"Условная функция и логические выражения", 9 класс
презентация к уроку по информатике и икт (9 класс) по теме

Исаева Ирина Александровна

Условная функция и логические выражения в электронных таблицах

Microsoft Exel

Цель урока: познакомиться с условной функцией и научиться ее использовать на репродуктивном уровне.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, ее оформить;
    •  формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;
    • усвоение учащимися общего вида и правил выполнения логической функции, обеспечение применения ее при решении задач;
    • показать образец рассуждений при решении задачи с использованием условной функции.
  • Воспитательные:
  • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  • развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности; 
  • развитие способности логически рассуждать;
  • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
  • развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
  • продолжить работу над воспитанием терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе.
  • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
  • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
  •  развитие любознательности, интереса к предмету “информатика” и учению в целом;
  • продолжить работу над формированием общеучебных умений: слушать объяснение учителя, делать необходимые записи в тетради по ходу урока, отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно выполнять задания учителя;
  • развивать логическое мышление, способность к анализу.
  • Развивающие:

База знаний и место урока

К этому уроку учащиеся знают:

  • Что такое “электронные таблицы”, их виды, функции; назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel.
  • Как использовать Мастер функций, изменять формат ячейки, решать задачи.
  • Арифметические действия в ЭТ, автосуммирование числовых данных, возможности использования встроенных функций.
  • Относительные и абсолютные ссылки.
  • Правила копирования формул.

Основные умения:

  • Умеют составлять и заполнять таблицы.
  • Умеют использовать Мастер функций для ввода данных.
  • Умеют изменять формат ячейки, размер, заливку, объединять ячейки.
  • Умеют копировать формулы.
  • Умеют использовать относительные и абсолютные ссылки.

 

Тип урока:  Объяснение нового материала

 

Методы обучения, использованные на уроке:

  • По источнику знаний:
    • словесный (вербальные);
    • интерактивный, диалог;
    • доказательный: объяснение;
    • наглядный: использование дидактического материала (карточки иллюстрирующие каждую задачу);
    • творческий;
    • практический: тренировочные упражнения;
  • По характеру познавательной деятельности учащихся: 
  • репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике на репродуктивном уровне; деятельность по известному алгоритму).

 

Оснащение урока: программа Microsoft Excel, компьютерная презентация «Условная функция и логические выражения в  табличном процессоре Excel», дидактический раздаточный материал,  мультимедийный проектор,  доска, маркер.

Ход урока

 Учитель приветствует учеников, предлагает приготовиться к уроку.

Давайте посмотрим задачу. Предлагается  решить задачу .

Задача 1.
Разработать таблицу, содержащую следующие сведения об абитуриентах: фамилия, оценки за экзамены по математике, русскому и информатике, сумма баллов за три экзамена и информацию о зачислении: если сумма баллов больше или равна проходному баллу -13 и оценка за экзамен по математике – 4 или 5, то абитуриент зачислен в учебное заведение, в противном случае – нет.


Представьте, что вы работаете в приемной комиссии и собираете информацию о сданных экзаменах. Какую еще информацию вы можете узнать?
Вы видите, что последний столбец «зачисление». Перед вами стоит задача: определить кто из абитуриентов будет зачислен в ВУЗ.В клетках этого столбца будет высвечиваться слово “да”,если абитуриент поступил и “нет”, если не поступил.
Как вы будете заполнять этот столбец?
А если  поступающих  1000 или более.
Тогда, разумеется, “да” или “нет” Excel должен определить сам автоматически. Для этого ему нужна команда, и такой командой является условная функция.

Для решения этой задачи нам не хватает определенных знаний.
Итак, тема нашего занятия “Условная функция”. Цель урока: мы должны познакомиться с условной функцией и самое главное научиться ею пользоваться.
Общий вид условной функции такой:
(Предлагает общий вид условной функции)

ЕСЛИ(<условие>; <выражение1>;<выражение2>)

Значит, условная функция – это команда машине выполнить определенное действие в зависимости от условия.
 

Условие – это логическое выражение, которое может принимать значение ИСТИНА или  ЛОЖЬ.

