Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике и икт на тему
Рабочая прогамма для 3 класса по информатике по учебнику Горячева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_programma_2012_3_klass.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Яблоновый Гай
Ивантеевского района Саратовской области»
Рассмотрено Председатель МО _______/Зибарева Н.В./ Протокол № ___ от «__»____20 ___г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с.Яблоновый Гай» ________/Погорелова О.В./ «__»____20 __г. | Утверждено Директор МОУ «СОШ с.Яблоновый Гай» ________/Решетова Л.А./ Приказ № _от «__»__20 _г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
3 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Разработчик:
Куприянова Марина Ивановна,
учитель информатики и ИКТ
1 квалификационной категории
с. Яблоновый Гай - 2012
Статус документа
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта по информатике для 3 класса общеобразовательных учреждений. Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Информатика», автора Горячева А.В., 2004 г.,в рамках Образовательной системы обучения “Школа 2001”. Рабочая программа ориентирована на использование учебников “Информатика в играх и задачах: учебник-тетрадь в 2 частях. 3 класс” А.В. Горячев, 2010 г., а также дополнительных пособий: для учителя “Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя” А.В.Горячев, 2007 г.
1. ВВЕДЕНИЕ
Предмет «Информатика» как часть системы начального образования, призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального - в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения информатики. Учебный материал по информатике отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
Обучение информатике способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение понимать построчную запись алгоритмов, выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии, осуществлять поиск и обработку информации.
Деятельностный подход к построению процесса обучения по информатике является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира, но и позволяет сформировать у них начальные информационные и телекоммуникационные знания, важнейшие трудовые умения и навыки работы на компьютере.
Цель обучения информатике:
- развитие личности младшего школьника,
- формирование умений и навыков учебной деятельности,
- готовность к самостоятельному учебному труду и др.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:
- Формирование навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в информатике.
- Овладение способами индивидуальной, фронтальной, парной и групповой деятельности.
- Освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной компетенций и компетенций личностного саморазвития.
должны знать:
- понятия алгоритм, множество, подмножество, элемент множества, аналогии, закономерность.
должны уметь:
- понимать построчную запись алгоритмов;
- выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
- находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
- понимать истинность высказывания и отрицания;
- изображать графы;
- выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
- анализировать игры с выигрышной стратегией.
Базовые компетенциями:
- информационно-коммуникативной;
- рефлексивной.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- находить, преобразовывать, хранить и применять информацию для решения различных задач;
- осуществлять сотрудничество в совместной работе.
Ключевые компетентности:
- привычно готовить рабочее место для занятий;
- самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда режима дня;
- понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней;
- работать в заданном темпе;
- оценивать учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя;
- уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем.
2. КОНЦЕПЦИЯ ШКОЛЫ
Цель школы:
Создать школу, которая является основным связующим звеном в социально-культурном образовательном комплексе в селе, школу с достаточно широким диапазоном учебной и внеурочной деятельности, конкурентоспособную на рынке образовательных услуг.
Задачи школы:
- Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся.
- Создание условий для самоутверждения личности, раскрытие её способностей и возможностей, для реализации интеллектуального, творческого, нравственного потенциала школьников.
- Развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров, способности эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии;
- Использование здоровьесберегающих технологий в УВП, направленных на достижение учащимися допустимого уровня здоровья, здорового образа жизни.
- Формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе в школе и в классе;
- Создание условий для полноценного развития личности на основе интеграции общего и дополнительного образования.
3. МИССИЯ ШКОЛЫ
Школа представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования и программы дополнительного образования детей. При этом обучающиеся ориентируются на получение:
- качественного общего образования, предполагающего владение развитыми навыками устной и письменной речи, разнообразными математическими умениями, основами наук, социально-экономическими и правовыми компетенциями, которые служили бы фундаментом для их постоянного самообразования в течение всей жизни;
- прочных знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам и образовательным областям в рамках предпрофильного и профильного обучения, необходимых им для дальнейшего профессионального образования.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Гражданские качества:
- знание своих прав и обязанностей;
- долг и ответственность перед семьей и школой;
- осознанность своих поступков;
- патриотизм;
- правдолюбие.
Нравственные качества:
- понятие чести, достоинства;
- выдержка;
- умение жить в коллективе;
- взаимопонимание и взаимовыручка.
