Программа подготовки к ГИА по информатике
методическая разработка (информатика и икт, 9 класс) по теме

Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и уме­ний по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_podgotovki_k_gia.docx19.34 КБ
Файл zanyatie_1.docx33.87 КБ
Файл zanyatie_2.docx407.69 КБ

Предварительный просмотр:

Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

№ занятия

Тема занятия

Рассматриваемые вопросы

1.

Представление и передача информации.

1.Расчет количества информации.

2. Кодирование и декодирование информации.

3. Определение скорости передачи информации.

2.

Обработка информации.

1.Анализ формального описания реальных объектов и процессов.

2.Представление формальной зависимости в графическом виде.

3.Исполнение алгоритма  для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд.

3.

Поиск информации

1.Поиск информации в БД.

2.Поиск информации в Интернете.

3.Использование ИКТ.

4.

Алгоритмы

1.Исполнение линейного алгоритма на алгоритмическом языке.

2. Исполнение циклического алгоритма на алгоритмическом языке.

3.Исполнение циклического алгоритма обработки массива чисел на алгоритмическом языке.

5.

Обработка информации.

1.Определение значения логического выражения.

2.Анализ информации, представленной в виде схем.

3. Исполнение алгоритма, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов.  

6.

Математические инструменты электронной таблицы.

1.Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.

7.

Написание алгоритма в среде формального исполнителя или на языке программирования

1.Работа в среде Кумир.

2.Программирование в ABCPascal.  

Подготовка к экзамену:
Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

  1. Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
  2. Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  3. Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий.
  4. Тренируйтесь с секундомером в руках, отмечайте время выполнения тестов
  5. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием.
  6. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.



Предварительный просмотр:

Занятие 1.

Все задания 1 и 2 частей выполняются без использования калькуляторов. Поэтому нужно напомнить наиболее эффективные способы вычисления, которые помогут сэкономить время и не допустить ошибок в расчетах. Так же не лишне вспомнить следующую таблицу:

1 байт

23 битов

1 Кбайт

213 битов

210 байтов

1 Мбайт

223 битов

220 байтов

210 Кбайт

1 Гбайт

233 битов

230 байтов

220 Кбайт

210 Мбайт

1 Тбайт

243 битов

240 байтов

230 Кбайт

220 Мбайт

210 Гбайт

Например в А1 представить все множители в виде степени двойки:

Рассказ набранный на компьютере, содержит 2 страницы, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 64 символа. Определите информационный объем рассказа в кодировке Unicode, в котором каждый символ кодируется 16 битами.

1)16 000 бит                2)8000байт                3)8Кбайт                4)4 Кбайта

Дано

I=K•i

Решение:

I=21•25•26•24=216бит=213байт=23Кбайт=8 Кбайт

К=2•32•64

i =16 бит

I-?

К- количество символов в тексте (количество страниц умножаем на количество строки количество символов в строке);

 i-информационный вес одного символа;

I -информационный объем текста.

В В15 этот способ тоже работает:

Файл размером 4 Кбайта передается через некоторое соединение со скоростью 2048 бит в секунду. Определите размер файла (в байтах), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 512 бит в секунду. В ответе укажите одно число – размер файла в байтах.

Дано

I=V•t

t=I/V

Решение:

I1=22Кбайт=212 байт=215бит

V1=211 бит/с

t1 =215 бит/211 бит/с=24 с

V2=29 бит/с

I1=4 Кбайта

V1=2048бит/с

V2=512бит/с

t1=t2

I2-?

I2 =29 бит/с•24 с=213бит=210байт=1024 байт

I -информационный объем;

V- скорость передачи данных;

t- время передачи.

В заданиях типа В13 нужно перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную или наоборот из двоичной – в десятичную.  Есть 2 способа перевода десятичных чисел в двоичную СС.

Способ 1 :

1.десятичное число делим на 2, записываем остаток от деления;

2.целую часть частного делим на 2,приписываем остаток от деления СЛЕВА к записанным остаткам;

3.если целая часть частного равна 1, деление прекращаем (эта 1 и будет первой цифрой записи числа).

Остатки от деления и есть цифры полученного двоичного числа.

Способ 2:

Рассмотрите 2 числовых ряда:

1

10

100

1000

10000

1000000

...

...

...

...