 

<выражение1> и <выражение2> могут быть числами, формулами или текстами.

Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так:

если условие истинно, то значение данной ячейки определит  <выражение1>, в противном случае – <выражение2>.

Логические выражения.

Логические выражения строятся с помощью операций отношения (<, <= (меньше или равно), >, >= (больше или равно),  =,  <> (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ).

Результатом вычисления логических операций являются логические величины ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Особенности записи логических операций в ТП:

сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды.

ЕСЛИ(И(Е5>С1;В3<10); «ДА»; «НЕТ»)

содержимое ячейки Е5 больше содержимого ячейкиС1 И содержимое ячейки В3 меньше 10. Если условие выполняется, то в выбранной клетке будет отображаться «ДА», в противном случае – «НЕТ».

 

Вернемся к нашей задаче. В ячейках столбца «Зачисление» будет высвечиваться “да”, если абитуриент поступил и “нет”, если не поступил.

Как записать условие, чтобы определить зачислен абитуриент или нет?  Условная функция будет выглядеть так:


=ЕСЛИ(И(E4>=D1;B4>=4);"ДА";"НЕТ")

Итак, вы выполнили свою задачу, выяснили как заполнить столбец «Зачисление». Для решения этой задачи, вы использовали условную функцию. А какие необходимо внести изменения, чтобы можно было определить количество поступивших? (=ЕСЛИ(И(E4>=D1;B4>=4);1;0); внести доп. строку- количество поступивших. Определить через автосуммирование).


Как выполняется условная функция?

 Рассмотрим еще вложенные логические функции ЕСЛИ.

Формат записи:

=ЕСЛИ(усл.1; выражение В; ЕСЛИ(усл.2; выражение С; ЕСЛИ(…)))

Может быть вложено до семи условий ЕСЛИ

Рассмотрим еще одну задачу.

Задача №2

  • Найти работников, у которых имеются одновременно задолженности по двум видам кредита, и удержать от ЗП- 20% в счет погашения кредитов. С остальных работников, имеющих задолженность по какому-либо одному виду кредита, удержать 10% от ЗП. Работникам, не имеющим задолженности по кредиту, проставить в графе “Удержано”- 0.

Вам необходимо сформировать таблицу и записать функцию.

 В нашем примере логическая функция будет иметь следующий вид:

=ЕСЛИ(И(С2>0;D2>0);B2*0,2;ЕСЛИ(И(С2=0;D2=0);0;B2*0,1))

Данная логическая функция означает, что если одновременно  задолженности по двум видам кредита больше нуля, то необходимо удержать 20% с начисленной суммы, если обе задолженности одновременно равны нулю, то необходимо вывести 0, в противном случае необходимо удержать 10% от ЗП.

 

 

А

B

C

D

E

1

Фамилия

ЗП

Кредит 1

Кредит 2

Удержать из ЗП

2

Воронов

50000

20000

56000

 =ЕСЛИ(И(С2>0;D2>0);B2*0,2;ЕСЛИ(И(С2=0;D2=0);0;B2*0,1))

 

3

Скворцов

55000

15000

0

 

4

Сомов

65000

0

0

 

Задание №3

 Предлагается «переведите» условные выражения, записанные по правилам электронных таблиц в форму обычных предложений русского языка («Если…, то…, иначе…»).

а)        =ЕСЛИ (В1> C1; D2^2; D2*2)

б)         =ЕСЛИ (И(С5 >= C4; C4<2; D1=0); 1; -1)

в)         =ЕСЛИ (С1=5; 1)

Ответ.

а) если В1>C1, то D2 возвести в квадрат, иначе D2 умножить на 2;

б) если С5³С4 и при этом С4<2 и при этом D1 = 0, то поставить 1, иначе поставить -1;

 в) если С1=5, то поставить 1, иначе ничего не делать.

А теперь переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предложено 2 задачи, попробуйте сами их решить, используя ЭТ
Контролирую выполнение предложенного задания. Отвечаю на вопросы учащихся.

Задание на карточках состоит из двух задач

Задача 1.

Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, возраст и рост ученика. Сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если в секцию принимают детей с ростом не менее 165 см? Возраст не должен превышать 13 лет.

