Интегрированный урок Физика и Информатика. Тема "Магнитные явления". Преподаватели Балкашинова Т.Н. и Орешкина Л.В.
план-конспект занятия по информатике и икт на тему

Орешкина Любовь Вячеславовна

Урок обобщения и систематизации знаний по разделу физики «Магнитное поле» с применением информационных технологий (тестирование в среде MyTestX)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический колледж № 18 «Митино»

Преподаватели: Балкашинова Т.Н., к.п.н. Орешкина Л.В.

Интегрированный урок физики и информатики

Тема: Магнитные явления

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по разделу физики «Магнитное поле» с применением информационных технологий

         ЦЕЛИ:

Способствовать развитию умения применять полученные знания в новой ситуации и объяснять наблюдаемые явления

Задачи урока:

Обучающие - систематизировать знания по разделу физики ”Магнитное поле” с применением информационных технологий.

Развивающие - развивать умение выделить главные свойства магнитов, развивать умения правильно обобщить данные и делать вывод, развивать познавательный интерес к дисциплине.

Воспитательные - способствовать формированию информационной культуры, внимательности, аккуратности, стремление к обобщению знаний из различных областей жизни, способствовать формированию коммуникативных качеств, культуры межличностных отношений, навыков коллективной работы, самостоятельности,  воспитание трудолюбия.

Методические - совершенствовать систему контроля знаний студентов посредством электронного тестирования.

Способствовать развитию умения применять полученные знания в новой ситуации и объяснять наблюдаемые явления. Повторить и обобщить знания по теме: “Магнитные явления”. Способствовать формированию навыков коллективной работы, самостоятельности.

Технологическая карта урока прилагается.

Ход урока

Этап 1. Организационный

Здравствуйте, уважаемые студенты.

Сегодняшнее занятие мы, педагоги педагогического колледжа № 18 Балкашинова Татьяна Николаевна и Орешкина Любовь Вячеславовна, решили провести вместе, а чему оно будет посвящено, попробуйте догадаться сами, посмотрев небольшой мультипликационный фрагмент.

<Отрывок из мультфильма ЛУНТИК И ЕГО ДРУЗЬЯ. МАГНИТ>

Конечно, вы догадались, что речь пойдет о магните, а именно - мы с вами заканчиваем изучение темы «Магнитные явления» и сегодня наша цель обобщить те знания, которые вы получили на уроках, систематизировать основные моменты темы и выделить главные понятия, которые необходимы нам при дальнейшем изучении предмета. Так же мы сегодня обратимся к вашим компетенциям, которые вы приобрели на уроках информатики -  поработаем с организацией поиска информацией, электронным тестирование, электронными ресурсами интернета. Таким образом, у нас сегодня получится комбинированный урок физики и информатики.

Природу одолеть превыше наших сил:
Смиримся же пред ней, не умствуя нимало.
"Зачем ты льнешь?" - Магнит Железу говорил.
"Зачем влечешь меня?" - Железо отвечало.
Прелестный, милый пол! чем кончу я рассказ,
Легко ты отгадаешь;
Подобно так и ты без умысла прельщаешь;
Подобно так и мы невольно любим вас.

        Этап 2. Формирование умений и навыков

Вы студенты адаптивной физической культуры и конечно в силу своих интересов вам нравиться движение. Придя в кабинет, вы обратили внимание, на необычную расстановку мебели.  Во время урока вы будете перемещаться  в кабинете по карте, которую получите. Кроме того, вы сегодня будете работать по три человека, поэтому можете уже  думать, с кем бы вы хотели сегодня заниматься.

Итак, мы начинаем нашу работу. И для начала посмотрим, насколько вы помните основные понятия, связанные с магнитизмом, магнитным полем и магнитными явлениями.

