Информатика и ИКТ для 7-9 классов
рабочая программа (информатика и икт) по теме
В данных материалах представлена рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9-х классов по учебному пособию для ОУ под редакцией Н.Д.Угриновича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7-9.zip | 611.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7 — 9 классов предусматривает обучение информатике 1 час в неделю (102 часа):
7 класс – 34 часа
8 класс – 34 часа
9 класс – 34 часа
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Н.Д. Угринович. «Информатика: Учебник для 7 класса», М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Н.Д. Угринович. «Информатика: Учебник для 8 класса», М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Н.Д. Угринович. «Информатика: Учебник для 9 класса», М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи через такие обобщающие понятия, как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).
После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматривающиеся во второй части курса.
Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.
Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.
Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.
В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологии коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов -интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретического практического компонентов курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50 х 50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.
Программа адаптирована для учащихся 7-9-х классов МБОУ СОШ №3
Содержание программы:
7класс
Общее число часов – 34 ч.
- Клавиатурный тренажер
- Аппаратные и программные средства ИКТ
- Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
- . Моделирование и формализация.
- Информационная деятельность человека. Информационная безопасность.
8 класс
Общее число часов – 34 ч.
- Информация и информационные процессы
- Аппаратные и программные средства ИКТ
3.Кодирование и обработка текстовой информации
4.Кодирование и обработка числовой информации
9 класс
Общее число часов – 34 ч.
- Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
- Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования
- Моделирование и формализация.
- Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
- Коммуникационные технологии
- Информационная деятельность человека. Информационная безопасность
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (102 часа)
Информация и информационные процессы (4 ч).
- Информация. Информационные объекты различных видов.
- Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.
- Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
- Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч).
- Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
- Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
- Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
- Данные и программы. Файлы и файловая система.
- Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:
- Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
- Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно - графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
- Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Обработка текстовой информации (14 ч).
- Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.
- Проверка правописания.
- Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).
- Параметры шрифта, параметры абзаца.
- Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических
объектов.
- Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
- Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
- Запись и выделение изменений.
- Распознавание текста.
- Компьютерные словари и системы перевода текстов.
- Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
- Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
- Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
- Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
- Вставка в документ формул.
- Создание и форматирование списков.
- Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
- Создание гипертекстового документа.
- Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
- Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Обработка графической информации (4 ч).
- Растровая и векторная графика.
- Интерфейс графических редакторов.
- Рисунки и фотографии.
- Форматы графических файлов.
Практические работы:
- Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
- Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
- Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
- Сканирование графических изображений.
Мультимедийные технологии (8 ч).
- Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
- Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.
- Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.
- Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:
- Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
- Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
- Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
- Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
- Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Обработка числовой информации (6 ч).
- Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
- Типы данных: числа, формулы, текст.
- Абсолютные и относительные ссылки.
- Встроенные функции.
Практические работы:
- Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
- Создание и обработка таблиц.
- Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
- Построение диаграмм и графиков.
Представление информации (6 ч).
- Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
- Компьютерное представление текстовой информации.
- Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
- Кодирование звуковой информации.
- Представление числовой информации в различных системах счисления.
- Компьютерное представление числовой информации.
Практические работы:
- Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
- Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
- Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
- Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
Алгоритмы и исполнители (19 ч).
- Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
- Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
- Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
- Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
- Языки программирования, их классификация.
- Правила представления данных.
- Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.
- Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
- Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
- Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
- Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.
- Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.
- Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.
- Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
- Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
Формализация и моделирование (8 ч).
- Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
- Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
- Таблица как средство моделирования.
- Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Практические работы :
- Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
- Построение генеалогического древа семьи.
- Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
- Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
- Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
- Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
Хранение информации (4 ч).
- Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
- Ввод и редактирование записей.
- Условия поиска информации: логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические работы:
- Поиск записей в готовой базе данных.
- Сортировка записей в готовой базе данных.
Коммуникационные технологии (12 ч).
- Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.
- Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
- Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
- Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
- Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
- Путешествие по Всемирной паутине.
- Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
- Загрузка файла из файлового архива.
- Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
- Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
- Создание комплексного информационного объекта в виде Web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
Информационные технологии в обществе (4 ч).
- Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
- Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
- Этика и право при создании и использовании информации.
- Информационная безопасность.
- Правовая охрана информационных ресурсов.
- Основные этапы развития средств информационных технологий.
Практические работы:
- Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
- Защита информации от компьютерных вирусов.
- Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
- Перечень практических работ по изучаемым темам:
7класс
Практическая работа №1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатуры».
Практическая работа №2 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа №3 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».
