Элективный курс "Решение избранных задач по информатике"
рабочая программа по информатике и икт (10, 11 класс)

Трескова Галина Владимировна

Формирование фундаментальных представлений, касающихся информационной составляющей современного мира, создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — прерогатива школьного курса информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_izbrannyh_zadach_po_infmatike_10-11_klass.docx49.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 4

РАССМОТРИНО

на заседании МО учителей

Протокол № ____________

от « _ »                       2023 г.

___________ /Трескова Г. В.

        подпись              ФИО

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

от «__» ___________ 2023г.

___________ /Хорева О. Э.

        подпись              ФИО

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № _______________

от «__» ___________ 2023г.

___________ /Алеексеева А. В.

Директор МБОУ г. Иркутска  СОШ № 4

Рабочая программа факультатива по информатике

Решение избранных задач по информатике

 ______________________________________________________________________________________

(предмет или название внеурочной деятельности, курсов по выбору)

Классы: 10 – 11 классы__________________________________________________________________

( указать классы)

Учителя: Трескова Г. В._________________________________________________________________

(учителя, работающие по программе)

Количество часов: 68____________________________________________________________________

(указать количество часов)

Срок действия программы: 2023 – 2025_____________________________________________________


Пояснительная записка

Формирование фундаментальных представлений, касающихся информационной составляющей современного мира, создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — прерогатива школьного курса информатики. Его изучение обеспечит школьникам более широкие возможности реализации индивидуальных образовательных запросов; будет способствовать повышению уровня адаптации выпускника школы к жизни и работе в современном информационном обществе; даст дополнительные гарантии получения качественного бесплатного конкурентоспособного образования, которое невозможно без знания информатики и ИКТ; положительно скажется на уровне подготовки выпускников школы, которые будут иметь необходимые компетенции для получения профессионального образования.

Цель курса: обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.

В связи с этим изучение курса по информатике в 10 - 11 классах должно обеспечить: сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе, основ логического и алгоритмического мышления;

  • сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определѐнной системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
  • сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
  • принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечѐнных в создание и использование информационных систем, распространение информации.
  • создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно- исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.

Достижение этих целей предполагает реализацию следующих задач:

  1. Освоить системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  2. Применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя ИКТ
  3. Развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие  способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  4. Воспитать ответственное отношение к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  5. Приобрести опыт использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Формы проведения занятий: лекции, практические занятия.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные,  частично-поисковые, практические.

Воспитательный потенциал предмета «Информатика» реализуется через: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение        их        внимания        к        обсуждаемой        на        уроке        информации,        активизацию их познавательной деятельности через использование занимательных элементов, историй из жизни  современников.

Данный элективный курс рассчитан на 35 час в год в 10 классе и 34 час в год в

11 классе.

Уровень обучения – базовый.

Форма обучения – очная

Форма занятий

  • Лекция с элементами беседы
  • Семинар, работа в группах
  • Решение задач
  • Практическая работа
  • Зачетная работа

Предполагаемые результаты обучения

В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками разрешения проблем;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные результаты:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно- смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы.

Характеристика основных видов деятельности ученика

  • формировать навыки и умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
  • осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения;
  • строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
  • использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
  • писать программы.

Критерии и нормы оценивания уровня достижений обучающихся

Для        оценивания        достижений        учащихся        при        проведении        элективных        курсов используется зачетная система.

Критериями оценки являются:

  1. балл (ЗАЧЕТ) – посещено более 50% учебных занятий, ведутся записи по элективному курсу.
  2. балла (ЗАЧЕТ) – репродуктивный уровень. Посещено более 80% учебных занятий, ученик воспроизводит часть учебного материала, выполняет задания с помощью

учителя и одноклассников, по образцу.