 

Задача 2.

Каждому пушному зверьку в возрасте от 1-го до 2-х месяцев полагается дополнительный стакан молока в день, если его вес меньше 3 кг. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить, сколько литров молока в месяц необходимо для зверофермы. Один стакан молока составляет 0,2 литра.

В конце урока предлагается  П.р.

Выясняю степень усвоенности нового материала.

 

Сотрудникам компании начислена ЗП. Рассчитать ЗП выданную на   руки, учитывая процент выполнения плана, который влияет на размер премии (если план выполнен на 100% и более- премия составит 15% от начисленной ЗП, иначе- 0) и задолженности по кредитам ( сотрудникам, у которых имеются одновременно задолженности по двум видам кредита удержать от ЗП- 20% в счет погашения кредитов, с сотрудников, имеющих задолженность по какому-либо одному виду кредита, удержать 10% от ЗП. Сотрудникам, не имеющим задолженности по кредиту, проставить в графе “Удержано”- 0).

Записываем домашнее задание: “Составить таблицу для решения квадратного уравнения”

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon uslovnaya_funkciya.zip295.83 КБ

Предварительный просмотр:

Условная функция и логические выражения в электронных таблицах

Microsoft Exel

Цель урока: познакомиться с условной функцией и научиться ее использовать на репродуктивном уровне.

Задачи урока: 

  1. Образовательные:  
  1. развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, ее оформить;
  2.  формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;
  3. усвоение учащимися общего вида и правил выполнения логической функции, обеспечение применения ее при решении задач;
  4. показать образец рассуждений при решении задачи с использованием условной функции.
  1. Воспитательные: 
  1. развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  2. развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности;  
  3. развитие способности логически рассуждать;
  4. формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
  5. развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
  6. продолжить работу над воспитанием терпеливого и внимательного отношения к выполняемой работе.
  1. Развивающие: 
  1. воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;
  2. воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
  3.  развитие любознательности, интереса к предмету “информатика” и учению в целом;
  4. продолжить работу над формированием общеучебных умений: слушать объяснение учителя, делать необходимые записи в тетради по ходу урока, отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно выполнять задания учителя;
  5. развивать логическое мышление, способность к анализу.

База знаний и место урока

К этому уроку учащиеся знают:

  1. Что такое “электронные таблицы”, их виды, функции; назначение. Интерфейс табличного процессора Microsoft Excel.
  2. Как использовать Мастер функций, изменять формат ячейки, решать задачи.
  3. Арифметические действия в ЭТ, автосуммирование числовых данных, возможности использования встроенных функций.
  4. Относительные и абсолютные ссылки.
  5. Правила копирования формул.

Основные умения:

  1. Умеют составлять и заполнять таблицы.
  2. Умеют использовать Мастер функций для ввода данных.
  3. Умеют изменять формат ячейки, размер, заливку, объединять ячейки.
  4. Умеют копировать формулы.
  5. Умеют использовать относительные и абсолютные ссылки.

Тип урока:  Объяснение нового материала

Методы обучения, использованные на уроке: 

  1. По источнику знаний:
  1. словесный (вербальные);
  2. интерактивный, диалог;
  3. доказательный: объяснение;
  4. наглядный: использование дидактического материала (карточки иллюстрирующие каждую задачу);
  5. творческий;
  6. практический: тренировочные упражнения;
  1. По характеру познавательной деятельности учащихся:  
  1. репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике на репродуктивном уровне; деятельность по известному алгоритму).

Оснащение урока: программа Microsoft Excel, компьютерная презентация «Условная функция и логические выражения в  табличном процессоре Excel», дидактический раздаточный материал,  мультимедийный проектор,  доска, маркер.

Ход урока


 Учитель приветствует учеников, предлагает приготовиться к уроку.

Давайте посмотрим задачу. Предлагается  решить задачу .

Задача 1.
Разработать таблицу, содержащую следующие сведения об абитуриентах: фамилия, оценки за экзамены по математике, русскому и информатике, сумма баллов за три экзамена и информацию о зачислении: если сумма баллов больше или равна проходному баллу -13 и оценка за экзамен по математике – 4 или 5, то абитуриент зачислен в учебное заведение, в противном случае – нет.


