Рабочая программа по информатике и ИКТ (10 класс)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) по теме
Рабочая программа по информатике для 10 класса по учебнику Макаровой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «Информатика и ИКТ». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.
Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использовании для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить: развитие мышления является целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, — это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.
В качестве основных целей обучения в соответствии с системно-информационной концепцией выделяются следующие:
- формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют:
- система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
- знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
- умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;
- развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
- приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности,
- воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Учебно-тематический план
Класс: 10
Учитель: Игнатьева Наталья Алексеевна
Количество часов: всего – 34 часа, в неделю – 1 час
Плановых контрольных уроков – 3, зачетов – 0, тестов – 0 часов
Административных контрольных уроков – 1 час
Планирование составлено на основе:
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ (базовый уровень)
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ»
- Авторской программы Н.В. Макаровой
Учебник: Макарова Н. В. «Информатика. 10 класс. Базовый курс. Теория» - СПб., Питер, 2010 г.
Дополнительная литература:
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. 9-11 класс» – СПб., Питер, 2009 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1» – СПб., Питер, 2007 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 2» – СПб., Питер, 2007 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 3» – СПб., Питер, 2007 г.
- Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Дата | Корректировка | ||
Уроки | Использование ИКТ | К. р., л. р., п. р. | |||||
1. | Информационные процессы, модели, объекты | 7 | |||||
1.1 | Информация и данные, свойства информации | 1 | 1 | 7.09 | |||
1.2 | Информационный процесс | 1 | 14.09 | ||||
1.3 | Информационная модель объекта | 1 | 21.09 | ||||
1.4 | Представление об информационном объекте | 1 | 28.09 | ||||
1.5 | Представление информации в компьютере | 1 | 5.10 | ||||
1.6 | Моделирование в электронных таблицах | 1 | 1 | 12.10 | |||
1.7 | Контрольная работа по теме «Информационные процессы, модели, объекты» | 1 | 19.10 | ||||
2. | Информационная технология работы с объектами текстового документа | 5 | |||||
2.1 | Текстовые документы и текстовые процессоры | 1 | 26.10 | ||||
2.2 | Форматирование объектов текста | 1 | 9.11 | ||||
2.3 | Создание и редактирование графических и табличных объектов | 1 | 16.11 | ||||
2.4 | Информационная технология работы со структурой текстового документа | 1 | 23.11 | ||||
2.5 | Контрольная работа по теме «Текстовые документы» | 1 | 30.11 | ||||
3. | Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети | 7 | |||||
3.1 | Разновидности компьютерных сетей | 1 | 1 | 7.12 | |||
3.2 | Представление о сервисах Интернета | 1 | 1 | 14.12 | |||
3.3 | Информационная технология передачи информации через Интернет | 1 | 21.12 | ||||
3.4 | Этика сетевого общения | 1 | 1 | 28.12 | |||
3.5 | Информационная технология поиска информации в Интернете | 1 | 18.01 | ||||
3.6 | Информационная безопасность сетевой технологии работы | 1 | 25.01 | ||||
3.7 | Контрольная работа по теме «Компьютерные сети» | 1 | 1.02 | ||||
4. | Информационная технология представления информации в виде презентаций | 3 | |||||
4.1 | Возможности программной среды подготовки презентация Microsoft Power Point | 1 | 1 | 8.02 | |||
4.2 | Практическая работа «Техника безопасности в компьютерном классе» | 1 | 15.02 | ||||
4.3 | Практическая работа «Техника безопасности в компьютерном классе» | 1 | 22.02 | ||||
5. | Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel | 4 | |||||
5.1 | Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм | 1 | 1 | 15.03 | |||
5.2 | Технология накопления и обработки данных | 1 | 22.03 | ||||
5.3 | Автоматизированная обработка данных с помощью анкет | 1 | 5.04 | ||||
5.4 | Практическая работа «Табличный процессор» | 1 | 12.04 | ||||
6. | Информационная технология разработки проекта | 3 | |||||
6.1 | Представление об основных этапах разработки проекта | 1 | 1 | 19.04 | |||
6.2 | Практическая работа «Проект «Жизнь без сигареты» | 1 | 26.04 | ||||
6.3 | Практическая работа «Проект «Жизнь без сигареты» | 1 | |||||
7. | Основы программирования в среде Visual Basic | 5 | |||||