  1. балла (ЗАЧЕТ) – самостоятельный уровень. Посещено более 80% учебных занятий, ученик четко и логично, без посторонней помощи излагает теоретический материал, свободно ориентируется в понятиях и терминологии, способен к обобщению и выводам, самостоятельно выполняет задания учителя.
  2. балла (ЗАЧЕТ) – творческий уровень. Посещено 80% - 100% учебных занятий, ученик творчески применяет полученные знания на практике, разбирается в тонкостях предмета, способен принимать нестандартные решения, владеет навыками научно- исследовательской деятельности, участвует в конференциях, профильных олимпиадах.


Содержание программы 10 класс

Общее количество часов – 35 часов

Раздел 1. Математические основы информатики (34 часа)

Тема 1. Кодирование информации (32 часа)

Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации

Учащиеся должны знать

  • методы измерения количества информации

Учащиеся должны уметь:

  • кодировать и декодировать информацию
  • определять объём памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации
  • подсчитывать информационный объём сообщения

Тема 2. Системы счисления (8 часов)

Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления.

Учащиеся должны знать:

  • о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  • о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями.

Учащиеся должны уметь:

  • записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными основаниями.

Тема 3. Основы логики(8 часов)

Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии.

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия и законы математической логики.

Учащиеся должны уметь:

  • строить и анализировать таблицы истинности;
  • преобразовывать логические выражения;
  • строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.

Тема 4. Моделирование(6 часов)

Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.

Учащиеся должны уметь:

  • сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу
  • находить количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям

Аттестация учащихся. Заключительный урок. 1 час

11 класс

Общее количество часов – 34 часа

Раздел 2. Информационные и коммуникационные технологии (12 часов) Тема 1. Электронные таблицы и базы данных (6 часов)

Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые   поля. Электронные

таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек

Учащиеся должны знать:

  • способы представления информации в базах данных.

Учащиеся должны уметь:

  • обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.

Тема 2. Компьютерные сети (6 часов)

IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений.

Учащиеся должны знать:

  • базовые принципы сетевой адресации.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет.

Раздел 3. Алгоритмизация и программирование (20 часов) Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование (14 часов)

Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом (6 часов)

Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка

Учащиеся должны знать:

  • формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд;
  • основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.

Учащиеся должны уметь:

  • исполнять рекурсивный алгоритм;
  • исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
  • работать с массивами;
  • анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
  • анализировать программу, использующую процедуры и функции;
  • анализировать результат исполнения алгоритма;
  • прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки;
  • составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке программирования;
  • создавать собственные программы для решения задач средней сложности.

Заключительные занятия (2 час)

Диагностическая работа в формате ЕГЭ


Тематическое планирование

  1. класс

урока

Наименование тем курса

Количество часов

Модуль 1. Математические основы информатики

34

1.1 Кодирование информации

8

1.

Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано

1

2.

Кодирование и декодирование информации. Правило Фано

1

3.

Кодирование растровой графической информации

1

4.

Кодирование растровой графической информации

5.

Измерение количества информации. Алфавитный подход к

определению количества информации

1

6.

Измерение количества информации. Алфавитный подход к

определению количества информации

1

7.

Решение заданий (№5, №9, №10, №13)

1

8.

Решение заданий (№5, №9, №10, №13)

1

1.2 Системы счисления

8

9.

Позиционные системы счисления. Перевод чисел из

десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно

1

10.

Позиционные системы счисления. Перевод чисел из

десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно

1

11.

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы

счисления

1

12.

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы

счисления

1

13.

Выполнение действий над числами, записанных вне

десятичных системах счисления

1

14.

Выполнение действий над числами, записанных вне

десятичных системах счисления

1

15.

Решение заданий (№1, №16)

1

16.

Решение заданий (№1, №16)

1

1.3 Основы логики

12

17.

Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание,

конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция

1

18.

Логические значения, операции и выражения. Таблица

истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция

1

19.

Основные законы алгебры логики, их использование для

преобразования логических выражений

1

20.

Основные законы алгебры логики, их использование для

преобразования логических выражений

1

21.

Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии

1

22.

Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии

1

23.

Решение заданий (№2, №18)

1

24.

Решение заданий (№2, №18)

1

25.

Решение заданий (№23)

1

26.

Решение заданий (№23)

1

27.