1

2

4

8

16

32

64

128

256

512

Оба этих ряда начинаются с единицы. Каждое следующее число первого ряда получается путем умножения предыдущего числа на 10. Каждое следующее число второго ряда получается путем умножения предыдущего числа на 2.
Любое целое число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых, записанных в первом ряду. При этом каждый член этого ряда может либо не входить в сумму, либо входить в нее от 1 до 9 раз.
Например:
268 = 2•100+6•10+8•1

Попробуем представить число 268 в виде суммы членов второго ряда. Возьмем ближайший к исходному числу, но не превосходящий его член второго ряда и составим разность: 268-256=12
Возьмем ближайший к полученной разности, но не превосходящий ее член второго ряда и составим разность: 12-8=4
В итоге получаем:

512

256

128

64

32

16

8

4

2

1

268=

256

+8

+4

26810=

1

0

0

0

0

1

1

0

0

Каждый член второго ряда может либо не входить в сумму, либо входить в нее только один раз.
268
10=1000011002

1.Переведите число 259 из десятичной в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число – количество единиц.

1способ

выражение

частное

Остаток

259:2=

129

1

129:2=

64

1

64:2=

32

0

32:2=

16

0

16:2=

8

0

8:2=

4

0

4:2=

2

0

2:2=

1

0

25910 =1000000112

3

2 способ

256

128

64

32

16

8

4

2

1

259=

256

+2

+1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

25910 =1000000112

3

Перевод чисел из двоичной СС в десятичную.

Для того чтобы перевести двоичное число в десятичную СС, необходимо воспользоваться формулой разложения числа по основанию СС,  а затем найти значение этой суммы в десятичной СС. Важно не забывать, что позиции целого числа нумеруются  справа налево, начиная с нуля.

Базис двоичной СС

СС2

210

29

28

27

26

25

24

23

22

21

20

СС10

1024

512

256

128

64

32

16

8

4

2

1

Например:

позиции  нумеруются  справа налево

 18 07 06 05 04 03 02 11 10 2 =1•28+0•27+0•26+0•25+0•24+0•23+0•22+1•21+1•20=256+2+1=25910

В десятичной СС сложить те степени двоек, которые соответствуют единицам в записи исходного двоичного числа.

2.Некотрое число в двоичной системе счисления записывается как 1100001. Определите число и запишите его в ответе в десятичной системе счисления.

1100001=1•26+1•25+1•20=64+32+1=97

Задания для самостоятельного решения.

1. В одном из вариантов кодировки Unicode каждый символ кодируется

16 битами. Определите информационный объём сообщения из 512 символов

в этой кодировке.

1) 512 байт                2) 1024 бит                3) 512 бит                4) 1 Кбайт

2. Статья, набранная на компьютере, содержит 10 страниц, на каждой странице 32 строки, в каждой строке 48 символов. В одном из представлений Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите информационный объём статьи в этом варианте

представления Unicode.

1) 30 байт                 2) 96 Кбайт                 3) 30 Кбайт                 4) 640 байт

3. Файл размером 9 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 1536 бит в секунду. Определите размер файла (в байтах), который можно передать за то же время через другое соединение со скоростью 512 бит в секунду. В ответе укажите одно число — размер файла в байтах. Единицы измерения писать не нужно.

4. Переведите число 98 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. В ответе укажите полученное число.

5. Некоторое число в двоичной системе счисления записывается как 11011010. Запишите это число в десятичной системе.



Предварительный просмотр:

Занятие 2.

В заданиях типа А4 проверяется умение работать с различными информационными моделями.  

В табличной форме на пересечении строк и столбцов, обозначающих населенные пункты, показаны расстояния между ними. Такая таблица называется таблицей смежности.

Пример1. На схеме нарисованы дороги между четырьмя населенными пунктами А,В,С,D и указаны протяженности данных дорог. Передвигаться можно только по указанным на схеме дорогам. Чему равно кратчайшее расстояние между двумя наиболее удаленными друг от друга пунктами? 

1)9                2)13                3)15                4)17

Решение: если между парой населенных пунктов существует дорога, то ячейку на пересечении соответствующих строки и столбца записано число, равное ее длине. Если между населенными пунктами нет дороги, то соответствующая ячейка пуста. Для решения задачи необходимо рассмотреть все варианты перехода из А в D , подсчитать длину пути и выбрать кратчайший.

A-B-C-D=2+1+5=8; 

A-B-C-E-D=2+1+1+3=7;

A-C-E-D=4+1+3=8;

A-C-D=4+5=9;

A-E-D=6+3=9;

A-E-C-D=6+1+5=12;

В заданиях типа  А5 проверяется умение читать и находить значения по формулам электронной таблицы, сопоставлять числовые значения с их графическим представлением на диаграмме.

