Интегрированный урок в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный трагедии на Чернобыльской АЭС
план-конспект урока по истории (9 класс)
Межпредметный урок проводится в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный трагедии на Чернобыльской АЭС
На уроке рассматриваются проблемы использования атома в мирных целях и преодоления возможных кризисных моментов сквозь призму законов физики и политической ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_v_9_klasse.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 9 классе (история + физика) "Проблемы атомной энергетики", посвященный трагедии на Чернобыльской АЭС
Эпиграф:
Чернобыль – это маленькая веха
Растущей в человечестве беды.
Чернобыль – эхо атомного века,
А, может быть, грядущего следы… (Л.Ошанин)
Основные термины – понятия: “энергетический голод”, “альтернативные источники энергии”, “атомная энергетика”, “АЭС”, “саркофаг”, “радиация”, Чернобыльская зона, город-призрак Припять, МАГАТЭ, “использование атома в мирных целях”.
Персоналии: пожарные, первые вступившие в схватку с огнем – В. Правик, В. Кибенок…
Цели урока:
- Рассмотрение проблемы использования атома в мирных целях и преодоления возможных кризисных моментов сквозь призму законов физики и политической ситуации.
- Формирование у учащихся умения давать нравственную оценку исторических событий и действий исторических личностей.
- Показать на примере Чернобыля, что к техногенным катастрофам приводит не только сбой в технике, в механизмах, но и бездумные действия и распоряжения политиков, стремящихся в первую очередь обелить себя в ущерб населению огромной страны.
- Привести детей к мысли об ответственности каждого за судьбу своей страны и всего человечества в эпоху существования глобальных проблем (то есть жить не по принципу “После нас хоть потоп”). Дать понять, что жизнь человека в XXI веке – это высшая ценность, а политические аспекты в правовом государстве вторичны относительно человеческого (в тоталитарном государстве – примат государства, в правовом – примат личности).
Задачи урока:
-Воспитание интереса к прошлому своей страны, патриотизма не только на основе положительных примеров из истории нашей Родины, но и на примере неудач и катастроф, на примерах мужества и героизма ликвидаторов чудовищной аварии на ЧАЭС, в первую очередь - пожарных.
-Формирование умения анализировать исторические процессы и вырабатывать на основе изученных источников свою точку зрения, умения характеризовать предмет, явление, событие с разных сторон (+ и -).
-Работа над умением анализировать, обобщать и делать выводы.
-Актуализация знаний, полученных на уроках географии, истории, физике, химии по данной теме.
Оборудование:
- Компьютер.
- Экран.
- Компьютерный проектор.
- Иллюстрации, плакаты, рисунки на тему “20 лет Чернобыльской катастрофе”.
- Таблицы “Трагедия в цифрах”.
План проведения урока- конференции:
-Чем утолить “энергетический голод”? Демонстрация презентации “Атомная энергетика”
-Преимущества атомной энергетики
-Недостатки и пути их преодоления
-Годовщина трагедии на Чернобыльской АЭС
-Трагедия в цифрах (учебник)
-Трагедия в стихах
-Виртуальное путешествие в город-призрак Припять (демонстрация презентации “Город-призрак”
-Проблемы саркофага над 4-м энергоблоком Чернобыльской АЭС
-Некоторые исторические факты к уроку:
Только на проведение работ, связанных с ликвидацией последствий этой техногенной катастрофы, с 1986 по 2000 год было потрачено 130 млрд. долларов. Целый город, находившийся рядом с ЧАЭС, опустел. Несколько деревень в окрестностях были полностью зарыты под землю. Тысячи человек умерли от лучевой болезни, десятки и сотни тысяч чернобыльцев-ликвидаторов до сих пор испытывают проблемы со здоровьем.
В городе Припяти, в 3 км от реактора, проживало 49 тыс. человек. Население Чернобыля (15 км от реактора) насчитывало 12,5 тыс. Всего в радиусе 30 км вокруг ЧАЭС проживало примерно 125 тыс. граждан.
На 25 апреля был запланирован тест четвертого энергоблока реактора АЭС по самообеспечению энергией. Эксперимент выполнялся без учета ряда предосторожностей. Действия персонала, осуществлявшего тестирование, не скоординировали с работниками, отвечавшими за ядерную безопасность. Для тестирования требовалось понизить мощность реактора. Достичь этого удалось только после технологических нарушений, несовместимых с гарантированным безопасным функционированием системы. Реактор стал нестабильным. Внезапное прибавление теплоты в 1 час 23 минуты привело в взрыву, разрушившему реакторное ядро. Тремя секундами позже произошел ещё один взрыв. Взрывы разрушили крышу реактора, и 8 из 140 тонн радиоактивного топлива вырвалось наружу.
