Рабочая программа по информатике и ИКТ (10 класс)
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) по теме

Рабочая программа по информатике для 10 класса по учебнику Макаровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель — формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель призвана образовательная область «Информатика и ИКТ». Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное мировоззрение и позволят им овладеть современными информационными технологиями.

Предлагаемая концепция школьного курса информатики, названная системно-информационной, базируется на идеях системного анализа и использовании для их реализации компьютерных технологий. Системно-информационная концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках информатики разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Следует заметить: развитие мышления является целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Информатика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, — это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.

В качестве основных целей обучения в соответствии с системно-информационной концепцией выделяются следующие:

  1. формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют:
  2. система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  3. знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
  4. умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;
  5. развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
  6. приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности,
  7. воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Учебно-тематический план

Класс: 10

Учитель: Игнатьева Наталья Алексеевна

Количество часов: всего – 34 часа, в неделю – 1 час

Плановых контрольных уроков – 3, зачетов – 0, тестов – 0 часов

Административных контрольных уроков – 1 час

Планирование  составлено на основе: 

  1. Примерной программы среднего (полного) общего образования  по Информатике и ИКТ (базовый уровень)
  2. Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Информатика и ИКТ»
  3. Авторской программы Н.В. Макаровой

Учебник: Макарова Н. В. «Информатика. 10 класс. Базовый курс. Теория» - СПб., Питер, 2010 г.

Дополнительная литература:

  1. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. 9-11 класс» – СПб.,  Питер, 2009 г.
  2. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1» – СПб., Питер, 2007 г.
  3. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 2» – СПб., Питер, 2007 г.
  4. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 3» – СПб., Питер, 2007 г.
  5. Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

Корректировка

Уроки

Использование ИКТ

К. р., л. р., п. р.

1.

Информационные процессы, модели, объекты

7

1.1

Информация и данные, свойства информации

1

1

7.09

1.2

Информационный процесс

1

14.09

1.3

Информационная модель объекта

1

21.09

1.4

Представление об информационном объекте

1

28.09

1.5

Представление информации в компьютере

1

5.10

1.6

Моделирование в электронных таблицах

1

1

12.10

1.7

Контрольная работа по теме «Информационные процессы, модели, объекты»

1

19.10

2.

Информационная технология работы с  объектами текстового документа

5

2.1

Текстовые документы и текстовые процессоры

1

26.10

2.2

Форматирование объектов текста

1

9.11

2.3

Создание и редактирование графических и табличных объектов

1

16.11

2.4

Информационная технология работы со структурой текстового документа

1

23.11

2.5

Контрольная работа  по теме «Текстовые документы»

1

30.11

3.

Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети

7

3.1

Разновидности компьютерных сетей

1

1

7.12

3.2

Представление о сервисах Интернета

1

1

14.12

3.3

Информационная технология передачи информации через Интернет

1

21.12

3.4

Этика сетевого общения

1

1

28.12

3.5

Информационная технология поиска информации в Интернете

1

18.01

3.6

Информационная безопасность сетевой технологии работы

1

25.01

3.7

Контрольная работа  по теме «Компьютерные сети»

1

1.02

4.

Информационная технология представления информации в виде презентаций

3

4.1

Возможности программной среды подготовки презентация Microsoft Power Point

1

1

8.02

4.2

Практическая работа «Техника безопасности в компьютерном классе»

1

15.02

4.3

Практическая работа «Техника безопасности в компьютерном классе»

1

22.02

5.

Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel

4

5.1

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм

1

1

15.03

5.2

Технология накопления и обработки данных

1

22.03

5.3

Автоматизированная обработка данных с помощью анкет

1

5.04

5.4

Практическая работа «Табличный процессор»

1

12.04

6.

Информационная технология разработки проекта

3

6.1

Представление об основных этапах разработки проекта

1

1

19.04

6.2

Практическая работа  «Проект «Жизнь без сигареты»

1

26.04

6.3

Практическая работа «Проект «Жизнь без сигареты»

1

7.