На доске вы видите Филворд, который содержит слова, связанные с Магнитным полем. Ваша задача найти знакомые слова, маркером зачеркнуть (показываем работу с интерактивной доской). Филворд сопровожден рисунками-подсказками, которые должны вам помочь.  Кто может показать первое слово, прошу к доске (слово вычеркивается). Далее отвечающим студентом выбирается пара, они получают карту работы и проходят на свою первоначальную станцию. Таким образом, всем выдается карта заданий и объединившись в тройки, студенты приступают к заданиям.  Всего сегодня 10 станций, то есть чем больше станций вы успеете пройти, тем лучше, тем больше шансов у вас правильно ответить на вопросы теста который завершит наш сегодняшний урок, так как вопросы теста будут содержать задания станций. На каждой станции студенты могут находиться не более 3 минуты. Для чувства времени каждое рабочее место будет снабжено песочными часами по 3 минуты, то есть когда студенты садятся на станцию – они переворачивают часы.

 Задания на станциях:

1 станция

Физический опыт.

На штативе укреплен магнит. На нити висит английская булавка. При поднесении булавки в к магниту – булавка притягивается.

На столе стоит спиртовка. Что произойдет, если булавку нагреть?

Ответ студентов

В результате опыта мы видим, что булавка падает (перестает притягиваться к магниту, т.е. теряет свои магнитные свойства)

Слова, которые подчеркнуты в бланках ответа у студентов, будут пропущены, их задача будет это дописать.

2 станция

Используя единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru повторить материал по теме «Электромагнитные явления» и с помощью правила буравчика определите направление линий магнитного поля, возникающего вокруг проводников с током (страница 8)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba077-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_1.swf   (для студентов это уже будет открыто, чтобы время они не тратили)

В их бланке ответов нужно будет нарисован вектор магнитной индукции – точечку и крестик.

3 станция

Физический опыт

На столе два полосовых магнита, железные опилки, лист бумаги.

Пронаблюдайте силовые линии магнитного поля. Получите магнитные спектры полосовых магнитов. Результату эксперименты зарисуйте в карточке.

У студентов на карточках только расположение магнитов, а линии они должны дорисовать сами.

4 станция

Определить полюса магнитов.

Дано один магнит в непрозрачной бумаге, второй обычный полосовой магнит. Определить полюса неизвестного магнита и изобразите на непрозрачной бумаге обозначения полюсов.

5 станция

Используя ресурс «Открытая физика» рассмотрите модель 1.15 Электромагнитная индукция. Определите силу току, электромагнитную индукцию, поток и время движения свободно заряженных частиц по проводнику длинной 0,5 метра, сопротивлением 3 Ом и скоростью движения 10 м/с.

В карточках студентов внешний вид программы, в которую надо вписать данные.

6 станция

Определить какой процесс демонстрирует видеофрагмент?

https://www.youtube.com/watch?v=piNzMOyAz78  (я уберу звук из видео когда называется вид явления)

7 станция

Укажите, на каком рисунке магнитные линии магнитного поля прямого проводника с током изображены правильно?

 8 станция

Из букв, которые входят в слова: ВИТОК+ДЕТАЛЬ+ЭРГ+ЛЕС, составьте название электрического устройства, приводящего в действие различные механизмы и машины. Букву С не использовать.

Ответ: ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

9 станция

Просмотрите видеофрагмент «Магнитное поле Земли»

Обозначьте на рисунке изографические и магнитные полюсы Земли.

10 станция

Просмотрите видеоролик «Применение магнитов в промышленности»

С помощью сети интернет найдите варианты применения магнита в повседневной жизни.

Этап 3. Проверка усвоения учебного материала

Тестирование. После того как все пары прошли станции, всем предлагается пройти тестирование, которое составлено на основе того материала, который они вспомнили, проводя опыт, точнее сказать, что тестовые вопросы представляют собой карточки студентов, по которым они работали на станциях. Таким образом, мы одновременно проверим выполнение всех заданий.

Тестирование проводится с помощью программы, которая позволяет сразу получить на доске результаты. То есть студенты будут видеть сразу свои оценки.

Обсуждение ошибок в группах.

Этап 4. Подведение итогов урока

Результаты получены, а теперь мы предлагаем посмотреть на магнит с другой стороны.

Вы – будущие учителя. Существует высказывание, которое связывает вашу будущую профессию и нашу сегодняшнюю тему.

«Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников»

С понятием магнит связаны много интересных фактов.