Интеллектуальные способности:
- сформированный запас ЗУН;
- использование ЗУН на практике;
- понимание, что учеба – это труд.
Общая культура:
- приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям;
- чувство прекрасного;
- внешний опрятный вид.
4. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция программы:
Главная цель данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основная задача – формирование умений проведения анализа действительности для построения информационных моделей и их изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:
1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
- применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций "если-то", "и", "или", "не" и их комбинаций - "если ... и ..., то...");
- алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрения влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
- объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу "из чего состоит и что делает (можно с ним делать");
2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают"), и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний;
3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – "как решать задачу, которую раньше не решали" – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только автоматизации его действий (все, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и послужит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.
Обоснованность.
Учебное содержание каждого раздела программы излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному) и от частного к конкретному (специализированному), что задает определенную логику в освоении учебного предмета, обеспечивает перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Информатика входит в образовательную область «Математика»
Сроки реализации программы.
Программа составлена на один 2009-2010 учебный год из расчёта 1 час в неделю (34часа в год)
Общая характеристика учебного процесса
Программа предусматривает использование следующих
- форм работы: общеклассной, групповой, индивидуальной, парной, фронтальной, дифференцированной;
2) методов обучения: словесного, наглядного, практического, поискового, проблемно-поискового, самостоятельной работы, стимулирования, контроля и самоконтроля (обратная связь).
Программа предусматривает режим работы:
Учитель — класс. Учитель — ученики. Ученик — класс. Класс — ученики. Ученик — ученик.
Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами:
- математика
- литература
- окружающий мир
Предполагаемые результаты:
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
– находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
– называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
– понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
– выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
– изображать графы;
– выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
– находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
- определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д;
Система оценки достижений учащихся.
На уроках учащиеся овладевают письменной и устной математической речью. Для решения
познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией, (текст, таблица, схема и др.).
Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника,
признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль, формулировать выводы, доказывать утверждения. Существует традиционная система оценки достижений учащихся.
Текущая и итоговая проверка, и оценка результатов обучения осуществляется с помощью заданий разных видов, формат и процедура выполнения которых знакомы и понятны учащимся:
- контрольные работы, распределенные по четвертям учебного года.
Тематические работы, как правило, содержат несколько заданий по одной теме и проводятся после изучения крупных тем программы. Их цель состоит в выявлении учителем картины усвоения каждым учеником изученного материала и, при необходимости, корректировке процесса обучения.
Оценивание контрольных работ производится в соответствии с существующими нормами оценки.
Инструментарий дня оценивания результатов.
Для различных видов контроля существуют нормы оценки знаний, умений, навыков для устных и письменных ответов. Методы оценивания достижений учащихся 4 класса можно проследить по тематическому планированию, где каждому виду занятий соответствует определенный вид контроля- это математические диктанты, работа с дидактическим материалом, работа в тетрадях с печатной основой и др.. Такое многообразие методов позволяет добиться того, что оценка знаний не будет самоцелью, она явится важным средством побуждения учащихся к достижению лучших результатов.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; наличие одной ошибки или трех-четырех недочетов по текущему материалу, два-три недочета по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала: использование нерациональных, приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе, две три ошибки или пять-шесть недочетов по текущему учебному материалу; одна ошибка и два-три недочета по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие многочисленных ошибок как по текущему, так и по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.
Система условных обозначений
При оформлении рабочей программы были использованы следующие условные обозначения:
- Т.- тетрадь
- Д 1– диск №1
- Программа
Структура программы
Согласно предусмотренным стандартам по информатике программа состоит из 34 уроков (1 час в неделю).
1 четверть - 8 уроков
2 четверть – 8 уроков
3 четверть - 10 уроков
4 четверть – 8 уроков
Из них уроков, отведённых для проведения контрольных работ – 4
Рабочая программа составлена на 2011- 2012 учебный год из расчёта 33 урока (1 час в неделю)
Всего уроков – 33
Контрольных работ - 4
Содержание тем учебного курса
Алгоритмы (9 ч)
Алгоритм, как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.
Группы (классы) объектов (8 ч)
Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.
Логические рассуждения (10 ч)
Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.
Применение моделей (схем) для решения задач (6 ч)
Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.
