Тематическое планирование курса информатики для 10 - 11 класса
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (10 класс) по теме
Планирование курса информатики для 10 - 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_inf_10-11.rar | 52.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Одобрено на МО учителей школы | «Утверждаю» |
Тематическое планирование по информатике в 10 -11 классах
Учитель
Аракчеева Т.А.
р.п. Новоспасское
2009 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, по 1 часу в 10 и 11 классе; согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8 - 9 классах).
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И. Г. , Хеннер Е.К. , Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Практикум для 10-11 классов - 3 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- Семакин И. Г. , Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы. Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.
Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:
- Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
- Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
- Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
- Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).
- Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
по первой части курса (10 класс)
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) |
1. Введение. Структура информатики. | 1 | 1 | |
2. Информация. Представление информации (§§1-2) | 3 | 2 | 1 (задания из раздела 1) |
3. Измерение информации (§§3-4) | 3 | 2 | 1 (№2.1) |
4. Введение в теорию систем (§§5-6) | 2 | 1 | 1 (задания из раздела 1) |
5. Процессы хранения и передачи информации (§§7-8) | 3 | 2 | 1 (задания из раздела 1) |
6. Обработка информации (§§9-10) | 3 | 2 | 1 (№2.2) |
7. Поиск данных (§§11) | 1 | 1 | |
8. Защита информации (§§12) | 2 | 1 | 1 (№2.3) |
9. Информационные модели и структуры данных (§§13-15) | 4 | 2 | 2 (№2.4, №2.5) |
10. Алгоритм – модель деятельности (§§16) | 2 | 1 | 1 (№2.6) |
11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§§17-18) | 4 | 2 | 2 (№2.7, №2.8) |
12. Дискретные модели данных в компьютере (§§19-20) | 5 | 2 | 3 (№2.9, №2.10, №2.11) |
13. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23) | 2 | 1 | 1 (№2.12) |
График контрольных работ для 10 класса
Четверть | Примерные сроки | Тема |
I | 01.09-30.10 | К/р по теме: «Информация» |
II | 09.11-29.12 | Тестирование по теме: «Информационные процессы в системах» |
III | 11.01-23.03 | Тестирование по теме: «Информационные модели» |
IV | 01.04-25.05 | Тестирование по теме: «Программно – технические системы» |
IV | 01.04-25.05 | К/р по теме: «Дискретные модели данных в ПК» |
Итого | с 01.09 по 25.05 | 4 контрольные работы |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
по второй части курса (11 класс)
Тема (раздел учебника) | Всего часов | Теория | Практика (номер работы) |
1. Информационные системы (§24) | 1 | 1 | |
2. Гипертекст (§25) | 2 | 1 | 1 (№3.1) |
3. Интернет как информационная система (§§26-28) | 6 | 3 | 3 (№3.2, №3.3, №3.4, №3.5) |
4. Web-сайт (§29) | 3 | 1 | 2 (№3.6, №3.7*) |
5. ГИС (§30) | 2 | 1 | 1 (№3.8) |
6. Базы данных и СУБД (§§31-33) | 5 | 3 | 2 (№3.9, 3.10) |
7. Запросы к базе данных (§§34-35) | 5 | 2 | 3 (№№3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*) |
8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§§36-37) | 4 | 2 | 2 (№№ 3.16, 3.17) |
9. Корреляционное моделирование (§38) | 2 | 1 | 1 (№3.18) |
10. Оптимальное планирование (§39) | 2 | 1 | 1 (№3.19) |
11. Социальная информатика (§§40-43) | 3 | 2 | 1 (Реферат-презентация) |
График контрольных работ для 11 класса
Четверть | Примерные сроки | Тема |
II | 09.11-29.12 | Тестирование по теме: «Информационные системы». |
III | 11.01-23.03 | Тестирование по теме: «БД» |
IV | 11.01-23.03 | Тестирование по теме: «Моделирование». |
IV | 11.01-23.03 | Тестирование по теме: «Социальная информатика» |
Итого | с 01.09 по 25.05 | 4 контрольные работы |
Литература для учителя:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
Литература для учащихся:
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2004.
