Интегрированный урок физики и информатики в 10 классе на тему "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему
Интегрированный урок физики и информатики в 10 классе на тему "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников" с практической работой на ПК в образовательной среде "Phet"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_posl_soed10m.doc | 382.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока в 10 классе: "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"
Тип урока:
Урок изучения нового материала
Форма урока:
Интегрированный урок с элементами работы на ПК
Цели урока:
1.Образовательная. Закрепить физические понятия электрической цепи и ее элементов. Изучить законы соединений проводников на новом качественном уровне. Закрепить навыки расчета простых электрических цепей и решеток.
2. Развивающая. Развивать механизмы запоминания новой учебной информации, логическое и аналитическое мышление при решении задач, эвристическое мышление проблемном подходе к ситуациям, элементы информационной культуры
Материально-техническое оснащение.
ПК, мультимедийный проектор, презентация, источник питания, демонстрационные амперметр, вольтметр, ключ, лампочки и соединительные провода.
Распределение времени
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний учащихся. Тестовые групповые задания –5 мин.
3. Изложение нового материала – 10 мин.
4. Закрепление изученного материала– 25 мин.
5. Подведение итогов. Домашнее задание - 3 мин.
Ход урока.
1 . Класс разбивается на группы по 4 человека (учащихся, сидящие за соседними столами),
2. Группы получают задания на карточках и готовятся в течение 2 мин. Для каждой четверки 2 вопроса, требующие краткого мгновенного ответа. Рекомендуется сразу распределить
вопросы в группе и минуту подумать и обсудить ответ в паре.
Задание 1. 1) Есть ли связь между зарядом носителей и силой тока? 2) Назовите два способа увеличить силу тока в участке цепи ?
Задание 2. 1) Каково условие возникновения тока в цепи? 2) Назовите основные группы элементы цепи постоянного тока, известные вам ?(Источники, потребители, коммутационные элементы, соединительные провода.)
Задание 3. 1) Какова скорость движение носителей в проводнике? 2) Почему лампа, питающаяся от удаленного источника тока, загорается практически мгновенно?
Задание 4. 1) Что такое вольтамперная хар-ка проводника? 2) Назовите основную размерность удельного сопротивления проводника.
Задание 5. 1) От чего зависит сопротивление проводника? 2) Назовите первое условие существования тока в проводнике?;
Задание 6. 1) Сформулируйте закон Ома для участка цепи. 2) Назовите второе условие существования тока в проводнике? ;
Учащиеся отвечают на задания, распределив самостоятельно вопросы в группе. На ответ группе выделяется – 30 с. Результаты используются для выставлении общих оценок за урок.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Итак, тема нашего урока «Электрическая цепь. Последовательного и параллельное соединения проводников» Мы уже перечислили группы элементов электрической цепи. Виды источников и потребителей вы помните из курса физики 8 класса. Посмотрим на примеры простой и сложной электрической цепи. Для обозначения элементов используются уже знакомые вам обозначения. ( Презентация слайд 1-3) | Ученики предлагают названия групп элементов цепи и после показа элементы важные, но не вошедшие в первый набор, например реостат. |
Вспомним обозначения элементов цепи. ( Презентация слайд 4) Рассмотрим соединение на демонстрационной доске. Какое оно? Как убедиться ,что во всех элементах соединения течет один и тот же ток ? Как включается в цепь амперметр? | Учащиеся описывают признаки соединения. Группа 1 дает ответ на вопросы. |
Учитель предлагает желающим провести измерение тока в 2-х точках цепи на доске ( Презентация слайд 5 и 6) | |
Учитель предлагает учащимся сделать вывод о равенстве токов в точках А и Б цепи. Предлагает учащимся сформулировать первый закон соединения | Учащиеся выполняют измерения и записывают результаты в тетради: I1 =? I2 = ? Учащиеся формулируют закон : Сила тока во всех элементах последовательного соединения одинакова |
Записываем определение: Последовательным называется соединение, при котором во всех проводниках течет один и тот же ток. Вспоминаем законы соединения. ( Презентация слайд 4) Переключением вольтметра учащиеся получают напряжение на втором проводнике и на всем участке. Результаты обнаруживают очевидную связь: U = U1 + U2. Предлагается сформулировать закон для напряжения. | Учащиеся формулируют закон : Напряжения на участке цепи равно сумме напряжений на отдельных последовательно соединенных элементах участка |
Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделить полученную формулу на одну и ту же силу тока. Применяя следствие из закона Ома R = U/I , получаем формулу, выражающую закон для сопротивления. Учитель предлагает учащимся сформулировать закон. Записываем: R = R1+R2 ( Презентация слайд 7) Для n – проводников с одинаковым сопротивлением R , т.е. R1 = R2 = R3 , получаем: Rобщ = R1* n Таким образом, при последовательном соединении проводников увеличивается общая длина проводников, включенных в участок, что приводит к увеличению сопротивления. Это следует также из формулы сопротивления проводника: R = ρl/S | Учащиеся формулируют закон: Сопротивление участка рано сумме сопротивлений проводников, составляющих данный участок цепи. |
Применение последовательного соединения проводников | |
Основным недостатком последовательного соединения проводников является то, что при выходе из строя одного из элементов соединения ток не течет и в остальных. Так, например, если перегорит одна из ламп елочной гирлянды, то погаснут и все другие. Указанный недостаток может обернуться и достоинством, например в цепях охраны и сигнализации. ( Презентация слайд 5 и 6) | |
Параллельное сопротивление проводников Учитель приглашает учащегося к доске собрать схему по рисунку ( Презентация слайд 9) | |
Учитель предлагает желающим провести измерение тока в 3-х точках цепи на доске 1 ,2 и 3 ( Презентация слайд 10) | Учащиеся выполняют измерения и записывают результаты: I1 =? I2 = ? I = ?
