Рабочая программа по информатике и ИКТ (5 класс)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) по теме
Рабочая программа по информатике для 5 класса по учебнику Л. Босовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass.docx | 39.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Основная идея программы - формирование информационной культуры школьников, уровень которой определяют:
- Система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- Знания и умения целенаправленной работы с информацией;
- Умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели различных объектов.
Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний и умений школьников в области компьютерных знаний и информационных технологий. Они должны обладать определенным уровнем информационной культуры, который и определяет их умения оперативно и качественно работать с информацией на базе современных технических средств, технологий и методов.
Таким образом, первостепенной задачей, стоящей перед преподавателем информатики является принятие такой концепции обучения, целью которой будет создание базы информационной культуры выпускника школы. Это не простая задача, так как динамика изменений в области компьютерных знаний настолько высока, что созданные учебные программы, учебные пособия необходимо постоянно совершенствовать с целью отражения существующих новаций.
Цели преподавания данного курса:
- дать школьникам представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
- формировать знания по техническому обеспечению информационных технологий;
- освоение технологии алгоритмизации, моделирования и программирования;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;
- воспитывать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации.
Учебно – тематический план изучения курса информатики в средней школе ориентирован на формирование у учащихся базовых знаний по информатике, освоение базовой информационной технологии работы в системной среде Windows, в графическом редакторе, в текстовом процессоре, в табличном процессоре, в системе управления базой данных. Содержание данной программы соответствует требованиям государственного стандарта общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ».
В основу отбора содержания курса информатики были положены следующие принципы:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых).
3. Практикоориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).
Как известно, часы на информатику в V—VII классах выделяются за счет регионального или школьного компонентов. Чаще всего это 1 урок в неделю. Педагогический опыт показывает, что в таких условиях наиболее приемлемы комбинированные уроки, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. При этом, с учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. В комбинированном уроке информатики можно выделить следующие основные этапы:
- организационный момент;
- активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос и актуализация ранее изученного материала);
- объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т. д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения.
- работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ компьютерного практикума, логические игры и головоломки);
- подведение итогов урока.
Информацию о ходе усвоения учащимися учебного материала учитель получает в процессе контроля — входного, промежуточного, проверочного, итогового. Входной контроль осуществляется в начале каждого урока. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку. Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенного его вниманию «порции» материала. Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока. Он позволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном уроке, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока. Итоговый контроль осуществляется по завершении крупного блока или всего курса. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Формы итогового контроля разнообразны: контрольная работа, зачет по опросному листу, тест (компьютерное тестирование), творческая работа и др.
Учебно-тематический план
Класс: 5
Учитель: Игнатьева Наталья Алексеевна
Количество часов: всего – 34 часа, в неделю – 1 час
Плановых контрольных уроков – 1, зачетов – 0, тестов – 0 часов
Административных контрольных уроков – 1 час
Планирование составлено на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ».
Учебник: Босова Л. Л. «Информатика. 5 класс» - М., Бином. Лаборатория знаний. 2011 г.
Дополнительная литература:
- Югова Н.Л., Камалов Р.Р. «Поурочные разработки по информатике. 5 класс» – М., Вако, 2010 г.
- Босова Л. Л. «Методическое пособие. Информатика 5-6 класс» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
- Босова Л.Л. «Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. «Занимательные задачи по информатике» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | Корректировка | ||
Уроки | Использование ИКТ | К. р., л. Р., п. р. | |||||
1. | Введение | 1 | |||||
1.1 | Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | 1 | 4.09 | |||
2. | Компьютер для начинающих | 7 | |||||
2.1 | Как устроен компьютер | 1 | 1 | 11.09 | |||
2.2 | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Практическая работа «Знакомство с клавиатурой. Назначение клавиш» | 1 | 1 | 18.09 | |||
2.3 | Основная позиция пальцев на клавиатуре | 1 | 1 | 25.09 | |||
2.4 | Программы и файлы | 1 | 1 | 2.10 | |||
2.5 | Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши Практическая работа «Освоение мыши. Приемы работы с мышью» | 1 | 1 | 9.10 | |||
2.6 | Главное меню. Запуск программ Практическая работа «Запуск программ. Основные элементы окна программы» | 1 | 1 | 16.10 | |||