Представьте, что вы работаете в приемной комиссии и собираете информацию о сданных экзаменах. Какую еще информацию вы можете узнать?
Вы видите, что последний столбец «зачисление». Перед вами стоит задача: определить кто из абитуриентов будет зачислен в ВУЗ.В клетках этого столбца будет высвечиваться слово “да”,если абитуриент поступил и “нет”, если не поступил.
Как вы будете заполнять этот столбец?
А если  поступающих  1000 или более.
Тогда, разумеется, “да” или “нет” Excel должен определить сам автоматически. Для этого ему нужна команда, и такой командой является условная функция.

Для решения этой задачи нам не хватает определенных знаний.
Итак, тема нашего занятия “Условная функция”. Цель урока: мы должны познакомиться с условной функцией и самое главное научиться ею пользоваться.
Общий вид условной функции такой:
(Предлагает общий вид условной функции)

ЕСЛИ(<условие>; <выражение1>;<выражение2>)

Значит, условная функция – это команда машине выполнить определенное действие в зависимости от условия.

Условие – это логическое выражение, которое может принимать значение ИСТИНА или  ЛОЖЬ.

<выражение1> и <выражение2> могут быть числами, формулами или текстами.

Условная функция, записанная в ячейку таблицы, выполняется так:

если условие истинно, то значение данной ячейки определит  <выражение1>, в противном случае – <выражение2>.

Логические выражения.

Логические выражения строятся с помощью операций отношения (<, <= (меньше или равно), >, >= (больше или равно),  =,  <> (не равно)) и логических операций (логическое И, логическое ИЛИ, логическое отрицание НЕ).

Результатом вычисления логических операций являются логические величины ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Особенности записи логических операций в ТП:

сначала записывается имя логической операции (И, ИЛИ, НЕ), а затем в круглых скобках перечисляются логические операнды.

ЕСЛИ(И(Е5>С1;В3<10); «ДА»; «НЕТ»)

содержимое ячейки Е5 больше содержимого ячейкиС1 И содержимое ячейки В3 меньше 10. Если условие выполняется, то в выбранной клетке будет отображаться «ДА», в противном случае – «НЕТ».

Вернемся к нашей задаче. В ячейках столбца «Зачисление» будет высвечиваться “да”, если абитуриент поступил и “нет”, если не поступил.

Как записать условие, чтобы определить зачислен абитуриент или нет?  Условная функция будет выглядеть так:


=ЕСЛИ(И(E4>=D1;B4>=4);"ДА";"НЕТ")

Итак, вы выполнили свою задачу, выяснили как заполнить столбец «Зачисление». Для решения этой задачи, вы использовали условную функцию. А какие необходимо внести изменения, чтобы можно было определить количество поступивших? (=ЕСЛИ(И(E4>=D1;B4>=4);1;0); внести доп. строку- количество поступивших. Определить через автосуммирование).


Как выполняется условная функция?

 Рассмотрим еще вложенные логические функции ЕСЛИ.

Формат записи:

=ЕСЛИ(усл.1; выражение В; ЕСЛИ(усл.2; выражение С; ЕСЛИ(…)))

Может быть вложено до семи условий ЕСЛИ

Рассмотрим еще одну задачу.

Задача №2

  1. Найти работников, у которых имеются одновременно задолженности по двум видам кредита, и удержать от ЗП- 20% в счет погашения кредитов. С остальных работников, имеющих задолженность по какому-либо одному виду кредита, удержать 10% от ЗП. Работникам, не имеющим задолженности по кредиту, проставить в графе “Удержано”- 0.

Вам необходимо сформировать таблицу и записать функцию.

 В нашем примере логическая функция будет иметь следующий вид:

=ЕСЛИ(И(С2>0;D2>0);B2*0,2;ЕСЛИ(И(С2=0;D2=0);0;B2*0,1))

Данная логическая функция означает, что если одновременно  задолженности по двум видам кредита больше нуля, то необходимо удержать 20% с начисленной суммы, если обе задолженности одновременно равны нулю, то необходимо вывести 0, в противном случае необходимо удержать 10% от ЗП.

