Интегрированный урок в процессе образования: значение, сущность, проблемы
статья по информатике и икт по теме

Сюбаева Юлия Викторовна

 

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов,

направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного,

синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_v_processe_obrazovaniya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

ЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ

В условиях бурного роста научно-технической информации, возрастающего накопления эмпирического и теоретического материала наблюдается неизбежный процесс дифференциации научного знания, возникновения все новых научных дисциплин. Углубляющаяся дифференциация наук объективно порождает необходимость противоположного процесса - интеграции научного знания.

Интеграция коренным образом изменяет содержание и структуру современного научного знания, интеллектуально-концептуальные возможности отдельных наук.

«Рост научных знаний, - отмечал В.В.Вернадский, - быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам».

ИНТЕГРАЦИЯ — (лат. Integratio- восстановление-восполнение) процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию.

Интеграция  в школьном обучении является конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Главная цель интеграции  — создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения, информационной культуры.  Интеграция играет важную роль  в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Интеграция помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников общеобразовательных учреждений.  С помощью интеграции не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

В настоящее время в связи с увеличением объема информации, подлежащего усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особо важное значение приобретает изучение роли интеграции  в активизации познавательной деятельности учащихся.

Значение интеграции в построении учебно-воспитательного процесса, позволяющие качественно решать задачи обучения и воспитания учащихся:

  1. переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира;
  2. увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника;
  3. интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы;
  4. интеграция позволяет создавать оптимальные условия для развития мышления учащихся в процессе обучения;
  5. интеграция увеличивает информативную емкость урока;
  6. интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы обучающихся при изучении различных предметов;
  7. интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность, способствует снятию перенапряжения и утомляемости;
  8. интеграция учебного материала способствует развитию творчества обучающихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни;
  9. интеграция предпрофильной и профильной подготовки в учебно-воспитательный процесс с целью оказания помощи обучающимся в профессиональном самоопределении позволяет обучающимся расширять знания на элективных курсах.

Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Признаки интегрированного урока:

1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для

 а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

б) повышения интереса учащихся к предметам;

в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

г) экономии учебного времени и т. п.;

3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие элементов научного стиля мышления учащихся.

Результаты интегрированного обучения и его значение

Опыт работы  позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.

Интегрированное обучение:

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

4) повышает качество знаний учащихся;

5) формирует у учащихся обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;

6) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;

7) позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;

8) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

9) приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Роль учителя и учащегося в организации интегрированных уроков

Особо следует выделить роль учителя и ученика в организации межпредметных связей. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих связей для приобретения новых знаний.

Ученик же усваивает эти знания, приобретает индивидуальный опыт познания, учится самостоятельно применять знания. Процесс познания учащимися протекает под руководством учителя.

Многообразие  видов деятельности учащихся можно  объединить в три группы:

1. Учащиеся умеют привлекать и привлекают понятия и факты из родственных дисциплин для расширения поля применимости теории, изучаемой в данном предмете.

2. Учащиеся умеют привлекать и привлекают теории, изученные на уроках других предметов, для объяснения фактов, рассматриваемых в данной учебной дисциплине.

3. Учащиеся умеют привлекать и привлекают практические умения и навыки, полученные на уроках родственных дисциплин, для получения новых экспериментальных данных.

Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей - проявление творческой активности преподавателя.

Успешная деятельность учителя по реализации межпредметных связей требует специальных условий. К ним можно отнести координацию учебных планов и программ, координацию учебников и методических пособий, а также разработанную и экспериментально проверенную методику обучения учащихся переносу необходимой информации из одной дисциплины в другую и эффективные способы проверки этого важного умения.

К трудностям проведения интегрированного занятия можно отнести:

  1. сложность отбора учебного материала;
  2. подробное структурирование занятия;
  3. проблема личной совместимости педагогов;
  4. общий подход к оценке знаний и умений студентов;
  5. согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности школьников, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, интегрированный модуль для обучающихся любого возраста.

В лицее накоплен  опыт  по организации интегрированных учебных занятий, есть разработки уроков, электронные материалы для сопровождения занятий, тематические планы и другие учебные материалы.

Некоторые примеры интеграции:

-  Интегрированный открытый урок по экономике и компьютерному делопроизводству

 по теме: «Оформление и экономический анализ справочно-информационной документации » (11 класс).

- Интегрированный открытый урок по маркетингу и основам делопроизводства по теме:   «Использование рекламного письма в продвижении товара на рынок» (11 класс).

- Интегрированный урок по химии и информатике по теме:

«Обобщение знаний по теме «Неметаллы» с использованием информационно-коммуникационных технологий»  (11 класс).

- Интегрированный урок по химии и информатике по теме: «Исследование изменения молярного объема газа в зависимости от условий с использованием табличного процессора MS Excel» (8 класс).

- Интегрированный урок по информатике и экономике «Определение основных показателей производства с использованием табличного процессора» (8 кл).

- Интегрированный урок по информатике и английскому языку «Использование прикладных программ для изучения числительных» (3 кл).

- Система интегрированных уроков по информатике и русскому языку при изучении темы «Возможности текстового редактора» (3 кл).

- Система уроков по информатике и математике с использованием прикладных обучающих программ. (3 кл).

Таких примеров интеграции учебных тем привести можно очень много. Применение интегрированного подхода способствует пониманию предмета, умению применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Архипова И.В. Интеграция информационных технологий в учебно–воспитательный процесс.

2. Костарев И.С. Концепция интегрированного обучения.

3. http://pedsovet.kob.ru

4. Intel ® «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft ); Учеб. пособие, -М.: «Русская Редакция», 2003.- 368с.

5. Информатика, 5-6 класс. Начальный курс, 2-е изд., переработанное / Под ред. Н.В.Макаровой. СПб.: Питер, 2003. –160 c .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по экологии и географии "Глобальные проблемы человечества"

Цель урока: Обобщить знания по теме: "Современные проблемы охраны природы", рассказать о рациональном использовании природных ресурсов, дать основные понятия по глобальным проблемам человечества, прив...

Интегрированный урок в 8 классе "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" (биология, физическая культура)

Интегрированный урок по теме "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах ве...

Технологическая карта к интегрированному уроку по теме: «Лексическое значение понятий на уроках математики и истории»

Урок разработан учителем истории высшей категории Никитиной Е.Г. и учителем математики высшей категории Сменцовской Е.А. Сетевой урок обобщения и систематизации знаний и способов действий по тема...

Интегрированный урок по химии и биологии "Экологические проблемы и пути их решения"

Интегрированный урок по химии и биологии в 11 классе.Тема урока: Экологические проблемы и пути их решенияФорма проведения  урока: круглый стол. Тип урока: урок обобщения материала с использо...

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц».

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц». Цель. Приобретение знаний по гигиене, важных для правильного формирования скел...

Интегрированный урок биологии и физкультуры. " Значение физической активности для сохранения здоровья"

Мы поговорим о формировании правильной осанки и устранении нарушений осанки, о причинах искривления позвоночника, его вредного влияния на организм, познакомимся с гигиеническими нормами, которые следу...

Интегрированный урок в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный трагедии на Чернобыльской АЭС

Межпредметный  урок проводится в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный  трагедии на Чернобыльской АЭС На уроке рассматриваются  проблемы ...