Решение заданий (№26)

1

28.

Решение заданий (№26)

1

1.4 Моделирование

6

29.

Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде

1

30.

Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде

1

31.

Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде

1

32.

Решение заданий (№3, №15)

1

33.

Решение заданий (№3, №15)

1

34.

Решение заданий (№3, №15)

1

35.

Аттестация учащихся. Заключительный урок.

1

  1. класс

Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии

12

2.1 Электронные таблицы и базы данных

6

1.

Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля

1

2.

Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля

1

3.

Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек

1

4.

Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные

адреса ячеек

1

5.

Решение заданий (№4, №7)

1

6.

Решение заданий (№4, №7)

1

2.2 Компьютерные сети

6

7.

IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция

1

8.

IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция

9.

Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений

1

10.

Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений

11.

Решение заданий (№12,17)

1

12.

Решение заданий (№12,17)

Модуль 3.Алгоритмизация и программирование

20

3.1 Исполнение алгоритмов Программирование

14

13.

Основные алгоритмические конструкции: линейная

последовательность операторов, цикл, ветвление

1

14.

Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление

1

15.

Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal

1

16.

Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal

1

17.

Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций.

Использование стандартных библиотек

1

18.

Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек

1

19.

Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному

критерию, сортировка

1

20.

Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка

1

21.

Решение заданий (№6, №8, №11, №14, №19, №20)

1

22.

Решение заданий (№6, №8, №11, №14, №19, №20)

1

23.

Решение заданий (№21)

1

24.

Решение заданий (№21)

1

25.

Решение заданий (№22)

1

26.

Решение заданий (№22)

3.2 Задания по программированию с развернутым ответом

6

27.

Задания по программированию с развернутым ответом (№24)

1

28.

Задания по программированию с развернутым ответом (№24)

1

29.

Задания по программированию с развернутым ответом (№25)

1

30.

Задания по программированию с развернутым ответом (№25)

1

31.

Задания по программированию с развернутым ответом (№27)

1

32.

Задания по программированию с развернутым ответом (№27)

33.

Тренинг по вариантам

2

34.-

35.

Диагностическая работа в формате ЕГЭ

2


Литература

  1. ЕГЭ 2024. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2023.
  2. ЕГЭ 2024. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий  от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2023.
  3. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

Электронные ресурсы

  1. http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/slides.htm
  2. https://lbz.ru/metodist/authors/ informatika/3/files/eor10/presentations/10-1-1- informacija- informacionnaja-gramotnosti- kultura.pptx
  3. https://onlinetestpad.com/ho7zg43tq224m
  4. https://lbz.ru/metodist/authors/ informatika/3/files/eor10/presentations/10-6-1- istorija- razvitija-vt.pptx
  5. https://onlinetestpad.com/hpgj 3ir57x4au
  6. https://lbz.ru/metodist/authors/ informatika/3/files/eor10/presentations/10-10-1- predstavlenie-chisel-v- pozicionnyh-cc.pptx
  7. https://onlinetestpad.com/hpn3vmzvr7ab4
  8. https://lbz.ru/metodist/authors/ informatika/3/files/eor10/presentations/10-1-1- informacija- informacionnaja-gramotnosti- kultura.pptx https://onlinetestpad.com/ho7z g43tq224m


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса Избранные задачи планиметрии

Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственн...

Элективный курс "Избранные задачи планиметрии"

Рассмотрены решения задач по геометрии элементарными методами....

Элективный курс "Избранные задачи планиметрии"

Решение  геометрических  задач элементарными методами....

Элективный курс "Избранные задачи планиметрии"

Решение задач по геометрии элементарными методами....

Рабочая программа элективного курса "Избранные задачи по математике" (11 класс)

                               Элективные курсы«Избранные задачи по математике»(учебный курс профильной подготовк...

Программа элективного курса «Избранные задачи планиметрии» по математике для предпрофильной подготовки в 9 классе.

Программа элективного курса «Избранные задачи планиметрии» по математике для предпрофильной подготовки в 9 классе составлена на основе авторской программы элективного курса по математике Л. Н. Харламо...