В результате взрыва возник пожар. Из города Припяти вызвали более 100 пожарных. Именно они приняли на себя самую большую дозу облучения и понесли значительные потери (по официальным данным – 31 погибший во время ликвидации). Пожар был потушен только к 9 мая.
Люди в Чернобыле подверглись облучению в 90 раз большему, чем при падении бомбы на Хиросиму. Последствием катастрофы явилось также загрязнение огромной территории площадью 160 тыс. кв. км. Больше всего пострадали северная часть Украины, запад России и Беларусь. Примерно 400 тыс. людей были эвакуированы из зоны бедствия. Земли, которые они покинули, на много лет останутся зонами отчуждения.
-Просмотр и обсуждение фильма «Авария на Чернобыльской АЭС».
-Чтение стихов, посвящённых радиационным катастрофам.
Стон Земли.
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет.
Я так устала. Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что я имела и имею
Своим добром считает человек.
Мне не нужны ракеты и снаряды,
А ведь на них идёт моя руда!
А что мне стоит только штат Невада,
Его подземных взрывов череда!
Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.
Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю.
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплескивают с лавой боль Земли…
Очнитесь, люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти.
***
Мы шли на машинах навстречу стихии,
Ни влево, ни вправо нельзя нам свернуть.
Под атомным облаком стонет Россия,
Для нас на реактор единственный путь.
В кромешном аду днем и ночью трудились,
Для детей, для любимых, для наших родных.
Перед иконами матери слезно молились
За своих сыновей: "Спаси, господи их".
Журавли пролетают над погостом у леса,
В чистом небе курлыча, и с собой нас зовут,
Оставляют они наши села и веси,
Мы не можем летать, мы останемся тут.
***
Звучит над миром колокол беды,
Тревожа память, поминая горе,
Жесток и страшен лик седой войны,
Как в шторм разбушевавшееся море.
Япония скорбит уж много лет,
Известны людям Хиросима, Нагасаки,
Но не наложен на трагедии запрет,
Стоят повсюду ядерные плахи.
Не хочет человечество понять,
Что жизнь на свете самое святое,
Ее мгновенно можно оборвать
В горниле взрыва или гуще боя.
Всех жертв и испытаний нам не счесть,
Но целы арсеналы, полигоны,
Чернобыля убийственная весть
Предупрежденье поколеньям новым.
Тысячелетье начало отсчет,
Век двадцать первый по земле шагает,
Пусть его детям больше повезет
И солнца луч их каждый день встречает.
***
Город прославился так:
Вышел военный чудак,
Старец с лицом молодым.
“Парни, – сказал он, – летим!
Мальчики, время пришло.
Дьявольски нам повезло!”
В семь 49 утра
Всё было так, как вчера.
“Точка… вздохнул офицер, –
Чистенько вышли на цель…”
В восемь 12 утра
Сказано было: “Пора!”
В восемь 15 над миром взлетев
Взвыл торжествующе дымный клубок!
Солнце зажмурилось, похолодев:
Вздрогнули оба: и “Боинг”, и “Бог”.
Штурман воскликнул:
“Ой, как красиво!”
Эту секунду в расплавленной мгле,
Рухнули все представленья о зле,
Люди узнали, что на Земле,
Есть Хиросима,
И нет Хиросимы.
Список литературы к уроку:
1.Черненко А.Г. Владимир Правик.- М.: Политиздат, 1988.- (Когда им было двадцать).
2.Журнал “Пожарное дело”, 2006,№4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».
Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...
Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории»
Интегрированный урок (Технология +Физика +История) в 9 классе по теме «Копчение со вкусом физики и запахом истории» Щукина Е.Ф., учите...
Разработка интегрированного урока математики и истории в 5 классе по теме: «История родного края и десятичные дроби»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Действия с десятичными дробями"; познакомить учашихся с историей родногокрая; показать связь истории и математики....
Интегрированный урок математики и истории в 5 классе "История родного края и десятичные дроби"
Изучение истории нашей страны, ее далекого прошлого обогащает нас знаниями о том, какой путь прошли наша страна и ее народ, помогает лучше осмыслить настоящее и заглянуть в будущее. Однако наши знан...
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах...
Конспект открытого интегрированного урока (биология, география , история) в 7-9 классах по теме: "Северный Ледовитый океан: экология, история, современность"
Конспект открытого урока; презентации "Самый холодный", "История освоения Северного морского пути" и "Животный мир Арктики"....
Интегрированный урок - викторина по истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода»
Интегрированный урок - викторина по истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей ...