Программа элективного курса "Решение типовых задач по информатике основной школы "с
элективный курс по информатике и икт (9 класс) на тему
Пояснительная записка
Курс «Решение типовых задач по информатике основной школы» предназначен для учащихся 9-х классов. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляют высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу.
Содержание курса рассчитано на изучение в течение 35 часов и включает в себя шесть разделов: «Кодирование информации», «Информация и информационные процессы», «Представление чисел в компьютере. Основы компьютерной арифметики», «Информационная технология решения задач», «Основы алгоритмизации и программирования», «Моделирование».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_reshenie_tipovyh_zadach_9_klass.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса "Решение типовых задач по информатике основной школы"
Пояснительная записка
Курс «Решение типовых задач по информатике основной школы» предназначен для учащихся 9-х классов. Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляют высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способности к анализу и синтезу.
Содержание курса рассчитано на изучение в течение 35 часов и включает в себя шесть разделов: «Кодирование информации», «Информация и информационные процессы», «Представление чисел в компьютере. Основы компьютерной арифметики», «Информационная технология решения задач», «Основы алгоритмизации и программирования», «Моделирование».
Содержание курса
Раздел 1. Кодирование информации (4 часа).
Цели изучения раздела:
- познакомить учащихся с методами дискретизации и оцифровки;
- добиться понимания учащимися того, что выбор метода двоичного кодирования зависит от тех операций, которые будут производиться над данными (поэтому, например, символы можно кодировать произвольным образом, а числа – только на основе позиционного принципа систем счисления);
- раскрыть содержание понятия «формат файла»; познакомить учащихся с методами определения объемов файлов, содержащих информацию разного вида.
Типы задач:
- Анализ факторов, влияющих на выбор метода кодирования.
- Использование разных языков для кодирования информации.
- Кодирование и декодирование сообщений с использованием кодов постоянной и переменной длины. Вычисление минимальной длины кода.
Цели и задачи:
- продемонстрировать учащимся, что каждый язык имеет свое назначение;
- отработать понятия «код», «длина кода», «код переменной длины», «код постоянной длины», «количество знаков в алфавите»;
- отработать формулу определения длины кода;
- отработать формулу определения количества разных элементов, закодированных кодом постоянной длины в заданном алфавите.
- добиться понимания учащимися того, что выбор способа кодирования данных зависит от операций, которые над ними будут производиться.
Раздел 2. Информация и информационные процессы (8 часов).
Цели изучения раздела:
- измерять информацию, определять информационную емкость носителей информации, выражать информационный объем в различных единицах измерениях;
- кодировать и декодировать информационные сообщения; определять правила обработки информации;
- выделять объекты, участвующие в процессе передачи информации;
- составлять алгоритмы поиска информации.
Типы задач:
- Измерение информации в соответствии с техническим и вероятностным подходами.
- Использование формул Хартли и Шеннона для вычисления количества информации.
- Установление соотношений между информационным объемом сообщения и местом, которое оно занимает на компьютерных носителях информации.
- Знакомство с основными компонентами процесса обработки информации и его принципами.
- Определение правил обработки информации по состояниям входов и выходов системы.
- Определение изменяющихся (преобразующихся) в процессе обработки параметров информационных объектов.
Цели и задачи:
- продемонстрировать учащимся взаимосвязь подходов к определению понятия «информация» и ее измерению;
- сформировать у учащихся навыки измерения информации в соответствии с техническим подходом;
- отработать измерение информации на основе вероятностного подхода (формула Хартли, формула Шеннона)
- учащиеся должны уметь различать понятия «информационный объем сообщения», «объем соответствующего файла».
- проработать с учащимися схему обработки информации;
- дать понятие «принцип «черного ящика»»;
- повторить с учащимися основные аспекты информации – семантический, синтаксический, прагматический;
- родемонстрировать учащимся, что компьютер преобразует в основном форму представления информации (синтаксический аспект), автоматизированное изменение содержания может осуществляться с помощью систем искусственного интеллекта.
3.Тема «Представление чисел в компьютере. Основы компьютерной арифметики» (4 часа)
Типы задач:
- Определение основания, базиса, алфавита системы счисления.
- Перевод чисел в десятичную систему счисления на основе формулы позиционного представления.
- Перевод целых чисел и правильных дробей из десятичной системы счисления в иные системы по заданным алгоритмам.
- Перевод целых чисел и правильных дробей из разных систем счисления в десятичную систему по заданным алгоритмам.
- Перевод чисел в кратных системах счисления по заданным алгоритмам.
- Арифметические действия над целыми числами в разных системах счисления.
- Арифметические вычисления в смешанных системах счисления.
- Представление целых и вещественных чисел по правилам хранения их в памяти компьютера.
- Выполнение операций над числами в нормализованном виде.
- Использование прямого, обратного, дополнительного кодов.
Цели и задачи:
- добиться понимания учащимися понятий «основание системы счисления», «базис системы счисления», «разряд числа», «вес разряда»;
- раскрыть перед учащимися второй аспект понятия «основание системы счисления»;
- научить учащихся использовать формулу позиционного представления для перевода вещественных чисел из системы счисления с любым основанием в десятичную;
- продемонстрировать учащимся возможности программы Калькулятор (вид Инженерный или Научный) по работе в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- научить учащихся выполнять арифметические операции в различных системах счисления;
- познакомить учащихся с представлением целых чисел в памяти компьютера;
- познакомить учащихся с представлением чисел в форме с плавающей запятой;
- продемонстрировать учащимся, что одно и то же содержимое ячеек памяти может быть декодировано по-разному;
- познакомить учащихся с правилами сложения с плавающей запятой;
- познакомить учащихся с алгоритмом нахождения прямого, обратного и дополнительного кодов числа.
Раздел 4 Информационная технология решения задач (7 часов).
Типы задач:
- Анализ архитектуры компьютера.
- Анализ схем взаимодействия устройств компьютера.
- Анализ принципов работы и пользовательских характеристик устройств хранения и носителей информации
- Нахождение сходства и различий в работе с информацией человека и компьютера.
- Выделение объектов, участвующих в процессе передачи информации, и определение их характеристик.
- Определение пропускной способности канала связи. Анализ принципов работы и пользовательских характеристик устройств передачи информации
- Анализ принципов работы и пользовательских характеристик процессоров.
Цели и задачи:
- учащиеся должны усвоить понятия «архитектура компьютера», «взаимодействие устройств»;
- дать понятие «магистрально-модульный принцип архитектуры компьютера»;
- разобрать схему архитектуры ПК, основанной на магистрально-модульном принципе.
- учащиеся должны выявить соотношение, существующее между объемами памяти различных носителей информации;
- учащиеся должны приобрести опыт сопоставления разных параметров работы устройств
- учащиеся должны научиться оценивать характеристики компьютерных каналов связи;
- проработать с учащимися схему процесса передачи информации;
- дать понятие «пропускная способность канала связи».
- Анализ классификации программного обеспечения.
- Определение характеристик операционной системы, под руководством которой работает ПК.
- Анализ основных принципов функционирования операционной системы.
- Знакомство со способами организации файловой системы компьютера.
- Поиск файлов, задание шаблонов поиска.
- Выполнение типовых и нетиповых операций над файлами и каталогами
- научить учащихся ориентироваться в пользовательских характеристиках ПК;
- дать формулу определения пропускной способности для оценки возможностей компьютера;
- дать единицу измерения «бод»;
- научить оценивать время работы при передаче информации с помощью модемов. учащиеся должны изучить основные характеристики процессора;
- добиться понимания учащимися того, что эффективность работы компьютера зависит не только от параметров устройств компьютера, но и от архитектуры компьютера, а также принципов лежащих в основе функционирования устройств;
- учащиеся должны приобрести опыт интерпретации сообщений, сформировать умение ориентироваться в технических характеристиках современных компьютеров и способах их описания.
Раздел 5. Основы алгоритмизации и программирования (6 часов)
Типы задач:
- Составление и решение линейных алгоритмов
- Определение наибольшего или наименьшего
- Упорядочивать числа
- Составлять и решать циклические алгоритмы
- Работать с массивами данных
Цели и задачи:
- Этапы решения задач на ЭВМ
- Работа с файлами
- Базовые формулы и задачи
- Типовые алгоритмы обработки массивов
- .Методы решения практических задач
- Разработка правильной стратегии.
Раздел 6 . Моделирование (5 часов)
Типы задач:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- проводить в несложных случаях системный анализ объекта (формализацию) с целью построения его информационной модели;
- ставить вопросы к моделям и формулировать задачи;
- проводить вычислительный эксперимент над простейшей математической моделью;
- ориентироваться в таблично-организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
- различать декларативные и процедурные знания, факты и правила.
