Рабочая программа по информатике и ИКТ (11 класс)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (11 класс) по теме
Рабочая программа по информатике для 11 класса по учебнику Макаровой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «Информатика и ИКТ». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.
Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использовании для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить: развитие мышления является целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, — это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.
В качестве основных целей обучения в соответствии с системно-информационной концепцией выделяются следующие:
- формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют:
- система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
- умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;
- развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности,
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Учебно-тематический план
Класс: 11
Учитель: Игнатьева Наталья Алексеевна
Количество часов: всего – 34 часа, в неделю – 1 час
Плановых контрольных уроков – 2, зачетов – 0, тестов – 0 часов
Административных контрольных уроков – 1 час
Планирование составлено на основе:
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ (базовый уровень)
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ»
- Авторской программы Н.В. Макаровой
Учебник: Макарова Н. В. «Информатика. 11 класс. Базовый курс» - СПб., Питер, 2010 г.
Дополнительная литература:
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. 9-11 класс» – СПб., Питер, 2009 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1» – СПб., Питер, 2007 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 2» – СПб., Питер, 2007 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 3» – СПб., Питер, 2007 г.
- Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | Корректировка | ||
Уроки | Использование ИКТ | К. р., л. р., п. р. | |||||
1. | Основы социальной информатики | 14 | 8.09 | ||||
1.1 | Правила техники безопасности в кабинете информатики. От индустриального общества к информационному | 1 | 15.09 | ||||
1.2 | Информационные ресурсы | 1 | 1 | 22.09 | |||
1.3 | Этические и правовые нормы информационной деятельности человека | 1 | 29.09 | ||||
1.4 | Информационная безопасность | 1 | 1 | 6.10 | |||
1.5 | Этапы моделирования в электронных таблицах | 1 | 13.10 | ||||
1.6 | Моделирование биологических процессов | 1 | 20.10 | ||||
1.7 | Практическая работа «Моделирование биологических процессов» | 1 | 27.10 | ||||
1.8 | Моделирование движения тела | 1 | 1 | 10.11 | |||
1.9 | Практическая работа «Моделирование движения тела» | 1 | 17.11 | ||||
1.10 | Моделирование экологических систем | 1 | 24.11 | ||||
1.11 | Практическая работа «Моделирование экологических систем» | 1 | 1.12 | ||||
1.12 | Моделирование случайных процессов | 1 | 8.12 | ||||
1.13 | Практическая работа «Моделирование случайных процессов» | 1 | 15.12 | ||||
1.14 | Контрольная работа по теме «Моделирование» | 1 | 22.12 | ||||
2. | Информационные системы и технологии | 3 | |||||
2.1 | Информационные системы | 1 | 1 | 29.12 | |||
2.2 | Информационные системы | 1 | 19.01 | ||||
2.3 | Информационные технологии | 1 | 1 | 26.01 | |||
3. | Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов | 9 | |||||
3.1 | Автоматизация редактирования | 1 | 1 | 2.02 | |||
3.2 | Практическая работа «Редактирование и форматирование документа» | 1 | 9.02 | ||||
3.3 | Практическая работа «Проверка орфографии. Автозамена, автотекст» | 1 | 16.02 | ||||
3.4 | Практическая работа «Обработка сканированного текста» | 1 | 2.03 | ||||
3.5 | Автоматизация форматирования | 1 | 9.03 | ||||
3.6 | Практическая работа «Автоперенос. Нумерация страниц. Стилевое форматирование» | 1 | 16.03 | ||||
3.7 | Практическая работа «Технология использования перекрестных ссылок в документе» | 1 | 6.04 | ||||
3.8 | Практическая работа «Автоматическая нумерация таблиц и рисунков. Сортировка» | 1 | 13.04 | ||||
3.9 | Контрольная работа по теме «Обработка текстовых документов» | 1 | 20.04 | ||||
4. | Информационная технология хранения данных | 8 | |||||
4.1 | Представление о базах данных | 1 | 1 | 27.04 | |||
4.2 | Виды моделей данных | 1 | 1 | ||||
4.3 | Практическая работа «Виды моделей данных» | 1 | |||||
4.4 | Практическая работа «Система управления базами данных Access» | 1 | 4.05 | ||||
4.5 | Этапы разработки базы данных | 1 | 1 | ||||
4.6 | Практическая работа «Этапы разработки базы данных «Географические объекты» | 1 | 11.05 | ||||
4.7 | Практическая работа «Создание базы данных в СУБД Access» | 1 | 18.05 | ||||
4.8 | Итоговая практическая работа по всему курсу информатики | 1 | 25.05 | ||||
Итого: | 34 | 17 | 9 | 17 |
Содержание тем учебного курса
Основы социальной информатики (14 часов)
От индустриального общества к информационному. Информационные ресурсы. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. Этапы моделирования в электронных таблицах. Моделирование биологических процессов. Моделирование движения тела. Моделирование экологических систем. Моделирование случайных процессов.
Информационные системы и технологии (3 часа)
Информационные системы. Информационные технологии.
Информационная технология автоматизированной обработки текстовых документов (9 часов)
Автоматизация редактирования.
Информационная технология хранения данных (8 часов)
Представление о базах данных. Виды моделей данных.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
- уметь объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
- различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, знать единицы измерения информации;
- знать назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
- знать назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- уметь использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно – методическая литература:
- Макарова Н. В. «Информатика. 11 класс. Базовый курс» - СПб., Питер, 2010 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. 9-11 класс» – СПб., Питер, 2009 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1» – СПб., Питер, 2007 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 2» – СПб., Питер, 2007 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 3» – СПб., Питер, 2007 г.
- Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.
Аппаратные средства:
- Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации (основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности: видео изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона).
- Мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру (технологический элемент новой грамотности радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений).
Программные средства:
- Операционная системаWindows - 2010
- Пакет Microsoft Office - 2010
- Антивирусная программа
- Программа – архиватор
- Интернет
Список литературы
- Макарова Н. В. «Информатика. 11 класс. Базовый курс» - СПб., Питер, 2010 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. 9-11 класс» – СПб., Питер, 2009 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1» – СПб., Питер, 2007 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 2» – СПб., Питер, 2007 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 3» – СПб., Питер, 2007 г.
- Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.
- Научно-методический журнал «Информатика и образование»
- http://metod-kopilka.ru – сайт методической копилки учителя информатики
- http://school-collection.edu.ru – сайт единой коллекции ЦОР
- http://metodist.lbz.ru – сайт методической службы издательства Бином
- http://www.uchportal.ru – учительский портал
- http://www.nsportal.ru – всероссийская сеть работников образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс
к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...