Дидактические материалы:
1. Ефимова О.В., Шафрин Ю.А. Практическое руководство по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи. Методическое пособие. – М.: ABS, 1997 г.
КИМ:
- Кузнецов А., Пугач В. и др. Информатика. Тестовые задания. – М.: ЛБЗ, 2002 г.
- Якушкин П.А., Крылов С.С. ЕГЭ 2008 г. – М.: Эксмо, 2008 г.
- Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике. – М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2003 г.
Тематическое планирование базового изучения учебного материала по информатике в 10 классе
(1 учебный час в неделю, всего 35 ч)
№ п/п | Тема урока | Содержание | Метод обучения | Форма организации учебного занятия | Форма познавательной деятельности | Требования к базовому уровню подготовки | Д/З | Контроль | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
I. Введение. Структура информатики (1ч) | |||||||||
1 | 1 | Введение. Структура информатики. Техника безопасности. | Информатика как научная и практическая область. Содержание и структура информатики. Правила техники безопасности в кабинете информатики и правила работы за компьютером. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная | Учащиеся должны знать: - в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах - из каких частей состоит предметная область информатики Уметь: соблюдать правила ТБ. | Стр. 5- 7. | Учитель. |
2. Информация. Представление информации (§§1-2) (3 ч.: 2+1) | |||||||||
2 | 1 | Понятие информации в науке | Информация. Философские концепции информации. Информация в частных науках. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - три философские концепции информации - понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации - что такое язык представления информации; какие бывают языки - понятия «кодирование» и «декодирование» информации - примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо - понятия «шифрование», «дешифрование». | §1. | Учитель. |
3 | 2 | Представление информации, языки, кодирование | Кодирование и декодирование информации. Язык представления информации, виды. Примеры технических систем кодирования информации | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | §2. | ||
4 | 3 | Пр/раб. «Работа в среде ОС Windows» | Рабочий стол, окно, меню, панель задач, корзина, мой компьютер | Репродуктивный. | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учитель. | ||
3. Измерение информации (§§3-4) (3ч.: 2+1) | |||||||||
5 | 1 | Измерение информации. Объемный подход | Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации. Определение бита с алфавитной т.з | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации - определение бита с алфавитной т.з. - связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов) | §3 | |
6 | 2 | Измерение информации. Содержательный подход | Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации. Определение бита с позиции содержания сообщения | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | -связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб - сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации - определение бита с позиции содержания сообщения | §4 | |
7 | 3 | Пр/раб. «Измерение информации» | Сущность объемного (алфавитного) и содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации. | Репродуктивный. Объяснительно – иллюстративный.
| Урок - практикум | Фронтальная, индивидуальная | Учащиеся должны уметь: - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов) - решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении) - выполнять пересчет количества информации в разные единицы | Учитель. | |
4. Введение в теорию систем (§§5-6) (2ч.: 1+1) | |||||||||
8 | 1 | К/р по теме: «Информация» Что такое «система» | Система, структура, системный эффект, подсистема. Основные свойства систем. Системный подход. | Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - основные свойства систем: целесообразность, целостность - что такое «системный подход» в науке и практике - чем отличаются естественные и искусственные системы - какие типы связей действуют в системах - роль информационных процессов в системах - состав и структуру систем управления Учащиеся должны уметь: - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) - анализировать состав и структуру систем - различать связи материальные и информационные. | §5 | |
9 | 2 | Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Пр/раб. «Тестовый процессор Mr. Word: ввод, редактирование и форматирование текста» | Естественные и искусственные системы. Системы управления. Ввод, редактирование и форматирование текста в ТР. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная, в паре | §6 | Учитель. | |
5. Процессы хранения и передачи информации (§§7-8) (3 ч.: 2+1) | |||||||||
10 | 1 | Хранение информации | Носители информации, качество, основные характеристики. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - историю развития носителей информации - современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики | §7. | |