Вот, например, Итальянцы считают изобретателем магнитного компаса (1302 г.) своего предка Флавио Джойя, жителя города Амальфи. В Неаполе ему поставлен памятник.

А еще в музее хранится китайский компас тысячелетней давности, напоминающий по форме хохломскую ложку.

...Маленькой дрожащей стрелке, с одного конца выкрашенной в черный цвет, с другого – в красный, мы обязаны удивительными открытиями. Неизвестные миры, экзотические животные, благоухающие острова, ледяные континенты и не знающие цивилизации народы предстали перед глазами изумленных «водителей фрегатов», сверявших свой путь с маленькой стрелкой компаса...

Мы много знаем о магнетизме и с каждым днем узнаем все больше и больше. Но за одной проблемой встают другие, не менее сложные и интересные. Жизнь всегда будет полна загадок. И наряду с самыми сложными – загадкой жизни и загадкой Вселенной – загадка магнита всегда будет давать пищу для любознательного ума.

...Альберт Эйнштейн на всю жизнь запомнил тот день, когда ему, четырехлетнему ребенку, подарили новую игрушку – компас. На всю жизнь сохранил он детскую удивленность чудесными свойствами магнита, теми самыми свойствами, которые тысячи лет назад волновали наших предков.

Рефлексия.

По окончанию урока заполните анкету на рефлексию. Ответьте на вопросы:

  1. Что нового я узнал на уроке?
  2. Что я сегодня сделал?
  3. Что мне понравилось больше всего?
  4. В чем я испытал трудности? И как я их преодолел?
  5. Какие у меня возникли вопросы по теме урока?

Сегодня мы подарим каждому  маленький  компас в память об этом уроке.

Этот компас вам поможет

В жизни верный путь найти

И к профессии учитель

Обязательно прийти.

На этом наш урок окончен. Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

№ станции

Ответ

  1. На штативе укреплен магнит. На нити висит английская булавка. При поднесении булавки к магниту – булавка притягивается.

На столе стоит спиртовка. Что произойдет, если булавку нагреть?

В результате опыта мы видим, что булавка ________ (перестает ______________к магниту, т.е. теряет свои ____________свойства)

  1. С помощью правила буравчика определите направление линий магнитного поля, возникающего вокруг проводников с током

  1. Пронаблюдайте силовые линии магнитного поля. Получите магнитные спектры полосовых магнитов. Результату эксперименты зарисуйте в карточке.

  1. Определить полюса магнита

Одноименные полюса _____________, разноименные ___________________________.

  1. Используя ресурс «Открытая физика» рассмотрите модель 1.15 Электромагнитная индукция. Определите силу току, электромагнитную индукцию, поток и время движения свободно заряженных частиц по проводнику длинной 0,5 метра, сопротивлением 3 Ом и скоростью движения 10 м/с.

I=

B=

Ф=

t=

  1. Определите какой процесс демонстрирует видеофрагмент

Явление _______________________

  1. Укажите, на каком рисунке магнитные линии магнитного поля прямого проводника с током изображены правильно

  1. Из букв, которые входят в слова: ВИТОК+ДЕТАЛЬ+ЭРГ+ЛЕС, составьте название электрического устройства, приводящего в действие различные механизмы и машины. Букву С не использовать.

_________________________________

  1. Посмотрите видеофрагмент «Магнитное поле Земли». Обозначьте на рисунке изографические и магнитные полюсы Земли.

  1. Посмотрите видеофрагмент «Применение магнитов в промышленности».

С помощью сети интернет найдите варианты применения магнита в повседневной жизни.

Применение магнита:

1.

2.

3.

4.




Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока

Преподаватели:

Балкашинова Т.Н. – преподаватель физики,

Орешкина Л.В. – преподаватель информатики и ИКТ, к.п.н.

Предмет

Физика, Информатика и ИКТ

Тема урока

Магнитные явления

Актуальность используемых средств ИКТ

Использование ИКТ позволит разнообразить деятельность обучающихся, продемонстрировать приобретаемые компетенции: ОК 4 - Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, ОК 5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности, ОК 6 - Работать в коллективе и команде. Формирование общеучебных компетенций.