Пример 3   Дан фрагмент электронной таблицы:

A

B

C

D

1

1

1

3

6

2

=C1- A1

=(D1-A1)

=(A1+C1)*2

Какая формула может быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений  диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:

1.) =2*A1                 2) =C2-C1         3) =D1+2*A1         4.) =D1/C1

Решение:

Сначала нужно найти какие числовые значения получатся в ячейках  A2:С2

А2=3-1=2

В2=6-1=5

С2=(1+3)*2=8

Зная полученные значения рассмотрим диаграмму: самый маленький сектор  будет соответствовать 2, самый большой  - 8. Один из четверти круга  - 5. (2+8=5+Х) Значит необходимо найти формулу, по которой можно получить еще одну 5.

Перебираем варианты 1) 2*1=2         2)8-3=5        дальше можно не искать

3)6+2*1=8        4)6:3=2

В заданиях типа А6 проверяется умение выполнять алгоритм, написанный  для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд (таких как Чертежник, Черепашка).

Пример 4  Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные – уменьшается. Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, –3) переместит Чертёжника в точку (6, –1).

Запись

Повтори k раз

Команда1 Команда2 Команда3

конец

означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3

повторится k раз.

Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 3 раз

Сместиться на (–3, –2) Сместиться на (2, 1)

конец  

Какую  команду  надо  выполнить Чертёжнику,  чтобы  вернуться  в  исходную точку, из которой он начал движение?

1)  Сместиться на (–3, –6)                 2)  Сместиться на (–6, 3)

3)  Сместиться на (6, –3)                 4)  Сместиться на (3, 6)

Решение: В данной задаче  главное внимательно прочитать все задание, особенно ту часть, которую я выделила красным. Так как других дополнительных пояснений и не требуется, то можно приступить к расчету.

Команда

х

у

Для удобства я буду считать что Чертежник начал работу из начала координат:

0

0

Сместиться на (–3, –2)

0-3=-3

0-2=-2

Сместиться на (2, 1)

-3+2=-1

-2+1=-1

Сместиться на (3, 0)  

-1+3=2

-1+0=-1

Повтори 3 раз

2*3=6

-1*3=-3

Чтобы вернуться в О(0,0)

6-6=0

-3+3=0

Задания для самостоятельного решения:

1.    Дан фрагмент электронной таблицы:

Какая формула может быть записана в ячейке D2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:

1) =A1–1               2) =D1+1              3) =D1*2               4) =A1–2

2.    Дан фрагмент электронной таблицы:

A

B

C

D

1

8

4

3

1

2

=A1/4

=B1+D1*2

=(B1–C1)*2

Какая формула может быть записана в ячейке C2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку:

3. Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:

Повтори 2 раз

Сместиться на (–2, –2) Сместиться на (2, 2) Сместиться на (3, 0)  

конец  

        Какую  команду  надо  выполнить Чертёжнику,  чтобы  вернуться  в  исходную точку, из которой он начал движение?

1)  Сместиться на (0, –6)                 2)  Сместиться на (–6, 0)

3)  Сместиться на (6, –6)                 4)  Сместиться на (3, 6)

4. Между   населёнными   пунктами   A,   B,   C,   D,   E построены   дороги, протяжённость которых приведена в таблице.

Определите кратчайший путь между пунктами Aи D (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

1) 6                2) 7                3) 8                4) 9

5.

Определите кратчайший путь между пунктами Aи F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

1) 10                2) 11                3) 13                4) 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному учебному курсу "Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ" 10 класс (базовый уровень)...

Программа "Подготовка к ЕГЭ по информатике"

Программа подготовки к ЕГЭ по информатике....

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатика программа подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатикапрограмма подготовки специалистов среднего звенапо специальности СПО23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.14 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля 21.02.05 Земельно – имущественные отношения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.14 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки специалистов среднего звена для специальности среднего профессионального образования технического профиля21.02.05 Земельно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.10 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.03. «Автомеханик».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.10 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.03. «Авто...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УДП.10 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки специалистов среднего эвена для специальности среднего профессионального образования 35.02.05 «Агрономия»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫУДП.10 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки специалистов среднего эвена для специальности среднегопрофессионального образования35.02.05 «Агрономия»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.10 ИНФОРМАТИКА по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.10 ИНФОРМАТИКАпо программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднегопрофессионального образования для профессии23.01.17 Мастер по ремонту и обслуж...