11 | 2 | Передача информации | Передача информации в технических системах связи. Защита информации от потерь при воздействии шума. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | - модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность - понятие «шум» и способы защиты от шума | §8. | |
12 | 3 | Пр/раб. «Тестовый процессор Mr. Word: шрифты, размер символов, начертания» | Шрифты, размер символов, начертания в ТР. | Репродуктивный. | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учащиеся должны уметь: - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи | Учитель. | |
6. Обработка информации (§§9-10) (3 ч.: 2+1) | |||||||||
13 | 1 | Обработка информации и алгоритмы | Обработка информации. Алгоритм: определение, исполнитель, система команд исполнителя, свойства алгоритма. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - основные типы задач обработки информации - понятие исполнителя обработки информации - понятие алгоритма обработки информации - что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной - устройство и систему команд алгоритмической машины Поста Учащиеся должны уметь: - составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста | §9. | |
14 | 2 | Автоматическая обработка информации | Программа. Машина Поста. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | §10. | ||
15 | 3 | Пр/раб. «Автоматическая обработка данных» | Программа. Машина Поста. | Продуктивный | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учитель. | ||
7. Поиск данных (§11) (1 ч.) | |||||||||
16 | 1 | Поиск информации | Поиск данных: атрибуты, организация набора данных, алгоритм поиска | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска» - что такое «структура данных»; какие бывают структуры - алгоритм последовательного поиска - алгоритм поиска половинным делением - что такое блочный поиск - как осуществляется поиск в иерархической структуре данных Учащиеся должны уметь: - осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях - осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера | §11. | |
8. Защита информации (§12) (2 ч.: 1+1) | |||||||||
17 | 1 | Тестирование по теме: «Информационные процессы в системах» Защита данных | Цифровая информация. Угрозы информации и способы защиты. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать:
| §12. | |
18 | 2 | Пр/раб. «Шифрование данных» | Приемы шифрования и дешифрования текстовой информации. | Репродуктивный и продуктивный. | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учащиеся должны уметь: - применять меры защиты личной информации на ПК - применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме) | Учитель. | |
9. Информационные модели и структуры данных (§§13-15) (4 ч.: 2+2) | |||||||||
19 | 1 | Компьютерное информационное моделирование. Структуры данных | Модель, виды моделей. Этапы моделирования. Информационные модели: графы, иерархические структуры и таблицы. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - определение модели - что такое информационная модель - этапы информационного моделирования на компьютере | §13-14. | |
20 | 2 | Пример структуры данных – модели предметной области | Построение структурной модели. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | - что такое граф, дерево, сеть - структура таблицы; основные типы табличных моделей - что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы | §15. | |
21 | 3 | Пр/раб. «Структуры данных: графы» | Информационные модели: графы. | Репродуктивный, продуктивный, творческий. | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учащиеся должны уметь: - ориентироваться в граф - моделях - строить граф - модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы - строить табличные модели по вербальному описанию системы | Учитель. | |
22 | 4 | Пр/раб. «Структуры данных: таблицы» | Информационные модели: таблицы. | Репродуктивный, продуктивный | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учитель. | ||
10. Алгоритм – модель деятельности (§16) (2 ч.: 1+1) | |||||||||
23 | 1 | Алгоритм как модель деятельности | Алгоритмическая модель. Формы представления алгоритмов. Трассировка алгоритма. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - понятие алгоритмической модели - способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык - что такое трассировка алгоритма Учащиеся должны уметь: - строить алгоритмы управления учебными исполнителями - осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы | §16. | |
24 | 2 | Пр/раб. «Управление алгоритмическим исполнителем» | Исполнители алгоритмов. | Продуктивный | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | |||
11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§§17-18) (4 ч.: 2+2) | |||||||||
25 | 1 | Тестирование по теме: «Информационные модели» Компьютер – универсальная техническая система работы с информацией | Архитектура ПК. Системная плата, порты ввода-вывода. Контроллер внешнего устройства ПК, назначение шины. Виды памяти. Перспективы развития ПК. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - архитектуру персонального компьютера - что такое контроллер внешнего устройства ПК - назначение шины - в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК - основные виды памяти ПК | §17. | Учитель. |