Календарно – тематический план
№ п/п | № урока | Дата по плану | Дата фактически | Наименование раздела и тем урока | Тип урока | Вид контроля | Оборудование урока |
АЛГОРИТМЫ (9 часов) | |||||||
1 | 1 | 4.09 | Вводный инструктаж по ТБ. Алгоритм | КУ | Д16 | ||
2 | 2 | 11.09 | Схема алгоритма | КУ | Д16 | ||
3 | 3 | 18.09 | Алгоритм с ветвлением | КУ | Д16 | ||
4 | 4 | 25.09 | Цикл в алгоритме | КУ | Д16 | ||
5 | 5 | 2.10 | Алгоритмы с ветвлением и циклами | КУ | Д16 | ||
6 | 6 | 9.10 | Алгоритмы с ветвлением и циклами | КУ | Д16 | ||
7 | 7 | 16.10 | Контрольная работа «Алгоритмы» | К | |||
8 | 8 | 23.10 | Алгоритмы | ОСЗ | Д16 | ||
9 | 9 | 9.11 | Алгоритмы. | ОСЗ | Д16 | ||
ГРУППЫ (КЛАССЫ) ОБЪЕКТОВ (8 часов) | |||||||
10 | 1 | 16.11 | Состав и действия объекта | КУ | Д16 | ||
11 | 2 | 23.11 | Группа объектов. Общее название | КУ | Д16 | ||
12 | 3 | 30.11 | Общие свойства объектов одного класса. Выделение объекта из класса | КУ | Д16 | ||
13 | 4 | 7.12 | Единичное имя объекта. Отличительные признаки объектов | КУ | Д16 | ||
14 | 5 | 14.12 | Единичные имена объектов | КУ | Д16 | ||
15 | 6 | 21.12 | Контрольная работа «Состав и действия объектов» | К | |||
16 | 7 | 28.12 | Единичные имена объектов | КУ | Д16 | ||
17 | 8 | 18.01 | Общие и отличительные признаки, классификация и описание объектов. | ОСЗ | Д16 | ||
ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (10 часов) | ОСЗ | ||||||
18 | 1 | 25.01 | Множество. Число элементов множества. | КУ | Д16 | ||
19 | 2 | 1.02 | Логические операции. Пересечение множеств. | КУ | Д16 | ||
20 | 3 | 8.02 | Пересечение и объединение множеств | КУ | Д16 | ||
21 | 4 | 15.02 | Истинность высказывания. Отрицание | КУ | Д16 | ||
22 | 5 | 22.02 | Истинность высказывания со словами и, или | КУ | Д16 | ||
23 | 6 | 29.02 | Граф. Вершины и рёбра графов | КУ | Д16 | ||
24 | 7 | 7.03 | Ориентированный граф | КУ | Д16 | ||
25 | 8 | 14.03 | Множество, отношения на множестве, отрицание, логические операции. Графы. | КУ | Д16 | ||
26 | 9 | 21.03 | Контрольная работа «Логические рассуждения» | ОСЗ | Д16 | ||
27 | 10 | 4.04 | 28.03 | Множество, отношения на множестве, отрицание, логические операции. Графы. | К | ||
МОДЕЛИ В ИНФОРМАТИКЕ (6 часов) | Д16 | ||||||
28 | 1 | 11.04 | 4.04 | Аналогия | КУ | Д16 | |
29 | 2 | 18.04 | 18.04 | Закономерность | КУ | Д16 | |
30 | 3 | 25.04 | 25.04 | Аналогичная закономерность | КУ | Д16 | |
31 | 4 | 2.05 | 16.05 | Аналогичная закономерность | КУ | ||
32 | 5 | 16.05 | 23.05 | Контрольная работа «Модели в информатике» | К | Д16 | |
33 | 6 | 23.05 | 30.05 | Выигрышная стратегия | КУ | Д16 |
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя
- Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2002 г.
- Горячев А.В., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Учебник – тетрадь в 2 – х частях. – изд. 2- е испр. – М.: Баласс, 2010 г Горячев А.В., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Учебник – тетрадь в 2 – х частях. – изд. 2- е испр. – М.: Баласс, 2010 г.
- Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класса: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс.
5. Основные информационные источники для обучающихся
- Горячев А.В., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс: Учебник – тетрадь в 2 – х частях. – изд. 2- е испр. – М.: Баласс, 2011 г.
- Диск «Мир информатики» 1-2 и 3-4 год обучения
- Диск «Информатика для детей» (1- 4 классы)
6 . Адреса электронных сайтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа 5 класс...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)
Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...