 

А

B

C

D

E

1

Фамилия

ЗП

Кредит 1

Кредит 2

Удержать из ЗП

2

Воронов

50000

20000

56000

 =ЕСЛИ(И(С2>0;D2>0);B2*0,2;ЕСЛИ(И(С2=0;D2=0);0;B2*0,1))

3

Скворцов

55000

15000

0

4

Сомов

65000

0

0

 

Задание №3

 Предлагается «переведите» условные выражения, записанные по правилам электронных таблиц в форму обычных предложений русского языка («Если…, то…, иначе…»).

а)        =ЕСЛИ (В1> C1; D2^2; D2*2)

б)         =ЕСЛИ (И(С5 >= C4; C4<2; D1=0); 1; -1)

в)         =ЕСЛИ (С1=5; 1)

Ответ.

а) если В1>C1, то D2 возвести в квадрат, иначе D2 умножить на 2;

б) если С5³С4 и при этом С4<2 и при этом D1 = 0, то поставить 1, иначе поставить -1;

 в) если С1=5, то поставить 1, иначе ничего не делать.

А теперь переходим к следующему этапу нашего урока. Вам предложено 2 задачи, попробуйте сами их решить, используя ЭТ
Контролирую выполнение предложенного задания. Отвечаю на вопросы учащихся.

Задание на карточках состоит из двух задач

Задача 1.

Таблица содержит следующие данные об учениках школы: фамилия, возраст и рост ученика. Сколько учеников могут заниматься в баскетбольной секции, если в секцию принимают детей с ростом не менее 165 см? Возраст не должен превышать 13 лет.

Задача 2.

Каждому пушному зверьку в возрасте от 1-го до 2-х месяцев полагается дополнительный стакан молока в день, если его вес меньше 3 кг. Количество зверьков, возраст и вес каждого известны. Выяснить, сколько литров молока в месяц необходимо для зверофермы. Один стакан молока составляет 0,2 литра.

В конце урока предлагается  П.р.

Выясняю степень усвоенности нового материала.

Сотрудникам компании начислена ЗП. Рассчитать ЗП выданную на   руки, учитывая процент выполнения плана, который влияет на размер премии (если план выполнен на 100% и более- премия составит 15% от начисленной ЗП, иначе- 0) и задолженности по кредитам ( сотрудникам, у которых имеются одновременно задолженности по двум видам кредита удержать от ЗП- 20% в счет погашения кредитов, с сотрудников, имеющих задолженность по какому-либо одному виду кредита, удержать 10% от ЗП. Сотрудникам, не имеющим задолженности по кредиту, проставить в графе “Удержано”- 0).

Записываем домашнее задание: “Составить таблицу для решения квадратного уравнения”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока:Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информации в среде табличного процессора MS Excel. Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

Ф.И.О. Коршунова Наталья ИвановнаДисциплина: Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельностиСпециальность: Укрупненная группа специальностей 050000Тема и ...

УСЛОВНАЯ ФУНКЦИЯ И ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ В EXCEL

УСЛОВНАЯ ФУНКЦИЯ И ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ В EXCEL...

Условная функция и логические выражения в Excel.

Школьный учебный предмет «Информатика» характеризуется глубокой прикладной направленностью. Сегодня разработаны программные продукты, с помощью которых рядовой пользователь очень быстро решает приклад...

Условная функция и логические выражения в табличном процессоре Excel

Условная функция и логические выражения в  табличном процессоре Excel...

Задачи к урокам по теме: "Логическая условная функция"

Поскольку ГИА по информатике (если таковой всё же состоится и кто-то из моих учеников выберут его) включает в себя эту тему, но в учебнике Угриновича Н. К. её нет, то пришлось брать материал из дополн...

Урок информатики в 9 классе на тему «Логические операции и условная функция»

Урок информатики в 9 классе на тему «Логические операции и условная функция»...

Условная функция и логические выражения в Excel.

Разработка урока "Условная функция и логические выражения в Excel"...