26 | 2 | Программное обеспечение компьютера | Определение ПО. Структура ПО, назначение видов ПО. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | - что такое системная плата, порты ввода-вывода - назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др. - что такое программное обеспечение ПК - структура ПО ПК - прикладные программы и их назначение | §18. | |
27 | 3 | Пр/раб. «Настройка BIOS» | Загрузка ПК, тестирование ПК, назначение и знакомство с BIOS. | Репродуктивный. | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | - системное ПО; функции операционной системы - что такое системы программирования Учащиеся должны уметь: - подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения - соединять устройства ПК - производить основные настройки БИОС - работать в среде операционной системы на пользовательском уровне | Учитель. | |
28 | 4 | Пр/раб. «Выбор конфигурации компьютера». Тестирование по теме: «Программно – технические системы» | Основные технические характеристики ПК, номенклатура и символика; принципы комплектации ПК. | Творческий. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | Учитель. | ||
12. Дискретные модели данных в компьютере (§§19-20) (5 ч.: 2+3) | |||||||||
29 | 1 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. | Представление данных в ПК: представление целых и вещественных чисел. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - основные принципы представления данных в памяти компьютера - представление целых чисел - диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком | §19. | |
30 | 2 | Пр/раб. «Представление чисел» | Представление данных в ПК: представление целых и вещественных чисел. СС. | Репродуктивный, продуктивный | Урок - практикум | Фронтальная, индивидуальная. | - принципы представления вещественных чисел - представление текста - представление изображения; цветовые модели - в чем различие растровой и векторной графики - дискретное (цифровое) представление звука | §20. | |
31 | 3 | Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики, звука | Представление текста, графики и звука в ПК. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, групповая | Учащиеся должны уметь: -получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера - вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета | Учитель. | |
32 | 4 | Пр/раб. «Представление текстов. Сжатие текстов» | Представление текста в ПК | Репродуктивный. | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | |||
33 | 5 | Пр/раб. «Представление изображения и звука» К/р по теме: «Дискретные модели данных в ПК» | Представление графики и звука в ПК | Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, групповая | Учитель. | ||
13. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23) (2 ч.: 1+1) | |||||||||
34 | 1 | Современные архитектуры вычислительных систем. Организация локальных сетей | Развитие архитектуры ПК: многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации. Назначение и топологии локальных сетей. Технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции) | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - идею распараллеливания вычислений - что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации - назначение и топологии локальных сетей - технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции) - основные функции сетевой операционной системы - историю возникновения и развития глобальных сетей - что такое Интернет - систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен) - способы организации связи в Интернете - принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP | §21-22. | |
35 | 2 | Организация глобальных сетей. Пр/раб. «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»». | История ГВС, аппаратные средства, ПО, адресация, протоколы. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. Творческий. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | §23. |
Тематическое планирование базового изучения учебного материала по информатике в 11 классе
(2 часа в неделю, всего 70 ч)
№ п/п | Тема урока | Содержание | Метод обучения | Форма организации учебного занятия | Форма познавательной деятельности | Требования к базовому уровню подготовки | Д/З | Контроль | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1. Информационные системы (§24) (1 час) | |||||||||
1 | 1 | Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Правила по т/б. | Правила техники безопасности в кабинете информатики и правила работы за компьютером. Назначение информационных систем, состав, классификация. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - назначение информационных систем - состав информационных систем - разновидности информационных систем Уметь: соблюдать правила ТБ. | §24. | Учитель. |
2. Гипертекст (§25) (2 ч.: 1+1) | |||||||||