Цель урока

Способствовать развитию умения применять полученные знания в новой ситуации

и объяснять наблюдаемые явления

Ожидаемые

результаты

Саморазвитие и самосовершенствование обучающегося, проектирование собственной учебной деятельности, умение учиться и развиваться

Ресурсы

Технические средства обучения – ПЭВМ, интерактивная доска, цифровые образовательные ресурсы, Интернет

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

методические

- систематизировать знания по разделу физики ”Магнитное поле” с применением информационных технологий

- развивать умение выделить главные свойства магнитов;

-развивать умения правильно обобщить данные и делать вывод;

- развивать познавательный интерес к дисциплине

- способствовать формированию информационной культуры, внимательности, аккуратности, стремление к обобщению знаний из различных областей жизни;

- способствовать формированию коммуникативных качеств, культуры межличностных отношений, навыков коллективной работы, самостоятельности;

- воспитание трудолюбия.

- совершенствовать систему контроля знаний студентов посредством электронного тестирования

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

 способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

 1 -ый этап урока. Организационный

Взаимные приветствия.

Активизация внимания

обучающихся.

Демонстрация Филворда на интерактивной доске

Обучающиеся

 разгадывают

Филворд

Обучающиеся

пытаются выявить в Филворде основные понятия, связанные с магнетизмом, магнитным полем и магнитными явлениями, активно взаимодействуют с другими обучающимися

Выслушивают мнения друг друга, обсуждают Фитлворд, высказывают свое мнение

Выработка единого мнения

Действовать в соответствии  с предложенным алгоритмом

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

2-ой этап урока. Формирование умений и навыков

Объяснение правил выполнения практических заданий

Выполнение практических

 работ на

физическом оборудовании, на компьютере

Умение проводить физические опыты, делать выводы по результатам наблюдений, находить информацию в Интерне, вырабатывать алгоритм решения поставленной проблемы. Умение работать с физическим оборудованием, с коллекцией цифровых образовательных ресурсов

Групповое обсуждение выполнения заданий

Выработка умения распределять роли при групповой

 работе

Действовать в соответствии  с предложенным алгоритмом

Планировать время своей работы, умение брать на себя ответственность за принятое решение

3-ий этап. Проверка усвоения учебного материала

Объяснение правил проводимого компьютерного тестирования

Выполнение компьютерного тестирования.  Обучающиеся отвечают на вопросы, предлагаемые тестирующей оболочкой MyTest

Умение обобщить

 знания

Групповое обсуждение выполнения тестовых заданий

Умение прийти к общему мнению, умение взаимодействовать в команде

Действия по плану предложенного тестирования

Умение подчиняться общему мнению, уметь контролировать действия партнера, уметь договориться и прийти к общему решению

4-ый этап. Подведение итогов занятия

Вопросы по материалу урока, вывод о проделанной работе, аргументация выставленных отметок

Обсуждение результатов выполнения итогового тестирования

Осознать важность магнитных явлений в жизни человека

Обсуждение в группе сделанных ошибок

Умение задавать вопросы и выслушивать ответы

Поиск ошибок

Уметь правильно воспринимать выставленные оценки, формирование жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физики и информатики "Компьютерные модели. Измерение коэффициента трения скольжения с помощью компьютерной модели"

Урок разработан для проведения в 9 классе с физико-математическим профилем, но может также быть использован и в 10. Материал содержит: методические рекомендации к уроку, подробный план-конспект урока,...

Интегрированный урок физики и информатики

Урок изучающий колебания пружинного маятника и урок изучающий свойства света....

интегрированный урок(физика+биология) . Тема "Электрические явления"

Разработка интегрированного урока (физика+биология) для 8 класса по теме "Электрические явления"...

Методическая разработка открытого интегрированного урока (физика и информатика)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63 городского округа Тольятти      Конспект открытого интегрированного урока по...

Презентация к интегрированному уроку физики и информатики в 10 классе: "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"

Презентация к интегрированный урока в 10 классе по  "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"...

Интегрированный урок физики и информатики в 10 классе на тему "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"

Интегрированный урок физики и информатики в 10 классе на тему "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников" с практической работой на ПК в образовательной среде "Phet"...