Рабочая программа по информатике и ИКТ (8 класс)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс) по теме

Рабочая программа по информатике по учебнику Н. Д. Угриновича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass.docx41.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают  информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия  содержания  информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  2. овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  4. воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  5. выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

К основным задачам данного курса относятся:

  1. систематизировать подходы к изучению предмета;
  2. сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  3. научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  4. показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  5. сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Учебно-тематический план

Класс: 8

Учитель: Игнатьева Наталья Алексеевна

Количество часов: всего – 34 часа, в неделю – 1 час

Плановых контрольных уроков – 3, зачетов – 0, тестов – 0 часов

Административных контрольных уроков – 1 час

Планирование  составлено на основе: авторской программы  Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8– 9 классы)» с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Учебник: Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.  

Дополнительная литература:

  1. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие» – М, Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

Корректировка

Уроки

Использование ИКТ

К. р., л. Р., п. р.

1.

Информация и информационные процессы

10

1.1

Техника безопасности в кабинете информатики. Информация в живой и неживой природе.

1

1.2

Устройство компьютера.

Практическая работа  «Определение разрешающей способности мыши», «Форматирование дискеты».

1

1

1.3

Информация в обществе и технике.

1

1.4

Информация и информационные процессы. Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

1

1

1.5

Кодирование информации с помощью знаковых систем.

1

1.6

Количество информации.

Практическая работа  «Перевод единиц измерения количества информации»

1

1

1.7

Определение количества информации.

1

1.8

Алфавитный подход к определению количества информации.

1

1.9

Решение задач по теме  «Количество информации».

1

1.10

Контрольная работа № 1 «Количество информации».

1

2.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

6

2.1

Файлы и файловая система.

Практическая работа «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

1

1

2.2

Программное обеспечение компьютера.

1

2.3

Графический интерфейс операционных систем

Практическая работа  «Установка даты и времени».

1

1

2.4

Компьютерные вирусы  и антивирусные программы.

Практическая работа «Защита от вирусов».

1

1

2.5

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

1

2.6

Контрольная работа № 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

1

3.

Коммуникационные технологии

18

3.1

Передача информации.

1

3.2

Локальные компьютерные сети.

Практическая работа «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

1

1

3.3

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа  «Подключение к Интернету».

1

1

3.4

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Практическая работа   «География Интернета».

1

1

3.5

Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина.

Практическая работа  «Путешествие во всемирной паутине».

1

1

3.6

Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта.

Практическая работа  «Работа с электронной Web-почтой».

1

1

3.7

Файловые архивы.

Практическая работа   «Загрузка файлов из Интернета».

1

1

3.8

Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

1

3.9

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. 

Практическая работа  «Поиск информации в Интернете».

1

1

3.10

Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице.

1

3.11

Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах.

1

3.12

Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

1

3.13

Практическая работа   «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

1

3.14

Практическая работа  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

1

3.15

Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

1

3.16

Практическая работа  «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

1

1

3.17

Контрольная работа № 3 «Коммуникационные технологии».

1

3.18

Итоговая контрольная  работа по всему курсу информатики

1

Содержание тем учебного курса

Информация и информационные процессы (10 часов)

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (6 часов)

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.

Коммуникационные технологии (18 часов)

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной  программе

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

  1. знать виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации, единицы измерения количества и скорости передачи информации;
  2. понимать принцип дискретного (цифрового) представления информации, программный принцип работы компьютера, назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
  1. уметь выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями;
  2. проверять свойства  объектов;
  3. пользоваться персональным компьютером;
  4. выполнять и строить простые алгоритмы
  5. следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения.
  6. оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
  7. предпринимать меры антивирусной безопасности;
  8. оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  9. создавать презентации на основе шаблонов;
  10. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем), создания личных коллекций информационных объектов, передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке.

Перечень учебно – методического обеспечения

Учебно – методическая литература:

  1. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.  
  2. Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие» – М, Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.

Аппаратные средства:

  1. Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации (основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности: видео изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона).
  2.  Мультимедийный проектор,  подсоединяемый к компьютеру (технологический элемент новой грамотности  радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений).

Программные средства:

  1. Операционная системаWindows - 2010
  2. Пакет Microsoft Office - 2010
  3. Антивирусная программа
  4. Программа – архиватор
  5. Клавиатурный тренажер
  6. Интернет

Список литературы

  1. http://metod-kopilka.ru – сайт методической копилки учителя информатики
  2. http://school-collection.edu.ru – сайт единой коллекции ЦОР
  3. http://metodist.lbz.ru – сайт методической  службы издательства Бином
  4. http://www.uchportal.ru – учительский портал
  5. http://www.nsportal.ru – всероссийская сеть работников образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...