Основы программирования в среде Visual Basic

5

7.1

Основные понятия среды Visual Basic

1

1

3.05

7.2

Технология работы с формой и графическими методами

1

10.05

7.3

Управляющие элементы

1

1

17.05

7.4

Процедуры и функции

1

1

24.05

7.5

Итоговая контрольная работа по всему курсу информатики

1

31.05

Итого:

34

25

11

9

Содержание тем учебного курса

Информационные процессы, модели, объекты (7 часов)

Информация и данные, свойства информации. Информационный процесс. Информационная модель объекта. Представление об информационном объекте. Представление информации в компьютере. Моделирование в электронных таблицах.

Информационная технология работы с  объектами текстового документа (5 часов)

Текстовые документы и текстовые процессоры. Создание и редактирование графических и табличных объектов. Информационная технология работы со структурой текстового документа. Форматирование объектов текста.

Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети (7 часов)

Разновидности компьютерных сетей. Представление о сервисах Интернета. Информационная технология передачи информации через Интернет. Этика сетевого общения. Информационная технология поиска информации в Интернете. Информационная безопасность сетевой технологии работы.

Информационная технология представления информации в виде презентаций (3 часа)

Возможности программной среды подготовки презентация Microsoft Power Point.

Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel (4 часа)

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм. Технология накопления и обработки данных. Автоматизированная обработка данных с помощью анкет.

Информационная технология разработки проекта (3 часа)

Представление об основных этапах разработки проекта.

Основы программирования в среде Visual Basic (5 часов)

Основные понятия среды Visual Basic. Технология работы с формой и графическими методами. Управляющие элементы. Процедуры и функции.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной  программе

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

  1. уметь объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;
  2. различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный, знать единицы измерения информации;
  3. знать назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
  4. знать назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  5. уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  6. распознавать информационные процессы в различных системах;
  7. уметь использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  8. осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  9. иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  10. создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  11. просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  12. осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях;
  13. представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма);
  14. соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Перечень учебно – методического обеспечения

Учебно – методическая литература:

  1. Макарова Н. В. «Информатика. 11 класс. Базовый курс» - СПб., Питер, 2010 г.
  2. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. 9-11 класс» – СПб.,  Питер, 2009 г.
  3. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1» – СПб., Питер, 2007 г.
  4. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 2» – СПб., Питер, 2007 г.
  5. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 3» – СПб., Питер, 2007 г.
  6. Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.

Аппаратные средства:

  1. Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации (основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа возможности: видео изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона).
  2.  Мультимедийный проектор,  подсоединяемый к компьютеру (технологический элемент новой грамотности  радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений).

Программные средства:

  1. Операционная системаWindows - 2010
  2. Пакет Microsoft Office - 2010
  3. Антивирусная программа
  4. Программа – архиватор
  5. Интернет

Список литературы

  1. Макарова Н. В. «Информатика. 10 класс. Базовый курс» - СПб., Питер, 2010 г.
  2. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. 9-11 класс» – СПб.,  Питер, 2009 г.
  3. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 1» – СПб., Питер, 2007 г.
  4. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 2» – СПб., Питер, 2007 г.
  5. Макарова Н. В. «Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Информационная картина мира. Часть 3» – СПб., Питер, 2007 г.
  6. Симонович С. В. «Специальная информатика. Учебное пособие» - М., АстПресс, 2000 г.
  7. Научно-методический журнал «Информатика и образование»
  8. http://metod-kopilka.ru – сайт методической копилки учителя информатики
  9. http://school-collection.edu.ru – сайт единой коллекции ЦОР
  10. http://metodist.lbz.ru – сайт методической  службы издательства Бином
  11. http://www.uchportal.ru – учительский портал
  12. http://www.nsportal.ru – всероссийская сеть работников образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...