2 | 1 | Компьютерный текстовый документ как структура данных | Гипертекст. Оглавление и указатели, закладки и ссылки, внешние гиперссылки. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - что такое гипертекст, гиперссылка - средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки) Учащиеся должны уметь: - автоматически создавать оглавление документа - организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе. | §25. | |
3 | 2 | Пр/раб. «Гипертекстовые структуры» | Гипертекст. | Репродуктивный | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | §2. | Учитель. | |
3. Интернет как информационная система (§§26-28) (6ч.: 3+3) | |||||||||
4 | 1 | Интернет как глобальная информационная система | Службы Интернета. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - назначение коммуникационных служб Интернета - назначение информационных служб Интернета - что такое прикладные протоколы - основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес | §26. | |
5 | 2 | Пр/раб. «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями» | Услуги сети Интернет: почта, телеконференции и т.д. | Репродуктивный. | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | - что такое поисковый каталог: организация, назначение - что такое поисковый указатель: организация, назначение Учащиеся должны уметь: | Учитель. | |
6 | 3 | World Wide Web – Всемирная паутина | Всемирная паутина. Web – страница, сервер, сайт, браузер. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | - работать с электронной почтой - извлекать данные из файловых архивов - осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. | §27. | |
7 | 4 | Пр/раб. «Интернет: просмотр и сохранение Web – страниц». | Всемирная паутина. Web – страница, адресация страниц. | Репродуктивный. | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учитель. | ||
8 | 5 | Средства поиска данных в Интернете | Поисковая служба Интернета: каталоги, указатели. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | §28. | ||
9 | 6 | Пр/раб. «Интернет: работа с поисковыми системами» | Поисковая служба Интернета: каталоги, указатели. | Продуктивный | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учитель. | ||
4. Web-сайт (§29) (3 ч.: 1+2) | |||||||||
10 | 1 | Web-сайт - гиперструктура данных | Web – дизайн, проектирование Web – страниц, размещение сайта на сервере. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - какие существуют средства для создания web-страниц - в чем состоит проектирование web-сайта - что значит опубликовать web-сайт - возможности текстового процессора по созданию web-страниц | §29. | |
11 | 2 | Пр/раб. «Интернет: создание Web – сайта с помощью Mr. Word» | Web-сайт - гиперструктура данных | Репродуктивный, творческий. | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учащиеся должны уметь: - создать несложный web-сайт с помощью MS Word - создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень) | Учитель. | |
1 | 3 | Пр/раб. «Интернет: создание Web – сайта на языке HTML» | Элементы и структура HTML документа | Творческий | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учитель. | ||
5. ГИС (§30) (2 ч.: 1+1) | |||||||||
13 | 1 | Геоинформационные системы | Назначение ГИС, устройство, области приложения, приемы навигации. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - что такое ГИС - области приложения ГИС - как устроена ГИС - приемы навигации в ГИС | §30. | |
14 | 2 | Пр/раб. «Поиск информации в геоинформационных системах» | Назначение ГИС, устройство, области приложения, приемы навигации. | Частично поисковый | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учащиеся должны уметь: - осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС | Учитель. | |
6. Базы данных и СУБД (§§31-33) (5 ч.: 3+2) | |||||||||
15 | 1 | Тестирование по теме: «Информационные системы». База данных – основа информационной системы | Определение БД, назначение, виды, СУБД. Основные понятия реляционной БД. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - что такое база данных (БД) - какие модели данных используются в БД - основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ - определение и назначение СУБД | §31. | Учитель. |
16 | 2 | Проектирование многотабличной базы данных. Создание базы данных | Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД (анализ предметной области, построение модели данных). | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | - основы организации многотабличной БД - что такое схема БД - что такое целостность данных - этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД | §32-33 | |
17 | 3 | Пр/раб. «Знакомство с СУБД Mr. Access» | Конструктор, таблица, форма | Репродуктивный. | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учащиеся должны уметь: - создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access) | Учитель. | |
18 | 4 | Пр/раб. «Создание базы данных «Приемная комиссия»» | Конструктор, таблица, форма | Репродуктивный. | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учитель. | ||
19 | 5 | Пр/ра. «Разработка информационной системы» | Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД | Творческий | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учитель. | ||