7.1 | Основные понятия среды Visual Basic | 1 | 1 | 3.05 | |||
7.2 | Технология работы с формой и графическими методами | 1 | 10.05 | ||||
7.3 | Управляющие элементы | 1 | 1 | 17.05 | |||
7.4 | Процедуры и функции | 1 | 1 | 24.05 | |||
7.5 | Итоговая контрольная работа по всему курсу информатики | 1 | 31.05 | ||||
Итого: | 34 | 25 | 11 | 9 |
Содержание тем учебного курса
Информационные процессы, модели, объекты (7 часов)
Информация и данные, свойства информации. Информационный процесс. Информационная модель объекта. Представление об информационном объекте. Представление информации в компьютере. Моделирование в электронных таблицах.
Информационная технология работы с объектами текстового документа (5 часов)
Текстовые документы и текстовые процессоры. Создание и редактирование графических и табличных объектов. Информационная технология работы со структурой текстового документа. Форматирование объектов текста.
Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети (7 часов)
Разновидности компьютерных сетей. Представление о сервисах Интернета. Информационная технология передачи информации через Интернет. Этика сетевого общения. Информационная технология поиска информации в Интернете. Информационная безопасность сетевой технологии работы.
Информационная технология представления информации в виде презентаций (3 часа)
Возможности программной среды подготовки презентация Microsoft Power Point.
Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel (4 часа)
Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм. Технология накопления и обработки данных. Автоматизированная обработка данных с помощью анкет.
Информационная технология разработки проекта (3 часа)
Представление об основных этапах разработки проекта.
Основы программирования в среде Visual Basic (5 часов)
Основные понятия среды Visual Basic. Технология работы с формой и графическими методами. Управляющие элементы. Процедуры и функции.
Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
- уметь объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
- различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, знать единицы измерения информации;
- знать назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
- знать назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- уметь использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно – методическая литература:
- Макарова Н. В. «Информатика. 11 класс. Базовый курс» - СПб., Питер, 2010 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. 9-11 класс» – СПб., Питер, 2009 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1» – СПб., Питер, 2007 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 2» – СПб., Питер, 2007 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 3» – СПб., Питер, 2007 г.
- Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.
Аппаратные средства:
- Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации (основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности: видео изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона).
- Мультимедийный проектор, подсоединяемый к компьютеру (технологический элемент новой грамотности радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений).
Программные средства:
- Операционная системаWindows - 2010
- Пакет Microsoft Office - 2010
- Антивирусная программа
- Программа – архиватор
- Интернет
Список литературы
- Макарова Н. В. «Информатика. 10 класс. Базовый курс» - СПб., Питер, 2010 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. 9-11 класс» – СПб., Питер, 2009 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1» – СПб., Питер, 2007 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 2» – СПб., Питер, 2007 г.
- Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 3» – СПб., Питер, 2007 г.
- Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.
- Научно-методический журнал «Информатика и образование»
- http://metod-kopilka.ru – сайт методической копилки учителя информатики
- http://school-collection.edu.ru – сайт единой коллекции ЦОР
- http://metodist.lbz.ru – сайт методической службы издательства Бином
- http://www.uchportal.ru – учительский портал
- http://www.nsportal.ru – всероссийская сеть работников образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/31/picture-633.jpg)
Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-24806-1354041717.jpg)
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2016/08/11/picture-29703-1470930478.jpg)
Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)
Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/09/picture-40387.jpg)
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/09/picture-40387.jpg)
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс
к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...