Урок по теме: Системы счисления. 10 Класс
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
- Образовательная: Закрепить основные навыки работы. Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию. Получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
- Развивающая: Развивать у школьников логическое мышление; формировать умение школьников применять программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.
- Воспитательная: воспитывать информационную культуру школьников; способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости; воспитание духа соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма. Прививать навыки самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План конспекта урока | 33.39 КБ |
Приложение к уроку | 20.25 КБ |
Презентация к уроку | 951.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
тема урока: Системы счисления
10 класс
Учебник: Н. Угринович, 10 класс.
Продолжительность урока: 45 мин.
Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с использованием нестандартных заданий.
Задачи урока:
- Образовательная: Закрепить основные навыки работы. Выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию. Получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
- Развивающая: Развивать у школьников логическое мышление; формировать умение школьников применять программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.
- Воспитательная: воспитывать информационную культуру школьников; способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости; воспитание духа соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма. Прививать навыки самостоятельной работы.
Оборудование: компьютерный класс (на компьютерах установлена операционная система Windows XP); раздаточный материал.
Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: урок обобщения систематизации знаний.
План урока.
- Организационный момент.
- Систематизация теоретических знаний.
- Решение задач.
- Творческие задания.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель. Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку.
Слайд 1
Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по теме «Системы счисления». Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления. План нашего урока следующий: (Слайд 2)
- Заполнение таблицы.
- Графический диктант.
- Решение задач.
- Творческое задание.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Систематизация теоретических знаний.
Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Для выполнения данных заданий используется дидактический раздаточный материал (Приложение 1). Каждый правильный ответ во всех заданиях оценивается одним баллом. Поэтому, максимальное число баллов за правильно выполненное задание «Графический диктант» - 6, за задание «Заполнение таблицы» - 5.
Результаты заносятся в итоговую таблицу.
Слайд 3
Задание 1. Заполнение таблицы.
Система счисления | Основание | Алфавит |
0,1 | ||
Восьмеричная | 0,1,2, , 4, 5, 6, | |
2 | ||
Десятичная | ||
16 |
Слайд 4 (Правильно заполненная таблица имеет вид)
Система счисления | Основание | Алфавит |
Двоичная | 2 | 0,1 |
Восьмеричная | 8 | 0;1;2;3;4;5;6;7 |
Двоичная | 2 | 0; 1 |
Десятичная | 10 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0;1;2;3;4;5;6;7;8;9;A;B;C;D;E;F |
Слайд 5
Задание 2. Графический диктант.
Если утверждение верно, ученик ставит «+», если неверно, то знак «-».
1. Система счисления – это способ представления чисел и соответствующие ему правила действий над числами.
2. Римский способ записи чисел – это позиционная система счисления.
3. В двоичной системе счисления 11+1=12.
4. Информация, хранящаяся в компьютере, представлена в двоичной системе счисления.
5. Существует множество позиционных систем счисления, и они отличаются друг от друга алфавитами.
Слайд 6
(Результат выполнения задания: +- -++)
Слайд 7
- Решение задач.
Задание 3. Докажите, что (использую триады и тетрады):
1.1428 =11000102
2.9116=100100012
Слайд 8
Задание 4. Решение неравенств. (Задание оценивается 2-мя баллами.)
Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.
28510 ? 11D16 (Ответ: 28510 = 28510 ) 1111112 ? 11118 (Ответ: 6310 < 58510 )
6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 > 4110 ) 5516 ? 1258 (Ответ: 8510 = 8510 )
Проверяем задание 4 (Слайд 9)
Слайд 10
Задание 5. Решение задач (готовимся к ЕГЭ).
Чему равна сумма чисел 438 и 5616?