Учащиеся формулируют закон : Сила тока в неразветвленной части цепи равна сумме сил тока ветвях параллельного соединения. |
Учитель предлагает желающим провести измерение напряжения на верхнем резисторе, на нижнем резисторе и непосредственно между узлами соединения на доске ( Презентация слайд 10) Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделить полученную формулу I = I1 + I2 на напряжение U . Применяя следствие из закона Ома R = U/I , получаем формулу: 1/R=1/R1 + 1/R2 ( Презентация слайд 11) Записываем следствия для законов при n-одинаковых элементах соединения. ( Презентация слайд 12)
| Учащиеся выполняют измерения и записывают результаты:
U1 =? U2 = ? U = ? Учащиеся формулируют закон : Напряжения на всех параллельно соединенных элементах. Учащиеся формулируют закон: Сопротивление участка рано сумме сопротивлений проводников, составляюших данный участок цепи одинаково. |
Предлагается устно решить следующие задачи: 1. Сила тока в первом проводнике сопротивлением 2 Ом равна 1,5 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом, если он соединен с первым последовательно? | 1,5 А |
2. В сеть с напряжением 210 В включены последовательно 3 одинаковые лампы. Какое напряжение на каждой лампе? | 70 В |
3. В классе 10 одинаковых ламп сопротивлением 400 Ом соединены параллельно. Чему равно общее сопротивление? (40 Ом) | При параллельном соединении общее сопротивление будет в 10 раз меньше спротивления каждой : 400/10=40Ом = 0,04 кОм |
Окрываем на компьютерах на ваших рабочих столах программу PHet и создаем в модели «Электрическая цепь» последовательное соединение 2 ламп, источника тока, амперметра, вольтметра, ключа и соединительных проводов
| Учащиеся оформляют решение задач по результатам измерений в тетрадях Для увеличения напряжения батареи гальванических элементов их надо соединять последовательно. 220 Ом |
Применение параллельного соединения проводников | |
Для формирования электрических цепей из элементов, питающихся одинаковым напряжением применяют параллельное соединение. Таковы, например бытовые электрические сети. При выходе из строя одного из приборов( если нет короткого замыкания в нем) остальные приборы продолжают работать нормально. Учитель разрывает ветвь параллельного соединения на доске. | |
2. Цепь, представленная на Слайде 13 Презентации к уроку, показывает, как в параллельном соединении происходит последовательное деление напряжения на резисторах в отношении 1: 2. Это позволяет преобразовывать аналоговый сигнал в цифровой и обратно АЦП и ЦАП на специальных резистивных матрицах. Это элементы ПК и цифровых измерительных цепей. | |
| |
Задание на дом: § 105, Упр 19 ( 5) , Презентация слайд 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».
Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. -Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном и пара...
Конспект урока по физике "Последовательное и параллельное соединение проводников" 10 класс
Урок - исследование с выполнением лабораторной работы....
Методическая разработка открытого занятия по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников" (для 10 класса школы или 1 курса колледжа)
План - конспект урока по теме "Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников"....
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»
Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...
Разработка урока по физике для 10 класса по теме "Изучение последовательного и параллельного соединения проводников"
Разработка урока по теме "Изучение последовательного и параллельного соединения проводников"...
Презентация к интегрированному уроку физики и информатики в 10 классе: "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"
Презентация к интегрированный урока в 10 классе по "Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников"...