7. Запросы к базе данных (§§34-35) (5 ч.: 2+3) | |||||||||
20 | 1 | Запросы как приложения информационной системы | Запрос, средства формирования запросов (язык запросов, конструктор запросов). Структура запроса на выборку. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - структуру команды запроса на выборку данных из БД - организацию запроса на выборку в многотабличной БД - основные логические операции, используемые в запросах - правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов | §34. | |
21 | 2 | Пр/раб. «Реализация простых запросов с помощью конструктора» | Запрос, средства формирования запросов (язык запросов, конструктор запросов). | Репродуктивный | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учащиеся должны уметь: - реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов - реализовывать запросы со сложными условиями выборки - реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень) - создавать отчеты (углубленный уровень) | Учитель. | |
22 | 3 | Пр/раб. «Расширение БД «Приемная комиссия»» | Работа с формой. | Репродуктивный | Фронтальная, индивидуальная. | §35. | |||
23 | 4 | Логические условия выбора данных. Пр/раб. «Реализация сложных запросов к БД «Приемная комиссия»» | Условия выбора данных, основные логические операции, используемые в запросах. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, групповая | Учитель. | ||
24 | 5 | Пр/раб. «Создание отчета» | Приемы формирования отчетов в БД. | Репродуктивный | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учитель. | ||
8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§§36-37) (4 ч.: 2+2) | |||||||||
25 | 1 | Тестирование по теме: «БД» Моделирование зависимостей между величинами | Величина, характеристики величины, виды зависимостей (функциональные, иные) и способы их отображения (математическая модель, табличная, графическая). | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины - что такое математическая модель - формы представления зависимостей между величинами | §36 | |
26 | 2 | Пр/раб. «Получение регрессионных моделей в Mr. Excel» | Репродуктивный | Урок - практикум | Фронтальная, групповая |
- что такое регрессионная модель - как происходит прогнозирование по регрессионной модели | Учитель. | ||
27 | 3 | Модели статистического прогнозирования | Статистика, применение и назначение статистики. Регрессионная модель, как происходит прогнозирование по регрессионной модели. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны уметь: - используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов - осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели | §37. | |
28 | 4 | Пр/раб. «Прогнозирование в Mr. Excel» | Репродуктивный | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учитель. | |||
9. Корреляционное моделирование (§38) (2 ч.: 1+1) | |||||||||
29 | 1 | Моделирование корреляционных зависимостей | Корреляционная зависимость, коэффициент корреляции. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - что такое корреляционная зависимость - что такое коэффициент корреляции - какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа | §38. | |
30 | 2 | Пр/раб. «Расчет корреляционных зависимостей в Mr. Excel» | Корреляционная зависимость, коэффициент корреляции. | Частично поисковый | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учащиеся должны уметь: - вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel) | Учитель. | |
10. Оптимальное планирование (§39) (2 ч.: 1+1) | |||||||||
31 | 1 | Модели оптимального планирования | Оптимальное планирование, ресурсы, ограниченность ресурсов. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - что такое оптимальное планирование - что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов - что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены - в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана - какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования Учащиеся должны уметь: - решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel) | §39. | |
32 | 2 | Пр/раб. «Решение задачи оптимального планирования в Mr. Excel» Тестирование по теме: «Моделирование». | Оптимальное планирование | Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | Учитель. | ||
11. Социальная информатика (§§40-43) (3 ч.: 2+1) | |||||||||
33 | 1 | Информационные ресурсы. Информационное общество | Информационные ресурсы общества. Национальные информационные ресурсы, рынок информационных ресурсов и услуг. Информационное общество, его черты. Информационный кризис и способы его преодоления. Информационная культура. | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны знать: - что такое информационные ресурсы общества - из чего складывается рынок информационных ресурсов - что относится к информационным услугам - в чем состоят основные черты информационного общества - причины информационного кризиса и пути его преодоления | §40-41. | |