- 1218
- 1718
- 6916
- 10000012
Слайд 11
Дано | Решение |
А=438 | 1. Используя правила перевода целых чисел из системы счисления с основанием 16, 8 в систему счисления с основанием 2 и обратно. |
Найти: | Номер ответа: 2 |
Слайд 12
4. Творческое задание Учащиеся выполняют задания за компьютером, используя программу «Инженерный калькулятор». Работа каждой команды проверяется и оценивается учителем. Результаты заносятся в итоговую таблицу, и объявляется сумма баллов каждой команды за выполненные задания.
Задание 6. Рисуем по точкам – Приложение 2.
Таблица 1: приведены номер точки и её координаты, записанные в двоичной системе счисления.
Таблица 2: приведены номер точки и её координаты, записанные в двоичной системе счисления.
Таблица 3: приведены номер точки и её координаты, записанные в различных системах счисления.
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости.
Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некий рисунок.
(слайд 8)
Учитель объявляет, что правильно выполненная работа по таблице 3 дает оценку – 5, по таблице 2 – 4, а по таблице 1 – 3.
Ученики сами выбирают, по какой таблице им работать.
(Получившиеся на координатной плоскости рисунки представляют собой цифру 3 для таблицы 1, цифру 4 для таблицы 2 и цифру 5 для таблицы 3.) Слайд 13
Слайд 14
Задания 7, 8 являются дополнительными и предлагаются тем ученикам, которые раньше других справились с выполнением творческого задания.
Задание 7.
Расположите числа, записанные в различных системах счисления, в порядке возрастания.
3510, 368, 100011012, 3C16.
Задание 8.
Сколько значащих нулей в двоичной записи числа 148?
5. Подведение итогов урока.
Жюри объявляют сумму баллов, набранные каждой командой в ходе выполнения заданий, а также название победившей команды.
Рефлексия:
— Какое задание было самым интересным?
— Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
— Какие задания вы считаете самыми интересными и какие задания можете предложить по данной теме?
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
- Домашнее задание.
Составить кроссворд по теме: Системы счисления.
Приложение 1.
ФИО учащегося ______________________________ класс_____________
- Заполнение таблицы:
- Графический диктант:
- Решение задач:
- Творческое задание:
Итого баллов:
Приложение 2.
Таблица 1.
№ точки | Координаты точек | |
X | Y | |
102 | 102 | |
112 | 12 | |
1012 | 12 | |
1112 | 102 | |
1112 | 1002 | |
1012 | 1012 | |
1112 | 1112 | |
1012 | 10002 | |
112 | 10002 | |
102 | 1112 | |
1102 | 1112 | |
1002 | 1012 | |
1102 | 1002 | |
1102 | 102 | |
112 | 102 | |
102 | 112 | |
102 | 102 |
№ точки | Координаты точки | |
X | Y | |
1. | 1002 | 102 |
2. | 1012 | 1012 |
3. | 102 | 1012 |
4. | 112 | 10102 |
5. | 1002 | 10102 |
6. | 112 | 1102 |
7. | 1012 | 1102 |
8. | 1102 | 1012+1002 |
9. | 1112 | 10012 |
10. | 1102 | 1102 |
11. | 1002*102 | 1102 |
12. | 10002 | 1012 |
13. | 1102 | 1012 |
14. | 1012 | 102 |
15. | 1002 | 102 |
Таблица 3.
№ точки | Координаты точки | |
X | Y | |
1. | 102 | 1002 |
2. | 102 | 102 |
3. | 112 | 12 |
4. | 10002 | 12 |
5. | 1012+1002 | 102 |
6. | 10012 | 1012 |
7. | 10002 | 1002*102 |
8. | 112 | 716 |
9. | 1012 | B16 |
10. | 112*112 | 138 |
11. | 10012 | C16 |
12. | 48 | 100012 -1012 |
13. | 102 | 78 |
14. | 24 | 1102 |
15. | 112 | 1102 |
16. | 1112 | 1112 |
17. | 11002 – 1002 | 68 |
18. | 10002 | 1002 |
19. | 1112 | 102 |
20. | 416 | 28 |
21. | 112 | 34 |
22. | 38 | 1002 |
23. | 102 | 1002 |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
ФИО учащегося ______________________________ класс_____________
- Заполнение таблицы:
- Графический диктант:
- Решение задач:
- Творческое задание:
Итого баллов:
Приложение 1.