Практическая работа №4 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши».
Клавиатурный тренажер.
Практическая работа №5 «Получение информации о загрузке процессора и занятости оперативной памяти ».
Практическая работа №6 «Знакомство с графическим интерфейсом Windows».
Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Практическая работа №8 «Редактирование изображений в растровом редакторе Paint».
Практическая работа №9 «Создание рисунков в векторном редакторе, встроенном в текстовый редактор Word».
Практическая работа №10 «Сохранение изображения в различных графических форматах с помощью растрового редактора».
Практическая работа №11 – 12 «Рисование трехмерных объектов в векторном редакторе StarOffice Image».
Практическая работа №13 «Ввод дополнительных цветов в палитру и замена цветов в растровых изображениях».
Практическая работа №14 «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения Компас».
Практическая работа №15 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения Компас».
Практическая работа №16 «Создание анимации, встроенной в презентацию».
Практическая работа №17 «Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах»
Практическая работа №18 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации УСТРОЙСТВО КОМПЬЮТЕРА»
Практическая работа №19 «Разработка презентации ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»
8класс
Практическая работа №1 «Вычисление количества информации с помощью калькулятора».
Практическая работа №2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа №3 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа №4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».
Практическая работа №5 «Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши».
Практическая работа №6 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы».
Практическая работа №7 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».
Практическая работа №8 «Кодирование текстовой информации».
Практическая работа №9 «Создание визитных карточек на основе шаблона».
Практическая работа №10 «Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц».
Практическая работа №11 «Вставка в документ формул».
Практическая работа №12 «Форматирование символов и абзацев».
Практическая работа №13 «Создание и форматирование списков».
Практическая работа №14 «Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки».
Практическая работа №15 «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
Практическая работа №16 «Создание гипертекстового документа».
Практическая работа №17 «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»
Практическая работа №18 «Сканирование и распознавание бумажного текстового документа»
Практическая работа №19 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Практическая работа №20 «Арифметические вычисления в различных системах счисления»
Практическая работа №21 «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах»
Практическая работа №22 «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах»
Практическая работа №23 «Построение диаграмм различных типов»
9класс
Практическая работа №1 «Кодирование графической информации».
Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
Практическая работа №3 «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
Практическая работа №4 «Создание анимации».
Практическая работа №5 «Кодирование и обработка звуковой информации».
Практическая работа №6 «Программирование алгоритмов линейной структуры».
Практическая работа №7 «Программирование алгоритмов разветвляющейся структуры.».
Практическая работа №8 «Программирование алгоритмов с использованием цикла.».
Практическая работа №9 «Программирование одномерных массивов».
Практическая работа №10 «Программирование двумерных массивов».
Практическая работа №11 «Программирование алгоритмов с использованием подпрограмм».
Практическая работа №12 «Сортировка данных в электронных таблицах».
Практическая работа №13 «Поиск данных в электронных таблицах».
Практическая работа №14 «Создаем и редактируем базы данных ЗАПИСНАЯ КНИЖКА».
Практическая работа №15 «Представление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети».
Практическая работа №16 «Подключение к Интернету».
Практическая работа №17 «География Интернета».
Практическая работа №18 «Путешествие по Всемирной паутине»
Практическая работа №19 «Работа с электронной почтой»
Практическая работа №20 «Загрузка файлов с серверов файловых архивов»
Практическая работа №21 «Поиск информации в Интернете»
Практическая работа №22 «Разработка сайта с использованием Web — редактора»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Информатике и ИКТ в 3-м классе
Разработка урока представлена по теме "Действия с информацией". Данный урок построен на основе УМК Н.В. Матвеевой и УМК С.Н. Тур. В качестве компьютерного практикума использовалась программа "Конструк...
Планирование по информатике и ИКТ в 10-11 классах.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по информатике и информационно – коммуникативным технологиям в 10-11 классах. ...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., учитель информатики
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И. учитель информатики...
Классный час по информатике и ИКТ для 6-8 классов "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА"
Классный час по информатике и ИКТ для 6-8 классов "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА"...
Викторина "Информатика в физике" для 9-х классов коррекционной школы. Авторы: Учитель физики: Потоцкая Софья Александровна, учитель информатики: Ольховская Мария Валерьевна.
Викторина по физике и информатике расчитана для 9-х классов I вида и для 9-го класса I и VIII вида. Это внеклассное интегрированное игровое мероприятие состоит из нескольких различных конк...