольных уроков – 3, зачетов – 0, тестов – 0 часов
Административных контрольных уроков – 1 час
Планирование составлено на основе:
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ»
- Авторской программы Н.В. Макаровой
Учебник: Макарова Н. В. «Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Теория» - СПб., Питер, 2010 г.
Дополнительная литература:
- Макарова Н. В. «Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум – задачник по моделированию» - СПб., Питер, 2010 г.
- Макарова Н. В. «Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс» - СПб., Питер, 2007 г.
- Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | Корректировка | ||
Уроки | Использование ИКТ | К. р., л. р., п. р. | |||||
1. | Основы классификации (объектов) | 5 | |||||
1.1 | Классы и классификация | 1 | 1 | 8.09 | |||
1.2 | Основание классификации | 1 | 1 | 15.09 | |||
1.3 | Наследование свойств | 1 | 1 | 22.09 | |||
1.4 | Примеры классификации различных объектов | 1 | 29.09 | ||||
1.5 | Классификация компьютерных документов | 1 | 6.10 | ||||
2. | Классификация моделей | 4 | |||||
2.1 | Виды классификации моделей | 1 | 1 | 13.10 | |||
2.2 | Классификация моделей по способу представления | 1 | 1 | 20.10 | |||
2.3 | Инструменты моделирования | 1 | 1 | 27.10 | |||
2.4 | Контрольная работа по теме «Классификация моделей» | 1 | 10.11 | ||||
3. | Основные этапы моделирования | 4 | |||||
3.1 | Место моделирования в деятельности человека | 1 | 1 | 17.11 | |||
3.2 | Постановка задачи, разработка модели | 1 | 1 | 24.11 | |||
3.3 | Компьютерный эксперимент | 1 | 1.12 | ||||
3.4 | Анализ результатов моделирования | 1 | 8.12 | ||||
4. | Алгоритмы | 8 | |||||
4.1 | Понятие алгоритма, свойства алгоритма | 1 | 1 | 15.12 | |||
4.2 | Линейный алгоритм | 1 | 1 | 22.12 | |||
4.3 | Циклический алгоритм | 1 | 1 | 29.12 | |||
4.4 | Разветвляющийся алгоритм | 1 | 1 | 19.01 | |||
4.5 | Вспомогательный алгоритм | 1 | 1 | 26.01 | |||
4.6 | Представление алгоритма в виде блок – схемы | 1 | 1 | 2.02 | |||
4.7 | Стадии создания алгоритма | 1 | 9.02 | ||||
4.8 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы» | 1 | 16.02 | ||||
5. | Представление о программе. Классификация программ | 4 | |||||
5.1 | Исполнители и программы | 1 | 1 | 2.03 | |||
5.2 | Понятие программы | 1 | 1 | 9.03 | |||
5.3 | Подходы к созданию программы | 1 | 16.03 | ||||
5.4 | Классификация программного обеспечения | 1 | 1 | 6.04 | |||
6. | Системная среда Windows | 4 | |||||
6.1 | Представление о файле, папке | 1 | 1 | 13.04 | |||
6.2 | Программа Проводник | 1 | 20.04 | ||||
6.3 | Графический интерфейс | 1 | 27.04 | ||||
6.4 | Организация обмена данными | 1 | 4.05 | ||||
5. | Общая характеристика прикладной среды | 5 | |||||
5.1 | Роль, назначение и особенности прикладной среды | 1 | 1 | 11.05 | |||
5.2 | Редактирование и форматирование документа | 1 | |||||
5.3 | Общая характеристика инструментов прикладной среды | 1 | |||||
5.4 | Контрольная работа по теме «Системная среда Windows» | 1 | 18.05 | ||||
5.5 | Итоговая контрольная работа по теме «Программное обеспечение информационных технологий» | 1 | 25.05 | ||||
Итого: | 34 | 31 | 19 | 3 |
Содержание тем учебного курса
Основы классификации (объектов) (4 часа)
Классы и классификация. Основание классификации. Наследование свойств. Примеры классификации различных объектов. Классификация компьютерных документов.
Классификация моделей (4 часа)
Виды классификации моделей. Классификация моделей по способу представления. Инструменты моделирования.
Основные этапы моделирования (4 часа)
Место моделирования в деятельности человека. Постановка задачи, разработка модели. Компьютерный эксперимент. Анализ результатов моделирования.
Алгоритмы (8 часов)
Понятие алгоритма, свойства алгоритма. Линейный алгоритм. Циклический алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Вспомогательный алгоритм. Представление алгоритма в виде блок – схемы. Стадии создания алгоритма.
Представление о программе. Классификация программ (4 часа)
Исполнители и программы. Понятие программы. Подходы к созданию программы. Классификация программного обеспечения.
Системная среда Windows (4 часа)
Представление о файле, папке. Программа Проводник. Графический интерфейс. Организация обмена данными.
Общая характеристика прикладной среды (5 часов)
Роль, назначение и особенности прикладной среды. Редактирование и форматирование документа. Общая характеристика инструментов прикладной среды.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
- знать виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;основные понятия алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма;
- знать программный принцип работы компьютера;
- знать назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
- уметь выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблица, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска в базах данных, компьютерных сетях при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно – методическая литература:
- Макарова Н. В. «Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория» - СПб., Питер, 2010 г.
- Макарова Н. В. «Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум – задачник по моделированию» - СПб., Питер, 2010 г.
- Макарова Н. В. «Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс» - СПб., Питер, 2007 г.
- Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.
Аппаратные средства:
- Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации (основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности: видео изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона).
- Мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру (технологический элемент новой грамотности радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений).
Программные средства:
- Операционная системаWindows - 2010
- Пакет Microsoft Office - 2010
- Антивирусная программа
- Программа – архиватор
- Интернет
Список литературы
- Макарова Н. В. «Информатика.8-9 класс. Базовый курс. Теория» - СПб., Питер, 2010 г.
- Макарова Н. В. «Информатика. 8-9 класс. Базовый курс. Практикум – задачник по моделированию» - СПб., Питер, 2010 г.
- Макарова Н. В. «Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс» - СПб., Питер, 2007 г.
- Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.
- Научно-методический журнал «Информатика и образование»
- http://metod-kopilka.ru – сайт методической копилки учителя информатики
- http://school-collection.edu.ru – сайт единой коллекции ЦОР
- http://metodist.lbz.ru – сайт методической службы издательства Бином
- http://www.uchportal.ru – учительский портал
- http://www.nsportal.ru – всероссийская сеть работников образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...