34 | 2 | Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности. | Основные законодательные акты в информационной сфере. Проблема информационной безопасности | Объяснительно – иллюстративный. Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | - какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества - основные законодательные акты в информационной сфере - суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации | §42-43. | |
35 | 3 | Пр/раб. «Разработка реферата – презентации» Тестирование по теме: «Социальная информатика» | Репродуктивный. | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная. | Учащиеся должны уметь: - соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности |
№ урока | Тема урока | Содержание | Требования к базовому уровню подготовки (ЗУН) | Методы обучения | Форма организации учебного занятия | Форма познавательной деятельности | Контроль | Домашнее задание | Дополнительная литература | |
Продолжение темы: «Алгоритмы и исполнители» (16 часов). | ||||||||||
36 | 1 | Алгоритм. Способы записи алгоритмов. Исполнители алгоритмов | Сущность понятия алгоритма. Свойства алгоритма. Алгоритмические задачи. Способы описания алгоритмов: словесная, блок-схемы, алгоритмический язык. Основные принципы составления алгоритмов: исходные данные, выбор метода решения задач и т. д. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя, среда исполнителя. Примеры исполнителей («Робот», «Чертежник» и др., «Вычислитель», «Автомат», «Компьютер»). | Знать: алгоритм. Свойства алгоритма. Основные способы описания алгоритма. Принципы составления алгоритма. Понятия «Исполнитель» и его система команд. Уметь: приводить примеры алгоритмов в жизни, обучении, производстве и т. д. Пояснять свойства алгоритма. Записывать простейшие алгоритмы одним из способов. Приводить примеры различных исполнителей и их СК. Составлять простейшие алгоритмы для одного из исполнителей | Репродуктивный, творческий. | Урок - игра | Фронтальная, индивидуальная | |||
37-38 | 2-3 | Повторение основных алгоритмических структур. Решение упражнений | Алгоритмы и основные алгоритмические структуры: линейная, ветвление, цикл. Способы записи алгоритма: ЕАЯ, блок – схема. Решение упражнений по составлению алгоритмов | Знать: понятие алгоритма. Основные виды алгоритмических структур и способы их записи. Уметь: составлять простейшие алгоритмы и записывать их. | Фронтальная, индивидуальная | Учитель. | ||||
39-40 | 1-2 | Язык программирования Бейсик. Основные операторы и команды. | Понятие машинно – ориентированного языка. Компиляторы и интерпретаторы. Интерпретатор языка Бейсик: алфавит и величины языка. Понятие программы. Правила записи программ на Бейсике: строка, ее номер и содержимое. Оператор и операнд. | Знать: Назначение машинно – ориентированного языка. Алфавит и величины языка Бейсик. Понятие программы, строки программы и содержимое строки. Понятие оператора и операнда. Основные команды и операторы работы с программой на Бейсике Уметь: Приводить примеры машинно – ориентированных языков. Правильно записывать операторы и команды, составлять простейшие программы на Бейсике и работать с ними на ПК | Фронтальная, индивидуальная | |||||
41-42 | 5-6 | Программы линейной, разветвлённой, циклической структуры | Составление алгоритмов и программ для задач с ветвлением, циклом (соблюдая этапы решения задач). Средства языка программирования для записи разветвляющихся и циклических алгоритмов. | Уметь: составлять несложные программы на Бейсике с использованием ветвлений, циклов, редактировать их, анализировать полученный результат. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный | Комбинированный | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Домашняя контрольная работа | ||
43-44 | 7-8 | Практическая работа «Составление линейных программ, программ с условием, с циклом» | Разработка и составление линейных, программ, программ с ветвлением, с циклом. Работа на ПК | Уметь: составлять несложные программы на Бейсике с использованием ветвлений, циклов, редактировать их, анализировать полученный результат. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный | |||||
45-46 | 9-10 | Текстовые величины. Практическая работа «Обработка текстовой информации». | Текстовая величина. Основные операции над текстовыми величинами в Бейсике. | Знать: понятие текстовой величины, постоянная и переменная текстовая величина. Операции над текстовыми величинами: слияние, выделение части, размер. Уметь: выполнять простейшие операции над текстовыми величинами. Составлять простые программы обработки текстовой величины. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный | |||||
47-48 | 11-12 | Массивы | Массив. Одномерный, двумерный числовой массив. Способы заполнения массива. Вывод заданного массива на экран. | Знать понятия одномерного, двумерного массива и способы их задания. Уметь задавать одномерные и двумерные массивы и определять их размер. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный | Урок изучения нового материала. | Фронтальная, индивидуальная | Записи в тетради, задачи | Лях. стр.31 | |