- ориентироваться в информационных моделях на языке графов;
- описать несложную иерархическую систему в виде дерева;
- построить базу знаний на Прологе для простой предметной области (типа родственных связей);
Цели и задачи:
- знать ,что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
- что такое реляционная модель данных; основные элементы реляционной модели: запись, поле, ключ записи;
- какие проблемы решает раздел информатики «Искусственный интеллект»;
- что такое система, системный анализ, системный подход;
- что такое граф, элементы графа;
- что такое иерархическая система и дерево;
. Тематическое планирование
№ | Тема урока | Материал урока | Дата проведения |
.1.Кодирование информации ( 4 часа) | |||
1 | Кодирование | Сборник типовых задач с. 125-128 | |
2 | Длина кода | с. 128-129 | |
3 | Кодирование изображение. Растровый способ кодирования | с. 130-131 | |
4 | Кодирование изображение. Векторный способ кодирования | с. 132-133 | |
2.Информация и информационные процессы ( 8 часов) | |||
5 | Информационная деятельность людей | с. 7-9 | |
6 | Информационные объекты различных видов | с. 10-15 | |
7 | Общая характеристика информационных процессов | с. 15-18 | |
8 | Получение информации | с. 18-19 | |
9 | Хранение информации | с. 19-21 | |
10 | Хранение информации в компьютере. Файловая система | с. 21-24 | |
11 | Единицы хранения информации в компьютере. Количество информации (технический подход) | с. 24-25 | |
12 | Передача информации | с. 25-27 | |
3. Представление чисел в компьютере (4 часа) | |||
13 | Позиционные и непозиционные системы счисления | с. 134-136 | |
14 | Арифметика позиционных систем счисления | с. 136-138 | |
15 | Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера | с. 138-139 | |
16 | Основы алгебры логики | с. 141-142 | |
4. Информационная технология решения задач (7 часов) | |||
17 | Решение задач с помощью компьютера : общие положения | с. 30-31 | |
18 | Характеристики компьютеров Аппаратное обеспечение компьютера | с. 32-37 | |
19 | Программное обеспечение компьютера. Системное и сервисное ПО | с. 37-40 | |
20 | Пользовательский интерфейс | с. 41-47 | |
21 | Информационные технологии : общая характеристика | с. 47-51 | |
22 | Сетевые технологии | с. 89-94 | |
23 | Сетевые технологии | с. 89-94 | |
5. Основы алгоритмизации и программирования (6 часов) | |||
24 | Алгоритмизация | с. 106-110 | |
25 | Введение в программирование | с. 111 | |
26 | Линейные алгоритмы. Знакомство с типами переменных и встроенными функциями | с. 111- 112 | |
27 | Ветвление | с. 112- 113 | |
28 | Цикл | с. 116- 120 | |
29 | Массивы | с. 120- 122 | |
6.. Моделирование (5 часов) | |||
30 | Моделирование .Информационные модели | с. 95- 98 | |
31 | Табличные модели | с. 98- 101 | |
32 | Схемы как модели представления данных | с. 102- 104 | |
33 | Иерархические модели | с. 104- 106 | |
34 | Моделирование и алгоритмизация игр | с. 123- 124 | |
35 | Резерв времени | ||
Основная литература:
- А.А.Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А Ракитина, Сборник типовых задач 8-9 класс, Москва, Просвещение, 2006
Дополнительная литература
1. И. Семакин, Е. Хеннер, задачник- практикум в 2-х частях, Москва, Лаборатория базовых Знаний, 2000
2. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА
3. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4–2003. – М.: Образование и Информатика, 2003.
4. Сафронов И.К. Задачник-практикум по информатике. – СПб.: БХВ – Петербург, 2002.
5. Семакин И.Г. Информатика. / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002.
6. ЦОР презентации к занятиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"
программа расчитана для учащихся 9 класса....
Элективный курс: Решение занимательных задач по информатике для обучающихся 5–6 классов
Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для обучающихся 5–6 классов и нацелен на: развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способно...
Элективный курс: Решение занимательных задач по информатике для обучающихся 5–6 классов
Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для обучающихся 5–6 классов и нацелен на: развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способно...
Элективный курс "Решение разноуровневых задач по информатике"
Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к с...
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»
Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических задач с параме...
Программа элективного курса «Решение занимательных задач по информатике» 5 класс
Элективные занятия «Решение занимательных задач по информатике» предназначены для учащихся 5 классов и нацелены на:· развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей уча...
Элективный курс "Решение избранных задач по информатике"
Формирование фундаментальных представлений, касающихся информационной составляющей современного мира, создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — прерогатива шк...