ФИО учащегося ______________________________ класс_____________
- Заполнение таблицы:
- Графический диктант:
- Решение задач:
- Творческое задание:
Итого баллов:
Приложение 1.
ФИО учащегося ______________________________ класс_____________
- Заполнение таблицы:
- Графический диктант:
- Решение задач:
- Творческое задание:
Итого баллов:
Приложение 1.
ФИО учащегося ______________________________ класс_____________
- Заполнение таблицы:
- Графический диктант:
- Решение задач:
- Творческое задание:
Итого баллов:
Приложение 1.
ФИО учащегося ______________________________ класс_____________
- Заполнение таблицы:
- Графический диктант:
- Решение задач:
- Творческое задание:
Итого баллов:
Приложение 2.
Таблица 1. Таблица 2
№ точки | Координаты точек | |
X | Y | |
102 | 102 | |
112 | 12 | |
1012 | 12 | |
1112 | 102 | |
1112 | 1002 | |
1012 | 1012 | |
1112 | 1112 | |
1012 | 10002 | |
112 | 10002 | |
102 | 1112 | |
1102 | 1112 | |
1002 | 1012 | |
1102 | 1002 | |
1102 | 102 | |
112 | 102 | |
102 | 112 | |
102 | 102 | |
№ точки | Координаты точки | |
X | Y | |
1. | 1002 | 102 |
2. | 1012 | 1012 |
3. | 102 | 1012 |
4. | 112 | 10102 |
5. | 1002 | 10102 |
6. | 112 | 1102 |
7. | 1012 | 1102 |
8. | 1102 | 1012+1002 |
9. | 1112 | 10012 |
10. | 1102 | 1102 |
11. | 1002*102 | 1102 |
12. | 10002 | 1012 |
13. | 1102 | 1012 |
14. | 1012 | 102 |
15. | 1002 | 102 |
Таблица 3.
№ точки | Координаты точки | |
X | Y | |
1. | 102 | 1002 |
2. | 102 | 102 |
3. | 112 | 12 |
4. | 10002 | 12 |
5. | 1012+1002 | 102 |
6. | 10012 | 1012 |
7. | 10002 | 1002*102 |
8. | 112 | 716 |
9. | 1012 | B16 |
10. | 112*112 | 138 |
11. | 10012 | C16 |
12. | 48 | 100012 -1012 |
13. | 102 | |
14. | 24 | 1102 |
15. | 112 | 1102 |
16. | 1112 | 1112 |
17. | 11002 – 1002 | 68 |
18. | 10002 | 1002 |
19. | 1112 | 102 |
20. | 416 | 28 |
21. | 112 | 34 |
22. | 38 | 1002 |
23. | 102 | 1002 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки уроков по теме "Системы счисления"
Предлагаемые материалы можно использовать при изучении темы "Системы счисления" в любом классе в зависимости от программы и класса....
Урок по теме:Системы счисления 8 класс
Урок информатики по теме "Перевод чисел в позиционных системах счисления", 8-й класс Николай Евдокимов учитель информатики Цели урока: освоить основы систем счисленияпоказать отличие позиционной ...
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.
Урок по теме «Системы счисления. Двоичная система счисления» предназначен для изучения в 9 классах.На уроке раскрывается понятие «Системы счисления», рассматриваются примеры систем счисления, а также ...
Урок по теме "Системы счисления" 9 класс
Материал содержит конспект урока по теме "Системы счисления", презентацию Системы счисления.ppt, презентацию "Системы счисления", созданную в приложении MimioStudio Блокнот, рабочую карту учащегося....
Конспект урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока: обучающие - обоб...
Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока: обучающие - обоб...