2.7 | Управление компьютером с помощью меню Практическая работа «Управление компьютером с помощью меню. Алгоритмы действий» | 1 | 1 | 23.10 | |||
3 | Информация вокруг нас | 8 | |||||
3.1 | Действия с информацией. Хранение информации. Логическая игра. Решение задач | 1 | 1 | 6.11 | |||
3.2 | Носители информации | 1 | 1 | 13.11 | |||
3.3 | Передача информации | 1 | 1 | 20.11 | |||
3.4 | Кодирование информации | 1 | 1 | 27.11 | |||
3.5 | Формы представления информации. Метод координат | 1 | 1 | 4.12 | |||
3.6 | Текст как форма представления информации. Логическая игра. Решение задач | 1 | 1 | 11.12 | |||
3.7 | Табличная форма представления информации | 1 | 1 | 18.1 | |||
3.8 | Наглядные формы представления информации. Наглядные формы представления информации | 1 | 1 | 25.12 | |||
4 | Информационные технологии. Информация вокруг нас | 18 | |||||
4.1 | Обработка информации Практическая работа «Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор» | 1 | 1 | 15.01 | |||
4.2 | Обработка текстовой информации Практическая работа «Ввод текста. Интерфейс MSWord. Правила ввода текста» | 1 | 1 | 22.01 | |||
4.3 | Обработка текстовой информации | 1 | 1 | 29.01 | |||
4.4 | Редактирование текста. Работа с фрагментами | 1 | 1 | 5.02 | |||
4.5 | Редактирование текста. Поиск информации Практическая работа «Редактирование текста. Правила редактирования текста» | 1 | 1 | 12.02 | |||
4.6 | Изменение формы представления информации. Систематизация информации | 1 | 1 | 19.02 | |||
4.7 | Кодирование как изменение формы представления информации Практическая работа «Форматирование текста» | 1 | 1 | 26.02 | |||
4.8 | Компьютерная графика | 1 | 1 | 5.03 | |||
4.9 | Инструменты графического редактора Практическая работа «Знакомство с инструментами рисования графического редактора» | 1 | 1 | 12.03 | |||
4.10 | Проверочная работа. Обработка графической информации Практическая работа «Раскраска. Индивидуальные задания» | 1 | 1 | 19.03 | |||
4.11 | Обработка текстовой и графической информации Практическая работа «Пригласительный билет» | 1 | 1 | 2.04 | |||
4.12 | Преобразование информации по заданным правилам | 1 | 1 | 9.04 | |||
4.13 | Преобразование информации путем рассуждений Практическая работа «Работа с фрагментами рисунка» | 1 | 1 | 16.04 | |||
4.14 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик» | 1 | 1 | 23.04 | |||
4.15 | Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа» | 1 | 1 | 30.04 | |||
4.16 | Создание движущихся изображений Практическая работа «Анимация» | 1 | 1 | 7.05 | |||
4.17 | Создание движущихся изображений Практическая работа «Анимация» | 1 | 1 | 14.05 | |||
4.18 | Итоговая контрольная работа по всему курсу информатики | 1 | 21.05 | ||||
Итого: | 34 | 16 | 33 | 18 |
Содержание тем учебного курса
Компьютер для начинающих (7 часов)
Устройство компьютера. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.
Информация вокруг нас (8 часов)
Действия с информацией. Хранение информации. Носители информации. Носители информации. Передача информации. Кодирование информации. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Информационные технологии (18 часов)
Обработка информации. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами. Редактирование текста. Поиск информации. Изменение формы представления информации. Компьютерная графика. Инструменты графического редактора. Обработка текстовой и графической информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Создание движущихся изображений.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно – методическая литература:
- Босова Л. Л. «Информатика. 5 класс» - М., Бином. Лаборатория знаний. 2011 г.
- Босова Л.Л. «Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
- Смыковская Т. К. «Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы»– М., Планета,2010 г.
- Югова Н.Л., Камалов Р.Р. «Поурочные разработки по информатике. 5 класс» – М., Вако, 2010 г.
- Босова Л. Л. «Методическое пособие. Информатика 5-6 класс» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. «Занимательные задачи по информатике» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.
Аппаратные средства:
- Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации (основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности: видео изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона).
- Мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру (технологический элемент новой грамотности радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений).
Программные средства:
- Операционная системаWindows - 2010
- Пакет Microsoft Office - 2010
- Антивирусная программа
- Программа – архиватор
- Клавиатурный тренажер
- Интернет
Список литературы
- Босова Л. Л. «Информатика. 5 класс» - М., Бином. Лаборатория знаний. 2011 г.
- Босова Л.Л. «Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2010 г.
- Смыковская Т. К. «Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы»– М., Планета,2010 г.
- Югова Н.Л., Камалов Р.Р. «Поурочные разработки по информатике. 5 класс» – М., Вако, 2010 г.
- Босова Л. Л. «Методическое пособие. Информатика 5-6 класс» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. «Занимательные задачи по информатике» – М., Бином. Лаборатория знаний, 2006 г.
- http://metod-kopilka.ru – сайт методической копилки учителя информатики
- http://school-collection.edu.ru – сайт единой коллекции ЦОР
- http://metodist.lbz.ru – сайт методической службы издательства Бином
- http://www.uchportal.ru – учительский портал
- http://www.nsportal.ru – всероссийская сеть работников образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...