49-50 | 13-14 | Проверочная работа. Программы с массивами | Типовые задачи на обработку числовых массивов (поиск заданного элемента в массиве, нахождение максимального элемента массива и т.п.) Определение результата выполнения алгоритма по работе с массивом по его блок-схеме или программе. | Уметь работать с массивами символьного типа | Урок контроля ЗУН. Урок изучения нового материала. | Задачи в тетради | ||||
51-52 | 15-16 | Сортировка массивов. Практическая работа «Сортировка массивов». | Сортировка. Виды сортировки | Знать: Понятие и назначение сортировки. Основные виды сортировки и их особенности. Уметь: Выбирать метод «пузырька» или минимаксной сортировки при решении конкретной задачи. | ||||||
53-54 | 17-18 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | Вспомогательный алгоритм. Подпрограмма. | Знать понятие подпрограммы, уметь составлять простые программы с использованием подпрограмм | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный | Урок изучения нового материала | Фронтальная, групповая | Задачи в тетради | Лях. стр.139 | |
55-56 | 19-20 | Графика языка BASIC. Практическая работа «Составление графических программ» | Знакомство с графическими операторами. | Знать основные операторы графики языка BASIC. Понятие графического режима, его отличие от текстового. Разрешение экрана. Понятие пикселя. | Объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный | Урок изучения нового материала | Фронтальная, индивидуальная | Проект | Лях. стр.191-200 | |
57-58 | 21-22 | Создание творческого проекта | Составление простейших линейных программ с использованием операторов графики. | Уметь применять операторы графики при создании простейших графических программ на ПК. | Творческий | Урок - практикум | Фронтальная, групповая | Учитель | Повторить пройденный материал | |
59-60 | 23-24 | Повторение. К/р по теме: «Алгоритмы и исполнители» | Репродуктивный. | Урок повторения и обобщения ЗУН, контроля. | Фронтальная, индивидуальная. | Учитель | ||||
Повторение материала за курс полной школы (10 часов) | ||||||||||
61-62 | 1-2 | Повторение и систематизация материала по теме: «Информационные процессы и системы». Практикум по ЕГЭ. | Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях; использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; уметь обосновывать высказываемое мнение, уважительно относиться к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач | Репродуктивный | Урок повторения и обобщения ЗУН | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Повторить п. 1-12 | |||
63-64 | 3-4 | Повторение и систематизация материала по теме: «Системы счисления». Практикум по ЕГЭ. | Репродуктивный | Урок повторения и обобщения ЗУН | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Повторить п. 13-23 | ||||
65-66 | 5-6 | Повторение и систематизация материала по теме: «Основы логики». Практикум по ЕГЭ. | Уметь применять полученные знания в нестандартных ситуациях; использовать приобретенные знания и умения для подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; уметь обосновывать высказываемое мнение, уважительно относиться к мнению оппонента и сотрудничать в процессе совместного выполнения задач | Репродуктивный | Урок повторения и обобщения ЗУН | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Повторить п. 24-35 | |||
67-68 | 7-8 | Повторение и систематизация материала по теме: «Информационные и коммуникационные технологии». Практикум по ЕГЭ. | Репродуктивный | Урок повторения и обобщения ЗУН | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Повторить п. 36-43 | ||||
69-70 | 9-10 | Практикум по ЕГЭ. Итоговое тестирование. | Репродуктивный | Урок повторения и обобщения ЗУН, контроля. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по информатике 10 класс
Тематическое планирование по информатике и ИКТ для специализированных 10 классов...
Тематическое планирование по информатике 5 класс по учебнику Бос
Данный курс расчитан на учащихся 5 класса обучающихся по учебнику Босовой....
Развернутое тематическое планирование по информатике 7 класс
Развернутое тематическое планирование по информатике 7 класс. УМК Макаровой Н.В. (2 часа в неделю)...
Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении.
Тематическое планирование для информатики 8 класса при 1часовом изучении и 9 класса при 2 часовом изучении. При изучении информатики базового уровня автора Семакин Г.И....
Тематическое планирование курса информатики 8-9 класса
Планирование курса информатики для 8 -9 класса...
Тематическое планирование курса информатики и ИКТ в 10 - 11 классах на профильном уровне по учебнику Н.Д.Угриновича
Тематическое планирование курса информатики в старшей школе на профильном уровне в объеме 280 ч. 10 класс (136 часов + 4 часа резерв)№ п/пТемаВсего часовИз нихВид практического ...
Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс для рабочей программы 5-9 классы (Босова Л.Л.)
Календарно-тематическое планирование по информатике 6 класс является дополнением к рабочей программе для 5-9 классов, учебник Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса....